Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Роговцевой Н.И.,Анащенковой С.В «Технология2011».
Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:
— с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;
— с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;
— с логикой развития культуры труда;
— с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;
— с различными видами народно-прикладного искусства России.
Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Программа направлена на решение следующих задач:
Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
Знакомство с видами материалов, их свойствами;
Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Срок реализации рабочей учебной программы:2017-2018 учебный год. На изучение курса отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Ведущие формы обучения: фронтальная ,групповая, работа в парах, индивидуальная.
Методы обучения: словесные,наглядные,практические,проблемно-поисковые,самостоятельная работа учащихся.
Технологии обучения: учебный диалог, проектная деятельность, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Тематический план
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Человек и земля. | 23 |
3 | Человек и вода. | 3 |
4 | Человек и воздух. | 3 |
5 | Человек и информация. | 3 |
6 | Заключительный урок. | 1 |
Результаты изучения курса.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
Свойства новых материалов ( тесто).
Новые свойства уже встречавшихся материалов.
Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Лепить способом вытягивания из целого куска.
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
Плести разными способами из различных материалов.
Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Критерии оценивания:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
Список литературы:
Для учителя:
1.Роговцева Н.И. Технология.2 класс:учебник-М.:Просвещение,2012.
2.Роговцева Н.И.Рабочая тетрадь-М.:Просвещение,2012г.
3.Технология. Рабочие программы 1-4 классы.М.:Просвещение,2011.
Для учащихся:
1.Роговцева Н.И. Технология.2 класс:учебник-М.:Просвещение,2012.
2.Роговцева Н.И.Рабочая тетрадь-М.:Просвещение,2012г.
Календарно — тематическое планирование уроков
технологии
№ | Тема урока | Количество часов | Вид контроля,измерители. | Дата план. | Дата факт. |
| Введение(1) | | | | |
1 | Как работать с учебником. | 1 | | | |
| Человек и земля(23) | | | | |
2 | Земледелие. Выращивание лука. | 1 | текущий | | |
3 | Посуда. Корзина с цветами. | 1 | текущий | | |
4 | Работа с пластилином. Семейка грибов на поляне. | 1 | текущий | | |
5 | Тестопластика. Игрушка из теста. | 1 | текущий | | |
6 | Проект «Праздничный стол». | 1 | текущий | | |
7 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. | 1 | текущий | | |
8 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. | 1 | текущий | | |
9 | Народные промыслы. Работа с пластилином. Дымковская игрушка. | 1 | текущий | | |
10 | Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование). | 1 | текущий | | |
11 | Народные промыслы Рельефные работы с пластилином.Пейзаж « Деревня». | 1 | текущий | | |
12 | Домашние животные и птицы Лошадка. | 1 | текущий | | |
13 | Домашние животные и птицы. Мозаика из крупы. | 1 | текущий | | |
14 | Проект «Деревенский двор». | 1 | текущий | |
15 | Новый год. Новогодняя маска. | 1 | текущий | | |
16 | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. «Изба». | 1 | текущий | | |
17 | В доме. Работа с волокнистыми материа-лами. Помпон. | 1 | текущий | | |
18 | Проект «Убранство избы». Лепка. | 1 | текущий | | |
19 | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой .Плетение .Коврик. | 1 | текущий | | |
20 | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование мебели из картона. | 1 | текущий | | |
21 | Народный костюм. Работа с нитками и картоном. Плетение. Русская красавица. | 1 | текущий | | |
22 | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. | 1 | текущий | | |
23 | Народный костюм. Шитье. | 1 | текущий | | |
24 | Виды швов. Тамбурный шов. Салфетка. | 1 | текущий | | |
| Человек и вода(3) | | | | |
25 | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. | 1 | текущий | | |
26 | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. | 1 | текущий | | |
27 | Проект«Аквариум».Композиция из природных материалов. | 1 | текущий | | |
| Человек и воздух(3) | | | | |
28 | Птица счастья. Работа с бумагой. Склады-вание. Оригами. | 1 | текущий | | |
29 | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Ветряная мельница. | 1 | текущий | | |
30 | Использование ветра. Работа с фольгой | 1 | текущий | | |
| Человек и информация(3) | | | | |
31 | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Книжка-ширма. | 1 | текущий | | |
32 | Поиск информации в интернете. | 1 | текущий | | |
33 | Поиск информации в интернете. | 1 | текущий | | |
| Заключительный урок(1) | | | | |
34 | Подведение итогов. Презентация изделий. | 1 | итоговый | | |
Итого: 34 час