РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
2 класс «А»
на 2018-2019 учебный год
Составил:
Булгакова Алёна Николаевна
первая квалификационная категория
2018
Гвардейск
СОДЕРЖАНИЕ
1 раздел Планируемые результаты освоения учебного материала ____ стр.
2 раздел Содержание учебного предмета ____ стр.
3 раздел Тематическое планирование ____ стр.
1 раздел
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу « Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии и на основе авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год из них 7 часов внутрипредметный модуль «Оригами», во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;
рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
работать в малых группах;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
работать в малых группах.
Личностные результаты:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с
одноклассниками;
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека- мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и
способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов
(средством формирования этих действий служит технология продуктивно художественно-творческой деятельности);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
2 раздел
Содержание учебного предмета
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Наименование разделов и тем | Количество часов | Модуль |
Как работать с учебником | 1 | |
Человек и земля | 24 | 6 |
Человек и вода | 4 | |
Человек и воздух | 3 | |
Человек и информация | 2 | |
Всего | 34 | 6 |
Раздел 1: Как работать с учебником -1 ч
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога»
Раздел 2: Человек и земля – 24 ч
Земледелие
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений. Понятие: земледелие. Профессии: садовод, овощевод. Практическая работа: «Выращивание лука»
при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: «мозаика». Изделие: «Попугай»
Полёты человека
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами, размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятие: летательный аппарат. Изделия: «Самолёт», «Парашют»
Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование).
Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое отображение. Изделие: «Важные телефонные номера»
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. Понятия: компьютер, Интернет
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь. Изделие:
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие. Техника: папье-маше, грунтовка. Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок. Профессии: животновод, коневод, конюх. Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.
История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный труд.
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слов «родина», «родной». Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы.
Вариант 1. Выполнение работы в технике полу объёмная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объёма, скручивание деталей с помощью карандаша.
Вариант 2. Работа с яичной скорлупой в технике кракле. Свойства яичной скорлупы, особенности работы с ней. Профессии: плотник.
Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом — циркулем.
Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Понятие: циркуль.
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона.
Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон.
Раздел 3: Человек и вода – 3 ч
Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство.
Приспособления для рыболовства. Новый вид техники — «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте.
Профессия: рыболов.
Понятия: рыболовство, изонить.
Раздел 4: Человек и воздух (3 ч)
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами. Понятия: оберег, оригами.
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.
Понятие: мельница.
Профессия: мельник.
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование.
Новый вид материала — фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги.
Соединение деталей при помощи скрепки. Понятия: фольга, флюгер.
Раздел 5: Человек и информация (3 ч)
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг.
Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке. Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.
Способы поиска информации. Правила набора текста. Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.
3 раздел
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | | Количество контрольных и практических работ |
|
Раздел 1: Как работать с учебником. |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | 1 | |
Раздел 2: Человек и земля – 24 ч |
2 | Деятельность человека на земле. Практическая работа «Выращивание лука». | 1 | |
3 | Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами». | 1 | |
4 | Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне». | 1 | |
5 | Знакомство с техникой изготовления изделий -тестопластикой. Изделие «Игрушка из теста». | 1 | |
6 | Проект «Праздничный стол». | 1 | |
7 | Деятельность человека на земле. Практическая работа «Выращивание лука». | 1 | |
8 | Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами». | 1 | |
9 | Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне». | 1 | |
10 | Знакомство с техникой изготовления изделий -тестопластикой. Изделие «Игрушка из теста». | 1 | |
11 | Проект «Праздничный стол». | 1 | |
12 | Хохломская роспись как народный промысел, её особенности. Изделие «Золотая Хохлома» | 1 | |
13 | Городецкая роспись как народный промысел, её особенности. Изделие «Городецкая роспись». | 1 | |
14 | Дымковская игрушка как народный промысел, её особенности. Изделие «Дымковская игрушка». | 1 | |
15 | Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие-пейзаж «Деревня». | 1 | |
16 | Создание движущейся конструкции. Изделие «Лошадка». | 1 | |
17 | Аппликация из природного материала. Изделие «Курочка из крупы». | 1 | |
18 | Проект «Деревенский двор». | 1 | |
19 | Изготовление изделия из яичной скорлупы. Изделие «Новогодняя маска». | 1 | |
20 | Выполнение работы в технике полуобъёмной пластики. Изделие «Изба». | 1 | |
21 | Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие «Домовой». | 1 | |
22 | Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь». | 1 | |
23 | Изготовление модели ковра. Изделие «Коврик». | 1 | |
24 | Работа с нитками и картоном. Освоение приёма плетения в три нити. Изделие «Русская красавица». | 1 | |
25 | Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие «Кошелёк». | 1 | |
Раздел 3: человек и вода- 3 ч. |
26 | Изготовление изделия в технике – изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка» | 1 | |
27 | Проект «Аквариум». | 1 | |
28 | Полуобъёмная аппликация. Изделие «Русалка». | 1 | |
Раздел 4: Человек и воздух – 3 ч. |
29 | Освоение техники оригами. Изделие «Птица счастья» | 1 | |
30 | Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Изделие «Ветряная мельница» | 1 | |
31 | Изготовление изделия из фольги. Изделие «Флюгер» | 1 | |
Раздел 5: Человек и информация – 3 ч. |
32 | Книгопечатание. История книгопечатания. Изделие «Книжка-ширма» | 1 | |
33 | Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации. | 1 | |
34 | Правила набора текста. Подведение итогов | 1 | |