Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А. А. Курбаева с. Вольно – Надеждинское, Надеждинского района» Приморского края»
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей от « » 2021 г. протокол № Руководитель МО: | ПРИНЯТА на заседании методического совета от « » 2021 г. протокол № Председатель МС: Белавкина Н. Д. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «СОШ № 1» Директор школы И. В. Снарская приказ № от « » 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
1-4 класс (начальное общее образование)
количество часов: 1 класс всего 33 часа; в неделю 1 час
2-4 классы всего 35 часов; в неделю 1 час
используемый УМК: «Школа России»
программа разработана на основе:
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1-4 кл. Москва «Просвещение» 2021г. |
| | |
|
|
Разработчик рабочей программы:
Мирошник Наталья Сергеевна
Славова Евгения Петровна
Антропова Наталья Николаевна
Калашникова Александра Александровна
Мартель Евгения Сергеевна
Вольно-Надеждинское
2021-2024гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии для 1-4 классов для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А. А. Курбаева с. Вольно-Надеждинское Надеждиного района» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа по технологии для 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального Закона «Об Образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Указа президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 10.06.2019 № 286 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015»
- Концепции преподавания предметной области ТЕХНОЛОГИЯ в образовательных организациях Российской федерации, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения РФ 24.12.2018
- Приказа Министерства просвещения РФ от 18.02.2020 № 52 «Об утверждении плана мероприятий по реализации концепции преподавания предметной области «ТЕХНОЛОГИЯ» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы»
- Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (в ред. 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях…»
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15) - Образовательной программы «Школа России»;
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1имени А. А. Курбаева с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района» от 25 декабря 2012г.;
- Образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
- Авторской программы: Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. 1-4 класс. Рабочие программы / Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева. – М.: Просвещение, 2021, по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1. Учебники:
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл. Москва «Просвещение» 2021г.
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 кл. Москва «Просвещение» 2021г.
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 кл. Москва «Просвещение» 2021г.
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл. Москва «Просвещение» 2021г.
2. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. 1-4 классы: рабочая тетрадь/пособие для уч-ся. - М.: Просвещение, 2021
Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Место предмета «Технология» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 на изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 138 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 35 ч - во 2, 3 и 4 классах (35 учебные недели в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов. Обучающиеся:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Модуль «Производство и технологии»
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
- соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; - иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; -понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; -планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; -уважительно относиться к труду людей; -выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. | -понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их; -понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). |
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов».
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
- соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей -отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); -применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. | -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; -прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно -комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. |
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
- соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; - изготавливать прототипы; - модернизировать прототип; - презентовать изделие; - характеризовать виды макетов по назначению; - моделировать макеты различных видов; -анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; -решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; -изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. -выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. | -соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; - разрабатывать графическую документацию; -создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
Модуль «Комьютерная графика и черчение»
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
-соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; - пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; -использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; -создавать небольшие тексты, презентаций. -презентовать изделие; - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. | -пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Модуль «Робототехника»
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
-соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; -простейшим основам механики; понимать виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций; -с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; -реализовывать творческий замысел; - презентовать изделие; - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. | - классифицировать и собирать роботов по видам и назначению; - освоить навыки моделирования, конструирования, и изготовления движущихся моделей роботов. - управлять движущимися моделями в компьютерно-управляемых средах; |
Модуль «Автоматизированные системы»
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
-соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; - классифицировать автоматические и автоматизированные системы; использовать мобильные приложения для управления устройствами; - презентовать изделие; - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. | -проектировать модели автоматизированных систем; -конструировать модели автоматизированных систем; |
Модуль «Растениеводство»
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
- соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; - характеризовать основные направления растениеводства; - использовать способы переработки и хранения растениеводческой продукции; - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. | - анализировать полный технологический цикл получения наиболее распространённой растениеводческой продукции своего региона; |
Модуль «Животноводство»
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
- соблюдать правила безопасности; - организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; - характеризовать основные направления животноводства; - характеризовать особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона; - использовать способы переработки и хранения продукции животноводства; - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. | - анализировать полный технологический цикл получения продукции животноводства своего региона. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:
1. Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
2. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности.
3. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.
4. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.
Содержание курса 1 класс
Природная мастерская (7 часов)
Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская (4 часа)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская (16 часа)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская (6 часов)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.
Содержание курса 2 класс
Художественная мастерская (10 часов)
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя.
Чертёжная мастерская (7 часов)
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя.
Конструкторская мастерская (10 часов)
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать
подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек. Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя.
Рукодельная мастерская (7 часов)
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились
Содержание курса 3 класс
Информационная мастерская (5 часов)
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя
Мастерская скульптора (3 часа)
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?
Мастерская рукодельницы (10 часов)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов (11 часов)
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.
Мастерская кукольника (5 часов)
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
Содержание курса 4 класс
Информационная мастерская (4 часов)
Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.
Проект «Дружный класс» (3 часа)
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения». Проверим себя
Студия «Реклама» (4 часа)
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза. Проверим себя.
Студия «Декор интерьера» (5 часов)
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж» Плетённые салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.
Новогодняя студия (3 часа)
Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя.
Студия «Мода» (8 часов)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.
Студия «Подарки» (2 часа)
День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы. Проверим себя.
Студия «Игрушки» (5 часов)
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя
Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности
Перечень технологий | Используемые элементы | Оценка эффективности |
Здоровьесберегающие: Медико-гигиенические технологии (МГТ) Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) | Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Обеспечение безопасности условий пребывания в школе | Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса. |
Информационно–коммуникационные технологии | Работа с CD, использование Интернет ресурсов | Повышение мотивации учащихся |
Развивающее и проблемное обучение | Исследовательская, экспериментальная работа | Повышение мотивации учащихся |
Методы творческой групповой работы | Работа в группах | Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы |
Метод проектного обучения | Составление проекта | Участие в конкурсах |
Элементы тренинговых методик | Тестирование | Отработка техники, знаний |
Инновационные методы оценки результатов | Тестирование, тестовые оболочки (ИКТ) | Возможность увидеть результат своих знаний, объективность |
Компетентностно-деятельностный подход | Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда | Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения |
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
- качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
- степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Текущий контроль проводится в конце каждого раздела по рубрике учебника «Проверим себя».
Итоговая выставка творческих работ проводится в конце каждого полугодия.
Курс рассчитан на 1 час в каждом классе, поэтому рекомендуется для выполнения объемных работ организовывать работу парами или малой группой.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1-4 класс. Рабочие программы. ФГОС
УЧЕБНИКИ
1. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл.
2. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 кл.
3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 кл.
4. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл. Рабочая тетрадь
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 кл. Рабочая тетрадь
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 кл. Рабочая тетрадь
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл. Рабочая тетрадь
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Комплекты демонстрационных таблиц по технологии для начальной школы. Автор
Е.А. Лутцева
2. Набор предметных картинок.
3. Словари справочники, энциклопедии
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
CD «Детская энциклопедия»
CD «Волшебные превращения»
Видеофильмы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с выходом в Интернет и принтером.
Проэктор.
Ксерокс.