Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа №14»
города Чебоксары Чувашской Республики
Утверждаю
Директор МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары
_________ С.В.Иванова
Приказ № __________
«___»______________
Рабочая программа учебного предмета
Технология
Уровень образования: основное общее образование
Классы: 6 класс
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Программа разработана на основе авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко издательский центр «Вентана-Граф», система «Алгоритм успеха», 2012 год. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Книга: Синица Н. В. Технология. Технологии ведения дома, 6 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
Ф.И.О. учителей (или) учителя: Зубова Надежда Евгеньевна
Принята
на заседании МО учителей
математики, информатики и
технологии
МБОУ «Кадетская школа №14»
г. Чебоксары
Протокол № 1
30 августа 2017 г.
г.Чебоксары, 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми
функциональными и эстетическими показателями;
изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и
результатам труда.
В результате изучения технологии учащиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Содержание учебного предмета, курса
6 класс
Тема. Вводное занятие (1 ч)
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (5ч)
Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей; зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Профессия садовник.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Изготовление макета оформления окон. Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы. Творческий проект «Моё любимое растение в интерьере жилища»
Раздел «Кулинария» (14 ч)
Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4 ч)
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.
Тема. Блюда из мяса (4 ч)
Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса.
Тема. Блюда из птицы (2 ч )
Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление блюда из птицы.
Тема. Заправочные супы (2 ч)
Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление заправочного супа.
Тема. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2 ч)
Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами
Лабораторно-практические и практические работы. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (28 ч)
Тема. Свойства текстильных материалов (2 ч)
Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов
Тема. Конструирование швейных изделий (4 ч)
Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Моделирование швейных изделий (2 ч)
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою.
Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина (2 ч)
Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины
Лабораторно-практические и практические работы. Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговиц
Тема. Технология изготовления швейных изделий (18 ч)
Теоретические сведения. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иглами и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной – примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв – вымётывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной – притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием – обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом – мягкого пояса, бретелей.
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застежки проектного изделия; нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия.
Раздел «Художественные ремёсла» (12 ч)
Тема. Вязание крючком (6 ч)
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.
Тема. Вязание спицами (6 ч)
Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями. Разработка схемы жаккардового узора на ПК.
Тема. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (10 ч)
Теоретические сведения. Цели и задачи проектной деятельности в 6 классе. Этапы выполнения проекта. Поисковый этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Защита проекта.
Лабораторно-практические и практические работы. Творческие проекты по темам «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.
Тематическое планирование
Предмет «Технология». 6 класс.
№ | Название темы | Кол-во часов |
| Вводный урок | 1 |
1 | Содержание предмета «Технология». Правила техники безопасности | 1 |
| «Технологии домашнего хозяйства» (с учетом выполнения творческого проекта) | 5 |
2 | Интерьер жилого дома. Декоративное оформление интерьера | 1 |
3-4 | Комнатные растения в интерьере | 1 |
Разновидности растений, технология выращивания | 1 |
5-6 | Пересадка и перевалка растений. | 1 |
Творческий проект «Моё любимое растение в интерьере жилища» | 1 |
| «Кулинария» (с учетом выполнения творческого проекта) | 14 |
7-8 | Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. Пищевая ценность | 1 |
Признаки доброкачественности рыбы | 1 |
9-10 | Первичная и тепловая обработка рыбы. Технология приготовления | 1 |
Нерыбные продукты моря и технология приготовления блюд из них | 1 |
11-12 | Блюда из мяса. Пищевая ценность мяса | 1 |
Первичная и тепловая обработка мяса | 1 |
13-14 | Признаки доброкачественности мяса и мясных продуктов | 1 |
Приготовление блюда из мяса. | 1 |
15-16 | Виды тепловой обработки птицы | 1 |
Приготовление блюда из птицы. | 1 |
17- 18 | Заправочные супы. Значение супов в рационе питания. | 1 |
Приготовление заправочного супа | 1 |
19- 20 | Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом | 1 |
Проект «Приготовление воскресного обеда для семьи» | 1 |
| IV. «Создание изделий из текстильных материалов» (с учетом выполнения творческого проекта) | 28 |
21- 22 | Классификация текстильных химических волокон | 1 |
Виды и свойства искусственных и синтетических тканей | 1 |
23- 24 | Понятие о плечевой одежде | 1 |
Снятие мерок для изготовления плечевой одежды | 1 |
25- 26 | Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4 | 1 |
Построение основы чертежа в натуральную величину | 1 |
27- 28 | Выбор и обоснование проекта «Наряд для семейного воскресного обеда». Моделирование плечевой одежды | 1 |
Подготовка выкройки к раскрою | 1 |
29-30 | Устройство машинной иглы. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки | 1 |
Неполадки швейной машины | 1 |
31-32 | Подготовка ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани | 1 |
Раскрой. Критерии качества кроя | 1 |
33-34 | Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя | 1 |
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом | 1 |
35-36 | Устранение дефектов после примерки | 1 |
Обработка плечевых и нижних срезов рукавов | 1 |
37-38 | Обработка срезов подкройной обтачкой | 1 |
Обработка горловины и застежки подбортом | 1 |
39-40 | Обработка боковых срезов | 1 |
Технология соединения лифа с юбкой | 1 |
41-42 | Обработка разреза в шве | 1 |
Обработка нижнего среза изделия | 1 |
43-44 | Окончательная отделка изделия. Обметывание петель. | 1 |
Пришивание фурнитуры | 1 |
45- 46 | Окончательная влажно-тепловая обработка изделия | 1 |
Профессия технолог-конструктор | 1 |
47-48 | Подготовка презентации к защите проекта «Наряд для семейного воскресного обеда» | 1 |
Защита творческих проектов | 1 |
| «Художественные ремёсла» (с учетом выполнения творческого проекта) | 12 |
49- 50 | История вязания. Материалы и инструменты для вязания. Выбор и обоснование творческого проекта | 1 |
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения петель | 1 |
51-52 | Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, закрепление вязания | 1 |
Изготовление образцов | 1 |
53-54 | Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу | 1 |
Изготовление образцов 2 | 1 |
55-56 | Вязание спицами. Технология выполнения простых петель | 1 |
Изготовление образца | 1 |
57-58 | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель | 1 |
Закрытие петель последнего ряда. Изготовление образца | 1 |
59-60 | Вязание цветных узоров | 1 |
Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий | 1 |
| «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 10 |
61-62 | Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе | 1 |
Этапы выполнения творческого проекта. | 1 |
63-64 | Выбор темы и обоснование проекта | 1 |
Разработка конструкции и технологии изготовления изделия | 1 |
65-66 | Подбор материалов и инструментов | 1 |
Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы | 1 |
67-68 | Экономическое и экологическое обоснование проекта. | 1 |
Защита проекта. | 1 |
| ИТОГО | 68 |