СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 8 класс 8 вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 8 класс 8 вид»

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой – М.,ВЛАДОС, 2011г.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.

Задачи:

Формировать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

Воспитать элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

Привить желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

Развить художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

Развить всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Нормативно-правовые документы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).

Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».

Приказ № 1599 от 19 декабря 2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Учебный план приказ №84 от 29.08.2018г.

 Сведения о программе:

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Место и роль в учебном предмете. Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. Москва «Просвещение», 2011.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных работ.

Формы и средства контроля:

Контрольные работы по предмету СБО программой не предусмотрены.

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

Тестов

Кроссвордов

Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)

Перфокарт

Перфоконвертов

Практических работ.

Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.

В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела, темы.


Количество часов



Личная гигиена


3 часа



Одежда



6 часов



Питание


14 часов



Семья


3 часа



Культура поведения


3 часа



Жилище


4 часа



Транспорт 4 часа

Торговля


6 часов



Средства связи


6 часов




Медицинская помощь


8 часов



Учреждения, организации и предприятия


5 часов




Экономика домашнего хозяйства


8 часов




Итого


70 часов





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

На изучение курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе отводится 70 часов .
При этом, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, не менее половины материала отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п. Одним из основных методов работы с обучающимися при изучении материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Уроки-экскурсии и уроки- встречи помогут детям с ограниченными возможностями здоровья познакомиться с реальной действительностью, использовать на практике знания по правовым вопросам, полученные на уроках.
Изучение разделов курса позволяет практически знакомить обучающихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности обслуживании себя и близких. Для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности.

Программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.

Методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез.

Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Межпредметные связи:

СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.


Требование к уровню подготовки учащихся

1. Обучающиеся должны знать:

Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)

Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы,ю правила организации рабочего места школьника.

Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

2. Обучающиеся должны уметь:

Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

Учебно-методические средства обучения рабочей программы


№ п/п

Наименование

Методическая литература для учителя

1

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика)

2

Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гу­манитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика).

3

Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспи­танников специальных (коррекционных) общеобра­зовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа).

4

Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение де­тей с отклонениями в развитии: Методическое по­собие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиоте­ка).

5

Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов об­щеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.

6

Основы физиологии, санитарии и гигиены: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразова­тельных учреждений/ В.И.Ермакова. - М.: ПРО­СВЕЩЕНИЕ, 2002. - 79 с: илл.

7

Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домовод­ства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.

8

Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл.

9

Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание ис­правленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС,

Учебные пособия для учащихся

1

Технология: Учебник для учащихся 8 классов об­щеобразовательных учреждений (вариант для дево­чек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 192 с: илл.

2

Карточки-задания

3

Тесты

4

Перфокарты, кроссворды



















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ 8 КЛАСС.70 часов (2 часа в неделю).














п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки
воспитанников

Вид контроля.
Измерители

план

факт

Личная гигиена (3 часа).

1

Косметические средства Уход за кожей лица

2

Комбинированный урок

Косметические средства: лосьоны, кремы и пр.

Уметь выбирать косметические средства и пользоваться ими.

Текущий, беседа.



2



Одежда (6 часов).



3

Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным и электрооборудованием.

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей

2

Комбинированный урок

Техника безопасности при работе с ручным и электрооборудованием. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины.

Знать:
- правила техники безопасности;

- правила и приемы стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины.

Уметь соблюдать технику безопасности, стирать изделия.

Текущий контроль, практическое занятие.



4



5

Утюжка блузок, платьев, рубашек

2

Практикум

Правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек.

Знать правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек.
Уметь утюжить изделия.


Текущий контроль, практическое занятие.



6



7

Прачечная, виды услуг

1

Комбинированный урок

Прачечная, виды услуг, правила пользования.

Знать:

- виды услуг прачечной, - правила пользования.
Уметь пользоваться прачечной.

Текущий контроль, практическое занятие.



8

Уход за одеждой

1

Контроль-ная работа

Правила ухода за одеждой, за своим внешним видом.

Уметь ухаживать за собой.

Итоговый контроль.



Семья (3 часа).



9

Уход за грудным ребенком

3

Комбинированный урок, практикум

Уход за грудным ребенком, кормление, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания посуды, игрушек.

Знать правила ухода за грудными детьми

Текущий контроль.



10



11



Культура поведения (3 часа).



12

Культура общения юноши и девушки

1

Комбинированный урок

Правила общения юноши и девушки.

Знать правила общения юноши и девушки

Текущий, беседа.



13

Внешний вид молодых людей

2

Комбинированный урок

Внешний вид молодых людей: прическа, одежда, украшения.

Знать

требования к внешнему виду молодых людей: прическа, одежда, украшения.
Уметь соблюдать требования.



Текущий, беседа.



14




Питание (14 часов).



15

Инструктаж по технике безопасности и правилам соблюдения санитарно-гигиенических требований. Приготовление изделий из теста

6

Практикум

Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования. Приготовление изделий из теста.

Знать:

- правила приготовления изделий из теста,

- правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.

Текущий, устный опрос.



16



17



18



19





Уметь:

- готовить изделия из теста,

- соблюдать технику безопасности.




20



21

Квашение, соление овощей, варка варенья

4

Практикум

Квашение, соление овощей, варка варенья.

Знать правила и порядок квашения, соления овощей, варки варенья.
Уметь делать заготовки

Текущий,

практическое занятие.



22



23



24



25

Составление меню

3

Практикум

Составление меню обеда, завтрака, ужина на день, неделю
Сервировка стола.

Знать правила составления меню, сервировки стола.
Уметь составлять меню, сервировать стол

Практическая работа.



26

27



28

Приготовление изделий из теста

1

Практичес-кая работа.

Приготовление изделий из теста.

Знать правила приготовление изделий из теста.
Уметь готовить изделия из теста

Итоговый контроль.



Жилище (4 часа).



29

Уборка кухни, санузла

2

Практикум

Гигиенические требования к жилому помещению. Регулярная и сезонная уборка кухни, санузла.

Знать гигиенические требования к жилому помещению.
Уметь делать уборку кухни, санузла.


Текущий.



30



31

Моющие средства

2

Практикум

Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.

Знать моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.
Уметь пользоваться моющими средствами.

Текущий, практическая работа.



32






33

Междугородний автотранспорт

2

Изучение нового материала

Междугородний автотранспорт Виды транспортных средств.

Знать:
- междугородний автотранспорт,

- виды транспортных средств.

Текущий, устный опрос.



34



35



Водный транспорт

2

Комбинированный урок

Водный транспорт. Основные маршруты, расписание, стоимость проезда.

Знать основные маршруты, расписание, стоимость проезда на водном транспорте.

Текущий, беседа.



36



Торговля (6 часов).



37

Специализированные магазины

3

Комбинированный урок

Специализированные магазины: книжный, спортивный и пр.

Знать:
- специализированные магазины,

- ассортимент товаров

Текущий, беседа.





38

39



40

Стоимость товаров.

2

Комбинированный урок

Стоимость основных промышленных товаров.

Знать стоимость товаров.
Уметь вычислять стоимость товаров.

Текущий контроль.



41



42

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров, порядок приобретения

2

Урок - экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров: фасованные, на развес порядок приобретения.

Знать:

- виды товаров,

- порядок приобретения, - правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь соблюдать правила поведения.

Текущий, беседа, составление связного текста.



43



Средства связи (6 часов).



44

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

3

Комбинированный урок

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

Знать правила пользования телефоном.
Уметь их применять

Текущий, беседа.



45



46



47

Междугородная телефонная связь

1

Комбинированный урок

Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры.

Знать услуги телефонной связи, тарифы, правила.
Уметь:

- культурно разговаривать, - оформлять заказ

Текущий контроль.



48

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь

2

Урок - экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры.

Знать:

- услуги телефонной связи, тарифы, правила, - правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь:

- соблюдать правила поведения,
- культурно разговаривать, оформлять заказ

Текущий контроль.



49



Медицинская помощь (8 часов).



50

Первая помощь при несчастных случаях







3

Комбинированный урок

Первая помощь при несчастных случаях, ожогах, обморожении, отравлении.

Знать:
- первая помощь при несчастных случаях, - ожогах, обморожении, отравлении.
Уметь оказывать первую помощь.

Текущий,

устный опрос.



51



52



53

Первая медицинская помощь утопающему

2

Практикум

Первая медицинская помощь утопающему.

Знать:
- первая медицинская помощь утопающему.
Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Текущий, практическая работа.



54



55

Первая медицинская помощь

1

Практичес-кая работа

Первая медицинская помощь.

Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Итоговый контроль.





56

Глистные заболевания и меры их предупреждения

2

Комбинированный урок

Глистные заболевания и меры их предупреждения.

Знать глистные заболевания и меры их предупреждения.

Текущий,

устный опрос.



57



Учреждения, организации, предприятия (5 часов)



58

Департамент, муниципалитет

2

Комбинированный урок

Департамент, муниципалитет, их назначение.

Знать:
- что такое департамент, муниципалитет,

- их назначение.

Текущий, беседа.



59



60

Префектура милиции

2

Комбинированный урок

Префектура милиции, ее назначение.

Знать:
что такое префектура милиции,

- ее назначение.

Текущий, беседа.



61



62

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Муниципальные учреждения

1

Урок-экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Экскурсия в одно из учреждений.

Знать:
- что такое муниципальные учреждения,

- правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь соблюдать правила поведения.




Текущий контроль.



Экономика домашнего хозяйства (8 часов)



63

Статьи расходов. Планирование расходов

4

Комбинированный урок

Статьи расходов. Планирование расходов.

Знать:

- деньги, их назначение в нашей жизни,

- статьи расходов,

- планирование расходов.

Текущий, беседа.



64



65



66



67

Расходы на питание

2

Практикум

Бюджет семьи. Источники дохода. Расходы на питание.

Знать: бюджет семьи,

- источники дохода.
Уметь рассчитывать бюджет семьи

Текущий контроль.



68



69

Содержание жилища

2

Комбинированный урок

Содержание жилища. Оплата коммунальных услуг.

Знать содержание жилища.
Уметь осуществлять оплату коммунальных услуг.

Текущий контроль.



70












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!