Миллеровский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1 имени Пенькова М.И.
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии № 1
приказ от 26.08.2021г № 262
______________ Н.И.Пономарев
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Уровень общего образования : начальное общее образование, 2 класс
Количество часов: 31ч
Учитель: Заикина Светлана Александровна
Рабочая программа разработана на основе «Примерной образовательной программы начального общего образования», авторской программы по технологии под редакцией Е.А.Лутцевой,Т.П.Зуевой. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение» 2021г.
2021-2022 учебный год.
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с :
Нормативно правовыми документами федерального уровня:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ п.3.6. ст. 28 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования
(ФГОС ООО, ФГОС СОО).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-178 «О рабочих программах»
Федерального перечня учебников.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645).
Нормативно правовыми документами локального уровня:
Основной образовательной программой гимназии (педсовет от 06.05.2018 г. пр. № 8, приказ №114 от 16.05.2018 г.;
Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №1 им. Пенькова М.И. пр. Управляющего совета от 13.12.2015 г. №2, приказ по МУУО Миллеровского района от 03.12.2015 №1010;
Локальных актов ОО (годовой календарный график, Положение о рабочей программе учебного предмета (приказ №145 от 28.08.2020 г.), курса, дисциплины);
Программой воспитания гимназии (Приказ №12/1 от 24.06.2021 г., педсовет от 24.06.2021 №8);
Учебным планом МБОУ гимназии №1 на 2020-2021 уч. год(приказ от 26.08.2021г № 262);.
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
Статья 28. Компетенция, права,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
Цель изучения курса технологии — развитие социальнозначимых личностных качеств (потребность познавать
и исследовать неизвестное, активность, инициативность,
самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических
знаний и умений и проектной деятельности, расширение
и обогащение личного жизненно-практического опыта,
представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений,
творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской
деятельности;
— формирование первоначальных конструкторскотехнологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и
отображению объекта и процесса его преобразования в
форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных
и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности,
включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения
практических задач), прогнозирование (предвосхищение
будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— формирование внутреннего плана деятельности на
основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением,
историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи,
поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Учебно-методический комплект: Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева Учебник «Технология» Издательство «Просвещение» 2016г.
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет Технология в 2 классе отводится 1 час в неделю.
Календарный учебный график МБОУ гимназии № 1 на 2021 -2022 учебный год предусматривает во 2 классе 34 учебных недель. В соответствии с ФГОСи учебным планом школы на 2021 -2022 уч. год для основного общего образования на учебный предмет Технология во 2 классе отводится 1 часа в неделю, т.е. 34 часов в год.
Данная рабочая программа является адаптированной и позволяет в ходе реализации вносить изменения в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками
( календарный учебный график (приказ от 26.08.2021г № 262);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
-отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя;
- участие в ВПР;
- в условиях карантина на дистанционном обучении;
и другими.
Рабочая программа рассчитана на 31 час, будет выполнена и освоена обучающимися в полном объёме.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология». 2 класс
Личностные
Учащийся научится с помощью учителя:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
формулировать цель деятельности на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
предлагать конструкторскотехнологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративноприкладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать, что нужно использовать пробнопоисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
называть конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного искусства.
Учащийся будет уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметнотворческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности.
Учащийся будет знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторскотехнологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
3.Содержание учебного предмета технология 2 класс.
1.Художественная мастерская. (8ч.) Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
2.Чертежная мастерская (7ч) Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
3.Конструкторская мастерская (9ч) Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4.Рукодельная мастерская (5ч) Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
5.Повторение(2ч) Защита проектных работ. Итоговое повторение основных терминов и понятий.
4. Календарно-тематическое планирование по технологии.
№ п/п | Название темы урока | Формы контроля | Дата |
План | Факт |
1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ (8ч) |
1 | 1.1 | Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | ФО, Пр.Р | 07.09 | |
2 | 1.2 | Какова роль цвета в композиции? | ФО, Пр.Р | 14.09 | |
3 | 1.3 | Какие бывают цветочные композиции? | ФО, Пр.Р | 21.09 | |
4 | 1.4 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | ФО, Пр.Р | 28.09 | |
5 | 1.5 | Что такое симметрия? | ФО, Пр.Р | 05.10 | |
6 | 1.6 | Можно ли сгибать картон? Как? | ФО, Пр.Р | 12.10 | |
7 | 1.7 | Как плоское превратить в объемное? | ФО, Пр.Р | 19.10 | |
8 | 1.8 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. | Пр.Р, ФО, ПР | 26.10 | |
2.ЧЕРТЁЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ (7ч) |
9 | 2.1 | Что такое технологические операции и способы? | ФО, Пр.Р | 16.11 | |
10 | 2.2 | Что такое линейка и что она умеет? | ФО, Пр.Р | 23.11 | |
11 | 2.3 | Что такое чертеж и как его прочитать? | ФО, Пр.Р | 30.11 | |
12 | 2.4 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | ФО, Пр.Р | 07.12 | |
13 | 2.5 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | ФО, Пр.Р | 14.12 | |
14 | 2.6 | Можно ли без шаблона разметить круг? | ФО, Пр.Р | 21.12 | |
15 | 2.7 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. | ФО, Пр.Р, ПР | 28.12 | |
| | 3.КОНСТРУКТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (9ч) | | | |
16 | 3.1 | Какой секрет у подвижных игрушек? | ФО, Пр.Р | 11.01 | |
17 | 3.2 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | ФО, Пр.Р | 18.01 | |
18 | 3.3 | Еще один способ сделать игрушку подвижной. | ФО, Пр.Р | 25.01 | |
19 | 3.4 | Что заставляет вращаться винт-пропеллер? | ФО, Пр.Р | 01.02 | |
20 | 3.5 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | ФО, Пр.Р | 08.02 | |
21 | 3.6 | Как машины помогают человеку? | ФО, Пр.Р | 15.02 | |
22 | 3.7 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | ФО, Пр.Р | 22.02 | |
23 | 3.8 | Поздравляем женщин и девочек. | ФО, Пр.Р | 01.03 | |
24 | 3.9 | Что интересного в работе архитектора? Проверим себя. | ФО, Пр.Р, ПР | 15.03 | |
4.РУКОДЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ (5ч) |
25 | 4.1 | Какие бывают ткани? | ФО, Пр.Р | 22.03 | |
26 | 4.2 | Какие бывают нитки. Как они используются? | ФО, Пр.Р | 05.04 | |
27 | 4.3 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | ФО, Пр.Р | 12.04 | |
28 | 4.4 | Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? | ФО, Пр.Р | 19.04 | |
29 | 4.5 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | ФО, Пр.Р | 26.04 | |
5.ПОВТОРЕНИЕ (2ч) |
30 | 5.1 | Итоговое повторение по курсу «Технология. 2класс». | ФО,ПР, | 17.05 | |
31 | 5.2 | Наши проекты. | ЗП | 24.05 | |
5.Лист корректировки тематического планирования
Предмет «Технология»
Класс 2А
Учитель: Заикина С.А.
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Причина корректировки |
План | Факт | по плану | дано |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета ____________Е.Л. Лаптурова МБОУ гимназии №1 от 26 .08.2021 от 26 .08. 2021 г. № 1 Руководитель МС _____________Е.Л. Лаптурова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ___________Е.Л. Лаптурова _______________ 2018 г. |