АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»
«Согласовано» Заместитель директора по УР: ___________/Зубкова С.Н./ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»: ____________/ Анисимова С.В./ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
Рабочая программа по технологии
5-8 классы
Программу составил учитель: Сафронов Э. А.
2019 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5-8 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, предметной линии учебников основного общего образования В.М. Казакевича.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников под редакцией В.М. Казакевича, М.: Просвещение, 2019.
В процессе изучения учащимися технологии, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:
формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;
углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;
расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;
ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.
Раздел 2. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом общего образования школьников. Он направлен на овладение обучающимися знаниями и умениями в предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, что соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, на возможную инженерную деятельность. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
На изучение технологии в 5-7 классах отводится 68 часов, в 8 классе 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение технологии в 5-7 классах в объёме 2 часов в неделю, и в 8 классе 1 час в неделю, в течение 1 учебного года.
Программой предусмотрено выполнение творческих работ и реализация творческих проектов.
Раздел 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решение учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдение норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Познавательные УУД:
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности
умение организовывать эффективную коммуникацию совместной деятельности с другими её участниками
умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива.
умения проводить дизайнерское проектирование изделия
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
ученик научится:
обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий;
обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии;
соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техносферой;
чётко характеризовать сущность технологии как категории производства;
разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм;
читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях;
характеризовать сущность работы и энергии;
разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;
описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;
разбираться в сущности социальных технологий.
Ученик получит возможность научится:
применять методы творческого поиска технических или технологических решений;
изучать характеристики производства;
оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально-производственном окружении;
оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов;
выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;
оценивать эффективность использования различных видов энергии в быту и на производстве;
пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации;
проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные.
Раздел 4. Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Название раздела Класс | Количество часов |
5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Основы производства | 4 | 4 | 3 | 4 |
2 | Методы и средства творческой проектной деятельности | 4 | 4 | 4 | 3 |
3 | Общая технология | 6 | 6 | 3 | 4 |
4 | Техника | 6 | 6 | 7 | 5 |
5 | Технологии получения, обработки и использования материалов | 11 | 14 | 19 | 6 |
6 | Технологии обработки пищевых продуктов | 6 | 2 | 0 | 0 |
7 | Технологии получения, преобразования и использования энергии | 5 | 5 | 4 | 2 |
8 | Технологии получения, обработки и использования информации | 6 | 5 | 4 | 3 |
9 | Технологии растениеводства | 5 | 5 | 5 | 2 |
10 | Технологии животноводства | 5 | 5 | 3 | 1 |
11 | Социальные технологии | 5 | 5 | 3 | 1 |
12 | Творческий проект. Творческая работа | 5 | 4 | 13 | 3 |
| 68 | 68 | 68 | 34 |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
5-е классы
№ урока | Тема | Планируемые сроки | Реализуемые сроки |
| Что такое техносфера | 05.09 | |
| Что такое потребительские блага | 05.09 | |
| Производство потребительских благ | 12.09 | |
| Общая характеристика производства | 12.09 | |
| Проектная деятельность | 19.09 | |
| Проект. Реклама | 19.09 | |
| Что такое творчество | 26.09 | |
| Уровни творчества | 26.09 | |
| Что такое технология | 03.10 | |
| Продукт и предмет труда | 03.10 | |
| Средство труда | 10.10 | |
| Классификация производств и технологий | 10.10 | |
| Виды производств | 17.10 | |
| Виды отраслей | 17.10 | |
| Что такое техника | 24.10 | |
| Значение техники в производстве | 24.10 | |
| Виды техники | 07.11 | |
| Технические устройства | 07.11 | |
| Аппараты и приборы | 14.11 | |
| Механизмы | 14.11 | |
| Материалы для производства | 21.11 | |
| Виды веществ и материалов | 21.11 | |
| Что такое сырьё. Виды сырья | 28.11 | |
| Виды и назначение конструкционных материалов | 28.11 | |
| Механические свойства конструкционных материалов | 05.12 | |
| Технологии механической обработки материалов | 05.12 | |
| Графическое отображение формы предметов | 12.12 | |
| Изготовление детали | 12.12 | |
| Изготовление детали | 19.12 | |
| Изготовление детали | 19.12 | |
| Изготовление детали | 26.12 | |
| Пища и здоровое питание | 26.12 | |
| Основы рационального питания | 16.01 | |
| Витамины и их значение в питании | 16.01 | |
| Технологии обработки овощей | 23.01 | |
| Механическая обработка овощей | 23.01 | |
| Тепловая обработка овощей | 30.01 | |
| Что такое энергия | 30.01 | |
| Виды энергии | 06.02 | |
| Что такое механическая энергия | 06.02 | |
| Накопление механической энергии | 13.02 | |
| Специалисты по электрооборудованию | 13.02 | |
| Что такое информация в быту, науке и технике | 20.02 | |
| Виды информации | 20.02 | |
| Как информация поступает в мозг человека | 27.02 | |
| Общий смысл содержания информации | 27.02 | |
| Как можно представить и записать информацию | 05.03 | |
| Шифрование текста | 05.03 | |
| Основные приёмы выращивания культурных растений | 12.03 | |
| Значение культурных растений в жизнедеятельности человека | 12.03 | |
| Классификация и исследования культурных растений | 19.03 | |
| Тепличное растениеводство | 19.03 | |
| Профессии, связанные с растениеводством | 26.03 | |
| Животный мир в техносфере | 26.03 | |
| Домашние животные | 02.04 | |
| Сельскохозяйственные животные | 02.04 | |
| Технологии животноводства | 09.04 | |
| Животные на службе безопасности жизни человека | 09.04 | |
| Социальные технологии | 16.04 | |
| Свойства личности человека | 16.04 | |
| Виды потребностей людей | 07.05 | |
| Методы социальных технологий | 07.05 | |
| Средства социальных технологий | 14.05 | |
| Проект. Творческая работа. | 14.05 | |
| Проект. Творческая работа | 21.05 | |
| Проект. Творческая работа | 21.05 | |
| Проект. Творческая работа | 28.05 | |
| Проект. Творческая работа | 28.05 | |
6-е классы
№ урока | Тема | Планируемые сроки | Реализуемые сроки |
| Труд как основа производства | 03.09 | |
| Предметы труда | 03.09 | |
| Сырьё как предмет труда | 10.09 | |
| Промышленное сырьё | 10.09 | |
| Введение в творческий проект | 17.09 | |
| Подготовительный этап | 17.09 | |
| Конструкторский этап. Технологический этап | 24.09 | |
| Этап изготовления. Защита проекта | 24.09 | |
| Основные признаки технологии | 01.10 | |
| Технологическая дисциплина | 01.10 | |
| Трудовая и производственная дисциплина | 08.10 | |
| Техническая документация | 08.10 | |
| Технологическая документация | 15.10 | |
| Технологическая карта (ТК). Оформление ТК. | 15.10 | |
| Понятие о технической системе | 22.10 | |
| Рабочие органы технических систем | 22.10 | |
| Двигатели технических систем | 05.11 | |
| Механическая трансмиссия | 05.11 | |
| Электрическая трансмиссия | 12.11 | |
| Пневматическая и гидравлическая трансмиссии | 12.11 | |
| Технологии ручной обработки материалов | 19.11 | |
| Резание | 19.11 | |
| Пластическое формование | 26.11 | |
| Обработка древесных материалов ручными инструментами. Сверление | 26.11 | |
| Обработка древесных материалов ручными инструментами. Сверление | 03.12 | |
| Обработка древесных материалов ручными инструментами. Сверление | 03.12 | |
| Обработка древесных материалов ручными инструментами. Точение | 10.12 | |
| Обработка древесных материалов ручными инструментами. Точение | 10.12 | |
| Обработка древесных материалов ручными инструментами. Точение | 17.12 | |
| Обработка древесных материалов ручными инструментами. Точение | 17.12 | |
| Обработка металлов ручными инструментами | 24.12 | |
| Обработка пластмасс ручными инструментами | 24.12 | |
| Обработка строительных материалов ручными инструментами | 14.01 | |
| Основные принципы безопасной работы ручными инструментами | 14.01 | |
| Технологии производства пищевых продуктов | 21.01 | |
| Технологии обработки пищевых продуктов | 21.01 | |
| Что такое тепловая энергия | 28.01 | |
| Методы получения тепловой энергии | 28.01 | |
| Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии | 04.02 | |
| Передача тепловой энергии | 04.02 | |
| Аккумулирование тепловой энергии | 11.02 | |
| Технологии получения, обработки и использования информации | 11.02 | |
| Восприятие информации | 18.02 | |
| Кодирование информации при передаче сведений | 18.02 | |
| Сигналы и знаки при кодировании информации | 25.02 | |
| Символы как средство кодирования информации | 25.02 | |
| Технологии растениеводства | 03.03 | |
| Дикорастущие растения | 03.03 | |
| Заготовка сырья дикорастущих растений | 10.03 | |
| Переработка и применение дикорастущих растений | 10.03 | |
| Влияние экологических факторов на урожайность | 17.03 | |
| Технологии животноводства | 17.03 | |
| Технологии получения животноводческой продукции | 24.03 | |
| Основные элементы животноводческой продукции | 24.03 | |
| Содержание животных | 31.03 | |
| Ветеринарная защита | 31.03 | |
| Зоогигиена | 07.04 | |
| Виды социальных технологий | 07.04 | |
| Технологии коммуникации | 14.04 | |
| Структура процесса коммуникации | 14.04 | |
| Работа корреспондента | 05.05 | |
| Работа респондента | 05.05 | |
| Проект. Творческая работа | 12.05 | |
| Проект. Творческая работа | 12.05 | |
| Проект. Творческая работа | 19.05 | |
| Проект. Творческая работа | 19.05 | |
| Проект. Творческая работа | 26.05 | |
| Проект. Творческая работа | 26.05 | |
7-е классы
№ урока | Тема | Планируемые сроки | Реализуемые сроки |
| Современные средства ручного труда | 04.09 | |
| Средства труда современного производства | 04.09 | |
| Агрегаты и производственные линии | 11.09 | |
| Создание новых идей методом фокальных объектов | 11.09 | |
| Техническая документация в проекте | 18.09 | |
| Конструкторская документация | 18.09 | |
| Технологическая документация в проекте | 25.09 | |
| Культура производства | 25.09 | |
| Технологическая культура производства | 02.10 | |
| Культура труда | 02.10 | |
| Техника. Двигатели | 09.10 | |
| Воздушные двигатели | 09.10 | |
| Гидравлические двигатели | 16.10 | |
| Паровые двигатели | 16.10 | |
| Тепловые двигатели внутреннего сгорания | 23.10 | |
| Реактивные и ракетные двигатели | 23.10 | |
| Электрические двигатели | 06.11 | |
| Производство металлов | 06.11 | |
| Производство древесных материалов | 13.11 | |
| Производство древесных материалов | 13.11 | |
| Обработка древесных материалов. Изготовление изделия | 20.11 | |
| Изготовление изделия | 20.11 | |
| Изготовление изделия | 27.11 | |
| Изготовление изделия | 27.11 | |
| Изготовление изделия | 04.12 | |
| Изготовление изделия | 04.12 | |
| Изготовление изделия | 11.12 | |
| Изготовление изделия | 11.12 | |
| Изготовление изделия | 18.12 | |
| Изготовление изделия | 18.12 | |
| Производство искусственных и синтетических волокон в текстильном производстве | 25.12 | |
| Свойства искусственных волокон | 25.12 | |
| Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием | 15.01 | |
| Производственные технологии пластического формования материалов | 15.01 | |
| Физико-химические технологии обработки конструкционных материалов | 22.01 | |
| Термические технологии обработки конструкционных материалов | 22.01 | |
| Энергия магнитного поля | 29.01 | |
| Энергия электрического поля | 29.01 | |
| Энергия электрического тока | 05.02 | |
| Энергия электромагнитного поля | 05.02 | |
| Источники и каналы получения информации | 12.02 | |
| Метод наблюдения в получении новой информации | 12.02 | |
| Технические средства проведения наблюдений | 19.02 | |
| Опыты и эксперименты для получения новой информации | 19.02 | |
| Грибы, их значение в природе и жизни человека | 26.02 | |
| Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов | 26.02 | |
| Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов | 04.03 | |
| Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок | 04.03 | |
| Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов | 11.03 | |
| Корма для животных | 11.03 | |
| Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления | 18.03 | |
| Подготовка кормов к вскармливанию и раздача животным | 18.03 | |
| Назначение социологических исследований | 25.03 | |
| Технологии опроса: анкетирование | 25.03 | |
| Технологии опроса: интервью | 01.04 | |
| Проект. Творческая работа | 01.04 | |
| Проект. Творческая работа | 08.04 | |
| Проект. Творческая работа | 08.04 | |
| Проект. Творческая работа | 15.04 | |
| Проект. Творческая работа | 15.04 | |
| Проект. Творческая работа | 06.05 | |
| Проект. Творческая работа | 06.05 | |
| Проект. Творческая работа | 13.05 | |
| Проект. Творческая работа | 13.05 | |
| Проект. Творческая работа | 20.05 | |
| Проект. Творческая работа | 20.05 | |
| Проект. Творческая работа | 27.05 | |
| Проект. Творческая работа | 27.05 | |
8-е классы
№ урока | Тема | Планируемые сроки | Реализуемые сроки |
| Продукт труда | 03.09 | |
| Стандарты производства продуктов труда | 10.09 | |
| Эталоны контроля качества продуктов труда | 17.09 | |
| Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда | 24.09 | |
| Дизайн в процессе проектирования продукта труда | 01.10 | |
| Методы дизайнерской деятельности | 08.10 | |
| Метод мозгового штурма при создании инноваций | 15.10 | |
| Классификация технологий | 22.10 | |
| Технологии материального производства | 05.11 | |
| Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия | 12.11 | |
| Классификация информационных технологий | 19.11 | |
| Органы управления технологическими машинами | 26.11 | |
| Системы управления | 03.12 | |
| Автоматическое управление системами и машинами | 10.12 | |
| Основные элементы автоматики | 17.12 | |
| Автоматизация производства | 24.12 | |
| Плавление материалов и отливка изделий | 14.01 | |
| Пайка и сварка металлов | 21.01 | |
| Закалка металлов | 28.01 | |
| Электроискровая и электрохимическая обработка металлов | 04.02 | |
| Электрозвуковая и лучевая обработка материалов | 11.02 | |
| Особенности технологий обработки жидкостей и газов | 18.02 | |
| Выделение энергии при химических реакциях | 25.02 | |
| Химическая обработка материалов и получение новых веществ | 03.03 | |
| Материальные формы в представлении информации для хранения | 10.03 | |
| Средства записи информации | 17.03 | |
| Современные технологии записи и хранения информации | 24.03 | |
| Микроорганизмы, их строение и значение для человека | 31.03 | |
| Культивирование одноклеточных зелёных водорослей | 07.04 | |
| Получение продукции животноводства | 14.04 | |
| Социальные технологии. Маркетинг | 28.04 | |
| Проект. Творческая работа | 12.05 | |
| Проект. Творческая работа | 19.05 | |
| Проект. Творческая работа | 26.05 | |
Формы контроля:
практическая работа;
творческий проект, творческая работа;
устный ответ.
Темы проектов:
Домики для птиц.
Ремонт мебели для школьной трапезной.
Ремонт школьной колокольни (конструкция, используемая на улице).
Ремонт школьной колокольни (конструкция, используемая в здании).
Изготовление крепежей-стопоров для дверей школьного храма.
Святой уголок – ремонт полочек для икон в жилых и учебных помещениях школы.
Ремонт школьного садового инвентаря.
Реставрация мебели для школьного театра.
Изготовление конструкций и механизмов для школьной метеостанции.
Изготовление разделочных досок для школьного клуба «Милосердие». Благотворительное событие ко Дню пожилого человека (1 октября).
Изготовление тематических светильников к 75-летию Победы для школьного клуба «Милосердие».
Изготовление ковчега в школьный храм для частицы от гробницы Св. Сергия и Вакха.
Изготовление тумбы для фонаря в школьный храм.
Темы творческих работ:
Изготовление поделок ко дню учителя
Изготовление поделок к рождественской выставке
Изготовление поделок к масленице
Изготовление поделок к пасхальной выставке
Изготовление поделок на конкурсы и выставки
Практическая работа
Высокий уровень (отметка «5») - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
Повышенный уровень (отметка «4») - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
Базовый уровень (отметка «3») - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
Низкий уровень (отметка «3») – ученик не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Творческий проект
Высокий уровень (отметка «5») ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнения работ; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Повышенный уровень (отметка «4») ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работ; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой.
Базовый уровень (отметка «3») ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия.
Низкий уровень (отметка «2») ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратность; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия.
Устный ответ
Высокий уровень (отметка «5») ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений.
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Повышенный уровень (отметка «4»)
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Базовый уровень (отметка «3») ставится, если ученик:
1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5) Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Низкий уровень (отметка «2») ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их в решении конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.