Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по технологии (обслуживающий труд) 6 класс /( под ред О. А. Кожиной – М.: Дрофа,2015.)
Программа разработана применительно к учебнику: Технология. Обслуживающий труд .6 класс , / под ред. О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской – М. «Дрофа», 2015 .
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на реализацию данной программы отводится 2 часа в неделю, 70 часов за учебный год.
С учетом расположения школы в сельской местности введены часы сельскохозяйственных работ в количестве 10 часов, которые проводятся в осенний и весенний периоды.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы:
1.1.Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в 6 классе
Ученик сформирует умения: целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
ответственного отношения к учению; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
к развитию трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Ученик получит возможность сформировать: проявления познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
1.2.Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в 6 классе
Ученик научится:самостоятельно определять цели своего обучения, постановку и формулировку для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
выявлению потребностей, проектированию и созданию объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельной организации и выполнению различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
проявлению инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанному использованию речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планированию и регуляции своей деятельности;
формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбору для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
оцениванию правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдению норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оцениванию своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
определению адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
Ученик получит возможность научиться.
планированию и регуляции своей деятельности; подбору аргументов, формулированию выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражению в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
согласованию и координации совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективному оцениванию вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
формированию и развития экологического мышления, умению применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в 6 классе
Ученик научится:практическому освоению основ проектно-исследовательской деятельности; проведению наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснению явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
развитию умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
формированию умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
овладению алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований.
Ученик получит возможность научиться.
овладению средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
применению общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
Ученик научится:
подбору материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладению методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектированию последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнению технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
Ученик получит возможность научиться.
контролю промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявлению допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документированию результатов труда и проектной деятельности; расчёту себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
выбору средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
в мотивационной сфере:
Ученик научится:
оцениванию своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласованию своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
Ученик получит возможность научиться.
стремлению к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
Ученик научится:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ.
Ученик получит возможность научиться.
в коммуникативной сфере:
Ученик научится:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
Ученик получит возможность научиться.
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
Ученик научится: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
В результате изучения предмета Технология, на базовом уровне ученик научится:
знанию основных технологических понятий;
знанию назначений и технологических свойства материалов;
знанию назначений и устройств применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видам, приемам и последовательности выполнения технологических операций, знанию о влиянии различных технологий обработки материалов и получению продукции на окружающую среду и здоровье человека;
знанию профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
умению рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности.
Ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда;
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
Раздел 2. Содержание учебного курса
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№пп | Название темы .Основное содержание | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| Основы аграрной технологии. | 6 | |
1 | Введение. Экономия и бережливость в домашнем хозяйстве. Что такое проектная деятельность. | 2 | Знать основы проектной деятельности. |
2 | Основы аграрной технологии. Техника безопасности при выполнении с/х работ. Классификация многолетних растений. Правила ухода за многолетними цветами. | 2 | Изучать основы аграрной технологии. |
3 | Практическая работа: «Оформление клумбы. Осенние работы на клумбах». | 2 | Уметь ухаживать за клумбой осенью. |
| Кулинария. | 10 | |
4 | Физиология питания. Блюда из молока и кисломолочных продуктов. Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Технология приготовления блюд из молока. | 2 | Изучать основы физиологии питания человека. Находить информацию о содержании микроэлементов в пищевых продуктах. Определять качество молока органолептическими и лабораторными методами. Ки пятить и пастеризовать молоко. Готовить молочный суп или молочную кашу. Органолептически оценивать качество кисломолочных продуктов. Готовить блюда из творога. Определять сроки хранения молока и кисломолочных продуктов в разных условиях |
5 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Виды круп и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из круп и макаронных изделий. | 2 | Выполнять механическую обработку крупы. Экспериментально определять оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Выбирать оптимальные режимы работы электронагревательных приборов. Готовить рассыпную, вязкую или жидкую каши. Готовить гарнир из макаронных изделий. Готовить и оформлять блюда из крупы и макаронных изделий. Определять консистенцию блюда. Соблюдать безопасные приемы труда с горячими жидкостями |
6 | Рыба. Блюда из рыбы .Морепродукты, рыбные консервы. Понятие о пищевой ценности рыбы и не- рыбных продуктов моря для организма человека. Способы разделки рыбы. Способы тепловой обработки рыбы. | 2 | Определять свежесть рыбы органолептическими и лабораторными методами. Определять сроки годности рыбных консервов. Подбирать инструменты и приспособления для механической обработки рыбы. Планировать последовательность технологических операций. Оттаивать и механически обрабатывать свежемороженную рыбу. Механически обрабатывать чешуйчатую рыбу. Осваивать безопасные приемы труда. Выбирать и готовить блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. |
7 | Сервировка стола. Этикет. Приготовление обеда в походных условиях. Требования к качеству готовых блюд. Правила сервировки стола к ужину и обеду. Праздничный стол. Расчет количества и состава продуктов для похода. | 2 | Выполнять сервировку стола к обеду, ужину. Выполнять сервировку на различных ви дах праздничного стола (по приборам). Выполнение проекта « Праздничный стол» Рассчитывать количество и состав продуктов для похода. Контролировать качество природной воды. Подготовить природную воды к употребле нию. Готовить пищу в походных условиях. Соблюдать меры противопожарной безопасности и бережного отношения к природе. |
8 | Заготовка продуктов. Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. | 2 | Уметь определять доброкачественность овощей по внешнему виду, количество нитратов в овощах при помощи индикаторов. Выполнять сортировку, мойку, очистку овощей. Выполнять нарезку овощей соломкой, кубиками, кружочками и т.д. Отрабатывать точность и координацию движения при выполнении приемов нарезки. Обсуждать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Осваивать безопасные приемы тепловой обработке овощей. Готовить гарниры и блюда из вареных овощей. Осваивать безопасные приемы мытья посуды и кухонного инвентаря. Осваивать работу в группе. Обсуждать способы механической обработки овощей, фруктов и ягод. Выбирать способы хранения пищевых продуктов, обеспечивающих минимальные потери их вкусовых качеств и пищевой Обсуждать способы механической обработки овощей, фруктов и ягод. Обсуждать способы сушки фруктов, ягод, кореньев, зелени лекарственных трав |
| Элементы материаловедения. | 2 | |
8 | Элементы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна животного происхождения (шелк, шерсть, пух). Свойства и способы их получения. Искусственные и синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Свойства тканей. Сравнительные характеристики тканей из натуральных, искусственных, синтетических и смесовых волокон. | 2 | Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям. Исследовать свойства тканей из натуральных воло- кон. Находить информацию о новых свойствах современных тканей. Распознавать виды ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Выполнять простейшие переплетения. Оформлять результаты исследований. |
| Элементы машиноведения. | 4 | |
9 | Элементы машиноведения. История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной, чистка и смазка | 4 | Выявлять виды передач вращательного движения. Находить информацию о технических характеристиках и технологических возможностях современных швейных машин. Изучать устройство современной бытовой швейной машины. Включать и выключать маховое колесо. Наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхние и нижние нити. Отрабатывать точность движений и координацию при выполнении машинных строчек. |
| Конструирование и моделирование поясных швейных изделий. | 8 | |
10 | Конструирование и моделирование швейных изделий. Краткие сведения из истории одежды. Разновидности юбок по силуэту. Способы моделирования юбок. Конструктивные особенности деталей юбок в зависимости от фасона (юбки со складками, с двумя и более вытачками по т Способы моделирования алии и др.). прямой юбки. | 8 | Анализировать основные направления моды. Подбирать модели фартука с учетом особенностей фигуры и назначения изделия. Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Строить чертеж в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам . Рассчитывать количество ткани на изделие . |
| Технология изготовления поясных швейных изделий . | 14 | |
11 | Технология изготовления швейных изделий. Назначение и технология выполнения соединительных, крае- вых и отделочных швов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила обработки деталей кроя, обработки застежки тесьмой-молнией; Сборка изделия. | 12 | Выполнять образцы ручных и машинных стежков, строчек и швов. Отрабатывать точность движения, координацию и глазомер при выполнении швов. Выбирать способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом. Выполнять раскладку выкроек на ткани. Переводить контурные и контрольные линии выкройки на парне детали кроя. Подготовить и провести примерку, исправить дефекты. Выполнять безопасные приемы труда. Самоконтроль и оценка качества изделия, анализ ошибок. |
| Рукоделие. Художественные ремесла | 10 | |
12 | Художественные ремесла Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Материалы для лоскутной пластики. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. | 10 | Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Составлять орнаменты на компьютере для лоскутного шитья с помощью графического редактора. Рационально использовать отходы. Изготавливать шаблоны из картона или плот ной бумаги. Подбирать лоскутки ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава. Изготавливать изделия в технике лоскутного шитья. Обсуждать наиболее удачные работы. Строить статичную, динамичную, симметричную и асимметричную композицию. Зарисовывать природные мотивы с натуры . Организовывать рабочее место. Создавать композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике свободной росписи по ткани. Выполнять эскизы костюма, платья, блузки, в художественном оформлении которых присутствуют бисер и блестки. Художественная вышивка блузки бисером и блестками. Организовывать выставки, обсуждать лучшие работы. |
| Технология ведения дома | 2 | |
13 | Уход за одеждой и обувью Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декора- тивными заплатами, аппликацией. Чистка кожаной обуви. Влажная уборка дома | 2 | Ремонтировать одежду накладной заплаткой. Удалять пятна с одежды. |
| Электротехника | 2 | |
14 | Бытовые электроприборы. | 2 | Осознавать роль электрической энергии в нашей жизни и необходимость ее экономии. Находить информацию и анализировать технические характеристики энергосберегающих освети тельных приборов. Рассчитывать допустимую суммарную мощность электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микро волновой печи и бытового холодильника. |
15 | Весенние работы. Уход за многолетними цветами. | 4 | Ухаживать за многолетними цветами. |
| Творческие проекты. | 6 | |
16 | Творческие проекты. Работа над проектами. | 6 | Искать идеи решения поставленной задачи. Рассчитывать затраты на изготовление швейного изделия. Выбирать оптимальные варианты выполнения проекта. Изготавливать изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контролировать деятельность на каждом этапе. Подсчитывать материальные затраты на изготовление изделия. |
Раздел3. Учебно – тематический план.
№пп | Название темы | Кол-во часов |
| Основы аграрной технологии. | 10+2 |
| Кулинария. | 10 |
| Элементы материаловедения. | 2 |
| Элементы машиноведения. | 4 |
| Конструирование и моделирование поясных швейных изделий. | 8 |
| Технология изготовления поясных швейных изделий . | 14 |
| Рукоделие. Художественные ремесла | 10 |
| Технология ведения дома | 2 |
| Электротехника | 2 |
| Творческие проекты. | 6 |
| Всего | 70 |
Календарно - тематическое планирование учебного материала по технологии в 6 классе (2 часа в неделю, 70 часов в год)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол- во часов | Планируе мые сроки | Фактическая дата проведения |
| Основы аграрной технологии. | 6 | | |
1-2 | Введение. Экономия и бережливость в домашнем хозяйстве. Что такое проектная деятельность. | 2 | 03-06.09. | |
3-4 | Основы аграрной технологии. Техника безопасности при выполнении с/х работ. Классификация многолетних растений. Правила ухода за многолетними цветами. | 2 | 10-13.09. | |
5-6 | Практическая работа: «Оформление клумбы. Осенние работы на клумбах». | 2 | 17-20.09. | |
| Кулинария | 10ч | | |
7-8 | Физиология питания. Блюда из молока и кисломолочных продуктов. | 2ч | 24-27.09. | |
9-10 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | 2ч | 01-04.10. | |
11-12 | Рыба. Блюда из рыбы. Морепродукты. | 2ч | 15-18.10 | |
13-14 | Сервировка стола. Этикет. Приготовление обеда в походных условиях. | 2ч | 22-25.10. | |
15-16 | Заготовка продуктов. | 2ч | 29.10.-01.11 | |
| Элементы материаловедения | 2ч | | |
17-18 | Элементы материаловедения. | 2ч | 05-08.11. | |
| Элементы машиноведения. | 4ч | | |
19-22 | Элементы машиноведения. | 4ч | 12,15,26,29.11; | |
| Конструирование и моделирование поясных швейных изделий. | 8ч | | |
23-24 | Из истории одежды. Конструирование юбок. | 2ч | 26-29.11. | |
25-26 | Построение чертежа и моделирование конической юбки. | 2ч. | 03-06.12. | |
27-28 | Построение чертежа и моделирование клиньевой юбки. | 2ч. | 10-13.12. | |
29-30 | Построение чертежа и моделирование прямой юбки. Оформление выкройки. | 2ч | 17-20.12. | |
| Технология изготовления поясных швейных изделий. | 14ч | | |
31-32 | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткани и раскрой изделия. | 2ч | 24-27.12. | |
33-34 | Подготовка деталей кроя к обработке. Примерка. Дефекты посадки. | 2ч | 10-14.01. | |
35-36 | Обработка вытачек и складок. | 2ч | 17-21.01. | |
37-38 | Соединение деталей юбки и обработка срезов. | 2ч | 24-28.01. | |
39-40 | Обработка застёжки и верхнего среза юбки. | 2ч | 31.01-04.02 | |
41-42 | Обработка низа юбки. | 2ч | 07-11.02. | |
43-44 | Окончательная отделка изделия. | 2ч | 14-18.02. | |
| Рукоделие. Художественные ремесла. | 10ч | | |
45-48 | Художественные ремесла. Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков. | 4ч | 21.02; 03,06,10.03 | |
49-52 | Художественные ремесла. Роспись тканей. Орнамент. | 4ч | 13,17,20, 24.03 | |
53-54 | Художественные ремесла. Украшение одежды. Изделия из бисера. Вышивка. | 2ч. | 27,31.03 | |
| Технология ведения дома. | 2ч | | |
55-56 | Уход за одеждой и обувью. | 2ч | 03.04,07.04. | |
| Электротехника. | 2ч | | |
57-58 | Бытовые электроприборы. | 2ч | 10.04,21.04. | |
59-60 | Подготовительные работы по закладке многолетней клумбы. | 2ч | 24.04,28.04 | |
61-62 | Весенние работы. Уход за многолетними цветами. | 2ч | 05,08.05. | |
53-70 | Творческие проекты | 8ч | 12,15,19,22,26,29.05 | |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата | Содержание (Сжатие тем, замена, обобщение урока…) | Причина (Пропуск уроков по б/листу, отсутствие 50% учащихся на уроке при изучении темы…) | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |