муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №1 от «25» мая2019 года _________/ Яковлева Е.Н | ПРИНЯТА на Педагогическом совете МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области Протокол от «31» мая 2019 года №7 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области ___________/И.Н. Петрова/ Приказ от «31» мая 2019 года №39/2 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)
5 класс
Количество часов: 201 час
Учитель: Градинар Елена Васильевна
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по программа по профессионально трудовому обучению по профилю "швейное дело" в 5 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Учебного плана МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области на 2019 -2020 учебный год
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по профессионально-трудовому обучению по профилю «швейное дело». В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств
Основной целью программы является развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности по достижению специальных умений и навыков в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды; развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации обучающихся специальной коррекционной школы.
Задачи:
Развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала; формирование ценностно-смысловых ориентаций, позволяющих понимать сущность и социальную значимость профессии «швея», проявлять к ней устойчивый интерес.
Формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения практических задач); развитие способности управлять своей познавательной деятельностью, осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения трудовой задачи; анализировать трудовую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, доводить ее до конца, адекватно оценивать результаты, нести ответственность за результаты своей деятельности.
Формирование компетенции в общении, умение работать в группе, включая сознательную ориентацию на позицию других людей, эффективно общаться со всеми участниками образовательного процесса.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием обучающихся;
обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
повышение работоспособности и выносливости учеников;
воспитание самоконтроля, взаимоконтроля;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
развитие предметно-практического и наглядно-образного мышления.
Общая характеристика предмета
Программа предусматривает подготовку учащихся образовательного учреждения к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
В 5 классе обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от проводимой коррекционной работы. Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.
В начале обучения помощь обучающимся должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.
Первостепенное внимание придается правильности выполнения обучающимися трудовых приемов и степени овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию.
Для эффективного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики, формирует эстетические представления, способствует социальной адаптации и обеспечивает в определенной степени самостоятельность в быту.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный план по программе составляет в 5 классе 6 часов в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий на 2019-2020 учебный год, рабочая программа в 5 «Г» классе составлена на 201 час (при необходимых 204 часах). Выполнение программы обеспечивается за счет уплотнения учебного материала на 3 часа по темам: «Изготовление хозяйственных сумок» на 1 ч. (6 ч. вместо 7 ч.), «Изготовление футляров для хозяйственных предметов» на 1 ч. (4 ч. вместо 5 ч.), «Изготовление повязки для дежурных» на 1 ч. (3 ч. вместо 4 ч.)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программой трудового обучения.
Совокупность личностных и предметных результатов составляют содержание жизненных компетенций обучающихся.
Личностные результаты включают в себя: готовность и способность обучающихся к целенаправленной учебной и трудовой деятельности, сформированность мотивации к обучению и познанию; сформированность у обучающихся положительного отношения к труду и лучших качеств, необходимых в процессе труда; сформированность эстетических представлений и вкуса; сформированность культуры труда и умение использовать в практической деятельности всю совокупность полученных общеобразовательных знаний и навыков.
Предметные результаты:
Ручной труд - овладение элементарными приемами ручного швейного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд – сформированность трудовых умений, необходимых в швейном деле. Сформированность умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе. Закрепление и совершенствование трудовых умений и навыков, технологических приемов пошива одежды, белья.
Оценка качества знаний и умений обучающихся:
Отметка «5» ставится, если обучающийся с достаточной полнотой знает изученный материал и обнаруживает ясное понимание теоретического материала; полученные знания применяет в практической работе; практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средство труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает правильные ответы и выполняет практические работы, удовлетворяющие требованиям отметки «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала и недостаточно быстро, правильно и аккуратно выполняет практические работы, пользуется средствами труда с соблюдением техники безопасности в основном правильно.
Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала, не умеет выполнять практические работы.
Содержание учебного предмета
№ темы | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
I четверть 54 часа |
1 | Вводное занятие | Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест. | 2 |
2 | Повторение пройденного. | Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ. Ручные работы: обработка срезов ткани, ручные стеки и строчки. | 18 |
3 | Швейная машина | Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине с электрическим приводом. Организация рабочего места. Умение. Работа на швейной машине с электрическим приводом. Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям. Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте. | 4 |
4 | Работа с тканью | Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение. Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия. Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками. | 12 |
5 | Ремонт одежды | Изделие. Пуговица на стойке. Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды. Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани. Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта. | 6 |
6 | Практическое повторение | Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы. | 10 |
7 | Самостоятельная работа | Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке. | 2 |
2 четверть (42 часа) |
8 | Вводное занятие. | План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места. | 2 |
9 | Работа с тканью | Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного. Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки. Умение. Продергивание тесьмы, выполнение стачного шва. Упражнения. Выполнение стачного шва на образце. Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия. | 16 |
10 | Ремонт одежды | Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации. Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты. Умение. Наложение заплаты. Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий. | 12 |
11 | Практическое повторение. | Виды работы. Подшив мешочка для хранения изделия. | 10 |
12 | Самостоятельная работа | Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. | 2 |
3 четверть 63 часа |
13 | Вводное занятие. | Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской. | 13 |
14 | Швейная машина с электрическим приводом | Теоретические сведения. Швейная машина с электрическим приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки. Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом. Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани. Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях. | 14 |
15 | Построение чертежа изделия в натуральную величину. | Теоретические сведения. Долевая нить. Инструменты и принадлежности для построения чертежа. Умение. Умение строить чертеж в натуральную величину Упражнения. Построение чертежа салфетки: построение прямого угла, построение квадрата, обведение контура сплошной толстой линией. | 15 |
16 | Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани | Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см. Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании. Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы. Умение. Построение чертежа и раскрой изделия. Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия. | 16 |
17 | Двойной шов | Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение. Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва. Упражнение. Выполнение двойного шва на образце. | 17 |
18 | Построение чертежа по заданным размерам. | Теоретические сведения. Долевая нить. Инструменты и принадлежности для построения чертежа. Умение. Умение строить чертеж в натуральную величину Упражнения. Построение чертежа наволочки. | 18 |
19 | Пошив однодетального изделия с применение двойного шва | Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см. Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки. Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия. | 19 |
20 | Практическое повторение | Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки. | 20 |
21 | Самостоятельная работа | Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см. | 21 |
4 четверть 42 часа |
22 | Вводное занятие | План работы на четверть. Правила безопасности при шитье. | 1 |
23 | Накладной шов | Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов. Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины. Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине. | 7 |
24 | Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов | Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани. Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы. Умение. Расчет расхода ткани. Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки. | 14 |
25 | Практическое повторение | Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных. | 18 |
26 | Контрольная работа и анализ ее качества | Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом | 2 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
Материально-техническое обеспечение
Освещение мастерской: естественное (большие окна) и искусственное (лампы дневного света).
Оборудование мастерской:
школьная доска, интерактивная доска, компьютер, ученические рабочие места, рабочее место учителя.
места для хранения инструментов, оборудования, учебных материалов и практических работ.
инструкции по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
материалы: ткань, нетканые материалы, калька, нитки, используемые в промышленном производстве.
Основное оборудование: раскройный стол, столы для швейных машин, швейные машины, оверлок, гладильная доска, утюг, манекен, лекала.
Инструменты и приспособления: ножницы, портновский мел, сантиметровая лента, распарыватель, наперсток, нитки, игольницы, булавки.
Дополнительное оборудование: рабочая одежда (фартуки, косынки, халаты); ветошь для уборки; полотенца для рук; коробки для хранения инструментов, материалов и практических работ.
Учебно-методическое обеспечение
Дидактический материал: демонстрационные пособия, технологические карты, журналы мод.
Основная литература:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Швейное дело.5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.- М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
Кулишова Г.П. как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта. Методическое пособие. М., 2006.
Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.
Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015.