Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей художественно-эстетических дисциплин, физической культуры, ОБЖ, технологии Протокол № ___ от «___»______2022г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Ю.В. «___»_______2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Сусанинская школа _______С.П. Мудрая Приказ № _____ от «___»_____2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФГОС)
Учебный предмет: технология
Базовый уровень
Класс: 10-11
Учитель: Цисарь Ирэна Викторо
Количество часов: 68
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленной в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования, на основе авторской программы для среднего (полного) общего образования по «Технологии» 10-11 классы (Базовый уровень). Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2021 г., учебно-методического комплекса:
- Технология: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Д.Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш и др. – 5-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2021. – 208с.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., редакция от 31.12.2014г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
4. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Сусанинская школа (ФГОС) и учебный план на 2022/2023 учебный год.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-200 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цели и задачи учебного предмета:
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
В процессе изучения курса технологии выпускники должны подтвердить достижение результатов курса основного общего образования:
Личностные результаты: Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки, общественно полезный труд.)
● организует рабочее место в соответствии с требованиями безопасности и правилами эксплуатации используемого оборудования и/или технологии, соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием и/или технологией; ● получил и проанализировал опыт наблюдения (изучения) и/или ознакомления с современными производствами в различных технологических сферах и деятельностью занятых в них работников;
● получил опыт поиска, структурирования и проверки достоверности информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания; ● анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности, и планирует дальнейшую образовательную траекторию; ● имеет опыт публичных выступлений (как индивидуальных, так и в составе группы) с целью демонстрации и защиты результатов проектной деятельности.
Предметные результаты: ● анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; ● оценивает условия использования технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
● в зависимости от ситуации оптимизирует базовые технологии (затратность — качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта.
Метапредметные результаты: Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции): ● выявляет и формулирует проблему, требующую технологического решения; ● получает и анализирует опыт разработки и/или реализации командного проекта по жизненному циклу на основании самостоятельно выявленной проблемы; ● имеет опыт использования цифровых инструментов коммуникации и совместной работы (в том числе почтовых сервисов, электронных календарей, облачных сервисов, средств совместного редактирования файлов различных типов); ● имеет опыт использования инструментов проектного управления; ● планирует продвижение продукта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ
Влияние технологий на общественное развитие
Основные теоретические сведения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.
Основные теоретические сведения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на
развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.
Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.
Возрастание роли информационных технологий.
Производство и окружающая среда
Основные теоретические сведения. Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.
Контрольная работа «Природоохранные технологии».
Рынок потребительских товаров и услуг. Технологическая культура и культура труда.
Основные теоретические сведения. Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.
Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.
Электронная коммерция в системе Интернет.
Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ
Проектирование в профессиональной деятельности
Основные теоретические сведения. Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.
Контрольная работа «Проектирование в профессиональной деятельности».
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда
Основные теоретические сведения. Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.
Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация
Основные теоретические сведения. Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Введение в психологию творческой деятельности
Основные теоретические сведения. Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Контрольная работа «Информационное обеспечение процесса проектирования»
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений
Основные теоретические сведения. Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.
Контрольная работа «Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений»
Анализ результатов проектной деятельности
Основные теоретические сведения. Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.
Презентация результатов проектной деятельности
Основные теоретические сведения. Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации. .
Контрольная работа «Презентация проектного изделия»
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Обустройство пришкольного участка.
Формирование умений составления плана работ обустройства пришкольного участка и организация его выполнения. Ассортимент цветочно-декоративных растений.
Варианты объектов труда: учебник, рассада, схемы, таблицы.
Практическая работа
11 класс
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ
Структура современного производства
Основные теоретические сведения. Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.
Нормирование и оплата труда
Основные теоретические сведения. Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.
Научная организация труда
Основные теоретические сведения. Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
Функционально-стоимостной анализ
Основные теоретические сведения. Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Основные закономерности развития искусственных систем
Основные теоретические сведения. Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.
Защита интеллектуальной собственности
Основные теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.
Презентация результатов проектной деятельности
Основные теоретические сведения. Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Профессиональное сомоопределение и
карьера
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования
Основные теоретические сведения. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Планирование профессиональной карьеры
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Творческая проектная деятельность
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление цлана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа
Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Обустройство пришкольного участка.
Формирование умений составления плана работ обустройства пришкольного участка и организация его выполнения. Ассортимент цветочно-декоративных растений.
Варианты объектов труда: учебник, рассада, схемы, таблицы.
Практическая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ включая проекты | Кол-во практических работ |
1 | Производство, труд и технологии | 13 | 1 | - |
2 | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг | 19 | 3 | - |
3 | Дизайн пришкольного участка | 2 | | 2 |
| Итого: | 34 | 4 | 2 |
11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ включая проекты | Кол-во практических работ |
| | | | |
1 | Производство, труд и технологии | 8 | 1 | - |
2 | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг | 11 | 1 | - |
3 | Профессиональное самоопределение и карьера | 8 | 1 | |
4 | Творческая проектная деятельность | 5 | 1 | 1 |
5 | Дизайн пришкольного участка | 2 | | 2 |
| Итого: | 34 | 4 | 3 |
10