СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (5 класс)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Технология» в современной школе интегрирует знания по разным предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания.

Предмет обеспечивает обучающимся вхождение в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предмета происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.

Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе, являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке.

Учебный предмет «Технология» раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов.

Учебная программа предмета «Технология» конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты, которые должны обеспечить требование федерального государственного образовательного стандарта.

Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются:

  • ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, № 64101)

  • Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы(утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Основной целью освоения предмета «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

Задачами курса технологии являются:

  • овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;

  • овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;

  • формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;

  • формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;

  • развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Технологическое образование школьников носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с любым трудовым процессом и создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности; включении учащихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности; воспитании культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и др.), самостоятельности, инициативности, предприимчивости; развитии компетенций, позволяющих учащимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения.

Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Практико-ориентированный характер обучения технологии предполагает, что не менее 75 % учебного времени отводится практическим и проектным работам.

Современный курс технологии построен по модульному принципу.

Модуль — это относительно самостоятельная часть структуры образовательной программы по предмету «Технология», имеющая содержательную завершённость по отношению к планируемым предметным результатам обучения за уровень обучения (основного общего образования).

Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования (в соответствии с ФГОС ООО), и предусматривающая разные образовательные траектории её реализации.

Модульная рабочая программа включает инвариантные (обязательные) модули и вариативные. Организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Технология» (с учётом возможностей материально-технической базы организации и специфики региона).

Рабочая программа или отдельные модули могут реализовываться на базе других организаций (например, дополнительного образования детей, Кванториуме, IT-кубе и др.) на основе договора о сетевом взаимодействии.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Производство и технологии»

Модуль «Производство и технология» является общим по отношению к другим модулям, вводящим учащихся в мир техники, технологий и производства. Все основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном виде, чтобы потом осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных модулях.

Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область.

Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий.

Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено на основе последовательного погружения учащихся в технологические процессы, технические системы, мир материалов, производство и профессиональную деятельность. Фундаментальным процессом для этого служит смена технологических укладов и 4-я промышленная революция, благодаря которым растёт роль информации как производственного ресурса и цифровых технологий.

Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»

В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с инструментами, технологиями обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения технологий, а также характеризуются профессии людей, непосредственно связанные с получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий предполагается в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»

При освоении данного модуля обучающиеся осваивают инструментарий создания и исследования моделей, знания и умения, необходимые для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы.

Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые результаты за год обучения.

Модуль «Робототехника»

В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что при освоении формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.

Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструирования, создания действующих моделей роботов, интегрировать разные знания о технике и технических устройствах, электронике, программировании, фундаментальные знания, полученные в рамках школьных предметов, а также дополнительного образования и самообразования.

Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»

Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса «Технология»: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является моделирование.

При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы и открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания технологий.

В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей:

с алгеброй и геометрией при изучении модулей: «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;

с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях;

с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных модулей «Растениеводство» и «Животноводство»;

с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;

с информатикой и ИКТ при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных сервисов;

с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле «Производство и технология»;

с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле «Производство и технология».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом системы основного общего образования обучающихся. Распределение часов выбрано по четвертому варианту, исходя из того, что в образовательной организации имеются мастерские, оборудованные станками и оснащённые швейными машинами.
Освоение предметной области «Технология» в основной школе осуществляется в 5 классе — 2 часа в неделю.Количество часов в год -68.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Производство и технологии»

5 КЛАСС

Технологии вокруг нас. Преобразующая деятельность человека и технологии. Мир идей и создание новых вещей и продуктов. Производственная деятельность.

Материальный мир и потребности человека. Свойства вещей.

Материалы и сырьё. Естественные (природные) и искусственные материалы.

Материальные технологии. Технологический процесс.

Производство и техника. Роль техники в производственной деятельности человека.

Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и др.

Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная документация.

Какие бывают профессии.

Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»

5 КЛАСС

Технологии обработки конструкционных материалов

Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.

Бумага и её свойства. Производство бумаги, история и современные технологии.

Использование древесины человеком (история и современность). Использование древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы. Способы обработки древесины. Организация рабочего места при работе с древесиной.

Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины.

Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачистка, декорирование древесины.

Народные промыслы по обработке древесины.

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины».

Технологии обработки пищевых продуктов

Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи.

Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида.

Значение выбора продуктов для здоровья человека. Пищевая ценность разных продуктов питания. Пищевая ценность яиц, круп, овощей. Технологии обработки овощей, круп.

Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей.

Определение качества продуктов, правила хранения продуктов.

Интерьер кухни, рациональное размещение мебели. Посуда, инструменты, приспособления для обработки пищевых продуктов, приготовления блюд.

Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания.

Утилизация бытовых и пищевых отходов.

Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.

Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека».

Технологии обработки текстильных материалов 

Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, ткань), производство и использование человеком. История, культура.

Современные технологии производства тканей с разными свойствами.

Технологии получения текстильных материалов из натуральных волокон растительного, животного происхождения, из химических волокон. Свойства тканей.

Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов.

Последовательность изготовления швейного изделия. Контроль качества готового изделия.

Устройство швейной машины: виды приводов швейной машины, регуляторы.

Виды стежков, швов. Виды ручных и машинных швов (стачные, краевые).

Профессии, связанные со швейным производством.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».

Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной обуви, прихватка, лоскутное шитьё).

Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия, отделке изделия.

Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»

5 КЛАСС

Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире (вещах). Виды и области применения графической информации (графических изображений).

Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты.

Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и др.).

Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки).

Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров).

Чтение чертежа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с ФГОС в ходе изучения предмета «Технология» в 5-9 классах учащимися предполагается достижение совокупности основных личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Эстетическое воспитание:

восприятие эстетических качеств предметов труда;

умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;

осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.

Ценности научного познания и практической деятельности:

осознание ценности науки как фундамента технологий;

развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществ­лять защиту личности от этих угроз.

Трудовое воспитание:

уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);

ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;

готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

умение ориентироваться в мире современных профессий;

умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;

ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

Экологическое воспитание:

воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение содержания предмета «Технология» в 5-9 классах способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;

устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

опытным путём изучать свойства различных материалов;

овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;

строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.

Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

Принятие себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для всех модулей обязательные предметные результаты:

организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;

грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией.

Модуль «Производство и технология»

5 КЛАСС

  • называть и характеризовать технологии;

  • называть и характеризовать потребности человека;

  • называть и характеризовать естественные (природные) и искусственные материалы;

  • сравнивать и анализировать свойства материалов;

  • классифицировать технику, описывать назначение техники;

  • объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира;

  • характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;

  • использовать метод мозгового штурма, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и др.;

  • использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные проекты;

  • назвать и характеризовать профессии.

Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»

5 КЛАСС

  • самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять потребность в изготовлении продукта на основе анализа информационных источников различных видов и реализовывать её в проектной деятельности;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы; использовать средства и инструменты ИКТ для решения прикладных учебно-познавательных задач;

  • называть и характеризовать виды бумаги, её свойства, получение и применение;

  • называть народные промыслы по обработке древесины;

  • характеризовать свойства конструкционных материалов;

  • выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств, технологий обработки, инструментов и приспособлений;

  • называть и характеризовать виды древесины, пиломатериалов;

  • выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание, строгание, сверление) по обработке изделий из древесины с учётом её свойств, применять в работе столярные инструменты и приспособления;

  • исследовать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных пород деревьев;

  • знать и называть пищевую ценность яиц, круп, овощей;

  • приводить примеры обработки пищевых продуктов, позволяющие максимально сохранять их пищевую ценность;

  • называть и выполнять технологии первичной обработки овощей, круп;

  • называть и выполнять технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп;

  • называть виды планировки кухни; способы рационального размещения мебели;

  • называть и характеризовать текстильные материалы, классифицировать их, описывать основные этапы производства;

  • анализировать и сравнивать свойства текстильных материалов;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;

  • использовать ручные инструменты для выполнения швейных работ;

  • подготавливать швейную машину к работе с учётом безопасных правил её эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки (машинные строчки);

  • выполнять последовательность изготовления швейных изделий, осуществлять контроль качества;

  • характеризовать группы профессий, описывать тенденции их развития, объяснять социальное значение групп профессий.

Модуль «Робототехника»

5 КЛАСС

  • классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;

  • знать основные законы робототехники;

  • называть и характеризовать назначение деталей робототехнического конструктора;

  • характеризовать составные части роботов, датчики в современных робототехнических системах;

  • получить опыт моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;

  • применять навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;

  • владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»

5 КЛАСС

    • называть виды и области применения графической информации;

    • называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и др.);

    • называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);

    • называть и применять чертёжные инструменты;

    • читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров).

    • характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями 3D-моделирования, их востребованность на рынке труда.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Производство и технологии

1.1.

Потребности человека и технологии. Технологии вокруг нас

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

1.2

Техносфера и её элементы

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

1.3.

Производство и техника. Материальные технологии

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

1.4.

Когнитивные технологии. Проектирование и проекты. Этапы выполнения проекта

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

Итого по модулю

8


Модуль 2. Технологии обработки материалов, пищевых продуктов: Технологии обработки конструкционных материалов

2.1.

Технология, её основные составляющие. Бумага и её свойства

1

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

2.2.

Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина

1

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

2.3.

Народные промыслы по обработке древесины. Ручной инструмент для обработки древесины

1

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

2.4

Электрифицированный инструмент для обработки древесины. Приёмы работы

1

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

2.5

Декорирование древесины. Приёмы тонирования и лакирования изделий из древесины. Качество изделия. Контроль и оценка качества изделий из древесины

1

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

2.6

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины.

1

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

Итого по модулю

6



Модуль 3. Технологии обработки материалов, пищевых продуктов: Технологии обработки пищевых продуктов

3.1.

Основы рационального питания. Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей

2

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

3.2.

Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни

2

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

3.3

Этикет, правила сервировки стола. Защита проекта

2

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

Итого по модулю

6


Модуль 4. Технологии обработки материалов, пищевых продуктов: Технологии обработки текстильных материалов

4.1

Текстильные материалы, получение свойства. Ткани, ткацкие переплетения

4

0

2

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

4.2

Швейная машина, её устройство. Виды машинных швов

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

4.3

Конструирование и изготовление швейных изделий

4

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

4.4

Чертёж выкроек швейного изделия. Раскрой швейного изделия

4

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

4.5

Ручные и машинные швы. Швейные машинные работы

4

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

4.6

Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. Влажно-тепловая обработка швов, готового изделия.
Защита проекта

2

0

0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

Итого по модулю

20



Модуль 5. Компьютерная графика, черчение

5.1

Основы графической грамоты

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

https://myschool.edu.ru

5.2

Графические изображения

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

5.3

Основные элементы графических изображений

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

5.4.

Правила построения чертежей

2

0

1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

Итого по модулю

8


Модуль 6. Робототехника

6.1

Введение в робототехнику

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.2

Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.3

Основы логики

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.4

Роботы как исполнители.
Простейшие механические роботы-исполнители

2


0

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.5

Роботы как исполнители.
Простейшие механические роботы-исполнители

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.6

Элементная база робототехники

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.7

Роботы: конструирование и управление.
Механические, электротехнические и робототехнические конструкторы

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.8

Роботы: конструирование и управление.
Простые модели с элементами управления

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.9

Роботы: конструирование и управление.
Электронные модели с элементами управления

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

6.10

Роботы: конструирование и управление.
Электронные модели с элементами управления

2


1

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

Итого по модулю

20




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68







ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Вводный урок по технике безопасности. Потребности человека и технологии

1

0

0

06.09.2022-

08.09.2022

Устный опрос;

2.

Технологии вокруг нас.

Практическая работа

«Изучение пирамиды потребностей современного человека»

1

0

1

06.09.2022-

08.09.2022

Практическая работа

3.

Техносфера и её элементы

1

0

0

13.09.2022

15.09.2022

Устный опрос;

4.

Практическая работа

«Изучение техносферы региона проживания»

1

0

1

13.09.2022

15.09.2022

Практическая работа

5.

Производство и техника. Материальные технологии

1

0

0

20.09.2022

22.09.2022

Устный опрос;

6.

Практическая работа «Составление таблицы/перечня естественных и искусственных материалов и их основных свойств»

1

0

1

20.09.2022

22.09.2022

Практическая работа;

7.

Когнитивные технологии. Проектирование и проекты. Этапы выполнения проекта

1

0

0

27.09.2022

29.09.2022


Устный опрос;

8.

Практическая работа «Составление интеллект-карты «Технология».

Мини-проект «Логотип/табличка на учебный кабинет технологии»

1

0

1

27.09.2022

29.09.2022


Практическая работа;

9.

Технология, её основные составляющие. Бумага и её свойства

1

0

0

04.10.2022

06.10.2022

Устный опрос;

10.

Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина

1

0

0

04.10.202206.10.2022

Устный опрос;

11.

Народные промыслы по обработке древесины. Ручной инструмент для обработки древесины

1

0

0

11.09.202213.09.2022

Устный опрос;

12.

Электрифицированный инструмент для обработки древесины. Приёмы работы

1

0

0

11.09.202213.09.2022

Устный опрос;

13.

Декорирование древесины. Приёмы тонирования и лакирования изделий из древесины

1

0

0

18.10.202220.10.2022

Устный опрос;

14.

Качество изделия. Контроль и оценка качества изделий из древесины.

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины

1

0

0

18.10.202220.10.2022

Устный опрос;

15.

Основы рационального питания. Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей

1

0

0

25.10.202227.10.2022

Устный опрос;

16.

Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека»:

определение этапов командного проекта;

определение продукта, проблемы, цели, задач;

обоснование проекта;

анализ ресурсов;

распределение ролей и обязанностей в команде

1

0

0

25.10.202227.10.2022

Проект;

17.

Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни

1

0

0

08.11.2022

10.11.2022

Устный опрос;

18.

Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека»:

выполнение проекта по разработанным этапам;

подготовка проекта к защите.

1

0

0

08.11.2022

10.11.2022

Проект;

19.

Этикет, правила сервировки стола.

Защита проекта

1

0

0

15.11.202217.11.2022

Устный опрос;

20.

Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека»:

презентация результатов проекта;

защита проекта

1

0

0

15.11.202217.11.2022

Проект;

21.

Текстильные материалы, получение, свойства. Ткани, ткацкие переплетения

1

0

0

22.11.202224.11.2022

Устный опрос;

22.

Практическая работа

«Изучение свойств тканей»


1

0

1

22.11.202224.11.2022

Устный опрос;

23.

Текстильные материалы, получение, свойства. Ткани, ткацкие переплетения

1

0

0

29.11.202201.11.2022

Практическая работа;

24.

Практическая работа

«Определение направления нитей основы и утка»

1

0

1

29.11.202201.11.2022

Практическая работа;

25.

Швейная машина, её устройство. Виды машинных швов

1

0

0

06.12.2022

08.12.2022

Устный опрос;

26.

Практическая работа

«Заправка верхней и нижней нитей машины. Выполнение прямых строчек»

1

0

1

06.12.202208.12.2022

Практическая работа;

27.

Конструирование и изготовление швейных изделий

1

0

0

13.12.2022

15.12.2022

Устный опрос;

28.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»:

определение проблемы, продукта, цели, задач учебного проекта;

анализ ресурсов;

обоснование проекта;

выполнение эскиза проектного швейного изделия;

выполнение проекта по технологической карте

1

0

0

13.12.2022

15.12.2022

Проект;

29.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»:

определение проблемы, продукта, цели, задач учебного проекта;

анализ ресурсов;

обоснование проекта;

выполнение эскиза проектного швейного изделия;

выполнение проекта по технологической карте

1

0

0

20.12.202222.12.2022

Проект;

30.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»:

определение проблемы, продукта, цели, задач учебного проекта;

анализ ресурсов;

обоснование проекта;

выполнение эскиза проектного швейного изделия;

выполнение проекта по технологической карте

1

0

0

20.12.202222.12.2022

Проект;

31.

Чертёж выкроек швейного изделия. Раскрой швейного изделия

1

0

0

27.12.202212.12.2022

Устный опрос;

32.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»: выполнение проекта по технологической карте

1

0

0

27.12.2022

12.01.2023

Проект;

33.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»: выполнение проекта по технологической карте

1

0

0

17.01.202319.01.2023

Проект;

34.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»: выполнение проекта по технологической карте

1

0

0

17.01.202319.01.2023

Проект;

35.

Ручные и машинные швы. Швейные машинные работы

1

0

0

24.01.202326.01.2023

Устный опрос;

36.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»:

выполнение проекта по технологической карте;

оформление проектной документации;

оценка качества проектного изделия;

подготовка проекта к защите

1

0

0

24.01.202326.01.2023

Проект;

37.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»:

выполнение проекта по технологической карте;

оформление проектной документации;

оценка качества проектного изделия

подготовка проекта к защите

1

0

0

31.01.202302.02.2023

Проект;

38.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»:

выполнение проекта по технологической карте;

оформление проектной документации;

оценка качества проектного изделия;

подготовка проекта к защите

1

0

0

31.01.202302.02.2023

Проект;

39.

Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. Влажно-тепловая обработка швов, готового изделия. Защита проекта

1

0

0

07.02.2023

09.02.2022

Устный опрос;

40.

Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»:

самоанализ результатов проектной работы;защита проекта

1

0

0

07.02.2023

09.02.2022

Проект;

41.

 Основы графической грамоты. 

1

0

0

14.02.202316.02.2023

Устный опрос;

42.

Практическая работа

«Чтение графических изображений»

1

0

1

14.02.202316.02.2023

Практическая работа;

43.

Графические изображения

1

0

0

21.02.202302.03.2023

Устный опрос;

44.

Практическая работа «Выполнение эскиза изделия (например, из древесины, текстиля)»

1

0

1

21.02.202302.03.2023

Практическая работа;

45.

Основные элементы графических изображений

1

0

0

28.02.2023

09.03.2022

Устный опрос;

46.

Практическая работа

«Черчение линий. Выполнение чертёжного шрифта»

1

0

1

28.02.2023

09.03.2022

Практическая работа;

47.

Правила построения чертежей

1

0

0

07.03.202316.03.2023

Устный опрос;

48.

Практическая работа

«Черчение рамки, разделочной доски и др.

1

0

1

07.03.202316.03.2023

Практическая работа;

49.

Введение в робототехнику

1

0

0

14.03.2023

23.03.2023

Устный опрос;

50.

Практическая работа

«Изучение особенностей робота»

1

0

1

14.03.2023

23.03.2023

Практическая работа;

51.

Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители

1

0

0

21.03.2023

06.04.2023

Устный опрос;

52.

Практическая работа

«Реализация простейших алгоритмов»

1

0

1

21.03.2023

06.04.2023

Практическая работа;

53.

Основы логики

1

0

0

04.04.2023

13.04.2023

Устный опрос;

54.

Практическая работа «Выполнение базовых логических операций»

1

0

1

04.04.2023

13.04.2023

Практическая работа;

55.

Роботы как исполнители. Простейшие механические роботы-исполнители

1

0

0

11.04.2023

20.04.2023

Устный опрос;

56.

Роботы как исполнители. Простейшие механические роботы-исполнители

1

0

0

11.04.2023

20.04.2023

Устный опрос;

57.

Роботы как исполнители. Простейшие механические роботы-исполнители

1

0

0

18.04.2023

27.04.2023

Устный опрос;

58.

Практическая работа «Программирование движения виртуального робота»

1

0

1

18.04.2023

27.04.2023

Практическая работа;

59.

Элементная база робототехники

1

0

0

25.04.2023

04.05.2023

Устный опрос;

60.

Практическая работа

«Сборка робота в виртуальном конструкторе по схеме»

1

0

1

25.04.2023

04.05.2023

Практическая работа;

61.

Роботы: конструирование и управление Механические, электротехнические и робототехнические конструкторы

1

0

0

02.05.2023

11.05.2023

Устный опрос;

62.

Практическая работа

«Сборка робота из доступного конструктора по схеме»

1

0

1

02.05.2023

11.05.2023

Практическая работа;

63.

Роботы: конструирование и управление. Простые модели с элементами управления

1

0

0

09.05.2023

18.05.2023

Устный опрос;

64.

Практическая работа

«Управление собранной моделью робота»

1

0

1

09.05.2023

18.05.2023

Практическая работа;

65.

Роботы: конструирование и управление. Электронные модели с элементами управления

1

0

0

16.05.202325.05.2023

Устный опрос;

66.

Практическая работа

«Управление собранной моделью робота»

1

0

1

16.05.202325.05.2023

Практическая работа;

67.

Роботы: конструирование и управление.

1

0

0

23.05.2023

Устный опрос;

68.

Практическая работа

«Управление собранной моделью робота»

1

0

1

23.05.2023

Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Технология: 5 класс: учебник /Тищенко А.Т., СиницаН.В. – М.: Вентана-Граф, 2020.и -240 с.:ил.-(Российский учебник)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Технология: 5 класс: учебник /Тищенко А.Т., СиницаН.В. – М.: Вентана-Граф, 2020.и -240 с.:ил.-(Российский учебник)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Единая коллекция ЦОР, РЭШ, ФГИС «Моя школа»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ИКТ


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Швейная машина, кухонное оборудование, слесарный верстак.














































Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Технология» 5 класс


Учебный предмет «Технология» в современной школе интегрирует знания по разным предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания.

Предмет обеспечивает обучающимся вхождение в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предмета происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.

Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе, являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке.

Учебный предмет «Технология» раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов.

Учебная программа предмета «Технология» конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты, которые должны обеспечить требование федерального государственного образовательного стандарта.

Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются:

  • ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021,№ 64101)

  • Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).

Обоснование выбора программы и учебного комплекса

Для реализации программы используется учебник: Технология: 5 класс: учебник /Тищенко А.Т., Синица

Н.В. – М.: Вентана-Граф, 2020.и -240 с.:ил.-(Российский учебник)

Данный УМК выбран исходя из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 (ред. от 26.12.2016). Распределение часов выбрано по четвертому варианту, исходя из того, что в образовательной организации имеются мастерские, оборудованные станками и оснащённые швейными машинами.

Целями обучения являются:

Основной целью освоения предмета «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

Основные задачи:

  • овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;

  • овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;

  • формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;

  • формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;

  • развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.


Количество учебных часов в неделю: 2 часа. Количество часов в год -68.