СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии, 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе программы технология 5-8 классы (под редакцией А.А. Тищенко, Н.В. Синица), в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год, годовым календарным учебным графиком, расписанием уроков и рассчитана на 65 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии, 6 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОСТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №38»





Утверждаю: Принято решением совета

Директор ГКОУ РО «Ростовская ГКОУ РО «Ростовская

специальная школа-интернат №38» специальная школа-интернат №38»

____________________О.Н. Безрякова Протокол №1 от 31.08.2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии


Основное общее образование 6 «а» класс

(Вариант 4.1 ФГОС для детей с ОВЗ)




Учитель первой категории – Молотов Владислав Валерьевич




Программа разработана на основе программы технология 5-8 классы (под редакцией А.А. Тищенко, Н.В. Синица), в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год, годовым календарным учебным графиком, расписанием уроков и рассчитана на 65 часов.


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с пп. 9 и 10 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598.

  • Технология: программа: 5-8 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2015;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 г. № 1047».

  • Письмо Минобразования Ростовской области от 18.05.2017 № 24/4.1-3996 "Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2017-2018 учебный год"

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП ООО) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38».


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к уровню подготовки слабовидящих обучающихся, с учетом регионального компонента и с опорой на деятельностную парадигму образования.


Рабочая программа по технологии является составным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся (далее - АООП ООО для слабовидящих обучающихся) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38».


Цель рабочей программы: создание условий для выполнения требований АООП ООО для слабовидящих обучающихся ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38» по технологии (6 класс) через обеспечение безбарьерной образовательной среды и доступности получения качественного основного общего образования слабовидящими обучающимися в соответствии с типологическими и индивидуальными особенностями их развития.


Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • приобрести знания о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии изготовления изделий на основе плоскостных деталей, из тонколистового металла, об информационных технологиях;

  • овладеть способами деятельности:

  • умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

  • способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.


Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В данной программе изложены основные направления технологии: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.

На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 культура, эргономика и эстетика труда;

 получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

 основы черчения, графики и дизайна;

 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

 знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 творческая, проектно-исследовательская деятельность;

 технологическая культура производства;

 история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

 распространённые технологии современного производства.

В результате изучения технологии обучающиеся:

познакомятся:

 с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

 функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

 элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

 экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;

 производительностью труда, реализацией продукции;

 устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

 предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

 методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;

 информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;

овладеют:

 навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

 основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;

 умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

 умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

 навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

 навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

 навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

 навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

 умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

 умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:

 распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

 возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

 выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

 возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

 возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй игеометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.


Место учебного предмета в учебном плане


На изучение технологии в 6 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;


Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

  • распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкцион­ных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

  • в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;

  • стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса;

  • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;

  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

  • в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-приклад­ной обработки материалов»;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта;

  • публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

  • разработка вариантов рекламных образцов.


Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов

24

Знать породы древесины, ее структуры, области применения. Сравнивать различные объ­екты: выделять из множества один или не­сколько объектов, имеющих общие свойства Определять виды древесины и древесных материалов по внешним признакам; распознавать пиломатериалы. Уметь отвечать на вопросы. Познаватель­ный интерес к изучению нового, спосо­бам обобщения и систематиза­ции знаний.

Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог.

Научиться вос­производить приобретенные знания, навыки в конкретной дея­тельности. Выполнение разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону. Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. Выполнение правил безопасного труда

Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. Проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества. Читать чертежи деталей из металла и искусственных материалов

Технология изготовления изделий из сортового проката

22

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики. Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог. Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель.

В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Сборка модулей технологических машин из деталей конструктора эскизов и чертежей

4

Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта.

Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель. В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования. Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.


Эстетика и экология жилища

4

Понимать, что такое эсте­тика и экология жили­ща; санитарно-гигиени­ческие требования, предъявляемые к жи­лым помещениям; что такое эстетичность ин­терьера. Уметь организовы­вать рабочее место и поддерживать его в порядке вовремя ра­боты. Поиск и выделение необходимой информации; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение выражать свои мысли. Понимать, по каким функциональным требова­ниям расположена ме­бель в вашей комнате; примеры цветового оформления интерьера квартиры.

Уметь рационально использовать жилое пространство; опреде­лять центр притяжения интерьера; проводить дизайн-анализ интерье­ра; выполнять эскиз жилого и рабочего по­мещения. Уметь ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, проводить исследования для нахождения необходимой информации диалог; участвовать в коллективном обсуждении темы.

Творческая проектная деятельность

11

Знать требования, предъявляемые при проектировании изде­лия; основные этапы проектирования; мето­ды конструирования; основы экономической оценки стоимости вы­полняемого проекта.

Уметь анализировать свойства объекта; де­лать экономическую оценку стоимости проекта.

Отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результатов творческого характера, организовать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений.

Знать существенные признаки нового тех­нического решения; основные требования защиты проектного за­дания.

Уметь оформлять по­яснительную записку к проектному заданию; выявлять преимущест­ва и недостатки проекта.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 раздел. Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов

Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующих годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов; шпон, фанера, пиломатериал. Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Знания необходимые для получения профессии. Физиологические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины, заплесневелость, деформация. . Виды декоративно- прикладного творчества. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно прикладном искусстве. Влияние технологий заготовки и обработки пиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.

Соединение деталей в полдерева Изготовление деталей ручным инструментом цилиндрической формы. Инструмент для данного вида работ.

Правила безопасной работы. Визуальный инструментальный контроль, качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД- 120М. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов и приспособлений, стамеска, рубанок, шерхебель. подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов и их заточка. Приемы работы на токарном станке. Правила безопасности при заточке, окрашивании. Защитная и декоративная отделка изделия.

2 раздел. Технология изготовления изделий из сортового проката.

Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металла и сплавов. Черные металлы и сплавы. Цветные металлы. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека Правила поведения в слесарной мастерской. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, шлицы, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Разметка заготовок из металлического сортового проката. Экономичность разметки. Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и приемы измерения штангенциркулем.

Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего инструмента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасности при резании металла слесарной ножовкой. Инструмент для рубки металла. Приемы и способы рубки металла на тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Правила безопасной работы. Опиливание металла. Инструмент для опиливания. Правила и приемы безопасного труда при опиливании. Назначение клепальных швов. Пайка как один из способов соединения металла. Отделка изделий из сортового проката. Назначение и принцип работы деталей машин с передачей. Условные обозначения передаточной пары


3 раздел. Эстетика и экология жилья.

Национальные традиции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Разделение помещения на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов семьи санитарно – гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения. Роль комнатных растений в интерьере квартиры.

4 раздел. Творческая проектная деятельность.

Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование. Первоначальные идеи, анализ, выбор, лучшей идеи. Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособление и материалы. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной конструкционной карты. Сборка и отделка изделия. Определение себестоимости проекта. Реализация продукции. Реклама.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  • что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой эле­ментарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на ок­ружающую среду и собственное здоровье;

  • виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

  • общее устройство слесарного верстака: правила и приемы пользования им при выпол­нении слесарных операций;

  • назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила

поль­зования ими при выполнении соответствующих операций;

  • основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используе­мым в них рабочим телам;

  • виды пиломатериалов;

  • возможности и использование ПЭВМ в процессе работы для выполнения необходи­мых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сбор­ки изделий;

  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

  • общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

  • виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;

  • уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать тре­буемую точность взаимного расположения поверхностей;

  • производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), вы­полнять основные ручные и станочные операции;

  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических дета­лей и деталей типа тел вращения;

  • разрабатывать содержание инструкционное-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ,

  • графически изображать основные виды механизмов передач;

  • находить необходимую техническую информацию, обрабатывать и использовать ее;

  • осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;

  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъ­являемые к детали;

  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на свер­лильном и токарном станках по дереву;

  • выполнять шиповые столярные соединения;

  • •'шлифовать и полировать плоские металлические поверхности; „

  • выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художествен­ной отделки древесины {шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и Лаками);

  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

Должны владеть компетенциями:

  • ценностно-смысловой;

  • деятельности;

  • социально-трудовой;

  • познавательно-смысловой;

  • информационно-коммуникативной;

  • межкультурной;

  • учебно-познавательной.

Способы решать жизненно-практические задачи:

  • вести экологически здоровый образ жизни;

  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;

  • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры; ухаживать за одеж­дой и обувью, соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
























Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Адаптированное содержание урока

Коррекционная направленность урока

01.09

Вводный урок. ТБ и СГТ

Содержание и организа­ция обучения техноло­гии в текущем году. Ор­ганизация рабочего мес­та. Ознакомление с ос­новными разделами про­граммы обучения.

Де­монстрация проектов, выполненных учащими­ся 6 класса в предшест­вующие годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Произ­водство пиломатериалов. Виды древесных материалов: пиломате­риалы, шпон, фанера.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

04.09

Планировка и интерьер

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

08.09

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Профессия столяра и плотника. Виды про­фессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности.


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

11.09

Заготовка древесины

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

15.09

Пороки древесины

Физические и техноло­гические свойства дре­весины. Технологиче­ские пороки древесины: механические повреж­дения, заплесневелость, деформация.


Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся

18.09

Пороки древесины

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

22.09

Производство и применение пиломатериалов

Виды декоративно-прикладного творчества (ДПТ) нашего региона. Знакомство с различны­ми видами резьбы по де­реву. Понятие об орна­менте, способы построе­ния и его роль в декора­тивно-прикладном искус­стве.


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

25.09

Производство и применение пиломатериалов

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

29.09

Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Влияние технологий заготовки и обработки лесопиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.


Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

02.10

Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

06.10

Чертеж детали и сборочный чертеж

Соединение деталей вполдерева. Изготовле­ние цилиндрических де­талей ручным инстру­ментом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной ра­боты. Визуальный и ин­струментальный кон­троль качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120М.


Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся

10.10

Чертеж детали и сборочный чертеж

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

13.10

Основы конструирования и моделирования изделий из девесины

Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных

работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества;

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

16.10

Основы конструирования и моделирования изделий из девесины

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

20.10

Соединение брусков

Организация рабочего места токаря. Подготов­ка заготовок к точению. Выбор ручных инстру­ментов, их заточка. Приемы работы на то­карном станке...


Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

23.10

Соединение брусков

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

27.10

Изготовление цилиндрических и конических деталей

Экономические расходы на изготовле­ние изделия. Визуаль­ный и инструменталь­ный контроль качества деталей. Выявление де­фектов и их устранение. Защитная и декоратив­ная отделка изделия.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

10.11

Изготовление художественных изделий по техническим рисункам и технологическим картам.


Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

13.11

Выжигание и роспись по дереву.


Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях

Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся

17.11

Выжигание и роспись по дереву.


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

20.11

Лакирование и окрашивание изделий.

Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

24.11

Лакирование и окрашивание изделий.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

27.11

Окончательная отделка и оценка изделия

Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

01.12

Окончательная отделка и оценка изделия

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

04.12

Металлы и сплавы, ос­новные техно­логические свойства

Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основ­ные технологические свойства металлов и сплавов. Черные ме­таллы. Цветные метал­лы. Влияние тех­нологий обработки материалов на окружаю­щую среду и здоровье человека. Правила пове­дения в слесарной мас­терской.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

08.12

Металлы и сплавы, ос­новные техно­логические свойства

Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся

11.12

Представления о геометриче­ской форме детали и спо­собах ее полу­чения

Графическое изображе­ние объемных деталей. Конструктивные элемен­ты деталей и их графи­ческое изображение: отверстия, пазы, фаски. Основные сведе­ния о видах проекций деталей на чертежах.


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

15.12

Представления о геометриче­ской форме детали и спо­собах ее полу­чения

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

18.12

Назначение ручных инст­рументов и приспособ­лений для из­готовления де­талей и изде­лий

На­значение и устройство слесарного инструмента. Устройство и назначе­ние штангенциркуля. Приемы измерения штангенциркулем.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

22.12

Устройство и применение штангенциркуля

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

25.12

Подбор и разметка металла

Разметка заготовок из сортового металличе­ского проката. Эконо­мичность разметки.


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

12.01

Подбор и разметка металла

Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся


15.01

Резание метал­ла слесарной ножовкой

Назначение и устройст­во слесарной ножовки. Правила замены режу­щего элемента. Приемы резания металла слесар­ной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесар­ной ножовкой.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

19.01

Резание метал­ла слесарной ножовкой

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

22.01

Рубка металла.

Инструменты для рубки металла. Приемы и спо­собы рубки металла в тисках. Снятие при­пуска в тисках. Разделе­ние металла на части в тисках. Разрубание ме­талла на части на плите. Правила безопасной работы.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

26.01

Рубка металла.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

29.01

Опиливание металла

Опиливание металла. Инструменты и приспо­собления для выполне­ния технологической операции по опилива­нию металла. Правила и приемы безопасного труда при опиливании.

Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся

02.02

Опиливание металла

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

05.02

Сверление заготовок из металла

Формирование представлений о сверлении сортового проката и других материалов на сверлильном станке. Правила и приёмы безопасной работы на сверлильном станке.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

09.02

Сверление заготовок из металла

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

12.02

Соединение деталей в изделии

Назначение клепальных швов. Инструменты и приспособления для клепки металла. Прави­ла техники безопасности при выполнении клепки. Заклёпка как один из спосо­бов соединения деталей из металлов. Инстру­мент и приспособления для выполнения пайки. Техника безопасности при выполнении работ при пайке металла.

Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся

16.02

Соединение деталей в изделии

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

19.02

Отделка изде­лий из металла

Отделка изделий из сор­тового проката. Отде­лочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

26.02

Отделка изде­лий из металла

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

01.03

Виды зубчатых передач. Примеры узлов

Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, ре­ечной). Ведомая и веду­щая шестерни. Переда­точное отношение.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

05.03

Виды зубчатых передач.

Примеры узлов

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

12.03

Условные графические обозначения на кинематиче­ских схемах зубчатых передач. Кинематическая схема токарного станка.

Условные обозначения зубчатой пары. Кинема­тическая схема токарно­го станка.


Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

16.03

Условные графические обозначения на кинематиче­ских схемах зубчатых передач. Кинематическая схема токарного станка.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

19.03

Краткие сведе­ния из истории архитектуры и интерьера

Интерьер жилых помещений.

Национальные тради­ции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

23.03

Краткие сведе­ния из истории архитектуры и интерьера

Интерьер жилых помещений.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

06.04

Рациональное размещение мебели и обо­рудования в помещении. Свет интерьер.

Разделение помещений на функциональные зо­ны. Свет й интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и по­требностей семьи и са­нитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления ин­терьера жилого помеще­ния. Декоративное ук­рашение помещения изделиями собственного изготовления. Исполь­зование декоративных растений для оформле­ния интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участ­ков. Роль комнатных растений в интерьере квартиры. Влияние ком­натных растений на микроклимат помеще­ния.

Развитие познавательной деятельности слабовидящих обучающихся


09.04

Рациональное размещение мебели и обо­рудования в помещении. Свет интерьер.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

13.04

Основные тре­бования к про­ектированию.

Элементы художественного конструирования.

Основы проектирования. Методы поиска инфор­мации об изделии и ма­териалах. Элементы ху­дожественного конст­руирования.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

16.04

Основные тре­бования к про­ектированию.

Элементы художественного конструирования.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

20.04

Выбор тем проектов на основе потреб­ностей и спро­са на рынке то­варов и услуг.

Определение потребно­сти. Краткая формули­ровка задачи. Исследо­вание.


Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

23.04

Выбор тем проектов на основе потреб­ностей и спро­са на рынке то­варов и услуг.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

27.04

Выбор и обоснование проекта.

Реализации проекта.

Исследование рынка и собственных возмож­ностей. Перечень крите­риев, которым должно удовлетворять изделие. Выбор тем проектов ^ на основе потребностей и спроса на рынке това­ров и услуг. Оценка сво­их материальных и про­фессиональных возмож­ностей в разработке и реализации проекта

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

04.05

Выбор и обоснование проекта.

Реализации проекта.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

07.05

Альтернатив­ные варианты проекта


Первоначальные идеи, анализ, выбор лучшей идеи.

Ручной и механический инструмент для выпол­нения проектного зада­ния. Физические и тех­нологические свойства материалов, приспособ­ления и оборудования.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

11.05

Выбор инст­румента, обо­рудования и материалов

Требования к выбору инструментов.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

14.05

Изготовления изделия.

Сборка и отделка.

Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического ри­сунка. Составление учебной инструкцион­ной карты. Сборка и от­делка изделия.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

18.05

Изготовления изделия.

Сборка и отделка.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

21.05

Изготовления изделия.

Сборка и отделка.

Повышение умений и навыков коммуникативной деятельности

25.05

Изготовления изделия.

Сборка и отделка.

Развитие адекватной самооценки, саморегуляции

28.05

Защита проекта. Оценка изделия. Реклама.

Определение конечной себестои­мости проекта. Поясни­тельная записка к проек­ту. Реализация продук­ции. Вывод. Оценка из­делия.


Развитие адекватной самооценки, саморегуляции
















Критерии оценки знаний и умений учащихся



Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся. Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология». Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля.

Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.

Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.

Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов технологии. В зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.

В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.

На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.  

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.









Нормы оценки практической работы

Организация труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.



Приемы труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).



Качество изделия (работы)

ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.

ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.












Учебное и учебно-методическое обеспечение


• Стенды и плакаты по технике безопасности;

• компьютерные слайдовые презентации;

• набор ручных инструментов и приспособлений;

• обору­дование для лабораторно-практических работ;

• набор макетов, машин, оборудования.


Список учебно-методической литературы

Учебно-методический комплект

1. Учебник «Технология» для учащихся 6 класса общеобразовательных организаций (Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. – М. : Вентана-Граф, 2014)

2. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.

3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/ Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.


Дополнительная литература

1. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2010. – № 3.

2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.

3. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 2009.

4. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 2008.

5. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.

6. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Интернет ресурсы по основным разделам технологи

  1. Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologi.su

  2. Сообщество взаимопомощи учителей: Pedsovet.su — http://pedsovet.su/load/212

  3. Образовательный сайт «ИКТ на уроках технологии»: http://ikt45.ru/

  4. Сообщество учителей технологии: http://www.edu54.ru/node/87333

  5. Библиотека разработок по технологии: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library

  6. Сайт «Лобзик»: http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/

  7. Сайт учителя технологии Трудовик 45: http://trudovik45.ru

  8. Сайт учителя-эксперта Технологии: http://technologys.info