Рабочая образовательная программа по технологии для 5 – 8, 11 классов
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Федерального Закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», 5-9 классы, подготовленной в соответствии с федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. Авторы программы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология» (базовый уровень) на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко, М.: Просвещение, 2010 год.
I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Технология» позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.
Программа предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
нормирование учебного процесса, что обеспечивает объем, тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
организационно-плановое построение содержания, в результате чего определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
общеметодическое руководство, в результате задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Технология изучается по трем направлениям:
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы творческой, проектной деятельности;
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
В процессе обучения технологии учащиеся получат возможность:
познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
основами аграрной технологии;
с информационными технологиями, методами учебно-исследовательской и проектной деятельности;
с методами обеспечения безопасности и культуры труда:
выполнять по нормативам трудовые операции и работы; рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
оставлять последовательность технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами, электрооборудованием;
осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды;
развития творческих способностей;
получения технико-технологических сведений из различных источников информации;
организации трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства
изготовления и ремонта изделий с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
контроля качества работ; выполнения безопасных приемов труда, санитарии, гигиены;
осознания ценности человеческой жизни, семьи, общества, труда.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий.
III. Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Технология» изучается в 5-7 классах из расчета 2 ч в неделю, 68 часов в год, в 8, 11 классах из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Региональный компонент на уроках технологии в 5 классе применяется при изучении разделов «Кулинария» и «Сельскохозяйственный труд»; в 6 классе - при изучении разделов «Кулинария» и «Сельскохозяйственный труд», «Проектирование»; в 7 классе - при изучении разделов «Кулинария» и «Сельскохозяйственный труд»; в 8 классе – «Художественная обработка материалов»; в 11 классе – «Проектирование», «Профессиональная деятельность». Через технологию изготовления фиточая и овощных блюд, способы сезонной обработки почвы и работу с растениями учащиеся получают знания о региональных особенностях выращивания и обработки культивируемых растений и дикоросов; при выполнении проектов знакомятся с искусством народов Приамурья; по профориентации знакомятся с региональными возможностями и условиями получения дальнейшего образования и трудоустройства.
Программа составлена с учетом
интересов обучающихся;
возможностей ОУ и материально-технической базы;
наличия методического и дидактического обеспечения;
в программе произведено перераспределение часов следующим образом:
5 класс
Вводное занятие – 2 часа
Материаловедение – 12 часов
Основы проектирования и изготовление изделий – 14 часов
Кулинария – 10 часов
Конструирование и моделирование – 8 часов
Машиноведение – 8 часов
Сельскохозяйственный труд – 12 часов
6 класс
Сельскохозяйственный труд – 12 часов
Проектирование – 16 часов
Материаловедение – 4 часа
Машиноведение – 8 часов
Конструирование и моделирование – 16 часов
Кулинария – 12 часов
7 класс
Сельскохозяйственный труд – 12 часов
Проектирование – 22 часа
Материаловедение – 6 часов
Машиноведение – 10 часов
Конструирование и моделирование – 10 часов
Кулинария – 10 часов
8 класс
Семейная экономика - 12 часов
Художественная обработка материалов – 6 часов
Проектирование и изготовление изделий – 16 часов
11 класс
Проектирование – 16 часов
Профессиональная деятельность – 18 часов
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
в сформированности целостного представления о техносфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
в приобретенном опыте практической деятельности, познания и самообразования; преобразующей, творческой деятельности;
в готовности к осуществлению осознанного выбора последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
становление у школьников представления о современном мире и роли техники и технологии в нем;
интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
формирование отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; ключевых компетентностей; навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасности в повседневной жизни.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:
сформированность представления о значении труда в жизни человека;
развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
овладение навыками подбора деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку, характеру отделки, основами технической терминологии швейного производства;
развитие пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса;
проявление познавательных к творчеству народных умельцев;
готовность самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи;
сформированность знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.
Метапредметными результатами освоения курса «Технология» являются:
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать, и осознано выбирать способы решения учебных и познавательных задач, различных творческих работ по созданию изделий;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, осознанного выбора;
умение определять понятия, обобщать, выбирать основания и критерии, рассуждать логически и делать выводы;
умение работать самостоятельно и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
владение письменной, устной, монологической речью;
формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций;
формирование и развитие экологического мышления;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности.
Предметными результаты освоения учащимися программы «Технология»:
осознание роли технологий для развития общества, технологий промышленного и сельскохозяйственного производства;
овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, конструирования, моделирования, эстетического оформления изделий;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
презентация и защита проекта изделия;
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
умение приготавливать пищу с учетом санитарных, практических, эстетических требований и мер безопасности, экономии;
умение последовательно изготавливать швейное изделие от эскиза до готового изделия;
развитие умения преобразовывать, использовать, представлять информацию, применять средства и инструменты ИКТ;
формирование представлений о, культурном наследии в области декоративно-прикладного искусства.
V. Содержание программы
Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:
5 класс
Вводное занятие (2 часа)
Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета. Школьные учебные мастерские – санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка в мастерской. Организация теоретической и практической частей урока.
Сельскохозяйственный труд (12 часов)
Сельскохозяйственный труд и его значение. Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Безопасная работа с сельскохозяйственным инструментом. Осенние и весенние сельскохозяйственные работы. Особенности климатических условий Хабаровского района для ведения сельскохозяйственных работ.
Примерные темы практических работ
Работы на пришкольном участке по обработке почвы. Сбор семян цветочных культур. Уборка растительных остатков с участка. Заготовка почвы к посадке рассады.
Элементы материаловедения (12 часов)
Свойства текстильных материалов
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон.
Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Ткацкие переплетения. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Ткани для пошива рабочей одежды. Профессии, связанные с технологиями ткацкого и швейного производства.
Ручные работы
Ручные стежки и строчки. Понятия «стежок», «строчка», «шов». Виды ручных стежков и строчек. Терминология ручных работ. Инструменты и приспособления для ручных швейных работ, назначение, безопасное пользование. Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Организация рабочего места. Способы контроля качества. Инструменты, приспособления для ручных швейных работ.
Примерные темы практических работ
Изучение инструментов и приспособлений для ручных швейных работ (виды, назначение). Выполнение на образцах ручных швов, строчек с использованием инструментов и приспособлений для ручных швейных работ.
Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве, отделке тканей. Долевая и поперечная нити в ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Определение долевой и изнаночной сторон ткани.
Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Ткани для пошива швейных изделий с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Примерные темы практических работ
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна. Изготовление макета полотняного переплетения.
Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для изготовления проектного продукта. Отработка навыков выполнения ручных швов на образцах ткани или при изготовлении изделия из ткани. Выполнение ручных работ на проектном изделии.
Основы проектирования и изготовление изделий (14 часов)
Понятия «творческий проект по технологии», «проектирование». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Виды рукоделия. История мягкой игрушки. Материалы и инструменты для изготовления игрушки. Подбор тканей, фурнитуры, инструментов. Шаблоны и выкройки, способы увеличения и уменьшения размеров деталей. Использование ИКТ технологий для работы по проектированию. Технология выполнения мягкой игрушки. Декоративная отделка изделия. Технологическая последовательность создания игрушки.
Примерные темы практических работ
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка идей. Выбор модели, разработка критериев, анализ материалов. Планирование и изготовление. Контроль и оценка проектной деятельности. Способы защиты проекта.
Разработка эскиза игрушки. Изготовление выкроек и шаблонов. Выбор материалов и инструментов. Раскрой деталей и соединение их между собой ручными стежками и строчками. Оформление игрушки фурнитурой.
Кулинария (10 часов)
Понятия «кулинария», «физиология питания», «культура питания». Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Значение овощей в питании человека.
Первичная обработка овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени.
Блюда из сырых и вареных овощей, технология приготовления. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и недостатки различных способов варки овощей.
Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы приготовления яиц.
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов и способы их приготовления.
Горячие напитки, их пищевая ценность. Правила хранения чая, кофе, какао. Фиточай. Технология приготовления чая, кофе, какао, фиточая.
Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Критерии определения качества молочных продуктов.
Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.
Кухонная посуда и уход за ней. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями, правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Примерные темы практических работ
Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей, яиц. Приготовление бутербродов и горячих напитков. Приготовление молочной каши или молочного супа. Дегустация блюд. Оценка качества.
Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.
Конструирование и моделирование (8 часов)
Понятия «конструирование», «моделирование», «снятие мерок». Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Мерки для построения основы чертежа швейного изделия. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы швейного изделия прямоугольной формы (фартук) по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежа фартука. Понятие «линейка закройщика» (масштабная линейка).
Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки к раскрою. Понятие «отделка швейных изделий». Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.
Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Профессии, связанные с технологиями швейного производства.
Примерные темы практических работ
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия (фартука) в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Эскизная разработка модели фартука.
Изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Машиноведение (8 часов)
История создания швейной машины. Классификация машин швейного производства по назначению. Назначение и устройство бытовой швейной машины с ручным приводом. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе. Правила заправки верхней и нижней ниток.
Классификация машинных швов. Требования к качеству строчек.
Понятие «влажно-тепловая обработка» (ВТО). Правила безопасного труда при выполнении ВТО. Оборудование для ВТО.
Примерные темы практических работ
Намотка нитки на шпульку. Заправка швейной машины нитками. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки обратным ходом машины. Выполнение упражнений по проведению ВТО.
6 класс
Сельскохозяйственный труд (12 часов)
Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Безопасная работа с сельскохозяйственным инструментом. Осенние и весенние сельскохозяйственные работы в условиях Хабаровского района. Уход за рассадой, овощными, плодово-ягодными культурами. Защита от вредителей, неблагоприятных климатических условий.
Примерные темы практических работ
Работы на пришкольном участке по обработке почвы. Подготовка почвы для горшечных растений (рассады). Уборка растительных остатков с участка. Подготовка почвы к посадке рассады.
Элементы материаловедения (4 часа)
Свойства текстильных материалов
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон. Свойства тканей из натуральных волокон животного происхождения.
Ткани для пошива швейных изделий с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Примерные темы практических работ
Распознавание волокон шерсти, шелка. Изучение видов и свойств шерстяных и шелковых тканей.
Основы проектирования и изготовление изделий (16 часов)
Основные и дополнительные этапы творческого проекта. Проектирование изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Примерные темы практических работ
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ первоначальных идей. Выбор модели, разработка критериев, анализ материалов. Планирование и изготовление. Контроль и оценка проектной деятельности. Способы защиты проекта.
Изготовление проектного продукта.
Кулинария (12 часов)
Понятия «минеральные вещества», их содержание в пищевых продуктах. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Значение сбалансированного питания для человека. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи.
Первичная обработка круп. Технология приготовления блюд из круп, рыбы, муки.
Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Критерии определения качества молочных продуктов.
Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.
Кухонная посуда и уход за ней. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями, правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов.
Примерные темы практических работ
Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление каши рассыпчатой, рыбных котлет, молочного супа, холодного супа, блинов, киселя молочного. Дегустация блюд. Оценка качества.
Конструирование и моделирование (16 часов)
Понятия «конструирование», «моделирование», «снятие мерок». Основные точки и линии измерения фигуры человека. Мерки для построения основы чертежа швейного изделия. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы швейного изделия по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежа.
Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки к раскрою. Понятие «поузловая обработка».
Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Профессии, связанные с технологиями швейного производства.
Примерные темы практических работ
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Эскизная разработка модели изделия. Выполнение упражнений поузловой обработки швейного изделия (вытачка, складка, застежка, пояс). Изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Машиноведение (8 часов)
Назначение и устройство бытовой швейной машины с ножным приводом. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Формирование навыков работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе. Правила установки машинной иглы. Машинные швы. Причины дефектов машинной строчки. Уход за швейной машиной.
Примерные темы практических работ
Установка и замена иглы в швейной машине. Устранение причины плохой строчки. Выполнение машинных швов.
7 класс
Сельскохозяйственный труд (12 часов)
Овощеводство – аграрная отрасль. Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Безопасная работа с сельскохозяйственным инструментом. Особенности климатических условий Хабаровского района для развития аграрной отрасли, посевов, посадок, высадки рассады в грунт. Овощные культуры. Укрывной материал для рассады. Профессии агропромышленной отрасли.
Примерные темы практических работ
Изучение основных овощных культур (определение сорта, значение переборки, подготовка к закладке на хранение). Изучение ассортимента укрывного материала для рассады. Знакомство с профессиями. Работы на пришкольном участке (высадка рассады в грунт, уход за рассадой).
Элементы материаловедения (6 часов)
Свойства текстильных материалов
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства химических волокон. Свойства тканей из синтетических и искусственных волокон.
Ткани для пошива швейных изделий с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Примерные темы практических работ
Распознавание химических волокон. Изучение видов и свойств тканей из синтетических и искусственных волокон.
Основы проектирования и изготовление изделий (22 часа)
Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Аппликация как вид рукоделия. Виды аппликации. Аппликация в искусстве народов Приамурья. Материалы и инструменты для аппликативных работ. Способы изготовления, оформления, декорирования аппликации. Технологическая последовательность выполнения аппликативных работ.
Этапы проектирования. Использование ИКТ технологий для работы по проектированию.
Примерные темы практических работ
Знакомство с произведениями дальневосточных мастеров. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка идей. Выбор идеи, разработка критериев, анализ материалов. Планирование и изготовление.
Разработка эскиза аппликации. Изготовление выкроек и шаблонов. Выбор материалов и инструментов. Вырезание деталей, соединение с фоном. Оформление готового изделия.
Контроль и оценка проектной деятельности. Защита проекта. Оформление презентации с использованием ИКТ (диаграмм, SmartArt).
Кулинария (10 часов)
Понятия «культура питания», «сервировка», «этикет». Пищевые продукты как источник белков, жиров, микроэлементов. Агропромышленные комплексы и рыбоперерабатывающая промышленность Хабаровского края.
Пищевая ценность мяса, рыбы. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Виды кисломолочных продуктов.
Кисломолочные продукты и блюда из них. Салаты рыбные (с морепродуктами). Мучные изделия. Блюда мясные. Определение качества продуктов, технология приготовления. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, выпечка).
Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями, правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов.
Примерные темы практических работ
Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из рыбы (морепродуктов), мяса (фарша мясного), творога, муки. Сервировка стола. Дегустация блюд. Оценка качества.
Конструирование и моделирование (10 часов)
Одежда поясной группы. Понятия «мода», «стиль», «силуэт». Способы моделирования поясных изделий.
Мерки для построения чертежа швейного изделия. Построение чертежа, прибавки, правила оформления чертежа, применение лекала. Подготовка выкройки к раскрою. Правила раскроя.
Примерные темы практических работ
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Эскизная разработка модели швейного изделия.
Изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Машиноведение (6 часов)
Назначение и устройство бытовой швейной машины с электроприводом. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Формирование навыков работы на швейной машине с электроприводом. Подготовка швейной машины к работе.
Машинные швы, назначение, применение. Декоративные машинные швы. Назначение простой и сложной зигзагообразной строчек.
Примерные темы практических работ
Подготовка швейной машины к работе. Упражнения по работе на швейной машине с электроприводом. Выполнение машинных строчек разного назначения.
8 класс
Семейная экономика (12 часов)
Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи.
Виды доходов и расходов семьи. Понятие «предпринимательская деятельность». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них. Понятие «потребность». Виды потребностей. Пирамида потребностей.
Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Правила покупки. Понятие «информация о товарах», «сертификация». Понятие «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Штриховое кодирование и его функции.
Понятие «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет. Планирование семейного бюджета. Виды расходов и доходов семьи.
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания.
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника.
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет.
Примерные темы практических работ
Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг – источников доходов школьников. Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предполагаемый товар. Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Оценка затрат на питание семьи на неделю. Пути снижения затрат на питание.
Художественная обработка материалов (6 часов)
Художественное творчество коренных жителей Дальнего Востока в системе общечеловеческих ценностей. История и современность народных художественных промыслов. Дальневосточный сувенир. Подбор материалов и технология обработки.
Примерные темы практических работ
Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки.
Проектирование и изготовление изделий (16 часов)
Проектирование значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов, информационных технологий. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Примерные темы практических работ
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ изделий из банка объектов для проектирования. Сбор, анализ, оформление материалов с интернет источников. Использование в работе над проектом мультимедиа программ. Выбор модели, разработка критериев, анализ материалов. Планирование, составление технологической карты и изготовление проектного продукта. Контроль и оценка качества проектной деятельности. Способы представления результатов проектирования, защита проекта.
11 класс
Проектирование (16 часов)
Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Определение требований к создаваемому изделию Разработка эскизов изделия и его декоративного оформления. Использование ИКТ, мультимедиа программ и интернет-ресурсов в проектировании. Изготовление и оценка изделия. Защита проекта.
Примерные темы практических работ
Выдвижение идей для выполнения проекта. Выполнение творческого проекта.
Профессиональная деятельность (18 часов)
Сферы и отрасли, предметы труда. Процесс профессиональной деятельности. Нормирование труда. Понятие «культура труда» и «профессиональная этика». Этапы профессионального становления, карьера. Рынок труда и профессий. Трудоустройство. Профессиональное резюме. Собеседование.
Примерные темы практических работ
Ознакомление с отраслями и видами деятельности человека в современной индустрии, ее сферах и отраслях. Определение цели и задачи будущей профдеятельности. Обоснование этических норм будущей профессиональной деятельности. Составление перечня профессиональных знаний и умений человека выбранной профессии. Составление резюме и других деловых документов.
VI. Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
Виды контроля
Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля:
текущий контроль
самоконтроль
взаимоконтроль
промежуточный
итоговый.
Способы организации деятельности учащихся
В основе лежат практические занятия, выполнение творческих, проектных работ, сообщений, выполнение домашних заданий, проверочных работ, тестирование, участие в выставках, олимпиадах, работе кружков по предмету.
Применяется метод дифференцированного подхода в обучении.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Контроль выполнения данной рабочей программы осуществляется по следующим параметрам:
степень самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий;
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
качество выполняемых работ и итогового продукта.
Для оценивания выполнения практических заданий определены следующие критерии:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операции допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Форма письменной проверочной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам)
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности)
результаты учебных творческих проектов
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Содержание оценки
Общеучебные умения учащихся оцениваются по умению:
Определять цель работы, формулировать проблему урока самостоятельно или с помощью учителя вместе с учителем.
Проговаривать порядок действий на уроке. Высказывать свое предположение (версию).
Давать оценку работе класса или группе на уроке.
Отличать правильно выполненное задание от неверно выполненного или частично неправильного (с недочетами).
Планировать работу на уроке.
Работать по плану, использовать учебник, инструкционные карты, раздаточный материал, инструменты и приспособления.
Определять, насколько успешно выполнено задание, указывать недостатки и пути их исправления.
Грамотно выражать мысли, анализировать, делать выводы.
Процедура оценки
1. Оценивается любое, особенно успешное действие, фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
2. Ученик и учитель по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку.
3. За каждую учебную задачу или группу задач, показывающих овладение отдельным умением – ставится своя отдельная отметка.
4. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право на пересдачу.
5. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровне успешности:
необходимый уровень – выполнение типового задания подобного тем, что уже выполняли, где потребовалось применить сформированные умения и знания; качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (выполнение задания с недочетами);
программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо ранее приобретенные знания и умения, но в новой ситуации; качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (выполнение задания с недочётами).
необязательный максимальный уровень – решение нестандартного (творческого) задания по неизученному материалу, когда потребовались самостоятельно добытые знания, или новые, самостоятельно усвоенные умения и знания; качественная оценка «превосходно».
6. Итоговая отметка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровне возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих отметок, отметок за проверочные работы, творческие проекты с учетом их возможной пересдачи.
Основными составляющими являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля, дифференциация оценки по шкале уровней успешности. Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (желательно доработанной с помощью плюсов), или, например в 10-балльную.
Предметные четвертные оценки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка на основе всех положительных результатов и достижений, накопленных учеником.
VII. Перечень учебно-методических средств
В учебно-методический комплект для образовательной области « Технология» входят учебники, приобретенные на класс, которые выдаются для работы на занятиях. В кабинете имеются ТСО: проектор. Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет, а так же доступ к компьютерам, находящимся в кабинете информатики. В кабинете имеются таблицы и плакаты по ТБ и разделам программы, а так же оборудование для практических работ.
Для обучающихся:
Учебник Технология, 5 класс, авторы Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2011
Учебник Технология, 6 класс, авторы Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2013
Учебник Технология, 7 класс, авторы Н.В. Синица, О.В. Табурчак, О.А. Кожина, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2014
Технология, 8 класс, авторы Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов, В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2014
Технология, 10-11 класс, под редакцией В.Д. Симоненко / М., «Вентана-Граф», 2013
Для учителя:
Примерные программы по учебным предметам технология 5-9 классы, стандарты второго поколения: проект, М., «Просвещение», 2011
Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология» (базовый уровень) на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко, М.: Просвещение, 2010 год.
Роль технологического образования в развитии личностных качеств современного школьника, методические рекомендации, Н.Н. Лютикова, под общ. ред. Л.Л. Беляевой, Хабаровск, ХК ИРО, 2011
Развернутое тематическое планирование технология 5-11 кл., по программе В.Д. Симоненко, Е.А. Киселева, Волгоград, «Учитель», 2012
Уроки технологии в 5 классе, методическое пособие, П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова, М., «Вентана-Граф», 2011
Обслуживающий труд 5 класс, методические рекомендации, Ю.В. Крупская, М., «Вентана-Граф», 2010
Метод проектов, пособие для учителя, И.А. Сасова, М., «Вентана-Граф», 2003
Технология, уроки с использованием ИКТ, 5-9 кл., пособие для учителя, Л.В. Боброва, Волгоград, «Учитель»,2009
Технология, организация проектной деятельности, пособие для учителя, О.А. Нессонова, Волгоград, «Учитель»,2008
Уроки по курсу «Технология» 5-9 кл., методические рекомендации, Е.Н. Перова, М., «5 за знания»,2006
Технология тесты 5-7 кл., С. Э. Маркуцкая, М., «Экзамен», 2006
Технология дополнительные и занимательные материалы 5-9 кл., пособие для учителя, Л.Д. Карачевцева, Волгоград, «Учитель», 2009
Поурочные разработки по технологии 5кл., пособие для учителя, М.А. Давыдова, М., «ВАКО», 2010
Технология бизнеса 10-11 классы, учебное пособие, под ред. И.А. Сасовой, М.: «Вентана-Граф», 2008
Технология. Проектная деятельность 5-11 классы, авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: «Учитель», 2010
Технология. Профессиональный успех, С.Н. Чистякова, М., «Просвещение», 2013
Профориентация старшеклассников, Т.Л. Павлова, М., «Творческий центр»,2005
Твоя профессиональная карьера, С.Н. Чистякова, М., «Просвещение», 2006
Основы технологической культуры, В.Д. Симоненко, М., «Вентана-Граф»,2009
Психология общения, Е.Е. Смирнова, Санкт-Петербург, «КАРО»,2005
Профориентация для старшеклассников. Тренинг, М.Ф. Шевченко, Санкт-Петербург, «Речь», 2012
Деловая культура и психология общения, Г.М. Шеламова, М., «Академия», 2009
Технология. Делопроизводство и информационные технологии, В.В. Майорова, Волгоград, «Учитель», 2008
Электронные ресурсы:
http://www.proshkolu.ru
http://www.openclass.ru
http://nsportal.ru
http://stranamasterov.ru
http://cortechnology.ru
http://school-collection.edu.ru
VIII. Календарно-тематическое планирование
-