Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю».
на методсовете зам. директора по УВР Директор
МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно –Александровская МБОУ «Южно–Александровская
средняя средняя средняя
общеобразовательная общеобразовательная общеобразовательная
школа № 5 школа № 5 школа № 5
Протокол № 1 __________ Сафронова О.В. ___________ Брусенко В.В.
от «___»______20___г. «___»______20___г. от «___»______20___г.
Рабочая программа по учебному предмету
Предмет: технология
Учитель: Глушкова Л.А.
Класс: 1
Сроки реализации:1год
с. Южно – Александровска
2018-2019 уч. Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
примерной программы (Примерные программы по учебным предметам). В 3 ч. -2е изд- М.: Академкнига/Учебник. 2013. – ч.1 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
авторской программы по предмету «Технология» О.П. Федотовой. Т.М. Рагозиной. И.Б. Мыловой, входящих в УМК «ПНШ», созданных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г).
В соответствии с:
-учебным планом МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5 на текущий учебный год (ЗЗ ч.. в неделю -1ч)
УМК: Рагозина Т.М.. Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник. 2017
Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2017
Главной целью уроков по технологии является то. что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметнопрактической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности — интеллектуального (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Эмоционально-эстетическое развитие на уроках технологии осуществляется самыми разными средствами. Это зависит от состояния рабочего помещения, культуры и организации работы обучающих, качества закупленных и заготовленных материалов, инструментов и приспособлений, изготовляемых поделок, которые должны удовлетворять основным требованиям и правилам, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека.
Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мыслительная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,
формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».
В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций.
Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности — целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. — предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.
Содержательная часть программы представлена следующими разделами.
В первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), даются первоначальные представления о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности.
Освоение обучающими проектной деятельности начинается со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Они объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели: изготовление движущихся воздушных и плавающих игрушек и моделей, макетов архитектурных построек. Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции, отбор материалов и их экономное расходование, продумывание плана и последовательности проведения работ.
Содержание данного раздела изучается в контексте с другими содержательными линиями.
Во втором разделе «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» дается информация о материалах, которые будут обрабатывать школьники, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ.
Информация о видах и применении материалов сопровождается заданиями, цель которых — наблюдение и опытное исследование свойств этих материалов. Программой предусмотрено не только знакомство со свойствами одного материала, но и сравнение одних и тех же свойств разных материалов, например бумаги и картона, бумаги и ткани, пластилина и глины, что содействует обоснованному выбору обработочных операций. Раздел содержит сведения и о подготовке материалов к работе.
Предлагаемый программой перечень практических работ и объектов труда может быть изменен с учетом региональных особенностей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.
На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до трех уроков.
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.
Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы.
Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рационных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, в первом классе 33 часа, 2-4 классах - 34 часа
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные результаты изучения технологии в начальной школе проявляются в освоении учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности; знания о различных профессиях; элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1 -го года обучения
Обучающиеся научатся:
рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
различать предметы рукотворного мира;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
анализировать устройство изделия, определять его назначение;
выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
бережно относиться к природе как источнику сырья;
выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
работать в коллективе.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни;
рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов;
рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом;
использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
работать в малых группах;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы и инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
применять приемы безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и по линейке;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
анализировать информацию из словаря;
выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж;
создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и функциональным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать культурные традиции своего региона, отраженные в рукотворном мире, и уважать их;
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;
работать в малых группах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 2 класс
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программой могут быть дифференцированы по уровням.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программной по предмету «Технология».
Личностные результаты:
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному предмету;
- удерживает позицию школьника;
- уважительно относится к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
производит самоконтроль и корректировку хода практической работы;
производит самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
оценивает результат практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
читает графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
моделирует несложные изделия с разными конструктивными особенностями;
конструирует объекты с учётом технических и декоративно-художественных условий: определяет особенностей конструкции, подбирает соответствующие материалы и инструменты;
сравнивает конструктивные и декоративные особенности предметов быта и устанавливает их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
сравнивает различные виды конструкций и способы их сборки;
анализирует конструкторско-технологические и декоративно-художественныеособенности предлагаемых заданий;
выполняет инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
проектирует изделия: создает образ в соответствии с замыслом, реализует замысла;
осуществляет поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
умеет договариваться, приходит к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
умеет задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
осуществляет взаимоконтроль и оказывает необходимую взаимопомощь при реализации проектной деятельности.
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения
Базовый уровень:
составляет сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;
рассказывает о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
подбирает материалы и инструменты для работы, рационально размещает их на рабочем месте;
использует информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
выполняет доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
рассказывает о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
отбирает природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;
применяет приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
экономно размечает материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
отбирает и выполняет в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
выполняет практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
Повышенный уровень
понимает культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 3 класс
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные результаты изучения технологии в начальной школе проявляются в освоении учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда; элементарные умения предметно преобразовательской деятельности; знания о различных профессиях; элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
• анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);
• отбирать картон с учетом его свойств;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
• создавать несложные конструкции изделий по технико- технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
• рассказывать об основных источниках информации;
• рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать компьютер;
• использовать приемы работы с дисководом и электронным диском;
• использовать приемы работы с мышью;
• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
• осуществлять проектную деятельность;
• создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
• использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 4 класс
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
осуществлять контроль и корректировку хода работы;
выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
размечать бумагу и картон циркулем;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
подключать к компьютеру дополнительные устройства;
осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Содержание учебного предмета, 1 класс
№ п /п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Природные материалы. | 6 |
2 | Искусственные материалы. Пластичные материалы. | 3 |
3 | Бумага. | 15 |
4 | Текстильные материалы. | 9 |
| Всего: | 33 |
Содержание учебного предмета, 2 класс
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов | Экскурсии |
1 | Изготовление изделий из природного материала | 15 | 2 |
2 | Пластические материалы | 2 | |
3 | Изготовление изделий из бумаги | 8 | |
4 | Изготовление изделий из текстильных материалов | 5 | |
5 | Конструирование и моделирование | 4 | |
Итого: | 34 | 2 |
Содержание учебного предмета, 3 класс
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов |
1 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Бумага и картон Текстильные материалы Металлы Утилизированные материалы | 16 |
| 7 |
3 |
1 |
3 |
2 | Конструирование и моделирование | 4 |
3 | Практика работы на компьютере | 4 |
| ИТОГО: | 34 |
Содержание учебного предмета 4 класс
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов |
1 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 21 |
2 | Бумага и картон | 9 |
3 | Текстильные материалы | 5 |
4 | Металлы | 2 |
5 | Утилизированные материалы | 5 |
6 | Конструирование и моделирование | 3 |
7 | Практика работы на компьютере | 10 |
Итого | 34 ч |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, произведения художественного и декоративно-прикладного искусства, архитектура). Природа как источник сырья. Технология — знания о способах переработки сырья в готовое изделие. Технологический процесс — последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с бумагой, пластическими, природными и текстильными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ устройства и назначения изделия.
Самообслуживание: сохранение порядка на рабочем месте во время работы и уборка рабочего места по окончанию работы, выполнение мелкого ремонта одежды — пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки материалов к работе.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.
Приемы работы с природными материалами: разрезание ножницами, капельное склеивание, сушка.
Практические работы: украшение открыток, изготовление аппликаций, орнаментальных композиций.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стека, подкладная дощечка, чашка для воды, салфетка.
Приемы работы с пластилином: отщипывание и отрезание от бруска кусочков, скатывание шариков, раскатывание шариков в форме конуса и жгутика, вытягивание, заглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, сворачивание жгута в спираль.
Практические работы: лепка овощей, фруктов, блюда, фигурок животных, фишек для уроков математики.
Бумага. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, копирка, калька, писчая, газетная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость. Наблюдения и опыты по выявлению волокнистого строения бумаги и влияния на нее влаги. Экономное расходование бумаги.
Виды условных графических изображений — рисунок, схема.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые (твердость ТМ, 2М), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист, салфетка для снятия лишнего клея. Приемы безопасного использования ножниц.
Приемы работы с бумагой: разметка по шаблону, через копирку, кальку, вырывание, разрезание и вырезание ножницами по контуру, многослойное складывание, гофрирование, склеивание деталей за всю поверхность и фрагмент, капельное склеивание, переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций, пригласительных билетов, конвертов, новогодних подвесок и снежинок, закладок для книг, открыток по рисунку, схеме.
Текстильные материалы. Виды тканей, используемых на уроках: хлопчатобумажные, льняные. Сравнение свойств тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки, используемые на уроках: швейные, мулине.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы безопасного использования игл и булавок.
Приемы работы с текстильными материалами: отмеривание длины нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, разрезание и вырезание ножницами, продергивание бахромы, разметка через копирку, вышивание швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок, наклеивание деталей из ткани и ниток на картонную основу, пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
Практические работы: изготовление аппликаций, игольниц, подвесок из лоскутков, вышитых салфеток, цветочных композиций.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции технических, бытовых, учебных предметов. Изделие, деталь изделия (общее представление). Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов по схеме и рисунку.
Практические работы: создание моделей парусника, лодочки, городского транспорта (автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай), конструирование куклы Бабы-Яги.
Календарно-тематическое планирование 1 КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во ч. | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Дата пров. | Кор. дата |
Раздел 1. Природные материалы – 6 ч |
1 | Мир изделий | 1 | Анализировать предметы рукотворного мира, приводить примеры изделий, из которых они сделаны. Наблюдать связи предметов рукотворного мира с природой как источником сырья. | Личностные УУД Уважительное отношение к труду; Контроль и самоконтроль; Регулятивные УУД Планирование учебной задачи; Сравнение с эталоном; Оценка результата; Корректировка Познавательные УУД Поиск информации; Чтение схем; Моделирование; Конструирование; Сравнение разных конструкций; Выполнение инструкций; Проектирование изделий; Коммуникативные УУД Учет позиции собеседника; Умение договориться; Умение задавать вопросы; Взаимоконтроль, взаимопомощь | 04.09 | |
2 | Сбор природного материала н/д | 1 | 11.09 Урок- экскурс | |
3 | Аппликация из природного материала «Лес» | 1 | 18.09 | |
4 | Аппликация из природного материала «Животные» н/д | 1 | 25.09 Урок- проект | |
5 | Узор из семян | 1 | 02.10 | |
6 | Композиции из сухих листьев и семян | 1 | 09.10 | |
Раздел 2. Пластичные материалы – 3 ч | |
7 | Раскатывание шарика из пластилина. | 1 | Анализировать предметы рукотворного мира, приводить примеры изделий, из которых они сделаны. Наблюдать связи предметов рукотворного мира с природой как источником сырья. | 16.10 | |
8 | Изделия из пластилина «Овощи» | 1 | 23.10 | |
9 | Изделия из пластилина «Мышка» н/д | 1 | 30.10 Урок-сказка | |
Раздел 3. Бумага – 15 ч | |
10 | Виды бумаги. Вырезание шаблонов. ТБ при работе с ножницами | 1 | Знать технику складывания. Уметь работать по алгоритму | 13.11 | |
11 | Аппликация из мятой бумаги «Ветка смородины» | 1 | Знать технику гофрирования бумаги. Уметь выполнять изделия из гофрированной бумаги; выполнять надрезание и симметричное вырезание | Личностные УУД Уважительное отношение к труду; Контроль и самоконтроль; Регулятивные УУД Планирование учебной задачи; Сравнение с эталоном; Оценка результата; Корректировка Познавательные УУД Поиск информации; Чтение схем; Моделирование; Конструирование; Сравнение разных конструкций; Анализ заданий; Выполнение инструкций; Проектирование изделий; Коммуникативные УУД Учет позиции собеседника; Умение договориться; Умение задавать вопросы; Взаимоконтроль, взаимопомощь | 20.11 | |
12 | Обрывная аппликация «Птичка» н/д | 1 | 27.11 Презентация | |
13 | Пригласительный билет на новогодний праздник н/д | 1 | 04.12 Проект | |
14 | Гофрированная новогодняя подвеска «Шар» | 1 | 11.12 | |
15 | Новогодние снежинки. | 1 | 18.12 | |
16 | Мозаика из бумаги «Аквариум» н/д | 1 | Уметь вырезать по прямой, по криволинейному контуру; выполнять аппликацию из геометрических фигур Знать технику выполнения мозаики Уметь вырезать по криволинейному контуру; выполнять мозаику из рваной бумаги, плетёных деталей Уметь выполнять аппликацию из бумаги | 25.12 Проект | |
17 | Мозаика из бумаги «Море» н/д | 1 | 15.01 проект | |
18 | Модель из бумаги «Парусник» | 1 | 22.01 | |
19 | Модель из бумаги «Лодочка» | 1 | 29.01 | |
20 | Плетение из полосок бумаги. Шахматный узор | 1 | 05.02 | |
21 | Плетение из полосок бумаги «Мухомор» | 1 | 12.02 | |
22 | Аппликация из полосок бумаги «Цветы» | 1 | 19.02 | |
23 | Модель из бумаги городского транспорта н/д | 1 | Знать приём оклейки объёмных прямоугольных предметов. Уметь чертить развёртку | 05.03 Сказка | |
24 | Модель из бумаги городского транспорта | 1 | 12.03 | |
Личностные УУД Уважительное отношение к труду; Контроль и самоконтроль; Регулятивные УУД Планирование учебной задачи; Оценка результата; Корректировка Познавательные УУД Поиск информации; Чтение схем; Моделирование; Конструирование; Сравнение разных конструкций; Анализ заданий; Выполнение инструкций; Проектирование изделий; Коммуникативные УУД Учет позиции собеседника; Умение договориться; | |
Раздел 4. Текстильные материалы - 9 ч |
25 | Виды тканей. ТБ при работе с иглой. | 1 | Знать правила безопасной работы с иглами и ножницами. Уметь выполнять аппликацию из полос с бахромой; выдёргивать нити долевые и поперечные по краям тканевой заготовки, образуя бахрому, выполнять нарядную салфетку; шить игольницу швом «вперёд иголку» | 19.03 | |
26 | Вдевание нитки в иголку. Стежок | 1 | 02.04 | |
27 | Обработка края салфетки бахромой | 1 | 09.04 | |
28 | Аппликация из ткани «Дом с садом» н/д | 1 | 16.04 Проект | |
29 | Игольница | 1 | 23.04 | |
30 | Игольница | 1 | 30.04 | |
31 | Подвески из лоскутов ткани | 1 | 07.05 | |
32 | Промежуточная аттестация | 1 | 14.05 | |
33 | Цветочная композиция из ниток н/д | 1 | 21.05 проект | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1 класс
Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2017
Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2017
Учебное оборудование
Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25-30 см, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не «козья ножка»), шило, игла швейная и для вышивания с удлиненным ушком, и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.
Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной, льняной, шерстяной ткани (сукна, драпа), вельвет, нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта), наборы «Конструктор».
Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. (все необходимые приспособления можно купить или изготовить из различных коробок и другого утилизированного материала).