Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной Стрелковой дивизии»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 24
______________/Е.С. Сеген/
«____» ______________2018
Рабочая программа
на 2018-2019 учебный год
по предмету «Технология»
5а,б,в класс
Составитель:
Кушнерёва Елена Юрьевна
учитель технологии
высшей категории
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (принят 06.10.2009);
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 24;
Учебного плана МБОУ СОШ № 24 на 2018-2019 учебный год;
Примерной программы по учебным предметам Технология 5-8 классы: проект — М. : Дрофа, 2016.
Обоснование выбора авторской программы
УМК «Технология. Технический труд» 5-8 класс, рабочие программы, предметная линия учебников В.М. Казакевича и Г.А. Молевой обеспечивает преемственность обучения. УМК соответствует ФГОС ООО и требованиям Основной образовательной программы школы. УМК учитывает познавательные возможности и способности обучающихся данного возраста. Прослеживаются межпредметные связи с предметами история, биология, математика, черчение, геометрия. УМК вводит учащихся в мир освоения конкретных технологических процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Формированию у обучающихся технико-технологической грамотности, социально-трудовой адаптации, технологической культуры, этики деловых межличностных отношений, способствует интересно подобранный материал. Большое количество практических работ стимулирует развитие творческой созидательной деятельности.
УМК «Технология» 5-8 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и Г.А.Молевой имеет ряд преимуществ:
Учебники освещают основы конкретных наук - истории, элементы экономики, биологии, математики, культурологии, этики.
Учебники снабжены иллюстрациями, схемами, отражающими основные вопросы параграфов, инструкционными картами.
Авторами разработаны задания на закрепление, систематизацию и обобщение изучаемого материала, ориентированные на личностное развитие учащихся
Методический аппарат ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектной деятельности.
Результаты обучения курса по технологии
Предполагается, что результатом обучения курса в 5 классе является развитие у обучающихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладения универсальными учебными действиями значимо для социализации мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметные результаты
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных условиям способов решения
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
моделирование художественного оформления объекта труда;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
В физической сфере:
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение. Технология как совокупность преобразования материалов, объектов, энергии, информации для создания изделий, удовлетворяющие потребности людей. Правила поведение в мастерской.
РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛОСКИХ ДЕТАЛЕЙ.
Тема 1. Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Тема 2. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Технический рисунок плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях на графических изображениях. Правила чтения графической документации по плоскостным деталям.
Технологическая карта и её назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Экология заготовки и обработки древесины.
Практические работы.
Распознавание лиственных и хвойных пород по внешним признакам: цвету, текстуре.
Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение вида древесных материалов по внешним признакам.
Чтение технического рисунка плоскостной детали: определения материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудовании верстака. Уборка рабочего места.
Варианты объектов труда.
Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ
Тема 1. Металлы, их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения графической документации для деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов России (работы с листовым металлом и проволокой).
Практические работы.
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда.
Уборка рабочего места.
Варианты объектов труда.
Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.
РАЗДЕЛ 3.ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных проводов.
Устройство и применение пробника целостности электропроводки на основе гальванического источника тока и электрической лампочки.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Практические работы
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов.
Оконцевание, соединение и ответвление проводов с использованием пайки или механическим способом. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами.
Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи.
Проверка пробником соединений и проводов в простых электрических цепях.
Варианты объектов труда
Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств,
электрифицированные наглядные пособия.
Монтажные жгуты проводов, удлинители, электроустановочные
изделия, электрифицированные модели и наглядные пособия.
РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ
Тема 1. Понятие о технике и техническом устройстве. Понятие о машине как технической системе. Классификация машин. Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения.
Практическая работа
Ознакомление с типовыми деталями машин.
РАЗДЕЛ 5. ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 1. Понятие о творчестве, творческом проекте.
Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта (историческая и техническая справки, понятие об информации, оформление списка литературы), формулировка идеи проекта.
Конструкторский этап: методы поиска новых технологических решений, план разработки вариантов конструкций, конструкторская документация.
Технологический этап: технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация (план работы по изготовлению изделия).
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культуры труда.
Заключительный этап: Элементы экономического и экологического обоснования; выводы по итогам работы, письменный отчет по проекту, защита творческого проекта.
Практические проекты.
Обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление исторической и технической справки.
Выбор рациональной конструкции изделия.
Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения (эскиз или рисунок) проектируемого изделия.
Составление плана изготовляемого изделия.
Изготовление изделия.
Выводы по итогам работы, оформление отчета о проделанной работе, защита проекта.
Календарно-тематический план
на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки | Корректированные сроки |
1 | Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. | 03.09.18-09.09.18 | |
2 | Проектная деятельность. | 03.09.18-09.09.18 | |
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоских деталей (24 часа по 2 часа) |
3 | Строение древесины. Древесные породы. | 10.09.18. – 16.09.18. | |
4 | Внешние свойства древесины. Пороки и болезни древесины. | 10.09.18. – 16.09.18. | |
5 | Лесоматериалы и пиломатериалы. Фанера и её свойства. | 17.09.18. – 23.09.18. | |
6 | Виды обработки древесины. | 17.09.18. – 23.09.18. | |
7 | Верстак. Правила пользования верстаком. | 24.09.18. – 30.09.18. | |
8 | Эскиз и технический рисунок. Линии чертежа. | 24.09.18. – 30.09.18. | |
9 | Этапы работы по изготовлению изделия. | 01.10.18.- 07.10.18. | |
10 | Технологическая карта. | 01.10.18.- 07.10.18. | |
11 | Измерительные инструменты. | 08.10.18.- 14.10.18. | |
12 | Обработка заготовок из древесины. | 08.10.18.- 14.10.18. | |
13 | Инструменты и приспособления для пиления. | 15.10.18.- 21.10.18. | |
14 | Правила безопасной работы при пилении. | 15.10.18.- 21.10.18. | |
15 | Виды, назначение и строение рубанка. | 22.10.18.- 28.10.18. | |
16 | Правила безопасности при строгании. | 22.10.18.- 28.10.18. | |
17 | Инструменты для сверления. | 06.11.18.-11.11.18. | |
18 | Правила безопасности при сверлении. | 06.11.18.-11.11.18. | |
19 | Способы соединения деталей изделия. | 12.11.18.- 18.11.18. | |
20 | Электроинструменты для обработки древесины. | 12.11.18.-18.11.18. | |
21 | Выжигательный аппарат. | 19.11.18. – 25.11.18. | |
22 | Этапы отделки изделий из древесины. | 19.11.18. – 25.11.18. | |
23 | Лобзик. Приспособления для обработки изделий из фанеры. | 26.11.18. - 02.12.18. | |
24 | Технология выпиливания лобзиком | 26.11.18. - 02.12.18. | |
2. Технологии создания изделий из металлов и искусственных материалов и проволоки (18 часов по 2 часа в неделю) |
25 | Виды металлов и их свойства. | 03.12.18. – 09.12.18. | |
26 | Пластмассы. Изделия из пластмассов. | 03.12.18. – 09.12.18. | |
27 | Виды тонколистовой стали. | 10.12.18. – 16.12.18. | |
28 | Свойства тонколистовой стали. | 10.12.18. – 16.12.18. | |
29 | Слесарный верстак. | 17.12.18. – 23.12.18. | |
30 | Эскиз изделия из тонколистовой стали. | 17.12.18. – 23.12.18. | |
31 | Технология правки металлов. | 24.12.18. – 30.12.18 | |
32 | Инструменты для разметки тонколистового металла. | 24.12.18. – 30.12.18. | |
33 | Инструменты для резания металла. | 14.01.19. – 20.01.19. | |
34 | Правила безопасности при резании металла. | 14.01.19. – 20.01.19. | |
35 | Технология гибки тонколистового металла. | 21.01.19.- 27.01.19. | |
36 | Правила безопасности при гибки тонколистового металла. | 21.01.19.- 27.01.19. | |
37 | Сверлильный станок. | 28.01.19. -03.02.19. | |
38 | Правила безопасности при сверлении. | 28.01.19. -03.02.19. | |
39 | Приемы соединения изделия из тонколистового металла. | 04.02.19. – 10.02.19. | |
40 | Правила безопасности при клепке. | 04.02.19. – 10.02.19. | |
41 | Технология отделки изделий из тонколистового металла. | 11.02.19.- 17.02.19. | |
42 | Правила безопасности при отделке изделий. | 11.02.19. – 17.02.19. | |
43 | Правка проволоки. | 18.02.19.- 24.02.19. | |
44 | Технология разметки и рубки проволоки. | 18.02.19.- 24.02.19. | |
45 | Технология гибки проволоки. | 25.02.19.- 03.03.19. | |
46 | Технология отделки изделий из проволоки. | 25.02.19.- 03.03.19. | |
Электротехнические работы (4 часа по 2 часа в неделю) |
47 | Электрический ток. | 04.03.19. – 10.03.19. | |
48 | Электрическая цепь. | 04.03.19. – 10.03.19. | |
49 | Виды электрических проводов. | 11.03.19. – 17.03.19. | |
50 | Примы оконцевания и подключение проводов. | 11.03.19. – 17.03.19. | |
4. Элементы техники (4 часа по 2 часа в неделю) |
51 | Технические устройства. | 18.03.19. – 24.03.19. | |
52 | Техническая система и машины. | 18.03.19. – 24.03.19. | |
53 | Детали машин | 01.04.19. – 07.04.19. | |
54 | Соединения деталей машин. | 01.04.19. – 07.04.19. | |
5. Творческая, проектная деятельность (16 часа по 2 часа в неделю) |
55 | Творчество и творческий проект. | 08.04.19. – 14.04.19. | |
56 | Этапы проекта. Подготовительный этап. | 08.04.19. – 14.04.19. | |
57 | Конструкторский этап. | 15.04.19. – 21.04.19. | |
58 | Графическое представление изделия | 15.04.19. – 21.04.19. | |
59 | Технологический этапы. | 22.04.19. – 28.04.19. | |
60 | Технологическая карта. | 22.04.19. – 28.04.19. | |
61 | Изготовление изделия. | 29.04.19.- 05.05.19. | |
62 | Технологические операции. | 29.04.19.- 05.05.19. | |
63 | Организация рабочего места. | 06.05.19.-12.05.19. | |
64 | Рекламный проспект. | 06.05.19.-12.05.19. | |
65 | Заключительный этап. | 13.05.19. – 19.05.19. | |
66 | Экологическое обоснование. | 13.05.19. – 19.05.19. | |
67 | Экономическое обоснование. | 20.05.19. -26.05.19. | |
68 | Защита проекта. | 20.05.19. -26.05.19. | |
| Итоговое повторение. | 27.05.18-31.05.18 | |
| Итоговое повторение. | 27.05.18-31.05.18 | |
| Итого | 68 | |
Учебно-методический комплекс
Технология. Рабочие программы 5-8 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций О.А. Кожина - М. Дрофа, 2016- 150 с.
Технология. Технический труд 5 класс : учебник /под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – 2-е изд., стеротип. – Дрофа,2014. – 192 с. : ил.
«Согласовано»
Протокол № 1
заседания ШМО
искусства и технологии
от «___» августа 2018г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________ Брянская Н.В.
«___»______________2018 г.