Пояснительная записка
Программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Социально-бытовая ориентировка. С.А.Казакова, В.В.Воронкова.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку воспитанника к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у воспитанника необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса ребенка.
Цель программы - подготовить воспитанника к самостоятельной жизни и труду.
Задачи:
- формировать у воспитанника знания и умения, навыки, способствующие социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития; - совершенствовать у воспитанника необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи; - - способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми.
Планируемые результаты обучения
Уметь:
- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером; - определять стиль одежды, пользоваться журналом мод; рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; выводить пятна различными способами и средствами; готовить национальные блюда, сервировать праздничный стол; - готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста, диетические блюда; анализировать различные семейные ситуации и давать им правильно встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей; анализировать поступки людей и давать им правильную оценку; - соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе;расставлять мебель в квартире (на макете), подбирать детали интерьера; - ориентироваться в расписании, определять маршрут и выбирать транспортные средства, выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупок; заполнять бланки почтового и телеграфного переводов; оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг; одевать, умывать, кормить больного (взрослого ,ребенка); - измерять температуру, ставить горчичники (на куклу); перестилать постель лежачего больного; - обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; соблюдать правила экономики; - заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу,соотносить выбранную профессию со своими возможностями, заполнять анкету, расписку, докладную записку; писать заявление, автобиографию; составлять заявки на материалы, инструменты; обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.
Знать:
- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека; размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата; способы обновления одежды с помощью мелких деталей; средства для выведения пятен в домашних условиях; - общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др.; санитарно-гигиенические требования и правила техники (безопасности при работе со средствами для выведения пятен); способы приготовления национальных блюд; правила сервировки праздничного стола; - меню ребенка ясельного возраста; культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире т по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь); правила приема гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита); правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); - требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда; - основные маршруты самолетов, службы аэровокзала;порядок приобретения и возврата билетов; правила посадки в самолет; отделы рынка; цены на отдельные товары; отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах; - правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин; правила получения денег за проданные вещи; - современные виды связи; виды денежных переводов, их стоимость; меры по предупреждению инфекционных заболеваний; - правила ухода за больными; условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным); - местонахождение предприятий бытового обслуживания;виды оказываемых ими услуг; - правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
профессии работников предприятий; правила экономики (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д., виды и цели сбережений; - отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии, учреждения и отделы по трудоустройству; - местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; - виды документов, необходимых для поступления на работу; правила перехода на другую работу; - перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Содержание программы
Название раздела | Содержание тем учебного курса |
Личная гигиена. | Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. |
Одежда и обувь. | Стиль одежды, мода, обновление одежды. Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. |
Питание. | Приготовление национальных блюд. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание. |
Семья. | Основы семейного очага. Закон Российской Федерации. |
Культура поведения. | Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей. |
Жилище. | Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. |
Транспорт. | Автотранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. |
Торговля. | Рынок. Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Ярмарки. |
Средства связи. | Виды связи. Денежные переводы. Виды переводов. Стоимость отправки переводов. |
Медицинская помощь. | Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больными. Листок нетрудоспособности. |
Учреждения, организа-ции и предприятия. | Предприятия бытового обслуживания. |
Экономика домашнего хозяйства. | Экономия в домашнем хозяйстве. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. |
Профориентация и трудоустройство. | Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги, правила их составления. |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Личная гигиена. | 1 |
2 | Одежда и обувь. | 2 |
3 | Питание. | 1 |
4 | Семья. | 1 |
5 | Культура поведения. | 1 |
6 | Жилище. | 1 |
7 | Транспорт. | 1 |
8 | Торговля. | 2 |
9 | Средства связи. | 1 |
10 | Медицинская помощь. | 1 |
11 | Учреждения, организации и предприятия. | 1 |
12 | Экономика домашнего хозяйства. | 2 |
13 | Профориентация и трудоустройство. | 2 |
| | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема урока | Дата проведения |
| Личная гигиена | |
1 | Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. | |
| Одежда и обувь | |
2 | Стиль одежды, мода, обновление одежды. Внешний вид молодого человека. | |
3 | Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен с одежды. Практическая работа. | |
| Питание | |
4 | Приготовление национальных блюд. Сервировка праздничного стола. Практическая работа. | |
5 | Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание. | |
| Семья | |
6 | Основы семейного очага. Закон Российской Федерации о браке и семье. | |
| Культура поведения | |
7 | Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей. | |
| Жилище | |
8 | Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. | |
| Транспорт | |
9 | Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. | |
| Торговля | |
10 | Рынок. Отделы рынка. Комиссионные магазины. Ярмарки. Их виды, время и место проведения. | |
| Средства связи | |
11 | Виды связи. Денежные переводы. Виды переводов. Заполнение бланков. | |
| Медицинская помощь | |
12 | Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больными. | |
| Учреждения, организации и предприятия | |
13 | Предприятия бытового обслуживания, их назначения. | |
| Экономика домашнего хозяйства | |
14 | Расходы на удовлетворение потребностей и некоторые текущие расходы. Практическая работа. | |
15 | Сбережения. Назначение сбережений. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. | |
| Профориентация и трудоустройство | |
16 | Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. | |
17 | Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу. Деловые бумаги. | |