Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
Приобщение детей к культурному наследию:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
Популяризация научных знаний среди детей:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
Экологическое воспитание включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Учащийся научится с помощью учителя:
- формулировать цель деятельности на уроке;
- выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
- работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные:
Учащийся научится с помощью учителя:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные:
Учащийся научится с помощью учителя:
- вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
- выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
- элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
- гармонии предметов и окружающей среды;
- профессиях мастеров родного края;
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
- обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
Учащийся будет уметь:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
- оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
- назначении персонального компьютера.
Содержание учебного предмета
Как работать с учебником (1 ч.)
Знакомство с учебными пособиями, наблюдение, анализ структуры учебника и рабочей тетради, определение назначения каждого источника информации, освоение системы условных знаков, которые используются в этом комплекте.
Человек и земля (23 ч.)
Земледелие.
Посуда. Освоение технологии выращивания зелѐного лука. Освоение способа наматывания ниток на шаблон, выполнение композиции «Корзина с цветами». Освоение техники «тестопластика», выполнение игрушки из теста.
Народные промыслы. Изучение хохломской росписи и еѐ особенностей, освоение техники «папье-маше». Изучение городецкой росписи и еѐ особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация». Изучение дымковской росписи и еѐ особенностей, выполнение изделий в технике «лепка» из пластилина. Изучение семѐновской росписи и еѐ особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация» из ткани.
Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год . Освоение техники «объѐмная аппликация» с использованием пластилина, выполнение композиции «Деревня». Освоение способа изготовления аппликации из природных материалов и пластилина, выполнение изделий «Курочка из крупы», «Попугай». Освоение техники «бумагопластика», выполнение подвижной конструкции «Лошадка» из бумаги. Освоение способа изготовления объѐмных изделий на основе развѐртки: выполнение проекта из бумаги «Деревенский двор».
Строительство. Внутреннее убранство дома. Освоение техники «бумагопластика», выполнение изделия «Изба». Освоение способа создания мягкой игрушки из помпонов, выполнение изделия «Домовой». Освоение техники «лепка» из глины, выполнение изделия «Печь». Освоение способа плетения из бумаги, выполнение изделия «Коврик». Освоение способа изготовления объѐмных изделий на основе чертежа, выполнение изделия «Мебель».
Народный костюм. Освоение приѐма плетения в три пряди, плетение косы для композиции «Русская красавица». Освоение шва «через край», выполнение изделия «Кошелѐк». Освоение тамбурного шва, выполнение вышивки на салфетке «Вишенки».
Человек и вода (3 ч.)
Освоение техники «изонить», выполнение композиции «Золотая рыбка». Освоение техники создания полуобъѐмной аппликации, выполнение аппликации «Русалка». Проект «Аквариум».
Человек и воздух (3 ч.)
Освоение техники выполнения изделий на основе развѐртки, выполнение макета мельницы. Освоение техники работы с металлизированной бумагой, выполнение модели флюгера. Изучение значения символа «птица» в культуре русского народа, выполнение сувенира «Птица счастья».
Человек и информация (3 ч.)
Освоение способа изготовления книг из бумаги и картона, выполнение изделия «Книжка-ширма».
Заключительный урок (1 ч.)
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Раздел программы Тема урока | ЭОР, ЦОР | Основные направления воспитательной деятельности | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
«КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ» (1 час) |
1. | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. | | 1,2 | 1 ч. | | |
«ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ» (23 часа) |
2. | Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука». | Электронное приложение к учебнику | 1,7 | 1 ч. | | |
3. | Посуда. Изделие «Корзина с цветами». | 3,7 | 1 ч. | | |
4. | Практическая работа «Съедобные и несъедобные грибы». «Семейка грибов на поляне». | 7,8 | 1 ч. | | |
5. | Изделие «Игрушка из теста». | 4,7 | 1 ч. | | |
6. | Проект «Праздничный стол». | 3,4 | 1 ч. | | |
7. | Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома». | 2,4 | 1 ч. | | |
8. | Изделие «Городецкая роспись». | 3,4 | 1ч. | | |
9. | Изделие «Дымковская игрушка». | 3,4 | 1ч. | | |
10. | Изделие «Матрешка». | 2,4 | 1 ч. | | |
11. | Изделие: пейзаж «Деревня». | 2,7 | 1 ч. | | |
12. | Домашние животные и птицы. Изделие «Лошадка». | 3,8 | 1 ч. | | |
13. | Практическая работа «Домашние животные». Изделие «Курочка из крупы». | 1,7 | 1 ч. | | |
14. | Проект «Деревенский двор». | 7,8 | 1 ч. | | |
15. | Новый год. Изделие «Новогодняя маска». | 4,5 | 1 ч. | | |
16. | Строительство. Изделие «Изба». | 4,5 | 1 ч. | | |
17. | В доме. Изделие «Домовой». Практическая работа «Наш дом». | 1,4 | 1 ч. | | |
18. | Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь». | 2,5 | 1 ч. | | |
19. | Изделие «Коврик». | 1,7 | 1 ч. | | |
20. | Изделие «Стол и скамья». | 3,7 | 1 ч. | | |
21. | Народный костюм. Изделие: композиция «Русская красавица». | 2,4 | 1 ч. | | |
22. | Изделие «Костюм для Ани и Вани». | 5,7 | 1 ч. | | |
23. | Изделие «Кошелек». | 3,7 | 1 ч. | | |
24. | Изделие «Тамбурные стежки». | 3,7 | 1 ч. | | |
«ЧЕЛОВЕК И ВОДА» (3 часа) |
25. | Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка». | Электронное приложение к учебнику | 3,8 | 1 ч. | | |
26. | Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум». | 1,7 | 1 ч. | | |
27. | Изделие «Русалка». | 3,7 | 1 ч. | | |
«ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ» (3 часа) |
28. | Птица счастья. Изделие «Птица счастья». | Электронное приложение к учебнику | 1,5 | 1 ч. | | |
29. | Использование ветра. Изделие «Ветряная мельница». | 1,6 | 1 ч. | | |
30. | Изделие «Флюгер». | 5,7 | 1 ч. | | |
«ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ» (3 часа) |
31. | Книгопечатание. | Электронное приложение к учебнику | 4,7 | 1 ч. | | |
32. | Поиск информации в интернете. Практическая работа «Ищем информацию в интернете». | 5,7 | 1 ч. | | |
33. | Промежуточная аттестация. Тестирование. | | | 1 ч. | | |
«ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК» (1 час) |
34. | Заключительный урок. | | | 1 ч. | | |
4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
-Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова, Рабочая программа «Технология». 2011. Москва «Просвещение».
-Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова, Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2015. Москва «Просвещение».
-.Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг, Уроки технологии: 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2011. Москва «Просвещение».
-Н.И.Роговцева, Богданова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь.2 класс.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя.
Магнитная доска.
Ноутбук.
Проектор.