СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 10 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 10 класса разработана в соответствии со стандартами 2004 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 10 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования с изм. на 23.06.2015г.;

«Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение» под редакцией В. Д. Симоненко — М.: ―Просвещение, 2012; Учебник: «Технология. 10 – 11 классы», авторы Симоненко и др., М.: «Дрофа», 2015г.

Программа в 10 классе рассчитана на изучение технологии 1 час в неделю, всего 34 часа, 4 из которых, отведены на изучение национально-регионального компонента.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;


  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;


  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.



Распределение учебных часов по разделам курса


Разделы учебной программы

Кол-во

часов

(всего)


НРК

Лабораторные, практические

работы

Контроль

1.

Технологии в современном мире

19

4

6


2.

Методы решения творческих задач

7


3


3.

Технология проектирования изделий

8


6

1(проект)


Итого

34

4

15

1



Национально-региональный компонент

Раздел учебной программы

урока

Тема НРК

1. Технологии в современном мире

7

Промышленность Удмуртии


9

Сельское хозяйство Удмуртской Республики


11

Природоохранные зоны Удмуртской Республики


13

Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире

П. р. № 4 «Уборка мусора на прилегающих к школе территориях»


Тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Технологии в современном мире (20 ч.)

1

Технологическая культура. Понятие «технология»

Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера

труда


Понимать, что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;

Познакомиться с основными видами культуры;

Познакомиться с понятием «технологическая культура»;

Узнать влияние технологий на общественное развитие; три составляющие

производственной технологии;

Формировать понимание места и значения технологии в развитии человеческого общества. Развивать познавательный интерес к технологии как к глобальному общественному явлению.

2

Технологические уклады

П. р. № 1 «Попытка реконструкции исторической ситуации»

3

Связь технологий с наукой, техникой и производством

П.р. № 2 «Подготовка докладов (сообщений) об открытиях в области техники и технологии»

Понимать взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства, роль науки в развитии технологического прогресса; Познакомиться с

понятием «наукоемкость» производства

Раскрыть для учащихся причинно-следственные отношения между развитием науки, техники, технологии и производства, обозначить роль технологических открытий для будущего общественного уклада человечества


4


Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды.

П.р.№ 3 «Оценка качества пресной воды»


Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства.

Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.


Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.


Понимать:

-взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;

-причины (производственные технологические процессы), приводящие к загрязнению окружающей среды;

-что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра;

-негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды.

Знать:

- крупнейшие предприятия УР.

- развитие сельского хозяйства в Удмуртской Республике


Воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к природе


5

Энергетика и энергоресурсы

6

Промышленные технологии и транспорт.

7

Промышленность Удмуртии

8

Сельское хозяйство в системе природопользования

9

Сельское хозяйство Удмуртской Республики

10

Применение экологически чистых и безотходных производств

Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.


Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Знать/понимать:

- что такое экологический мониторинг;

-сущность безотходных технологий (производств);

-пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов;

-какие существуют мероприятия по очистки водоемов;

-виды и возможности использования альтернативных источников энергии.

Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру, развивать способность комплексного видения проблем, стоящих перед человечеством.


11

Природоохранные зоны Удмуртской Республики

12

Использование альтернативных источников энергии.

13

Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире

П. р. № 4 «Уборка мусора на прилегающих к школе территориях»


Знать/понимать: почему возникла необходимость в новом экологическом сознании (морали); сущность, характерные черты нового экол-ого сознания

Прививать качества экологической культуры и экологической морали; воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру

14

От резца до лазера. Современные электротехнологии

Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий. Возрастание роли информационных технологий.


Знать/понимать:

-виды современных электротехнологий, примеры их использования;

-сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий;

-принцип плазменной обработки материалов, примеры использования;

-сущность понятий

«наноматериал»

«наночастица»;

- перспективы использования нанотехнологий;

- роль информационных технологий в технологическом развитии общества.

Формировать представление о наиболее перспективных современных технологиях, их применении и путях развития

15

Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии

16

Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования

17

Нанотехнологии.

18

Новые принципы

организации современного производства.

П.р.№ 5«Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве»

Знать/понимать:

- смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства;

- сущность непрерывного (поточного) производства;

- что представляют собой гибкие производственные системы;

- в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства.

Развивать понимание, насколько эффективна может быть деятельность одного человека, если он целеустремлен и по-настоящему увлечен своим делом.


19

Автоматизация технологических процессов

П.р.№ 6 «Виртуальная экскурсия на современные производственные предприятия»

Знать/понимать:

- сущность понятий «автомат» и «автоматизация производства»

- гибкая и жёсткая автоматизация;

- в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП).

Формировать представление об автоматизации производства, ее роли в развитии технологий и дальнейших перспективах современного производства.

Методы решения творческих задач (7 ч.)

20

Творческий процесс

Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда.

Выбор способов защиты интеллектуальной собственности.

Поиск источников информации для выполнения проекта с ис-

пользованием ЭВМ.

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности.


Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. Понятие интеллек­туальной собствен­ности. Способы защиты авторских прав. Публикации.

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Знать/понимать:

- сущность понятий «творчество», «творческий процесс»;

- виды творческой деятельности (художественное, научное, техническое творчество);

- изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ.

Формировать у старшеклассников уважение к творчеству. Укрепить мнение, что способность к творчеству, изобретательству при желании можно развивать.

21

Защита интеллектуальной собственности.

П. р. № 7 «Разработка товарного знака условного предприятия. Составление заявки на патент»

Знать/понимать:

- сущность понятия «интеллектуальная собственность»;

Что может являться объектом интеллектуальной

собственности;

- понятие «авторское право»;

- существующие формы защиты авторских прав;

- что такое патент; Как осуществляется патентование изделия;

- суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания.

Развивать уважение к правовому институту интеллектуальной собственности.


22

Логические и эвристические методы решения задач

П. р. № 8 «Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач»

Знать/понимать:

- сущность и особенность методов активизации поиска решения задач;

-методы поиска оптимального варианта и их применение.

- способы применения ассоциативных методов решения творческих задач.

Уметь: - использовать методы решения творческих задач в практической деятельности

Формировать знания и умения в решении творческих задач с помощью нестандартных методов. Развивать мышление и творческие способности учащихся

23

Мозговая атака. Метод обратной мозговой атаки.

24

Метод контрольных вопросов. Синектика

П. р. № 9 «Проведение конкурса «Генератор идей». Решение задач методом синектики»

25

Морфологический анализ. Функционально-стоимостный анализ

26

Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций



Технология проектирования изделий (8 ч.)

27

Законы художественного конструирования. Экспертиза и оценка изделия

П. р. № 10 «Проведение экспертизы ученического рабочего места

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.


Знать/понимать:

- требования к современному проектированию;

- понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»

- какими качествами должен обладать проектировщик

- значение эстетического фактора в проектировании

- законы художественного конструирования

Раскрыть роль законов гармонии в современном конструировании, развивать эстетическое восприятие.

28

Банк идей

П. р. № 11 «Формирование банка идей и предложений по усовершенствованию проектируемого изделия»


Знать/понимать:

- какие этапы включает в себя проектная деятельность

- как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности

- что включает понятие «алгоритм дизайна»

что представляет собой банк идей при проектировании;

- методы формирования банка идей;

Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию

формировать банк идей для своего проектируемого изделия;

- графически оформлять идеи проектируемого изделия;

- делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа.

Формировать умение планировать свою работу по выполнению учебного проекта.

29

Дизайн отвечает потребностям

П. р. № 12 «Составление анкеты для изучения покупательского спроса»



Знать/понимать:

- взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования;

- что такое «рынок потребительских товаров и услуг»;

- методы исследования рынка потребительских товаров (услуг).

Формировать умение проводить анкетирование и использовать его для выбора объекта учебного проектирования.

30

Мечта и реальность. Научный подход в проектировании изделий

П. р. № 13 «Воссоздать исторический ряд объекта проектирования»

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.


Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов.


Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.


Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок кон-троля и приемки.


Знать/понимать:

- роль информации в современном обществе;

- что понимается под научным

подходом к проектированию;

- источники информации для дизайнера;

- возможные формы пре­зентации;

- особенности восприятия вербальной и визуальной информации;

- методы подачи информа­ции при презентации.

Уметь: - находить и использовать различные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования.

- определять цели презен­тации;

- выбирать форму презен­тации;

- использовать технические средства в процессе пре­зентации;

- лаконично и аргументиро­ванно отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта

Развивать на практике умение пользоваться различными источниками информации при выполнении учебного проекта. Развивать умение производить расчет экономической эффективности производства и использовать его в учебном проектировании. Развивать умение устных выступлений. Уметь отвечать на вопросы.


31






32







33





34

Приступим к материализации проекта

П. р. № 13 «Планирование деятельности по учебному проектированию»

Правовые отношения на рынке товаров и услуг

П. р. № 15 «Чтение маркировки товаров и сертификатов на продукцию»

Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Маркетинг. Реклама, средства рекламы


Защита проекта

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.


Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и

анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.

Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.

Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Доку-

ментальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности.

Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности.

Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда.

Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ (базовый уровень)

В результате изучения технологии ученик должен


Знать/понимать


влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.


Уметь


оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.


Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.


Литература

Для учителя:

1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000. -191с.

2. Технология профессионального успеха: учеб. Для 10-11 кл. / (В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.); под ред. С.Н. Чистяковой. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 141 с.

3. Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобр. учреждений / Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин. - М.: Просвещение, 2005. - 159с.

4. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004. -176 с.

5. Технология: базовый уровень: 10-11 класс / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана- Граф, 2013. -224 с.

Для учащихся:

1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-191с.

2. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004. -176 с.

3. Технология: базовый уровень: 10-11 класс / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана- Граф, 2013. -224 с.

4. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев/ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана- Граф, 2001. – 176 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!