РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
Технология 4 класс: учеб. для общеобразовательных. учреждений / Н. И. Роговцева, «Просвещение». - М.: Просвещение, 2018г.
группами.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Количество часов в неделю 1ч.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
-называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
-анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Выпускник научится:
-на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовок, формообразовании, сборке и отделке изделия), экономно расходовать используемые материалы;
-применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), и колющими (швейная игла);
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно – художественной задачей.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЕ ПРЕДМЕТА.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в третьем классе.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности;
- соблюдение технологии процессе изготовления изделия;
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданными образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветного решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Трудовое обучение» нет. Итоговая четвертная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвёртных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Трудового обучения» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, таки работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
«5» («отлично») – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет принимать полученные знания на практике;
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты творческой работы.
«3» («удовлетворительное») – учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала;
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в отчёте; не справляется с поставленной целью урока.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Как работать с учебником (1 ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Раздел Человек и земля (21 ч)
Вагоностроительный вагон (2ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Полезные ископаемые(1)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.
Малахитовая шкатулка.(1)
Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессии: мастер по камню.
Автомобильный завод(2ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Монетный двор(2ч)
Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Швейная фабрика (2ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства.
Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Понятия: мягкая игрушка.
Обувное производство (2ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Деревообрабатывающие производства(2ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Кондитерская фабрика (2ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао - тертое, какао-масло, конширование
Бытовая техника(2ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/ плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»».
Тепличное хозяйство (1ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
Раздел Человек и вода (3 ч)
Водоканал(1ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струи метра.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Порт(1ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
Узелковое плетение (1ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.
Раздел Человек и воздух (3ч)
Самолетостроение. Ракетостроение. (1)
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Ракетоноситель(1ч)
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. (1ч)
Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Раздел Человек и информация (5 часов)
Создание титульного листа(1ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.
Работа с таблицами (1ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец.
Создание содержания книги (1ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы(2ч)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.
Итоговый урок(1ч)
Подведение итогов
III. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, тема урока | Дата | Кол-во часов | Из них | Домашние задание |
теоретические | практические |
1 | Земля и человек (21ч) Как работать с учебником | 5.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выучить условные обозначения |
2-3 | Вагоностроительный завод Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Пассажирский вагон» | 12.09. 19.09. | 2 | 1 | 1 | Доделать изделие |
4 | Полезные ископаемые Изделие: «Буровая вышка» | 26.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить сообщение |
5 | Полезные ископаемые Изделие: «Малахитовая шкатулка». | 3.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Доделать изделие |
6-7 | Автомобильный завод Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | 10.10. 17.10. | 2 | 1 | 1 | Оформить изделие |
8-9 | Монетный двор. Проект «Медаль» Изделие: «Стороны медали», Изделие «Медаль» | 24.10. 31.10 | 2 | 1 | 1 | Подготовить изделие к выставке |
10 | Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». | 14.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить сообщение |
11 | Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». | 21.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Оформить изделие |
12 | Швейная фабрика Изделие: «Прихватка» | 28.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить изделие к выставке |
13 | Швейная фабрика Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» | 5.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Оформить изделие |
14-15 | Обувная фабрика Изделие: «Модель детской летней обуви» | 12.12. 19.12. | 2 | 1 | 1 | Подготовить сообщение |
16-17 | Деревообрабатывающее производство Изделие: «Лесенка-опора для растений» | 26.12. 9.01. | 2 | 1 | 1 | Доделать изделие |
18 | Кондитерская фабрика Изделие: Пирожное «Картошка» | 16.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Оформить изделие |
19 | Кондитерская фабрика «Шоколадное печенье» | 23.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить сообщение |
20 | Бытовая техника Изделие: «Настольная лампа» | 30.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить изделие к выставке |
21 | Бытовая техника Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы» | 6.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить изделие к выставке |
22 | Человек и вода 4ч Тепличное хозяйство Изделие: «Цветы для школьной клумбы» | 13.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить сообщение |
23 | Водоканал Изделия: «Фильтр для очистки воды», «Струемер» | 20.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Доделать изделие |
24 | Порт. Изделие: «Канатная лестница» | 27.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить сообщение «Как поступает вода в наш дом» |
25 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» | 6.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Оформить изделие |
26-27 | Человек и воздух 3ч Самолётостроение. Изделие «Самолет». Ракетостроение. Изделие: «Ракета-носитель» | 13.03. 20.03. | 2 | 1 | 1 | Оформить изделие |
28 | Летательный аппарат. Изделие: «Водушный змей» | 3.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить изделие к выставке |
29 | Издательское дело. (5ч) Изделие: «Титульный лист» | 10.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Оформить изделие |
30 | Издательское дело Изделие: «Таблица» | 17.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Доделать изделие |
31 | Создание содержания книги. Практическая работа: Содержание» | 24.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовить сообщение |
32-33 | Переплётные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника» | 8.05. 15.05. | 2 | 1 | 1 | Оформить изделие |
34 | Подведение итогов года. Презентация выполненных работ. | 22.05. | 1 | 0,5 | 0,5 | Помогать родителям дома |
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы:
- технология обработки ткани;
- технология обработки бумаги и картона;
- технология организации рабочего места.
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:
- коллекция «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть»;
Технические средства обучения.
-персональный компьютер;
- проектор для демонстрации слайдов.
Учебно – практическое оборудование.
- набор инструментами для работы с различными материалами в соответствии с программой;
- набор демонстрационных материалов, коллекции;
- наборы цветной бумаги, картона
- заготовки природного материала.
22