Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на Педагогическим совете Протокол от __________ 2022 г. № ____ | Согласована ЗДВУР ________/Брехнева Л.В./ « » ________ 2022г. | Утверждена Приказом от ____2022 г № _____ Директор ____________ /Бобрышева Е.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
учитель первой категории
Зайцева Оксана Александровна стаж работы 28 лет
с. Семёновка
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО на основании образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023гг, утверждённой приказом директора от 31.05.2019г №135, с учётом авторской программы под редакцией Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой УМК «Школа России». «Технология» 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2014. На изучение технологии во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 ч в год (34 учебные недели).
Порядковый номер учебника в Федерально м перечне | Автор/Авторск ий коллектив | Название учебника | Клас с | Издательство учебника | Нормативн ый документ |
1.1.1.7.1.4.2 | Лутцева Е.А. Зуева Т.П. | Технолог ия | 2 класс | АО «Издательство «Просвещение» | Приказ от 20 мая № 254 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностные
Учащийся научится с помощью учителя:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов,
иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; • понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
формулировать цель деятельности на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа
предъявляемых заданий, образцов изделий); • планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); • определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; • выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности.
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности. Учащийся будет знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий. Учащийся будет знать о назначении персонального компьютера.
Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности
В течение учебного года запланирована проектная деятельность. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять активность и любознательность, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Проектная деятельность повышает самооценку учащихся и интерес к учебной деятельности.
На уроках технологии запланированы 3 проекта:
при изучении раздела «Художественная мастерская» - проект «Африканская саванна»;
при изучении раздела «Чертёжная мастерская» - проект «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки»;
при изучении раздела «Констукторская мастерская» - проект «Создадим свой город».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей
(руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п.
Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, линия разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3.Конструирование и моделирование.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия:; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и др.).
4.Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ОЭР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD /DVD).
Работа с простыми информационными объектами: текст, таблица, схема, рисунок, их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, Power Point.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Кол-во часов (всего) | Из них: |
Проекты |
1 | Художественная мастерская | 10 ч | «Африканская саванна» |
2 | Чертёжная мастерская | 7 ч | «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» |
3 | Конструкторская мастерская | 9 ч | «Создадим свой город» |
4 | Рукодельная мастерская | 8 ч | - |
| ИТОГО: | 34 часа | 3 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ВО 2 КЛАССЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
| Художественная мастерская (10 ч) | |
1 | Что ты уже знаешь? | 1 | | |
2 | Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | 1 | | |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 | | |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 | | |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 | | |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 | | |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 | | |
8 | Наши проекты «Африканская саванна». | 1 | | |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | 1 | | |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. | 1 | | |
| Чертёжная мастерская (7 ч) | |
11 | Что такое технологические операции и способы? | 1 | | |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 1 | | |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 1 | | |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 | | |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 | | |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 1 | | |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. | 1 | | |
| Конструкторская мастерска я (9 ч) | |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 | | |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 | | |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 1 | | |
21 | Что заставляет вращаться винт - пропеллер? | 1 | | |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 1 | | |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 | | |
24 | Как машины помогают человеку? | 1 | | |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 1 | | |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты «Создадим свой город». Проверим себя. | 1 | | |
| Рукодельная мастерская ( 8 ч) |
27 | Какие бывают ткани? | 1 | | |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? | 1 | | |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 | | |
30- 31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 2 | | |
32- 33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 2 | | |
34 | Что узнали? Чему научились? Проверочная работа. | 1 | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет __________________
Класс ____________________
Учитель __________________
2022 – 2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |