Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой – М.,ВЛАДОС, 2011г.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.
Задачи:
Формировать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитать элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привить желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
Развить художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
Развить всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Нормативно-правовые документы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».
Приказ № 1599 от 19 декабря 2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учебный план приказ №84 от 29.08.2018г.
Сведения о программе:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Место и роль в учебном предмете. Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. Москва «Просвещение», 2011.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных работ.
Формы и средства контроля:
Контрольные работы по предмету СБО программой не предусмотрены.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
Тестов
Кроссвордов
Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
Перфокарт
Перфоконвертов
Практических работ.
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.
В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Название раздела, темы. | | Количество часов | |
|
|
|
|
Культура поведения | | 3 часа | | |
|
Транспорт 4 часа |
|
|
| Медицинская помощь | | 8 часов | | |
Учреждения, организации и предприятия | | 5 часов | | |
| Экономика домашнего хозяйства | | 8 часов | | |
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
На изучение курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе отводится 70 часов .
При этом, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, не менее половины материала отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п. Одним из основных методов работы с обучающимися при изучении материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Уроки-экскурсии и уроки- встречи помогут детям с ограниченными возможностями здоровья познакомиться с реальной действительностью, использовать на практике знания по правовым вопросам, полученные на уроках.
Изучение разделов курса позволяет практически знакомить обучающихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности обслуживании себя и близких. Для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности.
Программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.
Методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез.
Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Требование к уровню подготовки учащихся
1. Обучающиеся должны знать:
Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.
Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы,ю правила организации рабочего места школьника.
Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.
Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.
2. Обучающиеся должны уметь:
Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами
Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,
Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
№ п/п | Наименование |
Методическая литература для учителя |
1 | Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика) |
2 | Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика). |
3 | Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа). |
4 | Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека). |
5 | Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл. |
6 | Основы физиологии, санитарии и гигиены: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Ермакова. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 79 с: илл. |
7 | Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл. |
8 | Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл. |
9 | Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, |
Учебные пособия для учащихся |
1 | Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 192 с: илл. |
2 | Карточки-задания |
3 | Тесты |
4 | Перфокарты, кроссворды |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ 8 КЛАСС.70 часов (2 часа в неделю).
|
|
|
|
| | | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки воспитанников | Вид контроля. Измерители | план | факт |
Личная гигиена (3 часа). |
1 | Косметические средства Уход за кожей лица | 2 | Комбинированный урок | Косметические средства: лосьоны, кремы и пр. | Уметь выбирать косметические средства и пользоваться ими. | Текущий, беседа. | | |
2 | | |
Одежда (6 часов). | | |
3 | Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным и электрооборудованием. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей | 2 | Комбинированный урок | Техника безопасности при работе с ручным и электрооборудованием. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины. | Знать: - правила техники безопасности; - правила и приемы стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины. Уметь соблюдать технику безопасности, стирать изделия. | Текущий контроль, практическое занятие. | | |
4 | | |
5 | Утюжка блузок, платьев, рубашек | 2 | Практикум | Правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек. | Знать правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек. Уметь утюжить изделия. | Текущий контроль, практическое занятие. | | |
6 | | |
7 | Прачечная, виды услуг | 1 | Комбинированный урок | Прачечная, виды услуг, правила пользования. | Знать: - виды услуг прачечной, - правила пользования. Уметь пользоваться прачечной. | Текущий контроль, практическое занятие. | | |
8 | Уход за одеждой | 1 | Контроль-ная работа | Правила ухода за одеждой, за своим внешним видом. | Уметь ухаживать за собой. | Итоговый контроль. | | |
Семья (3 часа). | | |
9 | Уход за грудным ребенком | 3 | Комбинированный урок, практикум | Уход за грудным ребенком, кормление, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания посуды, игрушек. | Знать правила ухода за грудными детьми | Текущий контроль. | | |
10 | | |
11 | | |
Культура поведения (3 часа). | | |
12 | Культура общения юноши и девушки | 1 | Комбинированный урок | Правила общения юноши и девушки. | Знать правила общения юноши и девушки | Текущий, беседа. | | |
13 | Внешний вид молодых людей | 2 | Комбинированный урок | Внешний вид молодых людей: прическа, одежда, украшения. | Знать требования к внешнему виду молодых людей: прическа, одежда, украшения. Уметь соблюдать требования. | Текущий, беседа. | | |
14 |
| |
Питание (14 часов). | | |
15 | Инструктаж по технике безопасности и правилам соблюдения санитарно-гигиенических требований. Приготовление изделий из теста | 6 | Практикум | Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования. Приготовление изделий из теста. | Знать: - правила приготовления изделий из теста, - правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования. | Текущий, устный опрос. | | |
16 | | |
17 | | |
18 | | |
19 | | | | | Уметь: - готовить изделия из теста, - соблюдать технику безопасности. | | | |
20 | | |
21 | Квашение, соление овощей, варка варенья | 4 | Практикум | Квашение, соление овощей, варка варенья. | Знать правила и порядок квашения, соления овощей, варки варенья. Уметь делать заготовки | Текущий, практическое занятие. | | |
22 | | |
23 | | |
24 | | |
25 | Составление меню | 3 | Практикум | Составление меню обеда, завтрака, ужина на день, неделю Сервировка стола. | Знать правила составления меню, сервировки стола. Уметь составлять меню, сервировать стол | Практическая работа. | | |
26 |
27 | | |
28 | Приготовление изделий из теста | 1 | Практичес-кая работа. | Приготовление изделий из теста. | Знать правила приготовление изделий из теста. Уметь готовить изделия из теста | Итоговый контроль. | | |
Жилище (4 часа). | | |
29 | Уборка кухни, санузла | 2 | Практикум | Гигиенические требования к жилому помещению. Регулярная и сезонная уборка кухни, санузла. | Знать гигиенические требования к жилому помещению. Уметь делать уборку кухни, санузла. | Текущий. | | |
30 | | |
31 | Моющие средства | 2 | Практикум | Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла. | Знать моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла. Уметь пользоваться моющими средствами. | Текущий, практическая работа. | | |
32 | | |
| | |
33 | Междугородний автотранспорт | 2 | Изучение нового материала | Междугородний автотранспорт Виды транспортных средств. | Знать: - междугородний автотранспорт, - виды транспортных средств. | Текущий, устный опрос. | | |
34 | | |
35 | Водный транспорт | 2 | Комбинированный урок | Водный транспорт. Основные маршруты, расписание, стоимость проезда. | Знать основные маршруты, расписание, стоимость проезда на водном транспорте. | Текущий, беседа. | | |
36 | | |
Торговля (6 часов). | | |
37 | Специализированные магазины | 3 | Комбинированный урок | Специализированные магазины: книжный, спортивный и пр. | Знать: - специализированные магазины, - ассортимент товаров | Текущий, беседа. | | |
| |
38 |
39 | | |
40 | Стоимость товаров. | 2 | Комбинированный урок | Стоимость основных промышленных товаров. | Знать стоимость товаров. Уметь вычислять стоимость товаров. | Текущий контроль. | | |
41 | | |
42 | Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров, порядок приобретения | 2 | Урок - экскурсия | Правила поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров: фасованные, на развес порядок приобретения. | Знать: - виды товаров, - порядок приобретения, - правила поведения на улице и в общественном месте. Уметь соблюдать правила поведения. | Текущий, беседа, составление связного текста. | | |
43 |
| |
Средства связи (6 часов). | | |
44 | Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону | 3 | Комбинированный урок | Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону | Знать правила пользования телефоном. Уметь их применять | Текущий, беседа. | | |
45 | | |
46 | | |
47 | Междугородная телефонная связь | 1 | Комбинированный урок | Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры. | Знать услуги телефонной связи, тарифы, правила. Уметь: - культурно разговаривать, - оформлять заказ | Текущий контроль. | | |
48 | Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь | 2 | Урок - экскурсия | Правила поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры. | Знать: - услуги телефонной связи, тарифы, правила, - правила поведения на улице и в общественном месте. Уметь: - соблюдать правила поведения, - культурно разговаривать, оформлять заказ | Текущий контроль. | | |
49 | | |
Медицинская помощь (8 часов). | | |
50 | Первая помощь при несчастных случаях | 3 | Комбинированный урок | Первая помощь при несчастных случаях, ожогах, обморожении, отравлении. | Знать: - первая помощь при несчастных случаях, - ожогах, обморожении, отравлении. Уметь оказывать первую помощь. | Текущий, устный опрос. | | |
51 | | |
52 | | |
53 | Первая медицинская помощь утопающему | 2 | Практикум | Первая медицинская помощь утопающему. | Знать: - первая медицинская помощь утопающему. Уметь оказать первую медицинскую помощь. | Текущий, практическая работа. | | |
54 | | |
55 | Первая медицинская помощь | 1 | Практичес-кая работа | Первая медицинская помощь. | Уметь оказать первую медицинскую помощь. | Итоговый контроль. | | |
56 | Глистные заболевания и меры их предупреждения | 2 | Комбинированный урок | Глистные заболевания и меры их предупреждения. | Знать глистные заболевания и меры их предупреждения. | Текущий, устный опрос. | | |
57 | | |
Учреждения, организации, предприятия (5 часов) | | |
58 | Департамент, муниципалитет | 2 | Комбинированный урок | Департамент, муниципалитет, их назначение. | Знать: - что такое департамент, муниципалитет, - их назначение. | Текущий, беседа. | | |
59 | | |
60 | Префектура милиции | 2 | Комбинированный урок | Префектура милиции, ее назначение. | Знать: что такое префектура милиции, - ее назначение. | Текущий, беседа. | | |
61 |
| |
62 | Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Муниципальные учреждения | 1 | Урок-экскурсия | Правила поведения на улице и в общественном месте. Экскурсия в одно из учреждений. | Знать: - что такое муниципальные учреждения, - правила поведения на улице и в общественном месте. Уметь соблюдать правила поведения. | Текущий контроль. | | |
Экономика домашнего хозяйства (8 часов) | | |
63 | Статьи расходов. Планирование расходов | 4 | Комбинированный урок | Статьи расходов. Планирование расходов. | Знать: - деньги, их назначение в нашей жизни, - статьи расходов, - планирование расходов. | Текущий, беседа. | | |
64 | | |
65 | | |
66 | | |
67 | Расходы на питание | 2 | Практикум | Бюджет семьи. Источники дохода. Расходы на питание. | Знать: бюджет семьи, - источники дохода. Уметь рассчитывать бюджет семьи | Текущий контроль. | | |
68 | | |
69 | Содержание жилища | 2 | Комбинированный урок | Содержание жилища. Оплата коммунальных услуг. | Знать содержание жилища. Уметь осуществлять оплату коммунальных услуг. | Текущий контроль. | | |
70 | | |