государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза
А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _________________________ _________________________ Протокол № 1 от «31» августа2018г. Руководитель МО ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Н.Г. Столярова «31» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ООШ №11г.о. Сызрань ________________ Е.В. Демидова «31» августа2018г. |
Рабочая программа по технологии
Класс: 2.
Количество часов: 34 часа
Название УМК: линия УМК «Школа России» под общей редакцией А.А.Плешакова
Сызрань, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576, на основе авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» (УМК «Школа России») без внесения изменений.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
знать основные моральные нормы поведения;
знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений
По окончании 2 класса учащиеся научатся:
Основы культуры труда.
• воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
• называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
• организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
• с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
• с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
• соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
• различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
• при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
• объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
• узнавать и называть основные материалы и их свойства;
• узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
• экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
• выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
• выполнять простейшие эскизы и наброски;
• изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
• выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
• выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.
• выполнять разметку симметричных деталей;
• оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
• узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
• использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
• чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
• вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
• применять приемы безопасной работы с инструментами
Конструирование и моделирование
• выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
• анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
• изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
• анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
• изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Практика работы на компьютере.
• понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
• воспринимать книгу как источник информации;
• наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
• выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
• заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
• осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
Проектная деятельность
• восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;
• проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
• выделять этапы проектной деятельности;
• определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
• распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
• проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
По окончании 2 класса учащиеся получат возможность научиться:
Основы культуры труда.
• определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
• называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
• осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
• познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
• осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
• оформлять изделия по собственному замыслу;
• выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
• подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
• изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
• создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
• понимать значение использования компьютера для получения информации;
• осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
• соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
• набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
• отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность
• определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
• ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
• развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Раздел 3.Календарно - тематическое планирование
Номера уроков по порядку | №урока в разделе, теме | Тема урока | Коли чество часов |
-
| -
| Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями. | 1ч |
Человек и земля (23 ч.) |
-
| -
| Деятельность человека на земле. Выращивание лука. | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч |
-
| -
| Изготовление посуды. Изделие: «Корзина с цветами». |
-
| -
| Работа с пластилином. Изделие: «Семейка грибов на поляне». |
-
| -
| Тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста». |
-
| -
| Свойства солёного теста, глины и пластилина. Проект «Праздничный стол». |
-
| -
| Хохломской орнамент. Изделие: «Золотая хохлома». |
-
| -
| Особенности создания городецкой росписи. Изделие: «Городецкая роспись». |
-
| -
| Особенности создания дымковской игрушки. Изделие: «Дымковская игрушка». |
10. | -
| История матрёшки. Изделие:«Матрёшка». |
11. | -
| Работа с пластилином. Изделие: пейзаж «Деревня». |
12 | -
| Значение лошади в жизни человека. Изделие: «Лошадка». |
13. | -
| Аппликация из природного материала. Изделия: «Курочка из крупы». |
14. | -
| Изготовление объёмных изделий на основе развёртки. Проект «Деревенский двор». |
15. | -
| Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Изделие: «Ёлочные изделия из яиц». |
16. | -
| Особенности деревянного зодчества. Изделие: «Изба». |
17. | -
| Изготовление игрушки на основе помпона. Изделие: «Домовой». |
18. | -
| Убранство русской избы. Проект «Убранство избы» Изделие: «Русская печь». |
19. | -
| Выполнение разных видов переплетений. Изделие: «Коврик». |
20. | -
| Мебель, традиционная для русской избы. Изделие: «Стол и скамья». |
21. | -
| Национальный костюм и особенности его украшения. Изделие: композиция «Русская красавица». |
22. | -
| Создание национального костюма. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани». |
23. | -
| Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелёк». |
24. | -
| Способ оформления изделий вышивкой. Изделие: «Салфетка». |
Человек и вода (3 ч) |
25. | -
| Вид техники – «изонить». Изделие: композиция «Золотая рыбка». | 1ч 1ч 1ч |
26. | -
| Композиция из природных материалов. Проект «Аквариум» Изделие: «Аквариум». |
27. | -
| Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие: «Русалка». |
Человек и воздух (3 ч) |
28. | -
| Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья». | 1ч 1ч 1ч |
29. | -
| Работа с бумагой. Изделие: «Ветряная мельница». |
30. | -
| Вид материала – фольга. Изделие: «Флюгер». |
Человек и информация (4 ч) |
31. | -
| Оформление разных видов книг. Изделие: «Книжка-ширма». | 1ч 1ч 1ч 1ч |
32. | -
| Способы поиска информации. Правила набора текста. |
33. | -
| Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. |
34. | 4. | Выставка работ « Достижения учащихся за год». |
17