ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №38»
Утверждаю: Принято решением совета
Директор ГКОУ РО «Ростовская ГКОУ РО «Ростовская
специальная школа-интернат №38» специальная школа-интернат №38»
____________________О.Н. Безрякова Протокол №1 от 31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Основное общее образование 6 «а» класс
(Вариант 4.1 ФГОС для детей с ОВЗ)
Учитель первой категории – Молотов Владислав Валерьевич
Программа разработана на основе программы технология 5-8 классы (под редакцией А.А. Тищенко, Н.В. Синица), в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год, годовым календарным учебным графиком, расписанием уроков и рассчитана на 65 часов.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с пп. 9 и 10 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598.
Технология: программа: 5-8 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2015;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 г. № 1047».
Письмо Минобразования Ростовской области от 18.05.2017 № 24/4.1-3996 "Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2017-2018 учебный год"
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП ООО) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к уровню подготовки слабовидящих обучающихся, с учетом регионального компонента и с опорой на деятельностную парадигму образования.
Рабочая программа по технологии является составным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся (далее - АООП ООО для слабовидящих обучающихся) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38».
Цель рабочей программы: создание условий для выполнения требований АООП ООО для слабовидящих обучающихся ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38» по технологии (6 класс) через обеспечение безбарьерной образовательной среды и доступности получения качественного основного общего образования слабовидящими обучающимися в соответствии с типологическими и индивидуальными особенностями их развития.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
приобрести знания о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии изготовления изделий на основе плоскостных деталей, из тонколистового металла, об информационных технологиях;
овладеть способами деятельности:
умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложены основные направления технологии: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся:
познакомятся:
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
производительностью труда, реализацией продукции;
устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:
распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй игеометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в 6 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса;
подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
в эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта;
публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
разработка вариантов рекламных образцов.
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов | 24 | Знать породы древесины, ее структуры, области применения. Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства Определять виды древесины и древесных материалов по внешним признакам; распознавать пиломатериалы. Уметь отвечать на вопросы. Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог. Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выполнение разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону. Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Выполнение правил безопасного труда Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Читать чертежи деталей из металла и искусственных материалов |
Технология изготовления изделий из сортового проката | 22 | Знакомство с требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики. Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог. Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель. В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении. |
Сборка модулей технологических машин из деталей конструктора эскизов и чертежей | 4 | Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта. Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель. В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования. Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении. |
Эстетика и экология жилища | 4 | Понимать, что такое эстетика и экология жилища; санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; что такое эстетичность интерьера. Уметь организовывать рабочее место и поддерживать его в порядке вовремя работы. Поиск и выделение необходимой информации; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение выражать свои мысли. Понимать, по каким функциональным требованиям расположена мебель в вашей комнате; примеры цветового оформления интерьера квартиры. Уметь рационально использовать жилое пространство; определять центр притяжения интерьера; проводить дизайн-анализ интерьера; выполнять эскиз жилого и рабочего помещения. Уметь ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, проводить исследования для нахождения необходимой информации диалог; участвовать в коллективном обсуждении темы. |
Творческая проектная деятельность | 11 | Знать требования, предъявляемые при проектировании изделия; основные этапы проектирования; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта. Уметь анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта. Отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результатов творческого характера, организовать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений. Знать существенные признаки нового технического решения; основные требования защиты проектного задания. Уметь оформлять пояснительную записку к проектному заданию; выявлять преимущества и недостатки проекта. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел. Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов
Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующих годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов; шпон, фанера, пиломатериал. Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Знания необходимые для получения профессии. Физиологические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины, заплесневелость, деформация. . Виды декоративно- прикладного творчества. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно прикладном искусстве. Влияние технологий заготовки и обработки пиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.
Соединение деталей в полдерева Изготовление деталей ручным инструментом цилиндрической формы. Инструмент для данного вида работ.
Правила безопасной работы. Визуальный инструментальный контроль, качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД- 120М. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов и приспособлений, стамеска, рубанок, шерхебель. подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов и их заточка. Приемы работы на токарном станке. Правила безопасности при заточке, окрашивании. Защитная и декоративная отделка изделия.
2 раздел. Технология изготовления изделий из сортового проката.
Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металла и сплавов. Черные металлы и сплавы. Цветные металлы. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека Правила поведения в слесарной мастерской. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, шлицы, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Разметка заготовок из металлического сортового проката. Экономичность разметки. Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и приемы измерения штангенциркулем.
Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего инструмента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасности при резании металла слесарной ножовкой. Инструмент для рубки металла. Приемы и способы рубки металла на тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Правила безопасной работы. Опиливание металла. Инструмент для опиливания. Правила и приемы безопасного труда при опиливании. Назначение клепальных швов. Пайка как один из способов соединения металла. Отделка изделий из сортового проката. Назначение и принцип работы деталей машин с передачей. Условные обозначения передаточной пары
3 раздел. Эстетика и экология жилья.
Национальные традиции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Разделение помещения на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов семьи санитарно – гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения. Роль комнатных растений в интерьере квартиры.
4 раздел. Творческая проектная деятельность.
Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование. Первоначальные идеи, анализ, выбор, лучшей идеи. Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособление и материалы. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной конструкционной карты. Сборка и отделка изделия. Определение себестоимости проекта. Реализация продукции. Реклама.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
общее устройство слесарного верстака: правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила
пользования ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
виды пиломатериалов;
возможности и использование ПЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
разрабатывать содержание инструкционное-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ,
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию, обрабатывать и использовать ее;
осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
выполнять шиповые столярные соединения;
•'шлифовать и полировать плоские металлические поверхности; „
выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины {шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и Лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
Способы решать жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры; ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Адаптированное содержание урока | Коррекционная направленность урока |
-
| 01.09 | Вводный урок. ТБ и СГТ | Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующие годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 04.09 | Планировка и интерьер | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 08.09 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность | Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 11.09 | Заготовка древесины | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 15.09 | Пороки древесины | Физические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 18.09 | Пороки древесины | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 22.09 | Производство и применение пиломатериалов | Виды декоративно-прикладного творчества (ДПТ) нашего региона. Знакомство с различными видами резьбы по дереву. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно-прикладном искусстве. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 25.09 | Производство и применение пиломатериалов | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 29.09 | Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности | Влияние технологий заготовки и обработки лесопиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 02.10 | Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 06.10 | Чертеж детали и сборочный чертеж | Соединение деталей вполдерева. Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120М. | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 10.10 | Чертеж детали и сборочный чертеж | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 13.10 | Основы конструирования и моделирования изделий из девесины | Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 16.10 | Основы конструирования и моделирования изделий из девесины | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 20.10 | Соединение брусков | Организация рабочего места токаря. Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приемы работы на токарном станке... | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 23.10 | Соединение брусков | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 27.10 | Изготовление цилиндрических и конических деталей | Экономические расходы на изготовление изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 10.11 | Изготовление художественных изделий по техническим рисункам и технологическим картам. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 13.11 | Выжигание и роспись по дереву. | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 17.11 | Выжигание и роспись по дереву. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 20.11 | Лакирование и окрашивание изделий. | Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 24.11 | Лакирование и окрашивание изделий. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 27.11 | Окончательная отделка и оценка изделия | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 01.12 | Окончательная отделка и оценка изделия | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 04.12 | Металлы и сплавы, основные технологические свойства | Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Черные металлы. Цветные металлы. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 08.12 | Металлы и сплавы, основные технологические свойства | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 11.12 | Представления о геометрической форме детали и способах ее получения | Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 15.12 | Представления о геометрической форме детали и способах ее получения | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 18.12 | Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий | Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и назначение штангенциркуля. Приемы измерения штангенциркулем. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 22.12 | Устройство и применение штангенциркуля | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 25.12 | Подбор и разметка металла | Разметка заготовок из сортового металлического проката. Экономичность разметки. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 12.01 | Подбор и разметка металла | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 15.01 | Резание металла слесарной ножовкой | Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего элемента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 19.01 | Резание металла слесарной ножовкой | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 22.01 | Рубка металла. | Инструменты для рубки металла. Приемы и способы рубки металла в тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Разрубание металла на части на плите. Правила безопасной работы. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 26.01 | Рубка металла. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 29.01 | Опиливание металла | Опиливание металла. Инструменты и приспособления для выполнения технологической операции по опиливанию металла. Правила и приемы безопасного труда при опиливании. | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 02.02 | Опиливание металла | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 05.02 | Сверление заготовок из металла | Формирование представлений о сверлении сортового проката и других материалов на сверлильном станке. Правила и приёмы безопасной работы на сверлильном станке. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 09.02 | Сверление заготовок из металла | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 12.02 | Соединение деталей в изделии | Назначение клепальных швов. Инструменты и приспособления для клепки металла. Правила техники безопасности при выполнении клепки. Заклёпка как один из способов соединения деталей из металлов. Инструмент и приспособления для выполнения пайки. Техника безопасности при выполнении работ при пайке металла. | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 16.02 | Соединение деталей в изделии | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 19.02 | Отделка изделий из металла | Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 26.02 | Отделка изделий из металла | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 01.03 | Виды зубчатых передач. Примеры узлов | Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, реечной). Ведомая и ведущая шестерни. Передаточное отношение. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 05.03 | Виды зубчатых передач. Примеры узлов | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 12.03 | Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Кинематическая схема токарного станка. | Условные обозначения зубчатой пары. Кинематическая схема токарного станка. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 16.03 | Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Кинематическая схема токарного станка. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 19.03 | Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера Интерьер жилых помещений. | Национальные традиции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 23.03 | Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера Интерьер жилых помещений. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 06.04 | Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Свет интерьер. | Разделение помещений на функциональные зоны. Свет й интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления. Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков. Роль комнатных растений в интерьере квартиры. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. | Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся |
-
| 09.04 | Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Свет интерьер. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 13.04 | Основные требования к проектированию. Элементы художественного конструирования. | Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 16.04 | Основные требования к проектированию. Элементы художественного конструирования. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 20.04 | Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. | Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 23.04 | Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 27.04 | Выбор и обоснование проекта. Реализации проекта. | Исследование рынка и собственных возможностей. Перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие. Выбор тем проектов ^ на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 04.05 | Выбор и обоснование проекта. Реализации проекта. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 07.05 | Альтернативные варианты проекта | Первоначальные идеи, анализ, выбор лучшей идеи. Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособления и оборудования. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 11.05 | Выбор инструмента, оборудования и материалов Требования к выбору инструментов. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 14.05 | Изготовления изделия. Сборка и отделка. | Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Сборка и отделка изделия. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 18.05 | Изготовления изделия. Сборка и отделка. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 21.05 | Изготовления изделия. Сборка и отделка. | Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности |
-
| 25.05 | Изготовления изделия. Сборка и отделка. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
-
| 28.05 | Защита проекта. Оценка изделия. Реклама. | Определение конечной себестоимости проекта. Пояснительная записка к проекту. Реализация продукции. Вывод. Оценка изделия. | Развитие адекватной самооценки, саморегуляции |
Критерии оценки знаний и умений учащихся
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся. Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология». Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.
Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.
Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов технологии. В зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.
В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
• Стенды и плакаты по технике безопасности;
• компьютерные слайдовые презентации;
• набор ручных инструментов и приспособлений;
• оборудование для лабораторно-практических работ;
• набор макетов, машин, оборудования.
Список учебно-методической литературы
Учебно-методический комплект
1. Учебник «Технология» для учащихся 6 класса общеобразовательных организаций (Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. – М. : Вентана-Граф, 2014)
2. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.
3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/ Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.
Дополнительная литература
1. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2010. – № 3.
2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.
3. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 2009.
4. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 2008.
5. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.
6. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Интернет ресурсы по основным разделам технологи
Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologi.su
Сообщество взаимопомощи учителей: Pedsovet.su — http://pedsovet.su/load/212
Образовательный сайт «ИКТ на уроках технологии»: http://ikt45.ru/
Сообщество учителей технологии: http://www.edu54.ru/node/87333
Библиотека разработок по технологии: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library
Сайт «Лобзик»: http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/
Сайт учителя технологии Трудовик 45: http://trudovik45.ru
Сайт учителя-эксперта Технологии: http://technologys.info