Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования с изм. на 23.06.2015г.;
«Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение» под редакцией В. Д. Симоненко — М.: ―Просвещение, 2012; Учебник: «Технология. 10 – 11 классы», авторы Симоненко и др., М.: «Дрофа», 2015г.
Программа в 10 классе рассчитана на изучение технологии 1 час в неделю, всего 34 часа, 4 из которых, отведены на изучение национально-регионального компонента.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
Технологии в современном мире (20 ч.) |
1 | Технологическая культура. Понятие «технология» | Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда | Понимать, что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой; Познакомиться с основными видами культуры; Познакомиться с понятием «технологическая культура»; Узнать влияние технологий на общественное развитие; три составляющие производственной технологии; | Формировать понимание места и значения технологии в развитии человеческого общества. Развивать познавательный интерес к технологии как к глобальному общественному явлению. |
2 | Технологические уклады П. р. № 1 «Попытка реконструкции исторической ситуации» |
3 | Связь технологий с наукой, техникой и производством П.р. № 2 «Подготовка докладов (сообщений) об открытиях в области техники и технологии» | Понимать взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства, роль науки в развитии технологического прогресса; Познакомиться с понятием «наукоемкость» производства | Раскрыть для учащихся причинно-следственные отношения между развитием науки, техники, технологии и производства, обозначить роль технологических открытий для будущего общественного уклада человечества |
4 | Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. П.р.№ 3 «Оценка качества пресной воды» | Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий. Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов. | Понимать: -взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов; -причины (производственные технологические процессы), приводящие к загрязнению окружающей среды; -что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра; -негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды. Знать: - крупнейшие предприятия УР. - развитие сельского хозяйства в Удмуртской Республике | Воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к природе |
5 | Энергетика и энергоресурсы |
6 | Промышленные технологии и транспорт. |
7 | Промышленность Удмуртии |
8 | Сельское хозяйство в системе природопользования |
9 | Сельское хозяйство Удмуртской Республики |
10 | Применение экологически чистых и безотходных производств | Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. | Знать/понимать: - что такое экологический мониторинг; -сущность безотходных технологий (производств); -пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов; -какие существуют мероприятия по очистки водоемов; -виды и возможности использования альтернативных источников энергии. Уметь: -выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды | Воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру, развивать способность комплексного видения проблем, стоящих перед человечеством. |
11 | Природоохранные зоны Удмуртской Республики |
12 | Использование альтернативных источников энергии. |
13 | Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире П. р. № 4 «Уборка мусора на прилегающих к школе территориях» | Знать/понимать: почему возникла необходимость в новом экологическом сознании (морали); сущность, характерные черты нового экол-ого сознания | Прививать качества экологической культуры и экологической морали; воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру |
14 | От резца до лазера. Современные электротехнологии | Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий. Возрастание роли информационных технологий. | Знать/понимать: -виды современных электротехнологий, примеры их использования; -сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий; -принцип плазменной обработки материалов, примеры использования; -сущность понятий «наноматериал» «наночастица»; - перспективы использования нанотехнологий; - роль информационных технологий в технологическом развитии общества. | Формировать представление о наиболее перспективных современных технологиях, их применении и путях развития |
15 | Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии |
16 | Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования |
17 | Нанотехнологии. |
18 | Новые принципы организации современного производства. П.р.№ 5«Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве» | Знать/понимать: - смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства; - сущность непрерывного (поточного) производства; - что представляют собой гибкие производственные системы; - в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства. | Развивать понимание, насколько эффективна может быть деятельность одного человека, если он целеустремлен и по-настоящему увлечен своим делом. |
19 | Автоматизация технологических процессов П.р.№ 6 «Виртуальная экскурсия на современные производственные предприятия» | Знать/понимать: - сущность понятий «автомат» и «автоматизация производства» - гибкая и жёсткая автоматизация; - в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). | Формировать представление об автоматизации производства, ее роли в развитии технологий и дальнейших перспективах современного производства. |
Методы решения творческих задач (7 ч.) |
20 | Творческий процесс | Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности. Поиск источников информации для выполнения проекта с ис- пользованием ЭВМ. Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации. Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. | Знать/понимать: - сущность понятий «творчество», «творческий процесс»; - виды творческой деятельности (художественное, научное, техническое творчество); - изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ. | Формировать у старшеклассников уважение к творчеству. Укрепить мнение, что способность к творчеству, изобретательству при желании можно развивать. |
21 | Защита интеллектуальной собственности. П. р. № 7 «Разработка товарного знака условного предприятия. Составление заявки на патент» | Знать/понимать: - сущность понятия «интеллектуальная собственность»; Что может являться объектом интеллектуальной собственности; - понятие «авторское право»; - существующие формы защиты авторских прав; - что такое патент; Как осуществляется патентование изделия; - суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания. | Развивать уважение к правовому институту интеллектуальной собственности. |
22 | Логические и эвристические методы решения задач П. р. № 8 «Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач» | Знать/понимать: - сущность и особенность методов активизации поиска решения задач; -методы поиска оптимального варианта и их применение. - способы применения ассоциативных методов решения творческих задач. Уметь: - использовать методы решения творческих задач в практической деятельности | Формировать знания и умения в решении творческих задач с помощью нестандартных методов. Развивать мышление и творческие способности учащихся |
23 | Мозговая атака. Метод обратной мозговой атаки. |
24 | Метод контрольных вопросов. Синектика П. р. № 9 «Проведение конкурса «Генератор идей». Решение задач методом синектики» |
25 | Морфологический анализ. Функционально-стоимостный анализ |
26 | Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций |
Технология проектирования изделий (8 ч.) |
27 | Законы художественного конструирования. Экспертиза и оценка изделия П. р. № 10 «Проведение экспертизы ученического рабочего места | Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании. | Знать/понимать: - требования к современному проектированию; - понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание» - какими качествами должен обладать проектировщик - значение эстетического фактора в проектировании - законы художественного конструирования | Раскрыть роль законов гармонии в современном конструировании, развивать эстетическое восприятие. |
28 | Банк идей П. р. № 11 «Формирование банка идей и предложений по усовершенствованию проектируемого изделия» | | Знать/понимать: - какие этапы включает в себя проектная деятельность - как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности - что включает понятие «алгоритм дизайна» что представляет собой банк идей при проектировании; - методы формирования банка идей; Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию формировать банк идей для своего проектируемого изделия; - графически оформлять идеи проектируемого изделия; - делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа. | Формировать умение планировать свою работу по выполнению учебного проекта. |
29 | Дизайн отвечает потребностям П. р. № 12 «Составление анкеты для изучения покупательского спроса» | | Знать/понимать: - взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования; - что такое «рынок потребительских товаров и услуг»; - методы исследования рынка потребительских товаров (услуг). | Формировать умение проводить анкетирование и использовать его для выбора объекта учебного проектирования. |
30 | Мечта и реальность. Научный подход в проектировании изделий П. р. № 13 «Воссоздать исторический ряд объекта проектирования» | Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях. Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок кон-троля и приемки. | Знать/понимать: - роль информации в современном обществе; - что понимается под научным подходом к проектированию; - источники информации для дизайнера; - возможные формы презентации; - особенности восприятия вербальной и визуальной информации; - методы подачи информации при презентации. Уметь: - находить и использовать различные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования. - определять цели презентации; - выбирать форму презентации; - использовать технические средства в процессе презентации; - лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта | Развивать на практике умение пользоваться различными источниками информации при выполнении учебного проекта. Развивать умение производить расчет экономической эффективности производства и использовать его в учебном проектировании. Развивать умение устных выступлений. Уметь отвечать на вопросы. |
31 32 33 34 | Приступим к материализации проекта П. р. № 13 «Планирование деятельности по учебному проектированию» Правовые отношения на рынке товаров и услуг П. р. № 15 «Чтение маркировки товаров и сертификатов на продукцию» Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Маркетинг. Реклама, средства рекламы Защита проекта | Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов. Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации. Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Доку- ментальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности. Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда. Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг. |
влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000. -191с.
2. Технология профессионального успеха: учеб. Для 10-11 кл. / (В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.); под ред. С.Н. Чистяковой. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 141 с.
3. Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобр. учреждений / Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин. - М.: Просвещение, 2005. - 159с.
4. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004. -176 с.
5. Технология: базовый уровень: 10-11 класс / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана- Граф, 2013. -224 с.
1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-191с.
2. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004. -176 с.
3. Технология: базовый уровень: 10-11 класс / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана- Граф, 2013. -224 с.
4. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев/ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана- Граф, 2001. – 176 с.