Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского /___________/О.В. Авилова/
Приказ от «30 » августа 2022 г. №186
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 «б» класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Буркот Татьяна Николаевна
Год составления: август 2022 год
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Примерной рабочей программы воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022г. №3/22).
Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им О.Казанского ст. Егорлыкская на 2022-2023 учебный год.
Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 29.06.2022г. №152/1.
Рабочая программа по технологии разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по технологии и авторской программы авторов Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В.Добромысловой «Технология 1-4», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Технология 4 класс», Москва, «Просвещение», 2017 год с логотипом ФГОС.
Согласно учебному плану на изучение технологии отводится в 4 классе 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2022-2023 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 34 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Планируемые результаты учебного предмета, курса.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Технология» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
У обучающегося будет сформировано:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека
бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности
представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»
представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия
представление об основных правилах и нормах поведения
умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия
представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия
стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями)
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе
этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия
эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного)
потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать цель деятельности на уроке
проговаривать последовательность действий на уроке
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов
готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно - художественные особенности предлагаемых изделий
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно художественному)
анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного задания
ориентироваться в материале на страницах учебника
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника)
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выводы о результате совместной работы всего класса
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
слушать и слышать учителя и одноклассников
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
слушать и понимать речь других
Обучающийся получит возможность научиться:
совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему
принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами
договариваться с партнерами и приходить к общему решению
контролировать свои действия при совместной работе
Предметные результаты
Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного
мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественными конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
экономно расходовать используемые материалы;
применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование.
Обучающийся научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и PowerPoint.
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а так же познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Содержание программы.
Введение. Как работать с учебником. (1 час)
Как работать с учебником Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля. (22 часа)
Вагоностроительный завод. (2 часа)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Полезные ископаемые. (2 часа)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.
Автомобильный завод. (2 часа)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыка работы с различными видами конструкторов.
Монетный двор. (2 часа)
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приёмом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод. (2 часа)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика. (2 часа)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Обувное производство. (2 часа)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемые для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.
Деревообрабатывающее производство. (2 часа)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Кондитерская фабрика. (2 часа)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Бытовая техника. (2 часа)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство. (2 часа)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Человек и вода. (3 часа)
Водоканал. (1 час)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Порт. (1 час)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Узелковое плетение. (1 час)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».
Человек и воздух. (3 часа)
Самолётостроение. Ракетостроение. (3 часа)
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация. (5 часов)
Создание титульного листа (1 час)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Работа с таблицами. (1 час)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Создание содержания книги. (1 час)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы. (2 часа)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Введение. Как работать с учебником. | 1 |
2 | Человек и земля. | 22 |
3 | Человек и вода. | 3 |
4 | Человек и воздух. | 3 |
5 | Человек и информация. | 5 |
Итого: | 34 ч |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол- во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
Введение. Как работать с учебником. (1 час) |
1 | Как работать с учебником. | 1 | 02.09 | | учебник, электронное приложение, презентация |
Человек и земля. (22 часа) |
2 | Вагоностроительный завод. | 1 | 09.09 | | учебник, электронное приложение, презентация |
3 | Создание модели вагона из бумаги и картона. | 1 | 16.09 | | учебник, электронное приложение |
4 | Полезные ископаемые. | 1 | 23.09 | | учебник, электронное приложение, презентация |
5 | Изготовление модели буровой вышки. | 1 | 30.09 | | учебник, электронное приложение, презентация |
6 | Изделие «Малахитовая шкатулка». | 1 | 07.10 | | учебник, электронное приложение, презентация |
7 | Автомобильный завод. | 1 | 14.10 | | учебник, электронное приложение, презентация |
8 | Изделие из конструктора «КамАЗ». | 1 | 21.10 | | учебник, электронное приложение, презентация |
9 | Монетный двор. | 1 | 28.10 | | учебник, электронное приложение, презентация |
10 | Изделие из фольги «Медаль». | 1 | 11.11 | | учебник, электронное приложение, презентация |
11 | Фаянсовый завод. | 1 | 18.11 | | учебник, электронное приложение, презентация |
12 | Изделие из пластилина «Ваза». | 1 | 25.11 | | учебник, электронное приложение, презентация |
13 | Швейная фабрика. | 1 | 02.12 | | учебник, электронное приложение, презентация |
14 | Работа с текстильными материалами «Прихватка». | 1 | 09.12 | | учебник, электронное приложение |
15 | Мягкая игрушка «Птичка». | 1 | 16.12 | | учебник, электронное приложение, презентация |
16 | Обувное производство. | 1 | 23.12 | | учебник, электронное приложение, презентация |
17 | Изделие из бумаги «Модель детской летней обуви». | 1 | 30.12 | | учебник, электронное приложение, презентация |
18 | Деревообрабатывающее производство. | 1 | 13.01 | | учебник, электронное приложение, презентация |
19 | Изделие «Лесенка-опора для растений» | 1 | 20.01 | | учебник, электронное приложение, презентация |
20 | Кондитерская фабрика. | 1 | 27.01 | | учебник, электронное приложение, презентация |
21 | Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. | 1 | 03.02 | | учебник, презентация |
22 | Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа». | 1 | 10.02 | | учебник, электронное приложение, презентация |
23 | Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы». | 1 | 17.02 | | учебник, электронное приложение, презентация |
Человек и вода. (3 часа) |
24 | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды». | 1 | 03.03 | | учебник, презентация |
25 | Порт. Изделие «Канатная лестница». | 1 | 10.03 | | учебник, электронное приложение, презентация |
26 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет». | 1 | 17.03 | | учебник, электронное приложение, презентация |
Человек и воздух. (3 часа) |
27 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изготовление модели самолета из конструктора. | 1 | 31.03 | | учебник, электронное приложение, презентация |
28 | Изготовление модели ракеты из картона и бумаги. | 1 | 07.04 | | учебник, электронное приложение, презентация |
29 | Конструкция воздушного змея. | 1 | 14.04 | | учебник, электронное приложение, презентация |
Человек и информация. (5 часов) |
30 | Создание титульного листа. | 1 | 21.04 | | учебник, презентация, компьютер |
31 | Работа с таблицами. | 1 | 28.04 | | учебник, презентация, компьютер |
32 | Создание содержания книги. | 1 | 05.05 | | учебник, презентация, компьютер |
33 | Переплетные работы. | 1 | 12.05 | | учебник, презентация, компьютер |
34 | Изделие: Книга «Дневник путешествий». | 1 | 19.05 | | учебник, электронное приложение, презентация |
| Итого: | 34 ч | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от « 29» августа 2022 г. №1 Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________________/Почивалова А.Н./ «30» августа 2022 г. |
6. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |