Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Конь-Колодезский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08. Основы бухгалтерского учёта
профессиональный цикл
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство»)
Конь-Колодезь, 2017
ОДОБРЕНО цикловой комиссией общих гуманитарных, математических, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Председатель ________________ Т.И. Животенко «___» ________________ 2017г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по учебной работе _________________ М.Н. Киселева |
Организация-разработчик: ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум».
Разработчик: Животенко Т.И. , преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. «Основы бухгалтерского учёта», входящей в профессиональный цикл разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г., № 832.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство») в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+ и профессионального стандарта Бухгалтер.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учёта
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство»), входящей в укрупненную группу Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- другими образовательными учреждениями, реализующими программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство»),
- в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
использовать формы и счета бухгалтерского учёта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
национальную систему нормативного регулирования;
международные стандарты финансовой отчетности;
понятие бухгалтерского учета;
сущность и значение бухгалтерского учета;
историю бухгалтерского учета;
основные требования к ведению бухгалтерского учета;
предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
план счетов бухгалтерского учета;
формы бухгалтерского учета.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
подготовка докладов, компьютерной презентации; подготовка сообщений; составление кроссвордов; решение ситуационных задач; составление словаря специальных терминов заполнение учётных регистров составление конспектов систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы | 4 2 4 1 1 1 2 15 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы бухгалтерского учёта Основы бухгалтерского учёта Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Содержание дисциплины и исторический аспект развития. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия различных форм собственности. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы | - |
Раздел 1. Содержание и предмет бухгалтерского учёта | | 22 |
Тема 1.1. Сущность, цели, принципы и значение бухгалтерского учёта | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие и виды хозяйственного учёта. Основные функции и задачи бухгалтерского учёта. Учётные измерители. Принципы бухгалтерского учёта. Значение бухгалтерского учёта. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы | 1 |
Тема 1.2. Правовая основа бухгалтерского учёта | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности. Национальная система нормативного регулирования. | 2 | 3 |
2 | Закон о бухгалтерском учёте. Требования к ведению бухгалтерского учёта. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Международные стандарты учёта и адаптация к ним российской системы учёта. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия № 1 Знакомство с нормативно-правовой базой бухгалтерского учёта в России. | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы конспект «Федеральный закон о бухгалтерском учёте» | 1 1 |
Тема 1.3. Объекты и предмет бухгалтерского учёта. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Объекты бухгалтерского учёта, определение и состав бухгалтерского учёта. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению. | 2 | 3 |
2 | Классификация хозяйственных средств по источникам формирования. Хозяйственные факты (операции) и хозяйственные процессы. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия № 2,3 Группировка хозяйственных средств предприятия по составу и по источникам образования. | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Составление словаря специальных терминов | 2 1 |
Раздел 2. Метод бухгалтерского учёта и его основные элементы. | | 57 |
Тема 2.1. Бухгалтерский баланс. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Бухгалтерский баланс, роль и назначение бухгалтерских балансов. Классификация бухгалтерских балансов. Структура и строение бухгалтерских балансов. | 2 | 3 |
2 | Влияние на бухгалтерский баланс хозяйственных операций. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия № 4 Составление бухгалтерского баланса № 5 Решение задач по определению типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций. | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Составление кроссворда по теме «Бухгалтерский баланс» | 2 2 |
Тема 2.2. Система счетов бухгалтерского учёта и двойная запись. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Бухгалтерские счета, их назначение и структура. Активные счета, их виды и порядок записи на них. Пассивные счета, их виды и порядок записи на них. | 2 | 3 |
2 | Активно-пассивные счета, их характеристика. Порядок записи хозяйственных операций на счетах. | 2 | 3 |
3 | Понятие двойной записи хозяйственных операций на счетах. Бухгалтерская запись. Бухгалтерская проводка. Проводки простые и сложные | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия № 6,7 Открытие счетов бухгалтерского учёта, порядок их заполнения. Составление бухгалтерских проводок. | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: Бухгалтерские счета, их классификация | 5 |
Тема 2.3. План счетов бухгалтерского учёта | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Синтетические и аналитические счета, их назначение и взаимосвязь. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам. | 2 | 3 |
2 | Классификация счетов бухгалтерского учёта по назначению и структуре и по экономическому содержанию. План счетов бухгалтерского учёта. Субсчета. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия № 8 Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учёта. | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы составление кроссворда | 2 2 |
Тема 2.4. Документация и инвентаризация | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Первичные учётные документы и их назначение. Классификация первичных документов. График документооборота. Сохранность первичных учётных документов | 2 | 3 |
2 | Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта. Порядок проведения и оценки результатов инвентаризации. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия № 9 Заполнение реквизитов бухгалтерских документов. № 10 Составление документов по результатам инвентаризации. | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: Документация в бухгалтерском учёте. | 2 2 |
Тема 2.5. Оценка и калькуляция. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Оценка имущества и обязательств. Группировка затрат на производство. Классификация затрат. Понятие себестоимости. Виды калькуляций. | 2 | 2 |
|
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы подготовка сообщений по теме: Группировка затрат на производство. | 1 1 |
Тема 2.6. Бухгалтерская отчётность | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие бухгалтерской отчётности. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности Виды и состав отчётности. Международные стандарты финансовой отчётности | 2 | 2 |
|
|
| |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Подготовка сообщений по вопросу Международные стандарты финансовой отчётности | 1 1 |
Раздел 3. Техника и формы бухгалтерского учёта. | | 9 |
Тема 3.1. Учётные регистры Формы бухгалтерского учёта | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Понятие учётных регистров. Классификация учётных регистров. Хронологические и систематические учётные регистры. | 2 | 2 |
2 | Способы исправления ошибочных записей в учётных регистрах | 2 | 3 |
3 | Характеристика форм бухгалтерского учёта Автоматизированная форма учёта | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, решение ситуационных задач, подготовка заполненных учётных регистров | 1 1 1 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - |
Всего: | 90 |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: Документационного обеспечения управления, Бухгалтерского учёта, налогообложения и аудита; Финансов, денежного обращения и кредита; Экономической теории, Теории бухгалтерского учёта,
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект изобразительных учебно-наглядных пособий: плакаты, схемы, графики, таблицы, раздаточные дидактические материалы;
комплект учебно-методической литературы: учебники и учебные пособия, альбомы, методические рекомендации;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, доступ к сети Интернет;
мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
2 План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (с изменениями и дополнениями).
3 Богаченко В. М. Кириллова Н. А. Бухгалтерский учёт: учебник. – Ростов на Дону: Феникс, 2015.
4. Богаченко В. М. Кириллова Н. А Основы бухгалтерского учёта: учебное пособие.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.
5. Богаченко В. М. Кириллова Н. А. Бухгалтерский учёт: практикум. – Ростов на Дону: Феникс, 2013.
6. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С. В. Бухгалтерский учёт: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт: учебное пособие. – М.: ИНФРА М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учёта. Рабочая тетрадь - Ростов на Дону: Феникс, 2015.
2. Щербакова В. И. Теория бухгалтерского учёта: учебник. – М.: ФОРУМ – ИНФРА –М, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. www.businessuchet.ru;
2. www.Blanki.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения: применение нормативного регулирования бухгалтерского учета; ориентирование на международные стандарты финансовой отчетности; соблюдение требований к бухгалтерскому учету; следование методам и принципам бухгалтерского учета; использование форм и счетов бухгалтерского учёта, усвоенные знания: знание нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности; знание национальной системы нормативного регулирования; знание международных стандартов финансовой отчетности; понятие бухгалтерского учета; знание сущности и значения бухгалтерского учета; знание истории бухгалтерского учета; знание основных требований к ведению бухгалтерского учета; знание предмета, метода и принципов бухгалтерского учета; знание плана счетов бухгалтерского учета; знание форм бухгалтерского учета. | Выполнение и защита практических работ № 1-12, устный опрос, письменный опрос, решение задач, тестирование, работа в малых группах, собеседование, деловые игры, работа над ошибками; Оценка правильности выполнения самостоятельной работы (проверка домашних заданий: в том числе компьютерных презентаций, тестов, кроссвордов, подготовленных сообщений, докладов с использованием информационно- коммуникационных технологий) Выполнение и защита практических работ № 1-12, устный опрос, письменный опрос, решение задач, тестирование, работа в малых группах, собеседование, деловые игры, работа над ошибками; Оценка правильности выполнения самостоятельной работы (проверка домашних заданий: в том числе компьютерных презентаций, тестов, кроссвордов, подготовленных сообщений, составленных конспектов, подготовленных таблиц, задач, докладов с использованием информационно - коммуникационных технологий) применение метода «портфолио» |
Разработчик:
ГОБ ПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» преподаватель Т. И. Животенко
Эксперт:
ГОБ ПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» преподаватель Г. В. Алексеенко
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Основы бухгалтерского учёта»
(базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство»)», входящей в укрупненную группу «Экономика и управление» на основе ФГОС СПО.
Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины, конкретизацию результатов освоения дисциплины и технологии формирования ОК.
Максимальная учебная нагрузка (всего) – 90 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка – 60 часа; самостоятельная работа – 30 часа.
Вид промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.
Наименование разделов дисциплины:
1. Содержание и предмет бухгалтерского учёта.
2. Метод бухгалтерского учёта и его основные элементы.
3. Техника и формы бухгалтерского учёта.
5