ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, образовательной программы ООПНОО МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа » на 2018- 2019 учебный год; примерной программы по предмету «Технология», авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг «Технология» УМК «Школа России»
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и
социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
-творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
*знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
*овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
*знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
*знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
*осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
*учатся преимущественно конструкторской деятельности;
*знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3.Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты к концу 2 класса
Учащиеся должны знать (понимать):
♦ названия и назначения материалов (бумага, ткань):
♦ приемы черчения эскиза, правила написания цифр на эскизе;
♦ названия и назначения ручных инструментов;
♦ правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
♦ алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани и различных материалов;
♦ порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы.
Учащиеся должны уметь:
♦ рассматривать и анализировать изделие (определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления);
♦ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
♦ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
♦ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными материалами.
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Технология ручной обработки материалов Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Содержание программы 2 класса
Вводный урок
Материалы и инструменты
Человек и земля
Земледелие. Деятельность человека на земле. Технология выращивания лука. Практическая работа №1 «Выращивание лука»
Посуда. Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Изделие: «Корзина с цветами»
Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие: «Семейка грибов на поляне».
Практические работы№2-3 «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые»
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Изделие:«Игрушка из теста»
Проект «Праздничный стол» Изготовление изделий из пластичных материалов
Народные промыслы.Народный промысел хохломская роспись. Техника: папье-маше, грунтовка. Изделие: «Золотая хохлома»
Особенности народного промысла городецкаяроспись.Изделие: «Городецкая роспись»
Особенности народного промысла дымковская игрушка.Изделие: «Дымковская игрушка»
История матрёшки. Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Изделие: «Матрешка»
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие: пейзаж «Деревня»
Домашние животные и птицы.Значение лошади в жизни человека. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка.
Практическая работа№4 : «Домашние животные»
Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Изделие: «Цыпленок».
Проект «Деревенский двор». Изготовление объёмных изделий на основе развёртки
Новый год.История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Изделие: «Ёлочные игрушки из яиц»
СтроительствоОсобенности деревянного зодчества. Изделие: «Изба»
В доме.Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Изделие: «Домовой»Практическая работа№5 «Наш дом»
Проект: «Убранство избы» Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту.
Ткачество. Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изделие: «Коврик»
Мебель, традиционная для русской избы. Завершение проекта «Убранство избы» создание и оформление композиции «Убранство избы» Изделие: «Стол и скамья»
Национальный костюм и особенности его украшения
Внешние признаки тканей из натуральных волокон. Изделие: «Русская красавица»
Создание национального костюма (женского и мужского). Способы украшения костюмов. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Изделие: «Кошелёк»
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»
Рыболовство. Вода и её роль в жизни человека. Изделие: композиция «Золотая рыбка»
Проект «Аквариум» Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок.Изделие: «Аквариум
Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие: «Русалка»
Птица счастья . Значение символа птицы в культуре. Оберег. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изделие: «Ветряная мельница»
Свойства фольги. Использование фольги. Изделие: «Флюгер»
История книгопечатания. Способы создания книги. Изделие: «Книжка-ширма»
Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации. Правила набора текста.
Практическая работа№6«Ищем информацию в Интернете»
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.
Учебный план по технологии (34ч.)
№п\п | Наименованиеразделов | Всего часов по авторской программе | Всего часов по рабочей программе | Практическиеработы |
1 | Здравствуй, дорогойдруг. | 1ч. | 1ч | |
2 | Человек и земля | 23ч. | 23ч. | 4 |
3 | Человек и вода | 3ч. | 3ч. | |
4 | Человек и воздух | 3ч. | 3ч. | |
5 | Человек и информация | 3ч. | 3ч | |
6 | Заключительныйурок | 1ч | 1ч | 2 |
| Итого | 34ч. | 34ч. | 6 |
Календарно-тематическое планирование (34ч.)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Примечание | Дата |
|
| Вводный урок(1ч.) | | |
1 | Материалы и инструменты. | | 06.09 |
| Человек и земля (23ч.) | | |
2 | Земледелие. Деятельность человека на земле. Технология выращивания лука. Практическая работа №1 «Выращивание лука» | | 13.09 |
3 | Посуда. Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Изделие: «Корзина с цветами» | | 20.09 |
4 | Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие: «Семейка грибов на поляне». Практические работы№2-3 «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые» | | 27.09 |
5 | Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Изделие: «Игрушка из теста» | | 04.10 |
6 | Проект «Праздничный стол» Изготовление изделий из пластичных материалов | | 11.10 |
7 | Народные промыслы.Народный промысел хохломская роспись. Техника: папье-маше, грунтовка. Изделие: «Золотая хохлома» . | | 18.10 |
8 | Особенности народного промысла городецкаяроспись.Изделие: «Городецкая роспись» | | 25.10 |
9 | Особенности народного промысла дымковская игрушка.Изделие: «Дымковская игрушка» | | |
10 | История матрёшки. Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Изделие: «Матрешка» | | |
11 | Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие: пейзаж «Деревня» | | |
12 | Домашние животные и птицы. Значение лошади в жизни человека. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Практическая работа№4 : «Домашние животные» Изделие: «Лошадка» | | |
13 | Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Изделие: «Цыпленок». | | |
14 | Проект «Деревенский двор». Изготовление объёмных изделий на основе развёртки. | | |
15 | Новый год.История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Изделие: «Ёлочные игрушки из яиц» | | |
16 | Строительство Особенности деревянного зодчества. Изделие: «Изба» | | |
17 | В доме.Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Изделие: «Домовой» Практическая работа№5 «Наш дом» | | |
18 | Проект: «Убранство избы» Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. | | |
19 | Ткачество. Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изделие: «Коврик» | | |
20 | Мебель, традиционная для русской избы. Завершение проекта «Убранство избы» создание и оформление композиции «Убранство избы» Изделие: «Стол и скамья» | | |
21 | Национальный костюм и особенности его украшения | | |
22 | Внешние признаки тканей из натуральных волокон. Изделие: «Русская красавица» | | |
23 | Создание национального костюма (женского и мужского). Способы украшения костюмов. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани» | | |
24 | Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Изделие: «Кошелёк» | | |
25 | Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка» | | |
| Человек и вода (3ч.) | | |
26 | Рыболовство. Вода и её роль в жизни человека. Изделие: композиция «Золотая рыбка» | | |
27 | Проект «Аквариум» Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Изделие: «Аквариум» | | |
28 | Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие: «Русалка» | | |
| Человек и воздух (3ч.) | | |
29 | Птица счастья . Значение символа птицы в культуре. Оберег. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья» | | |
30 | Использование ветра. Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изделие: «Ветряная мельница» | | |
31 | Свойства фольги. Использование фольги. Изделие: «Флюгер» | | |
| Человек и информация (3ч.) | | |
32 | Книгопечатание.История книгопечатания. Способы создания книги. Изделие: «Книжка-ширма» | | |
33 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа№6«Ищем информацию в Интернете» | . | |
|
| Заключительный урок | | |
34 | Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. | . | |