СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 9 класс, 8 вид (надомное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для обучения на дому 9 класс 8 вид .Прошла экспертизу на методическом объединении

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 9 класс, 8 вид (надомное обучение)»



Пояснительная записка

Программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Социально-бытовая ориентировка. С.А.Казакова, В.В.Воронкова.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку воспитанника к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у воспитанника необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса ребенка.

Цель программы - подготовить воспитанника к самостоятельной жизни и труду.

Задачи:

- формировать у воспитанника знания и умения, навыки, способствующие социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития; - совершенствовать у воспитанника необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи; - - способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми.









Планируемые результаты обучения

Уметь:

- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером; - определять стиль одежды, пользоваться журналом мод; рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; выводить пятна различными способами и средствами; готовить национальные блюда, сервировать праздничный стол; - готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста, диетические блюда; анализировать различные семейные ситуации и давать им правильно встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей; анализировать поступки людей и давать им правильную оценку; - соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе;расставлять мебель в квартире (на макете), подбирать детали интерьера; - ориентироваться в расписании, определять маршрут и выбирать транспортные средства, выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупок; заполнять бланки почтового и телеграфного переводов; оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг; одевать, умывать, кормить больного (взрослого ,ребенка); - измерять температуру, ставить горчичники (на куклу); перестилать постель лежачего больного; - обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; соблюдать правила экономики; - заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу,соотносить выбранную профессию со своими возможностями, заполнять анкету, расписку, докладную записку; писать заявление, автобиографию; составлять заявки на материалы, инструменты; обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.

Знать:

- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека; размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата; способы обновления одежды с помощью мелких деталей; средства для выведения пятен в домашних условиях; - общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др.; санитарно-гигиенические требования и правила техники (безопасности при работе со средствами для выведения пятен); способы приготовления национальных блюд; правила сервировки праздничного стола; - меню ребенка ясельного возраста; культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире т по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь); правила приема гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита); правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); - требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда; - основные маршруты самолетов, службы аэровокзала;порядок приобретения и возврата билетов; правила посадки в самолет; отделы рынка; цены на отдельные товары; отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах; - правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин; правила получения денег за проданные вещи; - современные виды связи; виды денежных переводов, их стоимость; меры по предупреждению инфекционных заболеваний; - правила ухода за больными; условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным); - местонахождение предприятий бытового обслуживания;виды оказываемых ими услуг; - правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;

профессии работников предприятий; правила экономики (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д., виды и цели сбережений; - отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии, учреждения и отделы по трудоустройству; - местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; - виды документов, необходимых для поступления на работу; правила перехода на другую работу; - перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.























Содержание программы

Название раздела

Содержание тем учебного курса

Личная гигиена.

Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека.

Одежда и обувь.

Стиль одежды, мода, обновление одежды. Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях.

Питание.

Приготовление национальных блюд. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание.

Семья.

Основы семейного очага. Закон Российской Федерации.

Культура поведения.

Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей.

Жилище.

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

Транспорт.

Автотранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов.

Торговля.

Рынок. Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Ярмарки.

Средства связи.

Виды связи. Денежные переводы. Виды переводов. Стоимость отправки переводов.

Медицинская помощь.

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больными. Листок нетрудоспособности.

Учреждения, организа-ции и предприятия.

Предприятия бытового обслуживания.

Экономика домашнего хозяйства.

Экономия в домашнем хозяйстве. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.

Профориентация и трудоустройство.


Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги, правила их составления.























Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Количество

часов

1

Личная гигиена.

1

2

Одежда и обувь.

2

3

Питание.

1

4

Семья.

1

5

Культура поведения.

1

6

Жилище.

1

7

Транспорт.

1

8

Торговля.

2

9

Средства связи.

1

10

Медицинская помощь.

1

11

Учреждения, организации и предприятия.

1

12

Экономика домашнего хозяйства.

2

13

Профориентация и трудоустройство.

2



17











Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел, тема урока

Дата проведения


Личная гигиена


1

Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека.



Одежда и обувь


2

Стиль одежды, мода, обновление одежды. Внешний вид молодого человека.


3

Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен с одежды. Практическая работа.



Питание


4

Приготовление национальных блюд. Сервировка праздничного стола. Практическая работа.


5

Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание.



Семья


6

Основы семейного очага. Закон Российской Федерации о браке и семье.



Культура поведения


7

Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей.



Жилище


8

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.



Транспорт


9

Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов.



Торговля


10

Рынок. Отделы рынка. Комиссионные магазины. Ярмарки. Их виды, время и место проведения.



Средства связи


11

Виды связи. Денежные переводы. Виды переводов. Заполнение бланков.



Медицинская помощь


12

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больными.



Учреждения, организации и предприятия


13

Предприятия бытового обслуживания, их назначения.



Экономика домашнего хозяйства


14

Расходы на удовлетворение потребностей и некоторые текущие расходы. Практическая работа.


15

Сбережения. Назначение сбережений. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.



Профориентация и трудоустройство


16

Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству.


17

Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу. Деловые бумаги.