СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по столярному делу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по столярному делу»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области



«Утверждаю»

Директор МКОУ школы - интерната


____________________Гришина М.Б.

31.08.2020г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО»

7 в класс








Составил: Хмыров Е.А.

учитель профильного труда

первой квалификационной категории








2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

На изучение профильного труда у мальчиков на базовом уровне отводится 35 учебных недель. Согласно учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение 280 часов в объёме 8 часов в неделю.

Цель - подготовить обучающихся к поступлению в ПТУ по столярному делу.

Задачи обучения столярному делу - дать учащимся профессиональную подготовку по изучаемому предмету .Коррекция недостатков развития умственно отсталого ребенка в процессе трудового обучения. Рабочая программа включает теоретические и практические знания. При составлении рабочей программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и ввода постепенно нового. Обучение базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках черчения, естествознания, математики. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделие и украшением их.

Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.

Большое внимание уделяется правилам безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиене, что так же является залогом успешной работы в мастерской. Освоение новых методов работы с древесиной направлено на совершенствование навыков, умений конструирования и сборки столярных изделий. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы, также входит в программу обучения.

Большое внимание уделяется повторению пройденного материала, не только по теоретической, но и по практической работе, это способствует лучшему усвоению материала.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальные, коллективные, групповые.

Технология обучения: дифференцированное, индивидуальное.

Виды и формы контроля: текущий контроль, собеседование, итоговый контроль, тестирование, экзамены.



Перечень знаний и умений,
формируемых у обучающихся

7 класса


      Учащиеся должны знать:


     - материалы, применяемые в столярном производстве;
      - основные породы, свойства и пороки древесины;
      - сущность и назначение основных столярных операций;
      - способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
      - назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
      - виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение;
      - способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
      - виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
      - контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
      - способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
     -  устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
      - устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
         правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
      - специальную терминологию и пользоваться ею.
 
      Учащиеся должны уметь:
     - выполнять столярные работы ручными инструментами;
      -размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
      -собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
      -пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
      -рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
      -бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
     - подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
      -соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.

Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно-отсталых подростков и их социально-бытовой ориентации.





































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по профильному труду в 7 в классе

8 часов в неделю






п/п



Тема

Кол-

во

часов

Дата проведения

по

плану

по

факту

Вводное занятие ( 4 часа)

1,

2

Повторение пройденного в 6 классе. Техника безопасности.

2

01.09


3,

4

Правила безопасной работы в мастерской

2

02.09



Фугование изделия. ( 34 часа)



5,

6

Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком.

2

03.09


7,

8,

9

Устройство фуганка.

3

04.09

08.09


10,

11,

12

Правила безопасной работы в мастерской. Приемы работы фуганком.

3

08.09

09.09


13,

14

Двойной нож: назначение, требование к заточке

2

10.09


15,

16

Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия

2

11.09


17,

18

Правила безопасной работы при работе с фуганком

2

15.09


19,

20

Разборка и сборка фуганка

2

16.09


21,

22,

23,

24

Правила безопасной работы в мастерской. Фугование кромок делянок

4

17.09

18.09


25,

26

Правила безопасной работы в мастерской Строгание лицевой пластины.

2

22.09


27,

28

Правила безопасной работы в мастерской Строгание лицевой пластины.

2

23.09


29,

30

Правила безопасной работы в мастерской Строгание лицевой пластины.

2

24.09


31,

32,

33,

34,

35,

36,

37,

38

Практические работы по строганию.



Правила безопасной работы в мастерской



8

25.09

29.09

30.09

01.10


Хранение и сушка древесины (14 часов)

39,

40

Значение и хранение материалов

2

02.10


41,

42

Способы хранения древесины

2

06.10


43,

44

Естественная сушка древесины

2

07.10


45,

46

Естественная и камерная сушка

2

08.10


47,

48

Виды брака при сушке

2

09.10


49,

50

Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке

2

13.10


51,

52

Укладывание материала в штабель и разборка его

2

14.10


Геометрическая резьба по дереву (12 часов)

53,

54,

55,

56,

57,

58

Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож); виды.

Правила безопасной работы в мастерской .

6

15.10

16.10

20.10


59,

60

Правила безопасной работы при резьбе

2

21.10


61,

62,

63,

64,

65

Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников


5

22.10

23.10

27.10


Изготовление разделочной доски (10 часов)

66,

67

Выбор и разметка рисунка, нанесение рисунка на поверхность изделия

2

27.10

28.10


68,

69

Крепление заготовки для вырезания. ТБ

2

28.10

29.10


70,

71

Вырезание узора

2

29.10

30.10


72,

73

Отделка изделия морилкой, анилиновыми красителями, лакированием

2

30.10

10.11


74,

75

Окончательная обработка разделочной доски

2

10.11

11.11


Самостоятельная работа. (4 часа)

76,

77

Изготовление и украшение разделочной доски

2

11.11

12.11


78,

79

Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.

2

12.11

13.11


Обработка древесины (14 часов)

80,

81

ТБ с красками, клеем, на токарном станке.

2

13.11

17.11


82,

83

Понятие шероховатость обработанной поверхности детали

2

17.11

18.11


84,

85

Неровности поверхности: виды, причины, устранение

2

18.11

19.11


86,

87

Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы

2

19.11

20.11


88,

89

Приемы заточки инструмента. Проверка качества затачивания лезвия.

2

20.11

24.11


90,

91

Последовательность строгания шерхебелем и рубанком

2

24.11

25.11


92,

93

Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна.

2

25.11

26.11


Соединения «УК-1». Чертеж детали. ( 4 часа)

94,

95

Соединения «УК-1» (угловое концевое): применение, конструктивные особенности.

2

26.11

27.11


96,

97

Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева

2

27.11

01.12


Изготовление образца соединения УК из отходов ( 10 часов)

98,

99

Обработка чистовой заготовки. Разметка углового кольцевого соединения

2

01.12

02.12


100,

101

Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда.

2

02.12

03.12


102,

103

Спиливание шипа

2

03.12

04.12


104,

105

Сборка изделия без клея

2

04.12

08.12


106,

107

Сборка изделия на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания

2

08.12

09.12


Непрозрачная отделка. (18 часов)

108,

109

Непрозрачная отделка. Назначение.

2

09.12

10.12


110,

111

Отделка клеевой, масляной и эмалевыми красками. Основные свойства этих красок.

2

10.12

11.12


112,

113

Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей

2

11.12

15.12


114,

115

Ознакомление с производственными способами нанесения красок

2

15.12

16.12


116,

117

Шпатлевание углублений, трещин, торцов

2

16.12

17.12


118,

119,

120,

121

Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой

4

17.12

18.12

22.12


122,

123,

124,

125

Отделка олифой. Правила безопасной работы при окрашивании.

4

22.12

23.12

24.12


Токарные работы (28 часов)

126,

127,

128,

129

Токарный станок: устройство основных частей. Название и назначение. Правила безопасной работы.

4

24.12

25.12

12.01


130,

131,

132,

133

Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения.

4

12.01

13.01

14.01


134,

135,

136,

137

Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.

4

14.01

15.01

19.01


138,

139,

140,

141,

142,

143,

144,

145

Правила безопасной работы в мастерской


Изготовление игрушечных строительных материалов.



8

19.01

20.01

21.01

22.01

26.01


146,

147,

148

Правила безопасной работы в мастерской Изготовление шашек.

3

26.01

27.01


149,

150,

151

Правила безопасной работы в мастерской Работа косяком и круглой стамеской.

3

28.01

29.01


152,

153

Правила безопасной работы в мастерской Чистовая отделка изделия.

2

29.01

02.02


Самостоятельная работа. (4 часа)

154,

155

Самостоятельная работа. Изготовление концевого соединения на УС на шип открытый сквозной одинарный.

2

02.02

03.02


156,

157

Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.

2

03.02

04.02


Правила безопасности (2 часа)

158,

159

Правила безопасности при работе со столярными инструментами.

2

04.02

05.02


Обработка деталей из древесины твердых пород. (26 часов)

160,

161

Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень.

2

05.02

09.02


162,

163

Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом.

2

09.02

10.02


164,

165

Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки.

2

10.02

11.02


166,

167

Требования к материалу для ручки инструмента

2

11.02

12.02


168,

169

Приемы насадки ручек.

2

12.02

16.02


170,

171

Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок.

2

16.02

17.02


172,

173

Приемы насадки ручек

2

17.02

18.02


174,

175,

176,

177

Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок.

4

18.02

19.02

23.02


178,

179,

180,

181

Правила безопасной работы в мастерской .

4

23.02

24.02

25.02


182,

183,

184,

185

Правила безопасной работы в мастерской. Насадка ручек

4

25.02

26.02

02.03


Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-11 ( 40 часов)

186,

187

Применение бруска с профильной поверхностью

2

02.03

03.03


188,

189

Инструменты для строгания

2

03.03

04.03


190,

191,

192,

193

Правила безопасной работы в мастерской

Механическая обработка профильной поверхности

4

04.03

05.03

09.03


194,

195,

196,

197

Правила безопасной работы в мастерской

Устройство и назначение зензубеля и фальцгобеля

4

09.03

10.03

11.03


198,

199,

200,

201

Правила безопасной работы в мастерской

Разборка и сборка фальцгобеля и зензубеля

4

11.03

12.03

16.03


202,

203

Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем

2

16.03

17.03


204,

205,

206,

207,

208,

209,

210,

211


Правила безопасной работы в мастерской

Разметка и строгание фальца фальцгобелем

8

17.03

18.03

19.03

30.03

31.03


212,

213,

214,

215,216,

217


Правила безопасной работы в мастерской .

Подчистка фальца зензубелем

6

31.03

01.04

02.04

06.04


218,

219

Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями

2

06.04

07.04


220,

221,

222,

223,

224,

225

Правила безопасной работы в мастерской Изготовление соединения УК-11 из материалоотходов

6

07.04

08.04

09.04

13.04


Круглые лесоматериалы (12 часов)

226,

227

Круглые лесоматериалы: бревна, кряжи, чурки

2

13.04

14.04


228,

229

Хранение круглых лесоматериалов

2

14.04

15.04


230,

231

Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибками, гнилями, а также к растрескиванию

2

15.04

16.04


232,

233

Защита древесины от гниения с помощью химикатов

2

16.04

20.04


234,

235

Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека

2

20.04

21.04


236,

237

Способы распиловки бревен

2

21.04

22.04


Самостоятельная работа. (4 часа)

238,

239

Изготовление углового серединного соединения брусков в полдерева в паз.

2

22.04

23.04


240,

241

Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.

2

23.04

27.04


Угловое ящичное соединение (16 часов)

242,

243

Угловое ящичное соединение: вида. Соединение на шип.

2

27.04

28.04


244,

245

Конструкция, сходство применения

2

28.04

29.04


246,

247,

248,

249

Правила безопасной работы в мастерской

Шпунтубель: устройство, применение, наладка

4

29.04

30.04

04.05


250,

251,

252,

253

Правила безопасной работы в мастерской Малка и транспортир: устройство, применение

4

04.05

05.05

06.05


254,

255,

256,

257

Правила безопасной работы в мастерской Работа шпунтубелем

4

06.05

07.05

11.05


Свойства древесины. ( 6 часов)

258,

259

Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро и теплопроводность.

2

11.05

12.05


260,

261

Основные механические свойства: прочность на сжатие торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг

2

12.05

13.05


262,

263

Технологические свойства: твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию.

2

13.05

14.05


Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки.

264

Выпуклая и вогнутая поверхности

1

14.05


265

Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстие

1

18.05


266

Сверло: виды, устройство

1

18.05


267

Зенкеры: простой и комбинированный. Заточка спирального сверла

1

19.05


268

Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.

1

19.05


269,

270

Выполнение гнезда, паза, сквозного и несквозного отверстия

2

20.05


271

Подбор материала для ручки для ножовки. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля

1

21.05


272


Разметка центров отверстий для высверливания по контуру

1

21.05



ИТОГО: 272 часов








УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



1.Столярное дело7, 8кл. Журавлев Б.А., 1993г. Вспомогательная школа

2 Столярное дело 10-11 классы.А.Н. Перелетов уч. для специальных (коррекционных) Школ VIII вида

3.Столярное дело. В.А.Мызников, М. «Просвещение», 1968г.

4.Занятия по трудовому обучению. М. «Просвещение» 1990г. Д.А.Тхоржевского.

5. Сборник нормативных документов О.Т.в школе. С.М.Кулешов, М. «Просвещение», 1981г.

6. Г.М.Дульнев «Основы трудового обучения во вспомогательной школе».