© 2018, Кодирова Надежда Сергеевна 161 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования. Данная программа составлена на основе программы по технологии. Авторы Н.И. Роговцева, С.В.Анащенкова.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка»
Искитимского района Новосибирской области
Согласована
на заседании МО учителей предметов
гуманитарного цикла
протокол от №
Руководитель МО /Н.А.Бунцева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Технология»
на ступень начального общего образования
|
Составители: Павловских Валентина Николаевна Кодирова Надежда Сергеевна |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования. Данная программа составлена на основе программы по технологии. Авторы Н.И. Роговцева, С.В.Анащенкова.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и распределяет учебные часы по разделам курса и последовательность изучения разделов окружающего мира с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся. Программа соответствует основной образовательной программе НОО МКОУ «СОШ с.Сосновка».
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
2.Общая характеристика учебного предмета
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
-знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
-овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
-первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
-знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
-изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
-осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
-проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор -средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
-использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
-знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
-изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
3.Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Урок технологии обладаете уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций имеет огромный нравственный смысл.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в работе в паре и группе.
Предметные
Обучающийся научится:
- различать средства познания окружающего мира;
- различать инструменты и материалы;
- научится подготавливать природные материалы к работе;
- освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном;
- познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью;
- познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними;
- познакомятся с видами диких и домашних животных;
- научится выполнять макет дома;
- научится пользоваться шаблоном для разметки изделия;
- научится сервировать стол;
- научится выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями.
- кодировать и шифровать информацию;
-графически обозначать безопасный маршрут
получит возможность научиться :
- строить вопросительные предложения об окружающем мире;
- организовывать рабочее место.
-осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.
находить нужную
информацию в Интернете и других справочных пособиях.
2 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
- размечать изделие по шаблону, составлять композицию;
- выбирать и использовать необходимые инструменты для выполнения изделия;
- анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы;
- наматывать, обматывать и переплетать нитки;
- работать с пластилином;
- выбирать и использовать необходимые инструменты для выполнения изделия;
- анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы;
- выделять особенности хохломской, городецкой росписи;
- изготавливать изделие в технике «папье-маше»;
- использовать приёмы работы с бумагой и ножницами;
- размечать детали изделия на ткани по шаблону и соединять детали из разных материалов при помощи клея
- использовать приёмы работы бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними;
- выполнять разметку ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона;
- выполнять строчку косых стежков;
- использовать правила работы иглой;
- выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку;
- пришивать пуговицы разными способами;
- освоит технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания;
- переносить на ткань рисунок для вышивания при помощи копировальной бумаги;
получит возможность научиться:
- анализировать и сравнивать учебную литературу.
- проводить наблюдения, оформлять результаты.
- осуществлять поиск необходимой информации о посуде, профессиях пекаря и кондитера;
- отличать съедобные грибы от несъедобных;
- сравнивать свойства пластичных материалов;
- осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.
- исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона;
- исследовать виды, свойства и состав тканей;
- определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон;
- исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение;
- отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
3 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
а, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
- использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
получит возможность научиться:
- осваивать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
-- объяснять значение непонятных слов;
- понимать особенности проектной деятельности;
- подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными, режущими, колющими;
- понимать особенности проектной деятельности;
- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность; разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
- пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;
- различать устройства компьютера;
4 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Коммуникативные УУД
1 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
-составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
-организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
-отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
-осуществлять контроль и корректировку хода работы;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
-изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
-анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
-рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами.
получит возможность научиться:
- анализировать и сравнивать учебную литературу.
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей
-использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
-осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
-решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
-подключать к компьютеру дополнительные устройства;
-осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
-соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
6.Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
1 класс-33 часа
Раздел | Кол-во часов | Содержание |
1.Давайте познакомимся. | 3 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты. Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). |
2.Человек и земля. | 21 | Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Виды природных материалов. . Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. Выполнение разметки деталей по шаблону. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки. |
3.Человек и вода. | 3 | Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. |
4.Человек и воздух.
| 3 | Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. |
5.Человек и информация. | 3 | Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «интернет». |
2 класс- 34 часа
Раздел | Кол-во часов | Содержание |
1.Давайте познакомимся. | 1 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
|
2.Человек и земля. | 24 | Деятельность человека на земле. Способы её обработки., значение овощных культур для человека. Наблюдение за ростом растений. Материалы, используемые для изготовления различных видов посуды. Глина, пластилин, термопластика, технология изготовления посуды различными способами. Создание проекта «Праздничный стол». Знакомство с различными народными промыслами, технологией изготовления, материалами хохломской росписи, дымковской игрушки, городецкой росписи, истории матрёшки. Изготовление изделий в технике народных промыслов. Значение лошади для человека. Закрепление навыков разметки по шаблону. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и др. Свойства природных материалов. Разметка при помощи кальки. Самостоятельное составление плана. История ёлочных игрушек Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Особенности деревянного зодчества. Конструкция деревенской избы. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика, свойства яичной скорлупы и технология работы с ней. Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Утварь, значение русской печи, материалы и приспособления, используемые в работе печника. Изготовление модели печи из пластичного материала. Ткачество. Структура тканей, переплетение нитей. Мебель, традиционная для русской избы. Конструирование мебели из картона. Национальный костюм и особенности его украшения. Создание национального костюма. Изучаем виды швов и стежков. Тамбурный стежок.
|
3.Человек и вода. | 3 | Вода и ее роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники – изонить. Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте. Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами. Полуобъемная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия.
|
4.Человек и воздух. | 3 | Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами. Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала – фольга. Свойства фольги. Использование фольги. Соединение деталей при помощи скрепки. |
5.Человек и информатика. | 3 | История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг. Способы поиска информации. Правила набора текста.
|
3 класс- 34 часа
Раздел | Кол-во часов | Содержание |
1.Здравствуй, дорогой друг! | 1 | Как работать с учебником. Путешествие по городу. Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. |
2.Человек и земля |
21 | Архитектура. Городские постройки. Парк. Проект «Детская площадка». Ателье мод, одежда, пряжа и ткани. Изготовление тканей. Вязание. Одежда для карнавала. Бисероплетение. Кафе. Фруктовый завтрак. Колпачёк-цыпленок. Бутерброды. Салфетница. Магазин подарков. Золотистая соломка. Упаковка подарков. Автомастерская. Грузовик. Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объемная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объемной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). |
3.Человек и вода | 4 | Мосты. Водный транспорт. Океанариум. Фонтаны. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами. Новый вид соединения деталей – натягивание нитей. Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. |
4.Человек и воздух | 3 | Зоопарк. Вертолетная площадка. Воздушный шар. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолета. Знакомство с новым материалом – пробкой. Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. |
5.Человек и информация | 5 | Переплетная мастерская. Почта. Кукольный театр. Афиша. Профессиональная деятельность печатника, переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декорирование изделия. Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью,. Шитье. Создание афиши и программки на компьютере. |
4 класс – 34 часа
Раздел | Кол-во часов | Содержание |
1.Здравствуй дорогой друг. | 1 | Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. |
2.Земля и человек. | 21 | Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира. Современная техника: транспорт, средства связи, бытовые электроприборы и инструменты, компьютеры и т.д. (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление). Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью. Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений. Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Свойства древесины. Заготовка и обработка древесины. Изготовление подставки под горячее, катушки из фанеры. Основные приёмы выращивания овощных и декоративных растений. |
3.Человек и вода. | 3 | Значение воды в жизни человека и растений. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. |
4.Человек и воздух. | 3 | Самолетостроение, ракетостроение. Ракета-носитель. Летательный аппарат. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. |
5.Человек и информация. | 6 | Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере. |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
1 класс
Раздел | Содержание разделов программы (темы) | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Давайте познакомимся. | Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты.
Организация рабочего места. Что такое технология. | 3 | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков) Осуществлять поиск необходимой информации Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструмента ми. Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», |
Человек и земля. | Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». Пластилин. Изделие «Мудрая сова». Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги». Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные» Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Украшение на елку. Изделие: «украшение на елку» Украшение на окно. Изделие: «украшение на окно». Домашние животные. Изделие: «Котенок». Такие разные дома. Изделие: « Домик из веток». Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница». Свет в доме. Изделие: «Торшер». Мебель Изделие: «Стул». Одежда, Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток». Передвижение по земле. Изделие: «Тачка». | 21 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Использовать различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учи- теля: осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. Осваивать приемы работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на осно- ве предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. |
Человек и вода. | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями». Питьевая вода. Изделие: «Колодец». Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот». | 3 | Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питье вой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. |
Человек и воздух. | Использование ветра. Изделие: «Вертушка». Полеты птиц. Изделие: «Попугай». Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют». | 3 | Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги». Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». |
Человек и информация. | Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. Компьютер. | 3 | Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. (Закрепить знания о способах обеспечения собственной безопасности). Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; |
2 класс
Раздел | Содержание разделов программы (темы) | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Давайте познакомимся.
| Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. | 1 | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. |
Человек и земля. | Земледелие. Посуда. Проект «Праздничный стол». Народные промыслы. Изделие: «Золотая хохлома». Понятие: народно-прикладное искусство, орнамент Народные промыслы. Понятия: имитация, роспись, подмалевок Рельефная картина. Домашние животные. Изделие: «Лошадка» Практическая работа: «Домашние животные». Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона. Домашние птицы. Изделия: «курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок». Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика Проект «Деревенский двор». Понятие: развертка. Новый год. Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц». Строительство. Изделие: «Изба», «Крепость». Понятия: кракле, венец, наличник, причелина Проект «Убранство избы». Профессии: печник, истопник. Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток. Изделие: «Русская печь». Народный костюм.
| 24 | Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Использовать приёмы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделия). Экономно расходовать материалы при выполнении работы. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма. Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приёмы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. |
Человек и вода | Рыболовство. Изделие: «Золотая рыбка». Профессия: рыболов. Понятия: рыболовство, изонить. Проект «Аквариум». Изделие: «Аквариум». Понятие: «Аквариум». Работа с бумагой. Изделие: «Русалка». | 3 | Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку. |
Человек и воздух. | Работа с бумагой. Изделие: «Птица счастья». Понятия: оберег, оригами Использование ветра. Изделие: «Ветряная мельница». Изделие: «Флюгер». Понятие: фольга, флюгер. | 3 | Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Научиться складывать изделия техникой оригами; закрепить навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям |
Человек и информация | Книгопечатание. Изделие: «Книжка-ширма». Понятия: книгопечатание, книжка-ширма Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете». Понятия: компьютер, Интернет, набор текста. | 3 | Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. |
3 класс
Раздел | Содержание разделов программы (темы) | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Здравствуй, дорогой друг. | Как работать с учебником. Путешествие по городу.
| 1 | -планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. -осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». -объяснять новые понятия. -создавать и использовать карту маршрута путешествия. -прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий. |
Человек и земля. | Архитектура. Изделие: «Дом». Понятия: архитектура, каркас, чертеж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развертка, линии чертежа. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб Городские постройки. Изделие: «Телебашня». Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Парк. Изделие: «Городской парк». Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Проект «Детская площадка». Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». Понятия: технологическая карта, защита проекта. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия: «Строчки стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Профессии: модельер, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, виды аппликации, шов. Изготовление тканей. Изделие: «Гобелен». Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен. Профессии: прядильщица, ткач. Вязание. Изделие: «Воздушные петли». Понятия: вязание, крючок, воздушные петли. Одежда для карнавала. Изделие: «Кавалер», «Дама». Понятия: карнавал, крахмал, кулиска. Бисероплетение. Изделия: «Браслетик «Цветочки», «Браслетик «Подковки». Понятия: бисер, бисероплетение. Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод». Кафе. Изделие: «Весы». Профессии: повар, кулинар, официант. Понятия: порция, меню. Практическая работа: «Тест «Кухонные принадлежности Фруктовый завтрак. Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке». Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость. Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака». Салфетница. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток». Понятия: салфетница, сервировка. Магазин подарков. Изделия: «Соленое тесто», «Брелок для ключей». Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин. Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок. Золотистая соломка. Изделие: «Золотистая соломка». Понятия: соломка, междоузлия. Упаковка подарков. Изделие: «Упаковка подарков». Понятия: упаковка, контраст, тональность Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженое». Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объемная фигура, грань. | 21 | –находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. -овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1,выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. -сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. -анализировать линии чертежа, конструкции изделия. -соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. -находить отдельные элементы архитектуры. -организовывать рабочее место. -составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков -планировать изготовление изделия, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приемы и способы работы с ними. -применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. -различать разные виды одежды по их назначению. -составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. -соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена. Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания цепочки из воздушных петель. Самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель. Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, полученную из разных источников, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приемы работы и бисером. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта. Сравнивать способы приготовления блюд (с термической обработкой и без термической обработки). Составлять рассказ о видах магазинов, особенностях их работы и о профессиях кассира, кладовщика, бухгалтера (на основе текста учебника и собственного опыта). Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать ее и делать выводы. Обосновывать выбор товара. Анализировать текстовый и слайдовый планы работы над изделием, выделять этапы работы над изделием, находить и называть этапы работы с использованием новых приемов. Осваивать способы подготовки и приемы работы с новым природным материалом – соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Использовать технологию подготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учетом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру
Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материал учебника и дополнительные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развертки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развертки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования объемных фигур. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника и составлять план изготовления изделия. Создавать объемную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры (игрушка - автомобиль). |
Человек и вода | Мосты. Изделие: модель «Мост». Понятия: мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция, путепровод, виадук. Балочный мост. Проект «Водный транспорт». Изделие: «Яхта», «Баржа». Профессия: кораблестроитель. Понятия: верфь, баржа, контргайка Проект «Океанариум». Изделие: «Осьминоги и рыбки». Практическая работа: «Человек и вода». Понятия: мягкая игрушка, океанариум. Профессия: ихтиолог. Фонтаны. Изделие: «Фонтан». Практическая работа: «Человек и вода». Понятия: фонтан, декоративный водоем. | 4 | Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приемы работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объемной конструкции. Баржа: выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей. Презентовать готовое изделие. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы; корректировать свои действия Выполнять оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельно оценивать изделие. |
Человек и воздух. | Зоопарк. Изделие: «Птицы». Понятия: оригами, бионика. Вертолетная площадка. Изделие: «Вертолет «Муха». Понятия: вертолет, лопасть. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор Воздушный шар. Изделие: «Воздушный шар». Понятие: папье-маше. | 3 | Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстрированный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании. Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Осваивать приемы сложения оригами, понимать их географическое изображение. Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. |
Человек и информация. | Переплетная мастерская. Изделие: «Переплетные работы». Профессии: печатник, переплетчик. Понятие: переплет. Почта. Понятия: корреспонденция, бланк. Профессия: почтальон, почтовый служащий. Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие: «Кукольный театр». Понятия: театр, театр кукол, программа. Профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод. Афиша. Изделие: «Афиша». Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. | 5 | Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника,. переплетчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием.. осваивать технику переплетных работ, способ переплета листов в книжный блок для «Папки достижений». Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты. Отбирать информацию и кратко излагать ее. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материал учебника и собственные наблюдения. Осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания. Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на ее основе составлять рассказ о театре. Анализировать изделие. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программку для кукольного спектакля. |
4 класс
Раздел | Содержание разделов программы (темы) | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Здравствуй, дорогой друг.
| Как работать с учебником. | 1 | Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученных в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. |
Человек и земля. | Вагоностроительный завод. Изделия: «Кузов вагона. Пассажирский вагон».»Ходовая часть (тележка)». Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессия: геолог, буровик. Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ. Кузов грузовика».Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Монетный вор. Изделия: «Стороны медали. «Медаль» Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение. Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы. «Ваза». Тест «Как создается фаянс». Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Профессии: скульптор, художник. Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». Профессии: раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка. «Птичка». Понятие: мягкая игрушка. Обувное производство. Изделие: « Модель детской летней обуви». Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, модельная обувь, размер обуви. Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений». Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: тест «Кондитерские изделия». Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. | 21 | Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. Создавать разные виды вагонов. Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении задания. Организовывать рабочее место. Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия. Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. Осваивать правила теснения фольги. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Составлять план изготовления на основе слайдового и текстового планов, Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Соблюдать правила работы с инструментами. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. . Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. Проводить оценку этапов работы и на ее основе. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Помогать участникам группы при изготовлении изделия.
|
Человек и вода | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». Понятия: водоканал, струемер, ультрафиолетовые лучи. Порт. Изделие: «Канатная лестница». Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». Понятие: макраме | 3 | Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Человек и воздух. | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета. Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель». Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». Понятия: «каркас», уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. | 3 | Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием |
Человек и информация. | Создание титульного листа. Работа с таблицами. Понятия: таблица, строка, столбец. Создание содержания книги. | 6 | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Применять правила работы на компьютере. |