СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии - 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии - 6 класс включает в себя: планируемые результаты, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии - 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа №14»

города Чебоксары Чувашской Республики


Утверждаю

Директор МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары

_________ С.В.Иванова

Приказ № __________

«___»______________




Рабочая программа учебного предмета


Технология


Уровень образования: основное общее образование


Классы: 6 класс


Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год


Программа разработана на основе авторской программы по  технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко издательский центр «Вентана-Граф», система «Алгоритм успеха», 2012 год. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Книга: Синица Н. В. Технология. Технологии ведения дома, 6 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.




Ф.И.О. учителей (или) учителя: Зубова Надежда Евгеньевна



Принята

на заседании МО учителей

математики, информатики и

технологии

МБОУ «Кадетская школа №14»

г. Чебоксары

Протокол № 1

30 августа 2017 г.





г.Чебоксары, 2017

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея­тельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии,

информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми

функциональными и эстетическими показателями;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к

изучае­мым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками применения распространённых ручных инстру­ментов и приспособлений, бытовых электрических

приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры тру­да, уважительного отношения к труду и

результатам труда.

В результате изучения технологии учащиеся, независи­мо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характери­стиками;

  • технологическими свойствами и назначением материалов;

  • назначением и устройством применяемых ручных инстру­ментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных техноло­гий обработки материалов и получения продукции на окру­жающую среду и здоровье человека;

  • профессиями и специальностями, связанными с обработ­кой материалов, созданием изделий из них, получением про­дукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источ­никах;

  • применять конструкторскую и технологическую докумен­тацию;

  • составлять последовательность выполнения технологи­ческих операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

  • выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инстру­менты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические опе­рации с использованием ручных инструментов, приспособ­лений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользова­ния ручными инструментами, приспособлениями, машина­ми, электрооборудованием;

  • осуществлять визуально, а также доступными измеритель­ными средствами и приборами контроль качества изготов­ляемого изделия или продукта;

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта по изготов­лению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и усло­вий;

распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;

  • развития творческих способностей и достижения высо­ких результатов преобразующей творческой деятельности;

  • получения технико-технологических сведений из разно­образных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искус­ства для оформления интерьера;

  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электро­безопасности, санитарии, гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.




Содержание учебного предмета, курса

6 класс

Тема. Вводное занятие (1 ч)


Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (5ч)

Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей; зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.

Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Профессия садовник.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Изготовление макета оформления окон. Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы. Творческий проект «Моё любимое растение в интерьере жилища»


Раздел «Кулинария» (14 ч)

Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4 ч)

Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.

Тема. Блюда из мяса (4 ч)

Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса.

Тема. Блюда из птицы (2 ч )

Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление блюда из птицы.

Тема. Заправочные супы (2 ч)

Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление заправочного супа.

Тема. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2 ч)

Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

Лабораторно-практические и практические работы. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.


Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (28 ч)

Тема. Свойства текстильных материалов (2 ч)

Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов

Тема. Конструирование швейных изделий (4 ч)

Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изде­лия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема. Моделирование швейных изделий (2 ч)

Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою.

Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема. Швейная машина (2 ч)

Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины

Лабораторно-практические и практические работы. Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговиц

Тема. Технология изготовления швейных изделий (18 ч)

Теоретические сведения. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иглами и булавками.

Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной – примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв – вымётывание.

Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной – притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием – обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом – мягкого пояса, бретелей.

Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия.

Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застежки проектного изделия; нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия.


Раздел «Художественные ремёсла» (12 ч)

Тема. Вязание крючком (6 ч)

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.

Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.

Тема. Вязание спицами (6 ч)

Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями. Разработка схемы жаккардового узора на ПК.


Тема. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (10 ч)

Теоретические сведения. Цели и задачи проектной деятельности в 6 классе. Этапы выполнения проекта. Поисковый этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Защита проекта.

Лабораторно-практические и практические работы. Творческие проекты по темам «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.


Тематическое планирование


Предмет «Технология». 6 класс.


Название темы

Кол-во часов


  1. Вводный урок

1


1

Содержание предмета «Технология».

Правила техники безопасности

1


  1. «Технологии домашнего хозяйства» (с учетом выполнения творческого проекта)

5

2

Интерьер жилого дома. Декоративное оформление интерьера

1

3-4

Комнатные растения в интерьере

1

Разновидности растений, технология выращивания

1

5-6

Пересадка и перевалка растений.

1

Творческий проект «Моё любимое растение в интерьере жилища»

1


  1. «Кулинария» (с учетом выполнения творческого проекта)

14

7-8

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. Пищевая ценность

1

Признаки доброкачественности рыбы

1

9-10

Первичная и тепловая обработка рыбы. Технология приготовления

1

Нерыбные продукты моря и технология приготовления блюд из них

1


11-12

Блюда из мяса. Пищевая ценность мяса

1

Первичная и тепловая обработка мяса

1


13-14

Признаки доброкачественности мяса и мясных продуктов

1

Приготовление блюда из мяса.

1


15-16

Виды тепловой обработки птицы

1

Приготовление блюда из птицы.

1

17- 18

Заправочные супы. Значение супов в рационе питания.

1

Приготовление заправочного супа

1

19-

20

Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом

1

Проект «Приготовление воскресного обеда для семьи»

1


  1. IV. «Создание изделий из текстильных материалов» (с учетом выполнения творческого проекта)

28

21-

22

Классификация текстильных химических волокон

1

Виды и свойства искусственных и синтетических тканей

1

23-

24

Понятие о плечевой одежде

1

Снятие мерок для изготовления плечевой одежды

1

25-

26

Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4

1

Построение основы чертежа в натуральную величину

1

27- 28

Выбор и обоснование проекта «Наряд для семейного воскресного обеда». Моделирование плечевой одежды

1

Подготовка выкройки к раскрою

1

29-30

Устройство машинной иглы. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки

1

Неполадки швейной машины

1

31-32

Подготовка ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани

1

Раскрой. Критерии качества кроя

1

33-34

Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя

1

Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом

1

35-36

Устранение дефектов после примерки

1

Обработка плечевых и нижних срезов рукавов

1

37-38

Обработка срезов подкройной обтачкой

1

Обработка горловины и застежки подбортом

1

39-40

Обработка боковых срезов

1

Технология соединения лифа с юбкой

1

41-42

Обработка разреза в шве

1

Обработка нижнего среза изделия

1

43-44

Окончательная отделка изделия. Обметывание петель.

1

Пришивание фурнитуры

1

45- 46

Окончательная влажно-тепловая обработка изделия

1

Профессия технолог-конструктор

1


47-48

Подготовка презентации к защите проекта «Наряд для семейного воскресного обеда»

1

Защита творческих проектов

1


  1. «Художественные ремёсла»

(с учетом выполнения творческого проекта)

12

49- 50

История вязания. Материалы и инструменты для вязания. Выбор и обоснование творческого проекта

1

Основные виды петель при вязании крючком.

Условные обозначения петель

1


51-52

Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, закрепление вязания

1

Изготовление образцов

1

53-54

Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу

1

Изготовление образцов 2

1

55-56

Вязание спицами. Технология выполнения простых петель

1

Изготовление образца

1

57-58

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель

1

Закрытие петель последнего ряда. Изготовление образца

1

59-60

Вязание цветных узоров

1

Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий

1


  1. «Технологии творческой и опытнической деятельности»

10

61-62

Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе

1

Этапы выполнения творческого проекта.

1

63-64

Выбор темы и обоснование проекта

1

Разработка конструкции и технологии изготовления изделия

1

65-66

Подбор материалов и инструментов

1

Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы

1

67-68

Экономическое и экологическое обоснование проекта.

1

Защита проекта.

1


ИТОГО

68