«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей начальных классов _____________/Иванова О.Г./ Протокол №1 от «27» августа 2017 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» _______________/Николаева В.П./ Приказ № 91- А п.4 от «29» августа 2017 г. |
Рабочая учебная программа
на 2017-2018 учебный год
по учебному курсу «Технология»
разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта начального общего образования
второго поколения
Класс- 1
Ступень обучения – 1
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №12 от «28» августа 2017 г.
Составила:
Максимова Галина Алексеевна учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района
Чувашской Республики
с.Октябрьское-2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные
принимать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративнохудожественному);
анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные
Учащийся научится:
слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся будет уметь:
обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
способы разметки («на глаз», по шаблону);
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся будет уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
экономно размечать по шаблону, сгибанием;
точно резать ножницами;
соединять изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать о:
детали как составной части изделия;
конструкциях разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
.
2.Содержание учебного предмета, курса
«Общекультурные и общетрудовые компетенции» (знания, умения и способы деятельности).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ (3 ЧАСА)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям.
Я и мои друзья.
Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.
Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты».
Организация рабочего места.
Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места
Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.
Понятие: технология.
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (21 ЧАС)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы (текстовый и слайдовый).
Изделие: «Аппликация из листьев».
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином.
Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.
Понятия: эскиз, сборка.
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: композиция.
Изделие «Мудрая сова».
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: земледелие.
Изделие: «заготовка семян».
Проект «Осенний урожай».
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: проект.
Изделие. «Овощи из пластилина».
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.
Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.
Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги».
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).
Изделие «Пчелы и соты».
Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж».
Проект «Украшаем класс к новому году».
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «Украшение на елку»
Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделие: «Украшение на окно».
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котенок».
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: макет, гофрированный картон.
Изделие: «Домик из веток».
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.
Понятия: сервировка, сервиз.
Проект «Чайный сервиз».
Изделия: чашка, чайник, сахарница.
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом.
Изделие: «Торшер».
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул».
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: выкройка, модель.
Изделие: «Кукла из ниток».)
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Закладка с вышивкой», «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок».)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка».
ЧЕЛОВЕК И ВОДА (3 ЧАСА)
Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: рассада.
Изделие: «Проращивание семян».
Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека.
Проект: «Речной флот».
Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги.
Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.
Понятие: оригами.
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (3 ЧАСА)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.
Понятие: флюгер.
Изделие: «Вертушка»
Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: мозаика.
Изделие: «Попугай»
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятия: летательные аппараты.
Изделие: «Самолет», «Парашют»
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (3 ЧАСА)
Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,
шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо».
Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.
Изделие: «Важные телефонные номера».
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.
Понятия: компьютер, интернет.
3.Тематическое планирование по технологии 1 класс (33 ч.)
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов |
1 | Давай познакомимся-3 ч. Как работать с учебником. Я и мои друзья. | 1 |
2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | 1 |
3 | Что такое технология. | 1 |
4 | Человек и Земля-21 ч. Природный материал нашего края. | 1 |
5 - 6 | Пластилин. | 2 |
7-8 | Растения. | 2 |
9-10 | Бумага. | 2 |
11 | Насекомые. | 1 |
12 | Дикие животные. | 1 |
13-14 | Новый год. | 2 |
15 | Домашние животные. | 1 |
16 | Такие разные дома. | 1 |
17 -18 | Посуда. | 2 |
19 | Свет в доме. | 1 |
20 | Мебель. | 1 |
21 | Одежда. Ткань. Нитки. | 1 |
22 -23 | Учимся шить. | 2 |
24 | Передвижение по земле. | 1 |
25 | Человек и вода(3 ч) Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. | 1 |
26 | Питьевая вода. | 1 |
27 | Передвижение по воде. | 1 |
28 | Человек и воздух(3 ч.) Использование ветра. | 1 |
29 | Полеты птиц. | 1 |
30 | Полеты человека. | 1 |
31 | Человек и информация (3ч) Способы общения. | 1 |
32 | Важные телефонные номера. Правила движения. | 1 |
33 | Компьютер. | 1 |
3.Тематическое планирование по технологии 1 класс (33 ч.)
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов |
1 | Давай познакомимся-3 ч. Как работать с учебником. Я и мои друзья. | 1 |
2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | 1 |
3 | Что такое технология. | 1 |
4 | Человек и Земля-21 ч. Природный материал нашего края. Изделие: « Аппликация из листьев». | 1 |
5 - 6 | Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изделие «Мудрая сова». | 2 |
7-8 | Растения. Изделие: «заготовка семян» Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». | 2 |
9-10 | Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. Изделие. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур | 2 |
11 | Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». | 1 |
12 | Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные»» | 1 |
13-14 | Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Изделие: «Украшение на елку» Украшение на окно. Изделие: «Украшение на окно» | 2 |
15 | Домашние животные. Изделие: «Котенок». | 1 |
16 | Такие разные дома. Изделие: « Домик из веток». | 1 |
17 -18 | Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница» | 2 |
19 | Свет в доме. Изделие « Торшер». | 1 |
20 | Мебель. Изделие: «Стул» | 1 |
21 | Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток» | 1 |
22 -23 | Учимся шить. Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок». | 2 |
24 | Передвижение по земле. Изделие: «Тачка». | 1 |
25 | Человек и вода(3 ч) Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» | 1 |
26 | Питьевая вода. Изделие: «Колодец» | 1 |
27 | Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» | 1 |
28 | Человек и воздух(3 ч.) Использование ветра. Изделие: «Вертушка» | 1 |
29 | Полеты птиц. Изделие: «Попугай» | 1 |
30 | Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют» | 1 |
31 | Человек и информация (3ч) Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо» | 1 |
32 | Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. | 1 |
33 | Компьютер. | 1 |