СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 9 класса»


Аннотация к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке для 9 «Д» класса (дети с нарушениями интеллекта)

Цель рабочей программы практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.


Статус программы: рабочая программа учебного курса

Категория обучающихся: учащиеся с ОВЗ 9 «Д» класса МКОУ «Кодинская общеобразовательная школа №4» г. Кодинска

Форма работы - групповая, индивидуальная. Технологии - здоровьесберегающие, коррекцонно-развивающие. Методы - наглядные, словесные, обучающие и развивающие.

Форма контроля - опрос устный фронтальный и устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.

Ожидаемые результаты - практическая подготовленность обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Программа составлена на 34 рабочие недели.

Сроки освоения программы: 1учебный год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Режим занятий: 2 часа в неделю























2018-2019 уч. год

МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4»

Кежемского района Красноярского края

«Рассмотрено»

Зав. кафедрой

________/Н.А. Коробова/

Протокол № _____

«__06_» ____09____ 2018 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УМР

________/Н.В. Кокоулиа/

«_07__» _____09_____2018 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ КСОШ №4

________/В.М. Манеева/

Приказ № 349

«_12__» _____09____ 2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по социально-бытовой ориентировке для учащихся 9 «Д» класса (дети с нарушениями интеллекта)







разработана учителем

Стреж О.С.















2018-2019 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Типовое положение о казенном образовательном учреждении «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4»;

-Учебный план казенного образовательного учреждения «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4»;

- Адаптированная образовательная программа школы;

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Данная программа составлена с учетом требований программно-методических материалов по коррекционно-развивающему обучению в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида (сост. В.В. Воронкова, 2001 г.).

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

  3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

  4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)


Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.


Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;

  • коррекционно – развивающую;

  • коррекционно – воспитательную;

  • воспитание положительных качеств личности;

  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).


Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.


Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.



Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы


Межпредметные связи:

  • СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

  • СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

  • СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

  • СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

  • СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.


Коррекционно-развивающие задачи: Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Основные формы:

  • урок,

  • практическая работа,

  • самостоятельная работа,

  • фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые.


Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).

  • Работа с книгой.

  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

  • Самостоятельная работа

  • Работа по карточкам.

  • Работа по плакатам.

  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.


Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;

  • ИКТ

  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;

  • Наглядные пособия, раздаточный материал;

  • Создание увлекательных ситуаций;

  • Занимательные упражнения;

  • Экскурсии


Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас­тными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного про­цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль­ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка­честв, в том числе гражданственности, толерантности.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства.
















Раздел 2. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки обучающийся должен
знать:
-
правила личной гигиены;

- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;

- способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и гото­вой пищи; правила составления рецепта блюда;

- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фами­лии и возраст, как распределены хозяйственно-быто­вые обязанности между членами семьи;

- правила поведения в зрелищных и куль­турно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;

- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;

- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;

- основные средства связи, виды почтовых отправлений;

- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;

- виды учреждений, их местонахождение и назначение;

- составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений;

- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;

- различать одежду и обувь в зависи­мости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;

- пользоваться прибо­рами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопас­ности; приготовить простые блюда, сервировать стол;

- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в се­мье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми;

- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и сануз­ла, ванны;

- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;

- выбирать необходимые продукты пи­тания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за при­обретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу;

- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;

- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;

- обращаться с вопросами и просьба­ми к работникам учреждений;

- подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на дру­гую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиогра­фию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.


Раздел 3. Учебно-тематический план



п/п


Тема урока


Тип урока


Элементы содержа-ния


Словарь


Дата


Виды контроля

Формы организации урока


I четверть


ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА -2ч


  1. 1

Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека.

комбинированный

о необходимости поддержания физического здоровья

-о современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п.;








фитнес, шейпинг, бодибилдинг, бесконтактные единоборства, ритмическая гимнастика

03.

09

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа



Вред курения, алкоголя и наркотиков.

комбинированный

-о вреде курения для курящих и окружающих;

-о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.

06.

09

Устный опрос

Беседа


ОДЕЖДА И ОБУВЬ - 8ч


Стиль в одежде, мода.


Сообщение новых знаний

-о стиле одежды и моде;




гарантийный срок, детали одежды, мода, обновление одежды, пятновыво-дитель, рассрочка, стиль одежды, товарный чек, ярлык





10.

09

Устный опрос

Беседа

Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности


комбинированный

- о средствах выражения индивидуальности



13.

09

Устный опрос

Беседа

Выбор одежды при покупке в соответствии с назначени­ем.


комбинированный

-определение собственных размеров одежды; гарантийные сроки носки,

правила возврата


17.

09

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Выбор обу­ви при покупке в соответствии с назначени­ем.


комбинированный

-определение собственных размеров обуви; гарантийные сроки носки, правила возврата


20.

09

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Варианты обновления одежды (теория )

Сообщение новых знаний



способы обновления одежды с помощью мелких деталей;


24.

09

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Варианты обновления одежды (замена мелких деталей).


27.

09

Тест по теме: «Одежда и обувь»



Средства и правила выведения мелких пя­тен на одежде. ТБ Практическая работа.

практический


- выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.

01.

10


Практическая работа

Практическая работа

Строжайшее соблюде­ние техники безопасно­сти при пользовании средствами для выведения пятен. Практическая работа.

практический


04.

10



Практическая работа

Практическая работа


ПИТАНИЕ-8ч


Санитарно-гигиенические требования в процессе приготовления пищи.


Сообщение новых знаний

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи.









авитаминоз, аппетит, диета, диетическое питание, микроорга-низмы, националь-ные блюда, рациональное питание, сервировка.


08.

10




Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста

Сообщение новых знаний

составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста; особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста;


11.

10

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Рецепты приготовления национальных блюд. (теория)


Сообщение новых знаний



запись рецепта наиболее характерного национального блюда; составление меню

15.

10

Устный опрос


Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая работа


практический

18.

10

Практическая работа

Практическая работа

Составление меню и сервировка праздничного стола (теория)

Сообщение новых знаний



составление меню праздничного стола и сервировка его;

22.

10

Устный опрос

Сервировка праздничного стола

Составление меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа.

практический

25.

10

Практическая работа

Практическая работа


II четверть


СЕМЬЯ - 6ч


Российская семья. Ус­ловия создания семьи.


Сообщение новых знаний



о порядке и условиях заключения и расторжения брака; об основах семейных отношений, семейных традиций; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.


взаимопонимание, взаимопомощь, благополучная семья, родители, любовь, микроклимат, семейный праздник, семейная традиция, сопереживание сострадание, уважение

08.

11

Устный опрос


Ус­ловия создания семьи,
основы семейных от­ношений, семейные традиции


Сообщение новых знаний

12.

11

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Взаимоотношения в семье.

комбинированный

15.11

Устный опрос


Распределение обя­занностей по ведению хозяйства, бюджета. Практическая работа.

практический

19.

11

Практическая работа

Практическая работа

Семейные ситуации.

комбинированный

22.

11

Устный опрос


Формы организации досуга, отдыха в семье.

комбинированный

26.

11

Тест



КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ -4ч


Традиции культуры






комбинированный

Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

Выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье; оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся.





культура поведения, культура общения, этикет


29.

11

Устный опрос


Традиции культуры поведения в современном обществе. Практическая работа.

03.

12

Практическая работа

Практическая работа

Соседи. Правила общежития

06.

12

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми

10.

12

Тест



ЖИЛИЩЕ -4ч


Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая работа.

практический

Интерьер.


Упражнение в рацио­нальной расстановке мебели, подборе дета­лей интерьера.

бра, жилищный фонд, интерьер, занавески, косметический ремонт, обои, рациональная расстановка, уют, шторы

13.

12

Практическая работа

Практическая работа

Интерьер.


Сообщение новых знаний

17.

12

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Сохранение жилищного фонда

комбинированный

20.

12

Устный опрос


Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище»

обобщающий

24.

12

Тест

Беседа. Фронтальная работа


III четверть


ТРАНСПОРТ - 4ч


Назначение авиа­транспорта.





комбинированный

О назначении авиатранспорта. Выбрать пункт назначе­ния. Определить номер рейса самолета, сто­имость билета. Рас­считать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города

авиатранспорт аэровокзал, аэропорт, бизнес-класс, бронь, заказ, маршрут, трап, рейс, салон, стюардесса, эконом-класс

10.

01

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Аэровок­зал. Маршруты.


14.

01

Устный опрос


Поря­док приобретения биле­та и их возврата.



17.

01

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Стоимость проезда.

21.

01

Устный опрос



ТОРГОВЛЯ - 5ч


Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания

комбинированный

отделы рынка; цены на отдельные товары; виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных.

выбор покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливое обращение к продавцу; подсчет стоимость покупок.

о назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли. Участие в школьной ярмарке;

посещение отделов ма­газина - распродажи то­варов по сниженным ценам.










регион, фирма, частный предприниматель, ярмарка, ярмарка-выставка, ярмарка образцов, ярмарка-привоз.


24.

01

Устный опрос


Рынок. Отделы рынка.


Сообщение новых знаний

28.

01

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами



комбинированный

31.

01

Устный опрос


Скупка вещей у населения.



Сообщение новых знаний

04.

02

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Ярмарки. Их виды, время и место прове­дения

комбинированный

07.

02

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


СРЕДСТВА СВЯЗИ – 4ч


Виды связи.

комбинированный


-современные виды связи;

-виды денежных переводов, их стоимость;

-заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.


автоматический определитель номера, телефон с АОН, автоответчик, денежный перевод, компьютерная связь, пейджер, сотовая связь, факс

11.

02

Устный опрос


Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в совре­менных условиях жизни общества.


Сообщение новых знаний

14.

02

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Виды денежных переводов (почтовые,
телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов

комбинированный

18.

02

Тест


Посылки. Правила упаковки и отправления. Практическая работа.

практический

21.

02

Практическая работа

Практическая работа


МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - 3ч


Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

комбинированный

Сюжетная игра - больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показа­ний и применения лекарства, составле­ние графика приема; организация столи­ка у постели больного, ставить горчич­ники на кукле.

амбулаторное лечение, воздушно-капельный путь передачи инфекции, дезинфекция, изолятор, контактный путь передачи инфекции, лист нетрудоспособности

28.

02

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа


Уход за больным. Практическая работа.

практический

04.

03

Практическая работа

Практическая работа

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности

Сообщение новых знаний

07.03

Тест



УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ - 4ч


Предприятия бытового обслуживания.

комбинированный

местонахождения предприятия бы­тового обслуживания населения;

какие виды услуг оно оказывает;

правила пользования услугами;

стоимость обслуживания;

профессии работников этого пред­приятия.



бытовое обслуживание, остекление, прокат, ремонт, услуги


11.

03

Устный опрос


Предприятия бытового обслуживания, их назначение.

комбинированный

14.

03

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Виды оказываемых услуг.

комбинированный

18.

03

Устный опрос


Профессии работников предприятия Практическая работа.

практический

21.

03

Практическая работа

Практическая работа


IV четверть


ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА - 7ч


Расходы на удовлетворение культурных потребностей


комбинированный

правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);

-виды и цели сбережений;

-порядок помещения денег в сберкассу;

-виды кредита, порядок его оформления;

-виды страхования.

-упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.



01.

04

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы.

Сообщение новых знаний

04.

04

Устный опрос


Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа.

практический

08.

04

Практическая работа

Практическая работа

Сбережения. Назначение сбережений.

Сообщение новых знаний

11.

04

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Хранение денег в сберегательной кассе.

комбинированный

15.

04

Устный опрос


Виды вкладов.


Сообщение новых знаний

18.

04

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование.

Сообщение новых знаний

22.

04

Тест



ТРУДОУСТРОЙСТВО – 9 ч


Выбор профессии.

комбинированный

учреждения и отделы по трудоустройству;

местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специ­альностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу;

правила перехода с одной работы на другую;

-составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструмен­ты, расписки, докладной записки. Охрана труда несовершеннолетних.






автобиография, анкета, военный билет, деловые бумаги, докладная записка, заявка, заявление, паспорт, приписное свидетельство, расписка, трудовая книжка


25.

04

Устный опрос


Профессионально-жизненная перспектива.

Сообщение новых знаний

29.

04

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

Учреждения и отделы по трудоустройству.

комбинированный

06.

05

Устный опрос


Оформление на работу, постоянную и по договору.

Сообщение новых знаний

13.

05

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

63.

Документы, необходи­мые для поступления на работу. Практическая работа.

практический

16.

05

Практическая работа

Практическая работа

64.

Трудовой договор.

Сообщение новых знаний

20.

05

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

65.

Трудовой стаж.

комбинированный

23.

05

Устный опрос

Беседа. Фронтальная работа

67.

Охрана труда несовершеннолетних

комбинированный

27.

05

Устный опрос


68.

Итоговое тестирование

Проверка знаний



30.

05

Тест



Итого за год 68 часов







































Раздел 4. Средства оценивания и контроля


Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.


За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме тестирования, проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.












Раздел 5. Содержание программы изучаемого курса


Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сохранения здоровья.

«Одежда и обувь»

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами.

«Питание»

Виды теста. Приготовления изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов.

«Семья»

Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек

«Культура поведения»

Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

«Жилище»

Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборки кухни, ванной, санузла.

«Транспорт»

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение, основные автобусные маршруты, расписание, порядок приобретение билета и его стоимость до разных пунктов. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы.

«Торговля»

Рынки. Виды рынков. Различия рынка от магазина.

«Средства связи»

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Получение справок по телефону. Вызов специализированных служб помощи населению (01, 02, 03, 04, 911 и т.п.). междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего телефонного разговора

«Медицинская помощь»

Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев.

«Учреждения, организации и предприятия»

Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.

«Экономика домашнего хозяйства»

Бюджет семьи. виды источников дохода, основные статьи расходов. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк.



п/п

Крупные темы

Кол-во

часов

Коррекционная работа

1

«Личная гигиена»

Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями косметических средств. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.

2

«Одежда и обувь»

Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь. Корригировать навыки ведения домашнего хозяйства правильно распределяя силы и внимание.

3

«Питание»

Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением выпечек. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления блюд.

4

«Семья»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью. Развивать осознанное внимание и восприятие при знакомстве с правилами ухода за грудными детьми.

5

«Культура поведения»

Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды и косметических средств, в соответствии с назначением мероприятия. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил общения с противоположным полом, осуществляя взаимосвязь с жизненным опытом. Корригировать поведенческие навыки.

6

«Жилище»

Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения, в соответствии с его назначением. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний.

7

«Транспорт»

Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о автотранспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе экскурсий.

8

«Торговля»

Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств рынков и магазинов. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

9

«Средства связи»

Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой телеграфа.

10

«Медицинская помощь

Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

11

«Учреждения, организации и предприятия»

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при формировании представлений о назначении органов власти и их разнообразии. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление.


«Экономика домашнего хозяйства»

15ч

Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительного внимания при оформлении необходимых документов. Осуществлять взаимосвязь с математикой при оформлении расчетных записей.










































Раздел 6. Учебно-методические средства обучения



Основная литература:


1. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

2. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа).

4. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. М., ВЛАДОС, 2010 г.


Дополнительная литература:


1. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. - М.: АРКТИ, 2002. – 79 с. (Методическая библиотека).

2. Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с., ил.

3. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Ермакова. – М.: Просвещение, 2002. – 79 с.: ил.

4. Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил.

5. Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.

6. Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.

7. Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.

8. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.

9. Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: СреднеУральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.

10. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.


Литература для обучающихся:


  1. СБО: Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. – 208 с.: илл.


ЦОР. Оборудование: Авторские разработки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!