Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования инауки РФ от 17.12.2010г. №1897) с изменением и дополнением, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШК №33 им. генерал-полковника И.Т.Коровникова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Обслуживающий труд. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред.О.А Кожиной
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, создает механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности.
Информация о количестве учебных часов. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа имеет целью формирование представлений обучающихся о составляющих техносферы, о современном производстве и распространённых в нём технологиях. Способствует решению следующих задач обучения:
- ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
- обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
- формирование общетрудовых действий по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требования дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатами их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Культура эргономика и эстетика труда;
Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
Основы черчения, графики и дизайна;
Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
Знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровья человека;
Творческая, проектно-исследовательская деятельность;
Технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространенные технологии современного производства
Новизна данной программы определяется тем, что в ней предусмотрено формирование и развитие универсальных учебных действий.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея_тельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
* трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
* умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучае_мым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
* навыками применения распространённых ручных инстру_ментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры тру_да, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независи_мо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:
* с основными технологическими понятиями и характери_стиками;
* технологическими свойствами и назначением материалов;
* назначением и устройством применяемых ручных инстру_ментов, приспособлений, машин и оборудования;
* видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
* видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных техноло_гий обработки материалов и получения продукции на окру_жающую среду и здоровье человека;
* профессиями и специальностями, связанными с обработ_кой материалов, созданием изделий из них, получением про_дукции;
* со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; выполнять по установленным нормативам следующие
трудовые операции и работы:
* рационально организовывать рабочее место;
* находить необходимую информацию в различных источ_никах;
* применять конструкторскую и технологическую докумен_тацию;
* составлять последовательность выполнения технологи_ческих операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
* выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инстру_менты и оборудование для выполнения работ;
* конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
* выполнять по заданным критериям технологические опе_рации с использованием ручных инструментов, приспособ_лений, машин, оборудования, электроприборов;
* соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользова_ния ручными инструментами, приспособлениями, машина_ми, электрооборудованием;
* осуществлять визуально, а также доступными измеритель_ными средствами и приборами контроль качества изготов_ляемого изделия или продукта;
* находить и устранять допущенные дефекты;
* проводить разработку творческого проекта по изготов_лению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
* планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и усло_вий;
■ распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практи_
ческой деятельности и повседневной жизни в целях:
* понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
* развития творческих способностей и достижения высо_ких результатов преобразующей творческой деятельности;
* получения технико-технологических сведений из разно_образных источников информации;
* организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
* создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
* изготовления изделий декоративно-прикладного искус_ства для оформления интерьера;
* контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
* выполнения безопасных приёмов труда и правил электро_безопасности, санитарии, гигиены;
* оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
■ построения планов профессионального самоопределения
и трудоустройства.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 68 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В 5 классах —2 ч в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе
Личностные результаты:
* бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
* готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
* проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметные результаты :
* алгоритмизированное планирование процесса познава_тельно-трудовой деятельности;
* определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
* комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
* выражение желания учиться и трудиться в промышлен_ном производстве для удовлетворения текущих и перспектив_ных потребностей;
* развитие трудолюбия и ответственности за качество сво_ей деятельности;
* овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
* самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
* становление самоопределения в выбранной сфере буду_щей профессиональной деятельности;
* осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
* проявление инновационного подхода к решению учеб_ных и практических задач в процессе моделирования изделия ;
* поиск новых решений возникшей технической или ор_ганизационной проблемы;
* самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
* виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
* приведение примеров, подбор аргументов, формулиро_вание выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письмен_ной форме результатов своей деятельности;
* выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
* выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энцикло_педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
* использование дополнительной информации при про_ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познаватель_но-трудовой деятельности с другими ее участниками;
* объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
* оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани_ям и принципам;
* диагностика результатов познавательно-трудовой дея_тельности по принятым критериям и показателям;
* обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
* соблюдение норм и правил культуры труда в соответ_ствии с технологической культурой производства;
* соблюдение норм и правил безопасности познаватель_но-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
* рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро_вания и создания объектов труда;
* оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
* ориентация в имеющихся и возможных средствах и тех_нологиях создания объектов труда;
* владение алгоритмами и методами решения организа_ционных и технико-технологических задач;
* классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объек_тов живой природы и социальной среды, а также соответству_ющих технологий промышленного производства;
* распознавание видов, назначения материалов, инстру_ментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
* владение кодами и методами чтения и способами гра_фического представления технической, технологической и инструктивной информации;
* применение общенаучных знаний по предметам естест_венно-математического цикла в процессе подготовки и осу_ществления технологических процессов для обоснования и ар_гументации рациональности деятельности;
В трудовой сфере:
* планирование технологического процесса и процесса труда;
* подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
* проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
* подбор инструментов и оборудования с учетом требова_ний технологии и материально-энергетических ресурсов;
* проектирование последовательности операций и состав_ление операционной карты работ;
* выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
* соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар_ной безопасности, правил санитарии и гигиены;
* соблюдение трудовой и технологической дисципли_ны;
* обоснование критериев и показателей качества проме_жуточных и конечных результатов труда;
* подбор и применение инструментов, приборов и обо_рудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова_нием контрольных и измерительных инструментов;
* выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
* документирование результатов труда и проектной дея_тельности;
* расчет себестоимости продукта труда;
*
В мотивационной сфере:
* оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
* оценивание своей способности и готовности к пред_принимательской деятельности;
* выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждени_ях начального профессионального или среднего специального обучения;
* выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
* согласование своих потребностей и требований с по_требностями и требованиями других участников познаватель_но-трудовой деятельности;
* осознание ответственности за качество результатов труда;
* наличие экологической культуры при обосновании объ_екта труда и выполнении работ;
* стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
* дизайнерское проектирование изделия или рациональ_ная эстетическая организация работ;
* моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
* разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
* эстетическое и рациональное оснащение рабочего мес_та с учетом требований эргономики и научной организации труда;
* рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со_держание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
* формирование рабочей группы для выполнения проек_та с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
* оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
* публичная презентация и защита проекта изделия
В физиолого-психологической сфере:
* развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
* достижение необходимой точности движений при вы_полнении различных технологических операций;
* соблюдение требуемой величины усилия, приклады_ваемого к инструменту, с учетом технологических требований;
* сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Тематическое планирование
Разделы и темы программы | Кол-во часов | Виды контроля |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | |
Элементы материаловедения | 4 | Практические работы |
Элементы машиноведения | 6 | Практические работы |
Ручные работы | 2 | Практические работы |
Конструирование и моделирование швейных изделий | 6 | Практические работы |
Технология изготовления швейных изделий | 12 | Практические работы |
Рукоделие. Художественные ремесла | 8 | Практические работы |
Творческий проект «Мое любимое рукоделие» | 10 | Защита проекта |
Кулинария | 20 | |
Физиология питания | 2 | Практические работы |
Санитария и гигиена | 2 | Практические работы |
Интерьер кухни, столовой | 4 | Практические работы |
Сервировка стола, этикет | 2 | Практические работы |
Бутерброды и горячие напитки | 2 | Практические работы |
Блюда из яиц | 2 | Практические работы |
Блюда из овощей | 4 | Практические работы |
Заготовка продуктов | 2 | Практические работы |
| | |
Поурочное тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. | Практическая часть программы | Виды деятельности |
1.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38ч) | | | | |
1.1 | Элементы материаловедения | 4 | | |
| Материаловедение. Производство ткани | | Знакомство с устройством и работой ткацкого станка. | Познавательные: -осуществлять расширенный поиск информации; -определять значение и смысл термина; -переводить информацию в разные формы предъявления; -создавать творческий продукт. Регулятивные: -принимать и сохранять учебное задание; -соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным; -определять личнозначимую цель в рамках учебной темы; -умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные: -допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию Мпартнера в общении; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - оценивать собственные возможности для выполнения задания. |
| Строение ткани. Натуральные волокна и ткани | | Определение направления нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон. |
| Х\б и льняные волокна и ткани. Их св-ва. Определение вида ткани. | | Определение волокнистого состава х/б и льняных тканей. |
| Ткацкие переплетения. Полотняное переплетение | | Выполнение образца полотняного переплетения. |
1.2 | Элементы машиноведения | 6 | | |
| История содания швейной машины. Устройство ШМ с ручным приводом. | | Знакомство с устройством ШМ. | Познавательные: -выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений. - планирование технологического процесса и процесса труда; - выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Регулятивные: - организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; - соблюдение безопасных приёмов труда, трудовой и технологической дисциплины; Коммуникативные: - способность прийти на помощь товарищу; -способность бесконфликтного общения |
| Правила безопасной работы на ШМ | | Изучение правил безопасной работы на ШМ. |
| Подготовка ШМ к работе | | Установка машинной иглы. Знакомство с регулятором длины стежка. |
| Заправка верхней и нижней ниток | | Заправка швейной машины нитками. |
| Терминология машинных работ. Правила выполнения машинных работ | | Знакомство с терминологией машинных работ и правилами выполнения. |
| Отработка приемов работы на незаправленной ШМ. | | Выполнение строчек на ткани по намеченным линиям. |
1.3 | Ручные работы- 2ч | 2 | | |
| Ручные работы. Правила ТБ. Терминология | | Знакомство с ТБ и терминалогией ручных работ. | Познавательные: -распознавание видов инструментов, приспособлений и их технологических возможностей; - подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; - соблюдение безопасных приемов труда, трудовой и технологической дисциплины. Регулятивные: -выполнять задание в соответствии с целью и планом; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные: - овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы. |
| Выполнение ручных строчек прямыми стежками | | Выполнение ручных стежков, строчек и швов. |
1.4 | Конструирование и моделирование рабочей одежды- 6ч | 6 | | |
| Конструирование швейных изделий. Чтение чертежа. Симметрия на чертежах и рисунках | | Знакомство с особенностями построения выкроек. Знакомство с понятием симметрия. | Познавательные: -рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; -осуществлять расширенный поиск информации; -определять значение и смысл термина; -владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; Регулятивные: -оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. - умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - осознание ответственности за качество результатов труда Коммуникативные: -выбирать знаковые системы и средства для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; -овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; -уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы. |
| Конструктивные линии и срезы. Правила снятия мерок. Снятие мерок для построения чертежа фартука | | Снятие мерок и запись результатов. |
| Построение чертежа основы фартука в М1:4 | | Построение чертежа фартука в масштабе. |
| Построение чертежа основы фартука в М1:1 | | Построение чертежа фартука по своим меркам в натуральную величину. |
| Художественное моделирование фартука | | Выполнение эскизов рабочего и нарядного фартуков. |
| Техническое моделирование фартука | | Моделирование фартука выбранного фасона. |
1.5 | Технология изготовления фартука- 12ч | 12 | | |
| Технология изготовления машинных швов | | Выполнение образцов машинных швов на ШМ. | Познавательные: -оценка технологических свойств материалов и областей их применения; -распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; -владеть методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; -решение художественного образа средствами фактуры материалов; -соблюдение безопасные приёмов труда, правил санитарии и гигиены; -выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений. Регулятивные: - организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; -стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов; - уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; -уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осознание ответственности за качество результатов труда Коммуникативные: - оценивать собственные возможности для выполнения задания; -способность бесконфликтного общения в коллективе |
| ВТО | | Знакомство с ТБ и требованиями к ВТО. |
| Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. | | Раскладка выкройки на ткани. |
| Раскрой изделия. | | Раскрой изделия. |
| Подготовка деталей кроя к обработке. | | Прокладывание контурных и контрольных линий на деталях кроя. |
| Обработка верхнего среза кармана и верхнего среза нагрудника. | | Обработка деталей кроя на ШМ. |
| Соединение кармана с нижней частью фартука. | | Соединение деталей изделия машинными швами. |
| Окончательная отделка кармана. | | Поузловая обработка. |
| Обработка боковых срезов нижней части фартука. | | Поузловая обработка. |
| Обработка бретелей и пояса. | | Поузловая обработка. |
| Обработка боковых срезов нагрудника. Соединение с бретелями и поясом. | | Поузловая обработка. |
| Окончательная отделка изделия. | | ВТО. Определение качества готового изделия. Расчет себестоимости |
1.6 | Рукоделие. Художественные ремесла.- 8ч | 8 | | |
| Вышивка. История русской народной вышивки. Инструменты, материалы и приспособления | | Знакомство с историей возникновения вышивки на Руси. Изучение инструментов, материалов и приспособлений | Познавательные: -самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства способы решения ситуативного задания; - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; - распознавание видов инструментов, приспособлений и их технологических возможностей; - применение различных технологий вышивки в создании изделий материальной культуры. Регулятивные: -устанавливать последовательность действий по выполнению задания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные: -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. |
| Организация рабочего места. ТБ. Технологическая последовательность выполнения | | Изучение ТБ. и технологической последовательности |
| Выполнение простейших ручных швов: "вперед иголку", "шнурок" | | Вышивание метки , монограммы |
| Выполнение простейших ручных швов: " за иголку", "стебельчатый" | | Вышивание метки , монограммы |
| Выполнение простейших ручных швов: " петля в прикреп", "узелки" | | Вышивание закладки |
| Выполнение простейших ручных швов: " петельный шов", "тамбурный шов" | | Вышивание закладки |
| Выполнение простейших ручных швов: "козлик" | | Вышивание закладки |
8 | Свободная вышивка по рисованому контуру | | Вышивание игольницы |
Творческий проект (10 ч) | | | | |
| Алгоритм проектной деятельнос ти | | | Познавательные: -выделять существенную информацию; -структурировать информацию и составлять план; -владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; -анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; -переводить информацию в разные формы предъявления; -планирование технологического процесса и процесса труда; -документирование результатов труда и проектной деятельности Регулятивные: -принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным; -планировать свою деятельность; -оценивать результат деятельности и вносить необходимые коррективы; - определять наиболее эффективные способы достижения результата Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения; -формулировать вопросы, понятные собеседнику; -работать в группе; -отображать в речи содержание совершаемых действий; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
| Поиск идей поставленной задачи | | оформление пояснительной записки |
| Требования к готовому изделию | | |
| Выбор оптимального варианта выполнения проекта | | |
| Экономическая оценка изделия | | |
| Подсчет материальных затрат на изготовление изделия Разработка технологической карты Выполнение проекта Выполнение проекта Презентация проекта | | |
2.Кулинария (20ч) | | | | |
2.1 | Физиология питания | 2 | Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. | Познавательные: -ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни; - составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; -осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; -приготовление кулинарных блюд из овощей, яиц с учетом требований здорового образа жизни; - заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; - осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы -соблюдать этикет за столом Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения; -слышать и слушать собеседника; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; -уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы; - овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; Регулятивные: -согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;; -планировать пути достижения целей; -выполнять задания в соответствии с целью; -уметь выполнять учебные действия в соответствии с планом; -проверять учебное задание и вносить корректировку. |
2.2 | Санитария и гигиена | 2 | Определение безопасных для здоровья моющих средст для посуды и кабинета. |
2.3 | Интерьер кухни, столовой | 4 | |
| Интерьер кухни. Зонирование. Освещение. Отделка. Оборудование | 2 | Выполнение эскиза интерьера кухни. |
| Кухонная посуда. Декоративное оформление интерьера кухни | 2 | Выполнение эскизов прихваток, полотенец. |
2.4 | Сервировка стола. Этикет | 2 | Складывание салфеток различными способами. |
2.5 | Бутерброды и горячие напитки | 2 | Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку. |
2.6 | Блюда из яиц | 2 | Приготовление блюд из яиц. |
2.7 | Блюда из овощей | 4 | |
| Блюда из сырых овощей | 2 | Приготвление салата из сырых овощей. |
| Блюда из вареных овощей | 2 | Приготвление блюд из вареных овощей. |
2.8 | Заготовка продуктов | 2 | Сушка и замораживание фруктов, ягод, грибов, овощей и зелени. |
| | | | |
| | | | |
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. Кулинария (20 ч)
Тема 1. Физиология питания (2ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах.
Современные данные о роли витаминов в обмене веществ, и содержание в пищевых продуктах: суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.
Практическая работа
Составление меню, отвечающему здоровому образу жизни.
Тема 2. Санитария и гигиена (2ч)
Основные теоретические сведения
Общие правила безопасных приёмов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств, для мытья посуды.
Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи.
Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Практическая работа
Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
Тема 3. Интерьер кухни, столовой (2ч)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.
Практическая работа
Выполнение эскиза интерьера кухни.
Тема 4. Сервировка стола (2ч)
Основные теоретические сведения
Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила подачи к столу. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.
Подача готовых блюд к столу. Правила подачи горячих напитков. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практическая работа
Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Тема 5.Бутербоды, горячие напитки (2ч)
Основные теоретические сведения
Бутерброды. Виды бутербродов. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения.
Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков. Правила хранения чая, кофе, какао.
Практическая работа
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
Приготовление бутербродов и горячих напитков.
Тема 6. Блюда из яиц (2ч)
Основные теоретические сведения
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Практическая работа
Приготовление блюда из яиц.
Тема 7. Блюда из овощей (4ч)
Основные теоретические сведения
Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние её на качество и сохранность продуктов.
Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.
Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковичных, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей.
Способы и форма нарезки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
Приготовление блюд из свежих овощей
Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной.
Оформление салатов продуктами, входящими в состав и имеющими яркую окраску, и листьями зелени.
Приготовление блюд из вареных овощей.
Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Способы варки овощей. Преимущества и недостатки различных способов варки овощей.
Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки и припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Практические работы
1. Приготовление блюда из сырых овощей.
2. Приготовление блюда из вареных овощей.
Тема 8. Заготовка продуктов (2ч)
Основные теоретические сведения
Роль продовольственных запасов в экономическом ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Правила сбора ягод, фруктов и овощей для закладывания на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка ягод, фруктов, овощей, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.
Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.
Практические работы
1. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав.
2. Замораживание фруктов, ягод, овощей, зелени в домашнем холодильнике.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
Тема 1. Рукоделие. Художественные ремёсла (8ч)
Основные теоретические сведения
Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно – прикладного творчества.
Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперёд иголку», «еназад иголку», петельныого, «козлик».Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.
Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы красители и инструменты, используемые для выполнения узелкового батика. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.
Практические работы
1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.
2. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.
3. Оформление изделия в технике «узелковый батик».
Тема 2. Элементы материаловедения(4 ч)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Полотняное переплетение.
Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, прменяемыев декоративно- прикладном искусстве.
Практические работы
1. Изучение свойств нитей основы и утка.
2. Определение долевой нити в ткани.
3. Оределение лицевой и изнаночной сторон ткани.
4. Выполнение образца полотняного переплетения.
Тема 3. Элементы машиноведения (6 ч)
Основные теоретические сведения
Виды передач вращательного движения. Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Бытовая универсальная швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины. Их устройства, преимущества и недостатки.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нити, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Практические работы
1. Намотка нитки на шпульку.
2. Заправка верхней и нижней нитей.
3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины.
Тема 4. Ручные работы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, намёточная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длна стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Практические работы
Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.
Тема 5. Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 ч)
Основные теоретические сведения
Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и её измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.
Практические работы
1.Снятие мерок и запись результатов измерений.
2.Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
3.Моделирование фартука выбранного фасона.
Тема 6.Технология изготовления рабочей одежы (12 ч)
Основные теоретические сведения
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка и ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Обработка срезов фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Правила обработки накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.
Влажно – тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий. Оборудование рабочего места для влажно-тепловой обработки. Приёмы влажно-тепловой обработки. Контроль качества готового изделия.
Практические работы
1. Отработка техники выполнения соединительных, краевых и отделочных швов на лоскутках ткани.
2. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.
3. Прокладывание контурных контрольных линий и точек на деталях кроя.
4. Обработка деталей кроя.
5. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
6. Отделка и влажно тепловая обработка изделия.
7. Определение качества готового изделия.
Технологии творческой и опытнической деятельности.
Исследовательская и созидательная деятельность (10ч)
Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
Практическая работа
Отделка швейного изделия вышивкой.