СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
  • Федерального Закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

Просмотр содержимого документа
«КТП Технология 5-11 кл»

Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

5 б кл.

Проведено

I четверть

Вводное занятие (2 часа)

1

06.09.


Вводное занятие.

Знакомство с правилами внутреннего распорядка


2

Технология в жизни человека и общества.

Сельскохозяйственный труд (4 часа)

3

13.09


РК Осенние работы на полях Хабаровского района.

Уборка растительных остатков с участка


4

Правила безопасной работы на пришкольном участке. Осенняя обработка почвы.

5

20.09.


Сельскохозяйственный инструмент.

Вскапывание почвы лопатой


6

Правила безопасной работы с инструментом.

Материаловедение (10 часов)

7

27.09.


Натуральные волокна растительного происхождения.

Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна. Изучение свойств хлопчатобумажных тканей.

8

Хлопчатобумажные и льняные ткани.

9

04.10.


Виды переплетения нитей в тканях.

Изучение свойств нитей основы и утка. Работа с образцами. Изготовление макета полотняного переплетения.

10

Полотняное переплетение

11

11.10.


Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Работа с образцами. Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.

12

Гладкокрашенные и пестроокрашенные ткани.

13

18.10.


Ручные швейные работы.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для ручных работ

14

Инструменты и приспособления.

15

25.10.


Ручные стежки.

Выполнение упражнений


16

Ручные строчки.



II четверть

Основы проектирования (16 часов)

17

08.11.


Виды рукоделия.

Знакомство с видами рукоделия.

18

Мягкая игрушка.

19

15.11.


Материалы для изготовления игрушки.

Изучение материалов, свойств материалов, фурнитуры, инструментов.


20

Фурнитура.

21

22.11.


Шаблоны. Выкройки.

Работа с выкройками и шаблонами


22

Способы увеличения выкройки.

23

29.11.


Способы закрепления деталей.

Изучение швов, выполнение упражнений.

24

Швы.

25

06.12.


Учебный проект. Основные этапы проекта.

Разработка критериев для выбранного изделия. Изготовление изделия.

26

Разработка критериев. Выбор идеи.

27

13.12.


Планирование.

Разработка плана-схемы, изготовление изделия.


28

Изготовление изделия.

29

20.12.


Способы поиска информации.

Сбор информации для проектирования. Изготовление изделия.

30

Исследования по теме.

31

27.12.


Испытание и оценка изделия.

Изготовление изделия.

32

Оценка проектирования. Способы защиты проекта.







Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

5 б кл

Проведено

III четверть

Кулинария (12 часов)








33

17.01.


Физиология питания. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасной работы.

Приготовление омлета натурального.

34

Блюда из яиц.

35

24.01.


РК Растения дальневосточные для приготовления чая.

Приготовление бутербродов. Приготовление какао, чая с шиповником.

  • РК

36

Бутерброды, горячие напитки. Фиточай.

37

31.01.


РК Овощные культуры Дальневосточного региона.

Приготовление салата из свежих овощей. Приготовление винегрета.

  • РК

38

Овощи. Салаты.

39

07.02.


Блюда из овощей.

Приготовление капустников (оладьи овощные).


40

Оладьи овощные.

41

14.02.


Молоко.

Приготовление каши молочной или супа молочного.

42

Блюда из молока.

43

21.02.


Резерв. Подача блюда с элементами сервировки стола к завтраку.

Знакомство с элементами сервировки стола к завтраку, правилами пользования и ухода за холодильником. Приготовление блюда по выбору.

44

Правила пользования холодильником.

Конструирование (8 часов)

45

28.02.


Мерки

Снятие мерок.


46

Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

47

07.03



Конструирование.

Конструирование швейного изделия.

48

Конструирование швейных изделий.

49

14.03.


Моделирование.

Моделирование швейного изделия.

50

Моделирование швейных изделий.

51

21.03.


Отделка изделий.

Знакомство с видами отделки швейных изделий.

52

Отделка швейных изделий.


























Урок №

5б Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

Проведено

IV четверть

Машиноведение (8 часов)

53

04.04.


Швейная машина с ручным приводом.

Изучение основных деталей швейной машины.

54

Основные детали.

55

11.04.


Подготовка швейной машины к работе.

Выполнение упражнений по наладке машины к работе.


56

Заправка верхней и нижней ниток.

57

18.04.


Машинные швы.

Выполнение упражнений по выполнению машинных строчек и швов.

58

Стачные машинные швы.

59

25.04.


Влажно-тепловые работы.

Проведение влажно-тепловых работ на образцах строчек и швов.


60

Техника безопасной работы.


Сельскохозяйственный труд (8 часов)

61

02.05.


РК Условия выращивания рассады в Хабаровском районе.

Работа на участке.

РК

62

Выращивание рассады.

63

09.05.


РК Декоративные растения на улицах Хабаровска.

Подготовка почвы для горшечных цветов

РК

64

Декоративные цветочные растения.

65

16.05.


РК Весенняя обработка почвы в районах Хабар. края.


Работа на участке.

РК

66

Безопасная работа на участке.

67

23.05.


РК Весенние посевы и посадки в районах Хабар. края

Работа на участке.

РК

68

Весенние посевы и посадки.



Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

6 б кл

Проведено

I четверть

Сельскохозяйственный труд (4 часа)

1


05.09.


РК Значение осенней обработки почвы на приусадебных участках в Хабаровском районе.

Уборка растительных остатков с участка

РК

2

Правила безопасной работы на пришкольном участке.

3

12.09.


РК Закладка урожая на хранение в условиях дальневосточного климата.

Вскапывание почвы лопатой

РК

4

Уборка и учет урожая овощных культур.

Материаловедение (4 часа)

5

19.09.


Натуральные волокна животного происхождения.

Изучение свойств шерстяных тканей.

6

Шерсть.

7

26.09.


Натуральные волокна животного происхождения.

Изучение свойств шелковых тканей.

РК

8

Шелк.

Машиноведение (8 часов)

9

03.10.


Швейная машина с ножным приводом. Основные детали.

Изучение основных деталей швейной машины. Выполнение упражнений по наладке машины к работе.


10

Подготовка швейной машины к работе. Правила безопасной работы.

11

10.10.


Устройство и установка машинной иглы. Причины возникновения дефектов машинной строчки.

Установка машинной иглы. Устранение дефектов строчки.


12

Способы устранения дефектов машинной строчки.

13

17.10.


Машинные швы.

Выполнение образцов машинных швов.


14

Бельевые машинные швы.

15

24.10.


Уход за швейной машиной.


РК

16

Видеоэкскурсия «На ткацкой фабрике».



Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

6 б кл

Проведено

II четверть

Конструирование (16 часов)

17

07.11.


Мерки.

Снятие мерок.


18

Снятие мерок для построения чертежа выкройки швейного изделия.

19

14.11.


Конструирование. Одежда поясной группы.

Построение чертежа швейного изделия.


20

Построение чертежа юбки.

21

21.11.


Оформление чертежа.

Работа с чертежом швейного изделия.


22

Оформление выкройки.

23

28.11.


Моделирование.

Моделирование швейного изделия.


24

Моделирование швейного изделия.

25

05.12.


Раскрой.

Упражнения по раскрою


26

Раскрой швейного изделия.

27

12.12.


Обработка деталей кроя.

Выполнение образцов поузловой обработки.


28

Узловая обработка деталей швейного изделия.

29

19.12.


Обработка вытачек.

Выполнение образцов поузловой обработки.


30

Обработка складок.

31

26.12.


Обработка застежки.



32

Виды застежек.



Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

6 б кл

Проведено

III четверть

Кулинария (12 часов)

33

16.01.


Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Приготовление блюда.

34

Физиология питания. Блюда из молока.

35

23.01.


РК. Промысловые рыбы.

Приготовление блюда.

  • РК

36

Блюда из рыбы.

37

30.01.


Крупы.

Приготовление блюда.

38

Блюда из круп.

39

06.02.


Мука.

Приготовление блюда.


40

Блины, блинчики, оладьи.

41

13.02.


Первые блюда.

Приготовление блюда.

42

Холодные супы.

43

20.02.


Сладкие блюда (кисели, компоты).

Приготовление блюда.


44

Сервировка стола. Элементы этикета.

Проектирование (16 часов)

45

27.02.


Основные и дополнительные этапы проекта.

Разработка критериев для выбранного изделия. Изготовление изделия.


46

Выбор идеи. Разработка критериев.

47

06.03



Планирование работы по проектированию.

Разработка плана-схемы. Изготовление изделия.


48

Изготовление изделия.

49

13.03.


Поиск информации по проектированию.

Сбор информации для проектирования. Изготовление изделия.


50

Оформление информации.

51

20.03.


Оформление изделия.

Сбор информации для проектирования. Изготовление изделия.


52

Способы оформления изделия.



Урок №

6 б кл Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

Проведено

IV четверть

53

03.04.


Использование Интернет-ресурсов.

Выбор способа оформления проектного продукта.

54

Мультимедиа ресурсы.

55

10.04.


Испытание изделия.

Использование ИКТ для оформления результатов испытания и оценки проектного продукта.


56

Оценка изделия.

57

17.04.


Оценка проектирования.

Анализ проектирования.


58

Способы защиты проекта.

59

24.04.


Резерв времени.

Знакомство с основными правилами оформления презентации.

60

Презентация.

Сельскохозяйственный труд (8 часов)

61

01.05.


РК. Весенняя обработка почвы на приусадебных участках в Хабаровском районе.

Работа на участке.


РК

62

Правила безопасной работы на пришкольном участке. Значение весенней обработки почвы.

63

08.05.


РК. Особенности ухода за рассадой в условиях дальневосточного климата.

Подготовка почвы для горшечных цветов.

РК

64

Правила безопасной работы с инструментом. Рассада. Виды грунта.

65

15.05.


РК. Защита рассады от вредителей, заморозков, солнечных ожогов в условиях дальневосточного климата.

Работа на участке.

РК

66

Высадка рассады в грунт.

67

22.05.


РК. Плодово-ягодные культуры Дальнего Востока.

Работа на участке.

РК

68

Специальный инструмент для обработки плодово-ягодных кустов.



Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

ИКТ

По плану

7 а кл.

Проведено

I четверть (18)

Сельскохозяйственный труд (4 часа)

1

07.09.


РК Овощеводство – аграрная отрасль Хабаровского края.

Изучение овощных культур, однолетних овощных растений.


2

Краткая характеристика основных овощных культур.

3

14.09.


РК Общие сведения о наиболее распространенных и ценных овощных культурах, выращиваемых в Хабаровском районе.

Изучение основных овощных культур (определение сорта, значение переборки, подготовка к закладке на хранение)


4

Профессия – мастер-овощевод.

Проектирование (24 часа)

5

21.09.


РК Аппликация в искусстве народов Приамурья.

Знакомство с видом рукоделия - аппликация, фондом детских работ

6

Аппликация. Виды аппликативных работ.

7

28.09.


Материалы для аппликативных работ.

Изучение материалов, свойств материалов, фурнитуры, инструментов

8

Основа для аппликации. Фон.

9

05.10.


Способы закрепления деталей аппликации.

Изучение швов, выполнение упражнений.


10

Декоративные швы.

11

12.10.


Эскиз.

Разработка эскиза.


12

Оформление аппликации.

13

19.10.


Учебный проект.

Разработка идеи


14

Основные этапы проекта.

15

26.10.


Разработка критериев.

Разработка критериев для выбранного изделия


16

Выбор идеи.

17

09.11.


Способы поиска информации.

Сбор информации для проектирования.

18

Исследования по теме.

II четверть (14) (18+14=32)

19

16.11.


Поиск информации в Интернет.

Сбор информации для проектирования.

20

Оформление информации.

21

23.11.


Планирование.

Анализ и оценка изделия



22

Изготовление проектного продукта.

23

30.11.


Испытание изделия.

Анализ и оценка изделия



24

Оценка проектного продукта.

25

07.12.


Оценка проектирования.

Анализ проектирования



26

Использование диаграмм, SmartArt для представления результатов.

27

14.12.


Способы защиты проекта.

Защита проекта

28

Оформление презентации в PowerPoint

Материаловедение (6 часов / 2 часа резерв времени)

29

21.12.


Свойства химических волокон.

Изучение свойств тканей из синтетического волокна.


30

Синтетические волокна.

31

28.12.


Свойства химических волокон.

Изучение свойств тканей из искусственного волокна.


32

Искусственные волокна.









Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

7 а кл.

Проведено

III четверть

33

11.01.


Обобщающий урок. Материаловедение.


34

Проект «Я модельер»

Кулинария (10 часов)

35

18.01.


Сервировка праздничного стола.

Разработка праздничного меню. Знакомство с правилами этикета.

(Приготовление блюда).

36

Элементы этикета.

37

25.01.


РК Агропромышленные комплексы Хабаровского района.

Приготовление блюда.

38

Кисломолочные продукты и блюда из них.

39

01.02.


РК Рыбоперерабатывающая промышленность Хабаровского края.

Приготовление блюда.

40

Салаты рыбные.

41

08.02.


Мучные изделия.

Приготовление блюда.

42

Профессия повар-кондитер.

43

15.02.


РК Мясоперерабатывающие предприятия Хабаровска.

Приготовление блюда.

44

Физиология питания. Блюда из мяса.

Машиноведение (6 часов)

45

22.02.


Швейная машина с электроприводом. Основные детали.

Изучение основных деталей швейной машины. Выполнение упражнений по наладке машины к работе.


46

Подготовка швейной машины к работе.

47

01.03.


Декоративные машинные швы.

Выполнение упражнений по работе на швейной машине


48

Назначение простой и сложной зигзагообразной строчки.

49

08.03.

15.03.

Машинные швы.

Выполнение упражнений


50

Назначение и применение машинных швов.

Конструирование и моделирование (12 часов)

51

22.03.


Одежда плечевой группы.


52

Ночная сорочка.

53

05.04.


Мерки.

Выполнение упражнений по снятию мерок.


54

Прибавки на свободное облегание, припуски на швы.





IV четверть

55

12.04.


Построение чертежа швейного изделия.

Построение чертежа.


56

Лекало.

57

19.04.


Построение чертежа швейного изделия.

Построение чертежа.


58

Правила оформления выкройки.

59

26.04.


Моделирование швейных изделий.



60

Одежда и мода.

61

62

03.05.


Раскрой швейных изделий.

Выполнение упражнений по раскрою изделия.



Резерв времени. Дублирование деталей

Сельскохозяйственный труд (6 часов)

63

10.05.


Безопасная работа на участке.

Вскапывание почвы.


64

Весенняя обработка почвы.

65

17.05.


Весенние посевы.

Работа на участке.


66

Весенние посадки.

67

24.05.


РК Особенности высадка рассады в грунт в регионах Дальнего Востока.

Высадка рассады.



68

Укрывной материал для ранних посадок. Рассада.













Урок №

Дата

Тема


Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

8 а кл

Проведено

I четверть (9)

Художественная обработка материалов (6 часов)

1

04.09.


Художественное творчество – историческая память народа.



2

11.09.


Основные компоненты проекта. Последовательность выполнения проекта.

Определение основных компонентов проекта, последовательности их выполнения.


3

18.09.


РК. Дальневосточный сувенир.

Сувенир.

Разработка идеи.

4

25.09.


РК. Материалы для изготовления дальневосточных сувениров.

Материалы для сувениров.

Разработка идеи, выбор материалов.

5

02.10.


РК. Символизация цвета в искусстве народов Дальнего Востока.

Символизация цвета.

Проработка цветового решения изделия.


Проектирование и изготовление изделий (16 часов)

6

09.10.


Бисер. Выявление истории, традиций, тенденций.

Поисково-исследовательская работа.


7

16.10.


Обоснование проблемы. Формулировка и анализ задачи.

Определение и обоснование потребности, задачи.


II четверть (7) (9+7=16)

8

23.10.


Оценка идей. Выбор идеи для дальнейшей проработки.

Проработка идеи.

9

06.11.


Критерии для разрабатываемого изделия.

Разработка критериев.

10

13.11.


Изготовление изделия. Технологическая карта.

Изготовление.

11

20.11.


Работа над проектом.

Изготовление изделия.


12

27.11.


Испытание и оценка изделия.

Оценка изделия.

13

04.12.


Контроль качества технологических операций.

Осуществление самоконтроля.


14

11.12.


Внесение изменений в конструкцию, технологические операции для улучшения качества изделия.

Контроль качества, работа по устранению недочетов.

Контроль, устранение недочетов.


15

18.12.


Способы оформления работы.

Изготовление изделия.

16

25.12.


Интернет-ресурсы для работы над проектом.








Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

8 а кл

Проведено

III четверть (11) (16+11=27)





Изготовление изделия.

17

15.01.


Использование ИКТ в проектной деятельности.

Изготовление изделия.

18

22.01.


Оценка качества в процессе проектирования.

Оценка качества изготовления изделия.


19

29.01.


Способы защиты проекта.


20

05.02.


Презентация.

Демонстрация презентации.

21

12.02.


Способы представления результата проекта.

Оценка деятельности в процессе проектирования.

Анализ результата проектирования.

Представление результатов проекта.

22

19.02.


Резерв времени.



Семейная экономика (12 часов)

23

26.02.


Семья как экономическая ячейка общества.

Определение расходов и доходов семьи.


24

05.03.


Предпринимательство в семье.

Определение доходов школьника


25

12.03.


Потребности семьи.

Расчет затрат на приобретение вещей для школьника


IV четверть (7) (27 + 7 = 34)

26

19.03.


Классификация покупок.

Определение качества товара


27

02.04.


Торговые символы, этикетки, штрихкод.

Разработка этикетки; сравнительная характеристика товаров по заданным критериям.


28

09.04.


Бюджет семьи. Структура бюджета.

Определение важности покупок согласно классификации, способов экономии тепловой и электрической энергии в быту.


29

16.04.


Доходная часть бюджета.

Выявление доходной и расходной частей семейного бюджета.


30

23.04.


Расходная часть семейного бюджета.


31

30.04.


Расходы на питание.

Оценка затрат на питание школьника.


32

07.05.


Сбережения.

Определение способов сбережения денежных средств


33

14.05.


Личный бюджет.

Определение платежей семьи


34

21.05.


Резерв времени. (Экономика приусадебного участка)













Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

ИКТ

По плану

11 кл

Проведено

I четверть

Проектирование (16 часов)

1

06.09.


Творческий проект. Этапы выполнения проекта.



2

13.09.


Выявление потребности, задач.

Определение потребности, анализ задачи


3

20.09.


Исследование и развитие идеи.

Выбор темы проекта. Определение последовательности выполнения проекта.

4

27.09.


Определение и разработка критериев.

Разработка критериев


5

04.10.


Создание банка первоначальных идей.

Разработка идей

6

11.10.


Планирование изготовления изделия.

Планирование проектирования


7

18.10.


Технологическая карта.

Составление технологической карты

8

25.10.


Изготовление изделия. Анализ работы.

Анализ выполненной работы








II четверть

9

08.11.


Контроль конструкционных и технологических операций, оценка качества изделия.

Контроль и оценка качества изделия


10

15.11.


Использование ИКТ и интернет-ресурсов в проектировании.

Работа в интернет

11

22.11.


Использование мультимедиа программ при проектировании.

12

29.11.


Оценка качества проектирования.

Оценка качества работы


13

06.12.


Способы представления результатов проектирования.

Разработка способа презентации

14

13.12.


Способы защиты проекта. Изготовление проектного продукта.

Оформление проектного продукта

15

20.12.


Защита проекта.


16

27.12.


РК Узоры народов Приамурья.


I полугодие

















Урок №

Дата

Тема

Практическая работа на уроке

Урок

РК / ИКТ

По плану

11 кл

Проведено

III четверть

Профессиональная деятельность (18 часов)

17

14.01.


Сферы, отрасли, предметы труда.

Определение цели и задачи будущей профдеятельности


18

21.01.


Процесс профессиональной деятельности.

Раб. по табл. 3, 4


19

28.01.


Нормирование труда.

Тестовое задание


20

04.02.


РК Надбавки к зарплате на Дальнем Востоке. Оплата труда.



Культура труда и профессиональная этика

21

11.02.


Понятие «культура труда».

Обоснование этических норм будущей профдеятельности


22

18.02.


Профессиональная этика.



Профессиональное становление личности

23

25.02.


Этапы профессионального становления.

Составление перечня профзнаний и умений человека выбранной профессии


24

03.03.


Профессиональная карьера.



Подготовка к профессиональной деятельности

25

10.03.


Рынок труда и профессий. Трудоустройство.

С. 188, табл. 3 / раб. на ПК

26

17.03.


РК Хабаровский рынок труда. Биржа труда.



27

24.03.


РК ВУЗы Хабаровск. Виды профессионального образования.

Раб. на ПК

IV четверть

Трудоустройство

28

07.04.


Профессиональное резюме.

Составление резюме


29

14.04.


Самопрезентация.

Составление автобиографии


30

21.04.


Собеседование.

Ролевая игра


31

28.04.


Деловая переписка.

Составление письма


32

05.05.


Кулинарный антураж. Интересные факты.


33

12.05.


Кейтеринг.


34

19.05.


РК Национальная кухня Японии.

Чайная церемония.













Машиноведение – 10 часов

Конструирование и моделирование – 10 часов

Кулинария – 10 часов

8 класс

Семейная экономика - 12 часов

Художественная обработка материалов – 6 часов

Проектирование и изготовление изделий – 16 часов

11 класс

Проектирование – 16 часов

Профессиональная деятельность – 18 часов

**Учитель при необходимости может изменить количество часов на изучение отдельных тем по разделам

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важ­нейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профес­сионального пути. В результате обучающиеся должны научить­ся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт дея­тельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в сформированности целостного представления о тех­носфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  • в приобретенном опыте практической деятельности, познания и самообразования; преобразующей, творческой деятельности;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • становление у школьников представления о современном мире и роли техники и технологии в нем;

  • интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование у них то­лерантных отношений и экологически целесообразного пове­дения в быту и трудовой деятельности;

  • формирование отношения к технологии как возможной области бу­дущей практической деятельности;

  • приобретение опыта созидательной и твор­ческой деятельности, опыта познания и самообразования; ключевых компетентностей; навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуни­кативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасности в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает дос­тижение личностных, метапредметных и предметных резуль­татов.

Личностными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:

  • сформированность представления о значении труда в жизни человека;

  • развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

  • овладение навыками подбора деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку, характеру отделки, основами технической терминологии швейного производства;

  • развитие пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса;

  • проявление познавательных к творчеству народных умельцев;

  • готовность самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи;









Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Технология 5-11 классы»

Рабочая образовательная программа по технологии для 5 – 8, 11 классов


Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  • Федерального Закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  • Программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», 5-9 классы, подготовленной в соответствии с федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. Авторы программы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.

  • Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология» (базовый уровень) на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко, М.: Просвещение, 2010 год.


I. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Технология» позволяет всем участникам образо­вательного процесса получить представление о целях, содер­жании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, дает примерное распреде­ление учебных часов по разделам курса и вариант последова­тельности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Программа предоставляет возможности для реализации раз­личных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индиви­дуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных со­циально-экономических условий.

Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:

  • нормирование учебного процесса, что обеспечивает объем, тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;

  • организационно-плановое построение содержания, в результате чего определяется примерная последовательность изучения содер­жания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;

  • общеметодическое руководство, в результате задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различ­ных видов занятий.

Основной целью изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда, становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессио­нальному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию социально обоснованных цен­ностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходи­мыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятель­ности знания, полученные при изучении основ наук.

II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.

Технология изучается по трем направлениям:

  • индустриальные технологии,

  • технологии ведения дома,

  • сельскохозяйственные технологии.



Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.



Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производ­ства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, пред­принимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жиз­ненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы творческой, проектной деятель­ности;



Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.



Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.



В процессе обучения технологии учащиеся получат возможность:

познакомиться:



  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • с назначением и технологическими свойствами материалов;

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

  • основами аграрной технологии;

  • с информационными технологиями, методами учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • с методами обеспечения безопасности и культуры труда:

выполнять по нормативам трудовые операции и работы; рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • оставлять последовательность технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

  • выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами, электрооборудованием;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • формирования эстетической среды;

  • развития творческих способностей;

  • получения технико-технологических сведений из различных источников информации;

  • организации трудовой деятельности;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства

  • изготовления и ремонта изделий с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • контроля качества работ; выполнения безопасных приемов труда, санитарии, гигиены;

  • осознания ценности человеческой жизни, семьи, общества, труда.

Каждый компонент программы включает в се­бя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанно­го с практическими работами, должно предваряться освоени­ем учащимися необходимого минимума теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обуче­ния. Вместе с тем методически возможно построение годово­го учебного плана занятий с введением творческой, проект­ной деятельности в учебный процесс с начала или с середи­ны учебного года. При организации творческой или проект­ной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение про­ектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на осно­ве использования межпредметных связей. Это связи с алгеб­рой и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкци­онных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов, приборов, видов современ­ных технологий; с историей и искусством при освоении тех­нологий традиционных промыслов. При этом возможно про­ведение интегрированных занятий.


III. Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Технология» изучается в 5-7 классах из расчета 2 ч в неделю, 68 часов в год, в 8, 11 классах из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Региональный компонент на уроках технологии в 5 классе применяется при изучении разделов «Кулинария» и «Сельскохозяйственный труд»; в 6 классе - при изучении разделов «Кулинария» и «Сельскохозяйственный труд», «Проектирование»; в 7 классе - при изучении разделов «Кулинария» и «Сельскохозяйственный труд»; в 8 классе – «Художественная обработка материалов»; в 11 классе – «Проектирование», «Профессиональная деятельность». Через технологию изготовления фиточая и овощных блюд, способы сезонной обработки почвы и работу с растениями учащиеся получают знания о региональных особенностях выращивания и обработки культивируемых растений и дикоросов; при выполнении проектов знакомятся с искусством народов Приамурья; по профориентации знакомятся с региональными возможностями и условиями получения дальнейшего образования и трудоустройства.

Программа составлена с учетом

  • интересов обучающихся;

  • возможностей ОУ и материально-технической базы;

  • наличия методического и дидактического обеспечения;

  • в программе произведено перераспределение часов следующим образом:

5 класс

Вводное занятие – 2 часа

Материаловедение – 12 часов

Основы проектирования и изготовление изделий – 14 часов

Кулинария – 10 часов

Конструирование и моделирование – 8 часов

Машиноведение – 8 часов

Сельскохозяйственный труд – 12 часов

6 класс

Сельскохозяйственный труд – 12 часов

Проектирование – 16 часов

Материаловедение – 4 часа

Машиноведение – 8 часов

Конструирование и моделирование – 16 часов

Кулинария – 12 часов

7 класс

Сельскохозяйственный труд – 12 часов

Проектирование – 22 часа

Материаловедение – 6 часов

Машиноведение – 10 часов

Конструирование и моделирование – 10 часов

Кулинария – 10 часов

8 класс

Семейная экономика - 12 часов

Художественная обработка материалов – 6 часов

Проектирование и изготовление изделий – 16 часов

11 класс

Проектирование – 16 часов

Профессиональная деятельность – 18 часов


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важ­нейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профес­сионального пути. В результате обучающиеся должны научить­ся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт дея­тельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в сформированности целостного представления о тех­носфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  • в приобретенном опыте практической деятельности, познания и самообразования; преобразующей, творческой деятельности;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • становление у школьников представления о современном мире и роли техники и технологии в нем;

  • интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование у них то­лерантных отношений и экологически целесообразного пове­дения в быту и трудовой деятельности;

  • формирование отношения к технологии как возможной области бу­дущей практической деятельности;

  • приобретение опыта созидательной и твор­ческой деятельности, опыта познания и самообразования; ключевых компетентностей; навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуни­кативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасности в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает дос­тижение личностных, метапредметных и предметных резуль­татов.

Личностными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:

  • сформированность представления о значении труда в жизни человека;

  • развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

  • овладение навыками подбора деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку, характеру отделки, основами технической терминологии швейного производства;

  • развитие пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса;

  • проявление познавательных к творчеству народных умельцев;

  • готовность самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи;

  • сформированность знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.

Метапредметными результатами освоения курса «Технология» являются:

  • умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать, и осознано выбирать способы решения учебных и познавательных задач, различных творческих работ по созданию изделий;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, осознанного выбора;

  • умение определять понятия, обобщать, выбирать основания и критерии, рассуждать логически и делать выводы;

  • умение работать самостоятельно и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • владение письменной, устной, монологической речью;

  • формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций;

  • формирование и развитие экологического мышления;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности.


Предметными результаты освоения учащимися программы «Технология»:

  • осознание роли технологий для развития общества, технологий промышленного и сельскохозяйственного производства;

  • овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, конструирования, моделирования, эстетического оформления изделий;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • презентация и защита проекта изделия;

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • умение приготавливать пищу с учетом санитарных, практических, эстетических требований и мер безопасности, экономии;

  • умение последовательно изготавливать швейное изделие от эскиза до готового изделия;

  • развитие умения преобразовывать, использовать, представлять информацию, применять средства и инструменты ИКТ;

  • формирование представлений о, культурном наследии в области декоративно-прикладного искусства.



V. Содержание программы

Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:

5 класс

Вводное занятие (2 часа)

Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета. Школьные учебные мастерские – санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка в мастерской. Организация теоретической и практической частей урока.


Сельскохозяйственный труд (12 часов)

Сельскохозяйственный труд и его значение. Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Безопасная работа с сельскохозяйственным инструментом. Осенние и весенние сельскохозяйственные работы. Особенности климатических условий Хабаровского района для ведения сельскохозяйственных работ.

Примерные темы прак­тических работ

Работы на пришкольном участке по обработке почвы. Сбор семян цветочных культур. Уборка растительных остатков с участка. Заготовка почвы к посадке рассады.


Элементы материаловедения (12 часов)

Свойства текстильных материалов

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон.

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сто­роны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Ткацкие переплетения. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Ткани для пошива рабочей одежды. Профессии, связанные с технологиями ткацкого и швейного производства.

Ручные работы

Ручные стежки и строчки. Понятия «стежок», «строчка», «шов». Виды ручных стежков и строчек. Терминология ручных работ. Инструменты и приспособления для ручных швейных работ, назначение, безопасное пользование. Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Организация рабочего места. Способы контроля качества. Инструменты, приспособления для ручных швейных работ.

Примерные темы прак­тических работ

Изучение инструментов и приспособлений для ручных швейных работ (виды, назначение). Выполнение на образцах ручных швов, строчек с использованием инструментов и приспособлений для ручных швейных работ.

Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве, отделке тканей. Долевая и поперечная нити в ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Определение долевой и изнаночной сторон ткани.

Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Ткани для пошива швейных изделий с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Примерные темы прак­тических работ

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна. Изготовление макета полотняного переплетения.

Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для изготовления проектного продукта. Отработка навыков выполнения ручных швов на образцах ткани или при изготовлении изделия из ткани. Выполнение ручных работ на проектном изделии.


Основы проектирования и изготовление изделий (14 часов)

Понятия «творческий проект по технологии», «проектирование». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.

Виды рукоделия. История мягкой игрушки. Материалы и инструменты для изготовления игрушки. Подбор тканей, фурнитуры, инструментов. Шаблоны и выкройки, способы увеличения и уменьшения размеров деталей. Использование ИКТ технологий для работы по проектированию. Технология выполнения мягкой игрушки. Декоративная отделка изделия. Технологическая последовательность создания игрушки.

Примерные темы прак­тических работ

Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка идей. Выбор модели, разработка критериев, анализ материалов. Планирование и изготовление. Контроль и оценка проектной деятельности. Способы защиты проекта.

Разработка эскиза игрушки. Изготовление выкроек и шаблонов. Выбор материалов и инструментов. Раскрой деталей и соединение их между собой ручными стежками и строчками. Оформление игрушки фурнитурой.


Кулинария (10 часов)

Понятия «кулинария», «физиология питания», «культура питания». Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Значение овощей в питании человека.

Первичная обработка овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарез­ки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформ­ление салатов продуктами, входящими в состав салатов и име­ющими яркую окраску, и листьями зелени.

Блюда из сырых и вареных овощей, технология приготовления. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продук­тов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и недостатки раз­личных способов варки овощей.

Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы приготовления яиц.

Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов и способы их приготовления.

Горячие напитки, их пищевая ценность. Правила хранения чая, кофе, какао. Фиточай. Технология приготовления чая, кофе, какао, фиточая.

Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Критерии определения качества молочных продуктов.

Санитарное значение соблю­дения температурного режима и длительности тепловой кули­нарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Кухонная посуда и уход за ней. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостя­ми, правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Примерные темы прак­тических работ

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей, яиц. Приготовление бутербродов и горячих напитков. Приготовление молочной каши или молочного супа. Дегустация блюд. Оценка качества.

Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в по­мещении кабинета кулинарии.


Конструирование и моделирование (8 часов)

Понятия «конструирование», «моделирование», «снятие мерок». Типовые фигуры и размерные признаки фигу­ры человека. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Мерки для построения основы чертежа швейного изделия. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы швейного изделия прямоугольной формы (фартук) по своим меркам. Расчетные формулы, необхо­димые для построения чертежа фартука. Понятие «линейка закройщика» (масштабная линейка).

Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки к раскрою. Понятие «отделка швейных изделий». Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды ху­дожественного оформления швейных изделий.

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Профессии, связанные с технологиями швейного производства.

Примерные темы прак­тических работ

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия (фартука) в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Эскизная разработка модели фартука.

Изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.


Машиноведение (8 часов)

История создания швейной машины. Классификация машин швейного производства по назна­чению. Назначение и устройство бытовой швейной машины с ручным приводом. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе. Правила заправки верхней и нижней ниток.

Классификация машинных швов. Требования к качеству строчек.

Понятие «влажно-тепловая обработка» (ВТО). Правила безопасного труда при выполнении ВТО. Оборудование для ВТО.

Примерные темы прак­тических работ

Намотка нитки на шпульку. Заправка швейной машины нитками. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки обратным ходом машины. Выполнение упражнений по проведению ВТО.

6 класс

Сельскохозяйственный труд (12 часов)

Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Безопасная работа с сельскохозяйственным инструментом. Осенние и весенние сельскохозяйственные работы в условиях Хабаровского района. Уход за рассадой, овощными, плодово-ягодными культурами. Защита от вредителей, неблагоприятных климатических условий.

Примерные темы прак­тических работ

Работы на пришкольном участке по обработке почвы. Подготовка почвы для горшечных растений (рассады). Уборка растительных остатков с участка. Подготовка почвы к посадке рассады.


Элементы материаловедения (4 часа)

Свойства текстильных материалов

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон. Свойства тканей из натуральных волокон животного происхождения.

Ткани для пошива швейных изделий с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Примерные темы прак­тических работ

Распознавание волокон шерсти, шелка. Изучение видов и свойств шерстяных и шелковых тканей.

Основы проектирования и изготовление изделий (16 часов)

Основные и дополнительные этапы творческого проекта. Проектирование изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.

Примерные темы прак­тических работ

Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ первоначальных идей. Выбор модели, разработка критериев, анализ материалов. Планирование и изготовление. Контроль и оценка проектной деятельности. Способы защиты проекта.

Изготовление проектного продукта.


Кулинария (12 часов)

Понятия «минеральные вещества», их содержание в пищевых продуктах. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Значение сбалансированного питания для человека. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи.

Первичная обработка круп. Технология приготовления блюд из круп, рыбы, муки.

Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Критерии определения качества молочных продуктов.

Санитарное значение соблю­дения температурного режима и длительности тепловой кули­нарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Кухонная посуда и уход за ней. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостя­ми, правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов.

Примерные темы прак­тических работ

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление каши рассыпчатой, рыбных котлет, молочного супа, холодного супа, блинов, киселя молочного. Дегустация блюд. Оценка качества.


Конструирование и моделирование (16 часов)

Понятия «конструирование», «моделирование», «снятие мерок». Основные точки и линии измерения фигуры человека. Мерки для построения основы чертежа швейного изделия. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы швейного изделия по своим меркам. Расчетные формулы, необхо­димые для построения чертежа.

Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки к раскрою. Понятие «поузловая обработка».

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Профессии, связанные с технологиями швейного производства.

Примерные темы прак­тических работ

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Эскизная разработка модели изделия. Выполнение упражнений поузловой обработки швейного изделия (вытачка, складка, застежка, пояс). Изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.


Машиноведение (8 часов)

Назначение и устройство бытовой швейной машины с ножным приводом. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Формирование навыков работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе. Правила установки машинной иглы. Машинные швы. Причины дефектов машинной строчки. Уход за швейной машиной.

Примерные темы прак­тических работ

Установка и замена иглы в швейной машине. Устранение причины плохой строчки. Выполнение машинных швов.

7 класс

Сельскохозяйственный труд (12 часов)

Овощеводство – аграрная отрасль. Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Безопасная работа с сельскохозяйственным инструментом. Особенности климатических условий Хабаровского района для развития аграрной отрасли, посевов, посадок, высадки рассады в грунт. Овощные культуры. Укрывной материал для рассады. Профессии агропромышленной отрасли.

Примерные темы прак­тических работ

Изучение основных овощных культур (определение сорта, значение переборки, подготовка к закладке на хранение). Изучение ассортимента укрывного материала для рассады. Знакомство с профессиями. Работы на пришкольном участке (высадка рассады в грунт, уход за рассадой).


Элементы материаловедения (6 часов)

Свойства текстильных материалов

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства химических волокон. Свойства тканей из синтетических и искусственных волокон.

Ткани для пошива швейных изделий с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Примерные темы прак­тических работ

Распознавание химических волокон. Изучение видов и свойств тканей из синтетических и искусственных волокон.

Основы проектирования и изготовление изделий (22 часа)

Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.

Аппликация как вид рукоделия. Виды аппликации. Аппликация в искусстве народов Приамурья. Материалы и инструменты для аппликативных работ. Способы изготовления, оформления, декорирования аппликации. Технологическая последовательность выполнения аппликативных работ.

Этапы проектирования. Использование ИКТ технологий для работы по проектированию.

Примерные темы прак­тических работ

Знакомство с произведениями дальневосточных мастеров. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка идей. Выбор идеи, разработка критериев, анализ материалов. Планирование и изготовление.

Разработка эскиза аппликации. Изготовление выкроек и шаблонов. Выбор материалов и инструментов. Вырезание деталей, соединение с фоном. Оформление готового изделия.

Контроль и оценка проектной деятельности. Защита проекта. Оформление презентации с использованием ИКТ (диаграмм, SmartArt).


Кулинария (10 часов)

Понятия «культура питания», «сервировка», «этикет». Пищевые продукты как источник белков, жиров, микроэлементов. Агропромышленные комплексы и рыбоперерабатывающая промышленность Хабаровского края.

Пищевая ценность мяса, рыбы. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Виды кисломолочных продуктов.

Кисломолочные продукты и блюда из них. Салаты рыбные (с морепродуктами). Мучные изделия. Блюда мясные. Определение качества продуктов, технология приготовления. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продук­тов (варка, жаренье, тушение, выпечка).

Санитарное значение соблю­дения температурного режима и длительности тепловой кули­нарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостя­ми, правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов.

Примерные темы прак­тических работ

Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из рыбы (морепродуктов), мяса (фарша мясного), творога, муки. Сервировка стола. Дегустация блюд. Оценка качества.

Конструирование и моделирование (10 часов)

Одежда поясной группы. Понятия «мода», «стиль», «силуэт». Способы моделирования поясных изделий.

Мерки для построения чертежа швейного изделия. Построение чертежа, прибавки, правила оформления чертежа, применение лекала. Подготовка выкройки к раскрою. Правила раскроя.

Примерные темы прак­тических работ

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Эскизная разработка модели швейного изделия.

Изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.


Машиноведение (6 часов)

Назначение и устройство бытовой швейной машины с электроприводом. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Формирование навыков работы на швейной машине с электроприводом. Подготовка швейной машины к работе.

Машинные швы, назначение, применение. Декоративные машинные швы. Назначение простой и сложной зигзагообразной строчек.

Примерные темы прак­тических работ

Подготовка швейной машины к работе. Упражнения по работе на швейной машине с электроприводом. Выполнение машинных строчек разного назначения.


8 класс

Семейная экономика (12 часов)

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи.

Виды доходов и расходов семьи. Понятие «предпринимательская деятельность». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них. Понятие «потребность». Виды потребностей. Пирамида потребностей.

Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Правила покупки. Понятие «информация о товарах», «сертификация». Понятие «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Штриховое кодирование и его функции.

Понятие «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет. Планирование семейного бюджета. Виды расходов и доходов семьи.

Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника.

Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет.

Примерные темы прак­тических работ

Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг – источников доходов школьников. Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предполагаемый товар. Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Оценка затрат на питание семьи на неделю. Пути снижения затрат на питание.


Художественная обработка материалов (6 часов)

Художественное творчество коренных жителей Дальнего Востока в системе общечеловеческих ценностей. История и современность народных художественных промыслов. Дальневосточный сувенир. Подбор материалов и технология обработки.

Примерные темы прак­тических работ

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки.

Проектирование и изготовление изделий (16 часов)

Проектирование значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов, информационных технологий. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.

Примерные темы прак­тических работ

Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ изделий из банка объектов для проектирования. Сбор, анализ, оформление материалов с интернет источников. Использование в работе над проектом мультимедиа программ. Выбор модели, разработка критериев, анализ материалов. Планирование, составление технологической карты и изготовление проектного продукта. Контроль и оценка качества проектной деятельности. Способы представления результатов проектирования, защита проекта.


11 класс

Проектирование (16 часов)

Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Определение требований к создаваемому изделию Разработка эскизов изделия и его декоративного оформления. Использование ИКТ, мультимедиа программ и интернет-ресурсов в проектировании. Изготовление и оценка изделия. Защита проекта.

Примерные темы прак­тических работ

Выдвижение идей для выполнения проекта. Выполнение творческого проекта.


Профессиональная деятельность (18 часов)

Сферы и отрасли, предметы труда. Процесс профессиональной деятельности. Нормирование труда. Понятие «культура труда» и «профессиональная этика». Этапы профессионального становления, карьера. Рынок труда и профессий. Трудоустройство. Профессиональное резюме. Собеседование.

Примерные темы прак­тических работ

Ознакомление с отраслями и видами деятельности человека в современной индустрии, ее сферах и отраслях. Определение цели и задачи будущей профдеятельности. Обоснование этических норм будущей профессиональной деятельности. Составление перечня профессиональных знаний и умений человека выбранной профессии. Составление резюме и других деловых документов.


VI. Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Виды контроля

Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля:

  • текущий контроль

  • самоконтроль

  • взаимоконтроль

  • промежуточный

  • итоговый.

Способы организации деятельности учащихся

В основе лежат практические занятия, выполнение творческих, проектных работ, сообщений, выполнение домашних заданий, проверочных работ, тестирование, участие в выставках, олимпиадах, работе кружков по предмету.

Применяется метод дифференцированного подхода в обучении.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Контроль выполнения данной рабочей программы осуществляется по следующим параметрам:

  • степень самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий;

  • характер деятельности (репродуктивная, творческая);

  • качество выполняемых работ и итогового продукта.

Для оценивания выполнения практических заданий определены следующие критерии:

  • «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

  • «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

  • «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

  • «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операции допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Форма письменной проверочной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам)

  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности)

  • результаты учебных творческих проектов

  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.


Содержание оценки

Общеучебные умения учащихся оцениваются по умению:

  • Определять цель работы, формулировать проблему урока самостоятельно или с помощью учителя вместе с учителем.

  • Проговаривать порядок действий на уроке.  Высказывать свое предположение  (версию).

  • Давать оценку работе класса или группе на уроке.

  • Отличать правильно выполненное задание от неверно выполненного или частично неправильного (с недочетами).

  • Планировать работу на уроке.

  • Работать по плану, использовать учебник, инструкционные карты, раздаточный материал, инструменты и приспособления.

  • Определять, насколько успешно выполнено задание, указывать недостатки и пути их исправления.

  • Грамотно выражать мысли, анализировать, делать выводы.


Процедура оценки

1.     Оценивается любое, особенно успешное действие, фиксируется отметкой только решение  полноценной задачи.

2.     Ученик и учитель по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить  выставленную оценку.

3.     За каждую учебную задачу или группу задач, показывающих овладение отдельным умением – ставится своя отдельная отметка.

4.     За каждую задачу проверочной работы  по итогам темы отметки ставятся всем ученикам.  Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право на пересдачу. 

5.     Оценка ученика  определяется по универсальной шкале трех уровне успешности:

  • необходимый уровень – выполнение типового задания подобного тем, что уже выполняли, где потребовалось применить сформированные умения и знания; качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (выполнение задания с недочетами);

  • программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо ранее приобретенные знания и умения, но в новой ситуации; качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (выполнение задания с недочётами).

  • необязательный максимальный уровень – решение нестандартного (творческого) задания по неизученному материалу, когда потребовались самостоятельно добытые знания, или новые, самостоятельно усвоенные умения и знания; качественная оценка «превосходно».

6.     Итоговая отметка выражается в характеристике продемонстрированного учеником  на данном отрезке времени уровне возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих отметок, отметок за проверочные работы, творческие проекты с учетом их возможной пересдачи.

Основными составляющими являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля, дифференциация оценки по шкале уровней успешности. Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (желательно доработанной с помощью плюсов), или, например в 10-балльную.

Предметные четвертные оценки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка на основе всех положительных результатов и достижений, накопленных учеником.

VII. Перечень учебно-методических средств


В учебно-методический комплект для образовательной области « Технология» входят учебники, приобретенные на класс, которые выдаются для работы на занятиях. В кабинете имеются ТСО: проектор. Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет, а так же доступ к компьютерам, находящимся в кабинете информатики. В кабинете имеются таблицы и плакаты по ТБ и разделам программы, а так же оборудование для практических работ.


Для обучающихся:


  1. Учебник Технология, 5 класс, авторы Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2011

  2. Учебник Технология, 6 класс, авторы Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2013

  3. Учебник Технология, 7 класс, авторы Н.В. Синица, О.В. Табурчак, О.А. Кожина, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2014

  4. Технология, 8 класс, авторы Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2014

  5. Технология, 10-11 класс, под редакцией В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2013


Для учителя:


  1. Примерные программы по учебным предметам технология 5-9 классы, стандарты второго поколения: проект, М., «Просвещение», 2011

  2. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология» (базовый уровень) на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко, М.: Просвещение, 2010 год.

  3. Роль технологического образования в развитии личностных качеств современного школьника, методические рекомендации, Н.Н. Лютикова, под общ. ред. Л.Л. Беляевой, Хабаровск, ХК ИРО, 2011

  4. Развернутое тематическое планирование технология 5-11 кл., по программе В.Д. Симоненко, Е.А. Киселева, Волгоград, «Учитель», 2012

  5. Уроки технологии в 5 классе, методическое пособие, П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова, М., «Вентана-Граф», 2011

  6. Обслуживающий труд 5 класс, методические рекомендации, Ю.В. Крупская, М., «Вентана-Граф», 2010

  7. Метод проектов, пособие для учителя, И.А. Сасова, М., «Вентана-Граф», 2003

  8. Технология, уроки с использованием ИКТ, 5-9 кл., пособие для учителя, Л.В. Боброва, Волгоград, «Учитель»,2009

  9. Технология, организация проектной деятельности, пособие для учителя, О.А. Нессонова, Волгоград, «Учитель»,2008

  10. Уроки по курсу «Технология» 5-9 кл., методические рекомендации, Е.Н. Перова, М., «5 за знания»,2006

  11. Технология тесты 5-7 кл., С. Э. Маркуцкая, М., «Экзамен», 2006

  12. Технология дополнительные и занимательные материалы 5-9 кл., пособие для учителя, Л.Д. Карачевцева, Волгоград, «Учитель», 2009

  13. Поурочные разработки по технологии 5кл., пособие для учителя, М.А. Давыдова, М., «ВАКО», 2010

  14. Технология бизнеса 10-11 классы, учебное пособие, под ред. И.А. Сасовой, М.: «Вентана-Граф», 2008

  15. Технология. Проектная деятельность 5-11 классы, авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: «Учитель», 2010

  16. Технология. Профессиональный успех, С.Н. Чистякова, М., «Просвещение», 2013

  17. Профориентация старшеклассников, Т.Л. Павлова, М., «Творческий центр»,2005

  18. Твоя профессиональная карьера, С.Н. Чистякова, М., «Просвещение», 2006

  19. Основы технологической культуры, В.Д. Симоненко, М., «Вентана-Граф»,2009

  20. Психология общения, Е.Е. Смирнова, Санкт-Петербург, «КАРО»,2005

  21. Профориентация для старшеклассников. Тренинг, М.Ф. Шевченко, Санкт-Петербург, «Речь», 2012

  22. Деловая культура и психология общения, Г.М. Шеламова, М., «Академия», 2009

  23. Технология. Делопроизводство и информационные технологии, В.В. Майорова, Волгоград, «Учитель», 2008


Электронные ресурсы:

  1. http://www.proshkolu.ru

  2. http://www.openclass.ru

  3. http://nsportal.ru

  4. http://stranamasterov.ru

  5. http://cortechnology.ru

  6. http://school-collection.edu.ru

  1. VIII. Календарно-тематическое планирование


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!