Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
__________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н. Веремьева/ «___» __________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2018г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
2 в класс
Бурлаевой Анны Юрьевны, первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «___» августа 2018г.
Руководитель ШМО _________/И.Г.Пороховая/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «____» августа 2018г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «_____» августа 2018г.
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год
УМК:
Технология. Рабочие программы по учебнику Т.М.Геронимус. 1-4 классы: Автор-составитель А.Е. Беляева. Волгоград:Учитель, 2013.
- Технология. Маленький мастер. Учебник для 2 класса./ Т.М.Геронимус – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2018г.
-Технология: Я всё умею делать сам: рабочая тетрадь по трудовому обучению к учебнику для 2 класса./ Т.М.Геронимус – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2018г.
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология».
Технология изучается во 2 классе на уровне основного начального образования за счет часов обязательной части (1 ч.) учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа по технологии для 2 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение технологии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций;
• бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
• внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка;
• учебная и социальная мотивация.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника;
• самостоятельно объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• самостоятельно организовывать рабочее место;
• под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
• выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
• определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
• наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;
• сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
• группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
• анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
• ориентироваться в материале на страницах учебника;
w находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и ин-формацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
• делать выводы о результате совместной работы всего класса;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
• учиться слушать и слышать учителя и одноклассников совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
• уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
• развивать навыки сотрудничества;
• учиться выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
Планируемые результаты изучения технологии во 2 классе
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности.
Инструктаж по охране труда на уроках технологии.
Обучающийся научиться: анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия; использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Технология изготовления изделий из различных материалов.
Раздел 1. Работа с природным материалом, оригами.
Работа с природным материалом.
Обучающийся научиться:
Познакомиться со свойствами копировальной бумаги.
Применять копировальную бумагу в работе над поделками.
Расширять представление об аппликации из природных материалов. Повторить технологию капельного наклеивания семян.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план.
Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с бумагой.
Организовывать рабочее место.
Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы.
Составлять план изготовления по иллюстрации в рабочей тетради.
Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия.
Узнать способы соединения деталей из природных материалов.
Осваивать технологию изготовления объемного изделия из природных материалов.
Познакомиться с новым видом природного материала – соломкой из разных видов злаков.
Подготавливать соломку к работе.
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.
Работать с учебником, рассуждать, предлагать варианты композиций.
Определять задачи, обсуждать ход работы, этапы выполнения проекта.
Контролировать и корректировать свою работу по плану.
Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.
Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.
Оригами.
Обучающийся научиться:
Выполнять плетение из полосок бумаги. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.
Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям.
Расширить представления о свойствах пластика. Размечать деталь по месту.
Выполнять изготовление изделия с щелевым замком, определять приёмы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы
ножницами.
Познакомиться с новым приемом работы с бумагой – скручиванием.
Выполнять поделки в технике торцевания.
Обучающийся получит возможность научиться:
Составлять план работы и заполнять технологическую карту.
Использовать материалы учебника и собственные знания.
Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления.
Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой.
Самостоятельно планировать свою деятельность.
Раздел 2. Работа с бумагой.
Использовать приёмы работы с бумагой, картоном, оформлять изделие.
Составлять самостоятельно план работы над изделием, контролировать и корректировать работу по плану.
Использовать навыки работы с бумагой, выполнять детали изделия по шаблону.
Узнать одно из свойств бумаги – пластичность.
Сравнивать пластичность разных видов бумаги.
Проговаривать план работы над изделием и изготавливать поделку из бумаги «Люстру».
Расширить представление о круге как геометрической фигуре.
Распознавать круг и его части в изделиях.
Соблюдать правила безопасной работы с циркулем.
Понимать значимость этих профессий.
Использовать умения работать с рабочей тетрадью, выполнять поделку - «Зимнее солнышко» по инструкции.
Обобщить понятие «прямоугольник».
Выполнять разметку прямоугольника.
Приводить свои примеры прямоугольных предметов и вещей.
Уточнять технологию изготовления поделки.
Использовать умения работать с рабочей тетрадью, выполнять поделку - «Фонарик» по инструкции.
Познакомиться с термином «гофрирование».
Узнать, какие свойства приобретает лист бумаги, сложенный гармошкой.
Делать из прямоугольных листов бумаги гофрированные детали.
Использовать полученные заготовки для изготовления игрушек.
Использовать умения работать с рабочей тетрадью, выполнять поделку - «Птица» по инструкции.
Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения.
Самостоятельно оформлять готовое изделие.
Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок.
Создавать разные изделия на основе одной технологии.
Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных украшений и традициях празднования Нового года.
Оформлять праздничный стол, место для каждого гостя.
Складывать красиво праздничные салфетки.
Подписывать настольные карточки.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Оценивать качество выполнения работы.
Раздел 3. Работа с тканью.
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Осваивать строчку косых стежков.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.
Выполнять шов «вперед иголку».
Делать выкройку для простейших изделий.
Выкраивать детали.
Составлять самостоятельно план выполнения работы.
Выполнить раскрой деталей пальчиковой куклы и отделочных деталей.
Выполнять петельный шов и шов «через край».
Завязывать узелок на нитке.
Закреплять нитку в конце шва.
Соблюдать правила безопасной работы с иголкой и ножницами.
Познакомиться с одним из видов отделки изделий – вышивкой, со стебельчатым швом.
Узнать способы перевода рисунка на ткань, материалы и инструменты для вышивки.
Выполнять стебельчатый шов.
Переводить рисунок на ткань.
Разматывать мулине, закреплять нитку без узелка.
Использовать умения работать с иглой, ножницами.
Исследовать виды, свойства и состав тканей, а также свойства искусственной кожи.
Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон.
Склеивать детали из ткани, правильно сушить изделия.
Раздел 4. Работа с разными материалами.
Применять правила безопасной работы с ножницами.
Познакомиться с понятиями «сектор», «дуга».
Закрепить навыки работы с циркулем.
Делить круг на части складыванием.
Выполнять поделки из круглой заготовки.
Делить круг на части складыванием.
Выполнять поделки из круглой заготовки.
Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.
Оценивать работу по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
Систематизировать знания о видах природных материалов для аппликаций.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план.
Анализировать с помощью учителя способы изготовления объемных изделий из природных материалов. Использовать приёмы работы с природными материалами и новым инструментом – напильником.
Узнать технику работы с соломкой.
Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия.
Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.
Оценивать работу по заданным критериям.
Узнать правила раскроя деталей изделия, понятия «выкройка», «крой».
Использовать приёмы работы с тканью.
Оценка планируемых результатов
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока, выполнили практическую работу;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы контроля:
- творческая работа;
- выставка работ;
- защита проекта;
- тест.
Критерии и система оценки творческой работы
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамент (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными, различными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерий оценки практического задания:
«5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
«4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;
«3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Критерий оценки тестовой работы:
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
- «5» – 10 - 9 выполненных задания.
- «4» – 8 - 7 выполненных заданий.
- «3» – 6 - 5 выполненных задания.
- «2» – менее 5 выполненных задания.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы |
1. | Раздел 1. Работа с природным материалом, оригами. | 9ч | |
2. | Раздел 2. Работа с бумагой. | 7ч | |
3. | Раздел 3.Работа с тканью. | 6ч | |
4. | Раздел 4. Работа с разными материалами. | 12ч | 1 |
| Итого: | 34 | 1 |
Структура содержания учебного предмета «Технология» во 2 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Работа с природным материалом, оригами. (9ч)
Использование различных природных материалов. Ключевые понятия: изделие, материал, инструмент, операция. Использование копировальной бумаги. Разметка квадрата, треугольника. Чтение схем. Соединение объёмных деталей. Техника работы с соломкой.
Чему мы будем учиться на уроках «Технологии». И по ОТнструктаж: «Правила безопасной работы с природными материалами». Аппликация из крылаток. (1ч)
Аппликации в рамках. (1ч)
Оригами. Базовая форма квадрат. «Рыбка». (1ч)
Оригами. Базовая форма треугольник. «Лидочка». (1ч)
Соединение объёмных деталей из шишек. «Медвежонок». (1ч)
Соломенное царство. Аппликация «Цветы». (1ч)
Коллективная работа «Осень в лесу». (2ч)
Рамочка для фотографий, крашенная природными материалами. (1ч)
Раздел 2. Работа с бумагой. (7ч)
Изготовление поделок из геометрических материалов. Чтение эскизов. Выполнение разметок и соединение бумажных деталей. Разграничивать понятия: «согнуть», «изогнуть», «сложить». Работа с гофрированной бумагой.
Инструктаж о ОТ: «Правила безопасной работы при работе с бумагой». Готовимся к празднику. «Хлопушка». (1ч)
Готовимся к празднику. «Фонтанчик». (1ч)
Разборная ёлочка. (1ч)
Настольная карточка, салфетница для праздничного стола. (1ч)
Новогодние фонарики. Гирлянда. (1ч)
Гофрируем прямоугольники. Веер. (1ч)
Помогаем украшать праздничный стол. (1ч)
Раздел 3. Работа с тканью. (6ч)
Понятия: «швы», «стежки», «шитьё», «сшивание», «выкройка». Познакомиться с видами соединения материалов и деталей. Виды швов: «вперёд иголку», «через край». Изготовление вышитой салфетки. Саамский узор.
Инструктаж по ОТ: правила безопасной работы на уроках «Работа с тканью». Учимся шить. Швы и стежки. (1ч)
Изготовление выкройки. «Снеговик». (1ч)
Шитьё пальчиковой куколки. (1ч)
Виды швов. (1ч)
Профессия «вышивальщица». Вышивание салфетки. (1ч)
Украшение варежки саамским узором. (1ч)
Раздел 4. Работа с разными материалами. (12ч)
Деление круга, вырезание симметричных деталей. Соединение: щелевой замок и соединение деталей с помощью «щелевого замка». Торцевая аппликация. Свойства поролона. Конструирование из коробков. Учить выполнять эскиз. Работа с соломкой: изготовление ленточек, правила разметки на просвет, технология изготовления аппликации(плоской, выпуклой. Используемый материал: фантики, пластик, яичная скорлупа, поролон, коробки.
Инструктаж о ОТ: «Правила безопасной работы на уроках «Работа с разными материалами». Игольница «Лилия». (1ч)
Выпуклая аппликация. «Ночной город». (1ч)
Плетёные изделия из фантиков. (1ч)
Поделки из пластика. «Пластиковый цветок». (1ч)
Закладка «Бабочка». (1ч)
Подарки из яичной скорлупы. Пасхальное яйцо. (1ч)
Поролон и его свойства. (1ч)
Поделки из поролона. Игрушка «Сова». (1ч)
Разметка выкройки и обтягивание бумагой коробка. Игрушка «Барбос». (1ч)
Поделки из коробков. Игрушка «Лягушонок». (1ч)
Поделки из коробков. Игрушка «Лягушонок». Промежуточная аттестация. Тестирование(1ч)
Макет «Многоэтажный дом» (из спичечных коробков). (1ч)
Календарно - тематическое планирование
по технологии во 2 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – ____.
№ п/п | Содержание учебного материала | Дата по плану | Дата по факту |
| Раздел 1. Работа с природным материалом, оригами (9ч). | | |
-
| Чему мы будем учиться на уроках «Технологии». Инструктаж ОТ: «Правила безопасной работы с природными материалами». Аппликация из крылаток. | | |
-
| Аппликации в рамках. | | |
-
| Оригами. Базовая форма квадрат. «Рыбка». | | |
-
| Оригами. Базовая форма треугольник. «Лидочка». | | |
-
| Соединение объёмных деталей из шишек. «Медвежонок». | | |
-
| Соломенное царство. Аппликация «Цветы». | | |
-
| Коллективная работа «Осень в лесу». | | |
-
| Коллективная работа «Осень в лесу». | | |
-
| Рамочка для фотографий, крашенная природными материалами. | | |
| Раздел 2. Работа с бумагой. (7ч) | | |
-
| Инструктаж по ОТ: «Правила безопасной работы при работе с бумагой». Готовимся к празднику. «Хлопушка». | | |
-
| Готовимся к празднику. «Фонтанчик». | | |
-
| Разборная ёлочка. | | |
-
| Настольная карточка, салфетница для праздничного стола. | | |
-
| Новогодние фонарики. Гирлянда. | | |
-
| Гофрируем прямоугольники. Веер. | | |
-
| Помогаем украшать праздничный стол. | | |
| Раздел 3. Работа с тканью. (6ч) | | |
-
| Инструктаж по ОТ: правила безопасной работы на уроках «Работа с тканью». Учимся шить. Швы и стежки. | | |
-
| Изготовление выкройки. «Снеговик». | | |
-
| Шитьё пальчиковой куколки. | | |
-
| Виды швов. | | |
-
| Профессия «вышивальщица». Вышивание салфетки. | | |
-
| Украшение варежки саамским узором. | | |
| Раздел 4. Работа с разными материалами. (12ч) | | |
-
| Инструктаж по ОТ «Правила безопасной работы на уроках «Работа с разными материалами». Игольница «Лилия». | | |
-
| Выпуклая аппликация. «Ночной город». | | |
-
| Плетёные изделия из фантиков. | | |
-
| Поделки из пластика. «Пластиковый цветок». | | |
-
| Закладка «Бабочка». | | |
-
| Подарки из яичной скорлупы. Пасхальное яйцо. | | |
-
| Поролон и его свойства. | | |
-
| Поделки из поролона. Игрушка «Сова». | | |
-
| Разметка выкройки и обтягивание бумагой коробка. Игрушка «Барбос». | | |
-
| Поделки из коробков. Игрушка «Лягушонок». | | |
-
| Поделки из коробков. Игрушка «Лягушонок». Промежуточная аттестация. Тест. | | |
-
| Макет «Многоэтажный дом» (из спичечных коробков). | | |
Примечания:_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Геронимус, Т. М. Маленький мастер : учебник для 2 класса /
Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2018г.
Геронимус, Т. М. Я всё умею делать сам : учебник-тетрадь для 2 класса / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2018г .
Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием : метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1–4 классы / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2007.
Геронимус, Т. М. Уроки технологии во 2 классе : метод. пособие /
Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2007.
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
Большая детская энциклопедия. http://www.mirknig.com/;
Детские электронные презентации. http://viki.rdf.ru/;
Большая Детская Энциклопедия. Литература. http://www.booklinks.ru/.
Сайты для учителя:
1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
3. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
5. Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://www.nachalka.com.