Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей;
- развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технологи» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнения различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- планирование и регуляция своей деятельности;
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ);
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и других базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок выполняемых технологических процессов;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления;
- умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты освоение учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
- осознание роли сущности технологической культуре и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, информации, природных объектов;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации ИКТ в современном производстве;
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладения средствами и формами графического отображения объектов; методами чтения технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- применение элементов экономии при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
- интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
- аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- овладение устной и письменной речью;
- публичная презентация и защита проекта изделия;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа состоит из разделов (модулей):
Кулинария - 12 ч.
Вводный инструктаж по охране руда и технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технологии». Физиология питания.
Мясо и мясные продукты. Виды мясного сырья.
Механическая и тепловая обработка мяса.
Кисломолочные продукты. Блюда из кисломолочных продуктов.
Мучные изделия. Приготовление изделий из пресного теста.
Заготовка продуктов. Домашнее консервирование. Стерилизованные консервы.
Приготовление обеда в походных условиях. Контрольная работа по теме «Кулинария».
Материаловедение - 4 ч.
Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них.
Нетканые материалы из химических волокон. Уход за одеждой. Тест по теме «Материаловедение».
Основы машиноведения – 4 ч.
Применение зигзагообразной строчки. Приспособления к швейной машине.
Машинные швы. Применение машинных швов. Выполнение машинных швов.
Проектирование и изготовление плечевого изделия (ночная сорочка) – 32 ч.
Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Силуэт и стиль в одежде. Зарисовка моделей ночной сорочки.
Правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки. Снятие мерок. Запись результатов измерений.
Последовательность построения чертежа основы ночной сорочки в М 1:4 и в натуральную величину.
Построение чертежа ночной сорочки в М 1:4.
Особенности моделирования плечевых изделий.
Моделирование изделия выбранного фасона.
Назначение швов: стачных и краевых. Конструкция швов, их условное обозначение, технология выполнения.
Подготовка ткани к раскрою. Приемы раскладки выкройки на ткани. Раскрой юбки.
Подготовка ткани к раскрою. Технология раскроя. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани.
Подготовка деталей кроя к обработке.
Обработка деталей кроя.
Порядок проведения примерки, исправление недочетов. Скалывание и сметывание деталей кроя.
Обработка вытачек, плечевых и боковых срезов.
Соединение деталей изделия машинными швами.
Способы обработки выреза горловины изделия.
Обработка горловины подкройной обтачкой.
Способы обработки пройм изделия. Обработка пройм косой бейкой.
Обработка срезов рукавов и нижнего среза изделия швом в подгибку с закрытым срезом. Обработка срезов рукавов и низа изделия.
Влажно-тепловая обработка изделия. Проверка качества работы.
Оформление теоретической части творческого проекта «Ночная сорочка». Аналитический и технологический этапы.
Защита творческих проектов. Контрольный этап. (обобщающий урок).
Основы вязания на спицах – 10 ч.
Первоначальные приёмы вязания на спицах. Инструменты и материалы для вязания на спицах.
Основные виды петель. Элементы вязания на спицах.
Вязание полотна. Лицевые и изнаночные петли.
Вязание образцов узоров и рисунков вязания на спицах. Узор «простая английская резинка». Узор «ёлочка».
Вязание образцов узоров и рисунков вязания на спицах. Узор «сетка». Узор «шахматка».
Повторение – 8 ч.
Повторение темы «Домашнее питание». Мясо и его питательная ценность.
Повторение темы «Основы материаловедения». Химические волокна.
Повторение темы «Основы машиноведения». Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы |
1 | Кулинария | 12 |
2 | Материаловедение | 4 |
3 | Основы машиноведения | 4 |
4 | Проектирование и изготовление плечевого изделия (ночная сорочка) | 32 |
5 | Основы вязания на спицах | 10 |
6 | Повторение | 8 |
Итого: | 70 |
Календарно - тематическое планирование уроков технологии
в 7 классе
(2 часа в неделю, 70 часов в год)
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Кулинария – 12 часов |
1 | Вводный инструктаж по охране руда и технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технологии». | 1 | | |
2 | Физиология питания. | 1 | | |
3 | Мясо и мясные продукты. Виды мясного сырья. Механическая и тепловая обработка мяса. | 1 | | |
4 | Мясо и мясные продукты. Виды мясного сырья. Механическая и тепловая обработка мяса. | 1 | | |
5 | Кисломолочные продукты. | 1 | | |
6 | Блюда из кисломолочных продуктов. | 1 | | |
7 | Мучные изделия. | 1 | | |
8 | Приготовление изделий из пресного теста. | 1 | | |
9 | Заготовка продуктов. | 1 | | |
10 | Домашнее консервирование. Стерилизованные консервы. | 1 | | |
11 | Приготовление обеда в походных условиях. | 1 | | |
12 | Контрольная работа по теме «Кулинария». | 1 | | |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Материаловедение - 4 часа |
13 | Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них. | 1 | | |
14 | Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них. | 1 | | |
15 | Нетканые материалы из химических волокон. Уход за одеждой. | 1 | | |
16 | Тест по теме «Материаловедение». | 1 | | |
Основы машиноведения - 4 часа |
17 | Применение зигзагообразной строчки. Приспособления к швейной машине. | 1 | | |
18 | Применение зигзагообразной строчки. Приспособления к швейной машине. | 1 | | |
19 | Машинные швы. Применение машинных швов. | 1 | | |
20 | Выполнение машинных швов. | 1 | | |
Проектирование и изготовление плечевого изделия (ночная сорочка). Оформление творческого проекта «Ночная сорочка» - 32 часа |
21 | Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Силуэт и стиль в одежде. | 1 | | |
22 | Зарисовка моделей ночной сорочки. | 1 | | |
23 | Правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки. | 1 | | |
24 | Снятие мерок. Запись результатов измерений. | 1 | | |
25 | Последовательность построения чертежа основы ночной сорочки в М 1:4 и в натуральную величину. | 1 | | |
26 | Построение чертежа ночной сорочки в М 1:4 | 1 | | |
27 | Особенности моделирования плечевых изделий. | 1 | | |
28 | Моделирование изделия выбранного фасона. | 1 | | |
29 | Назначение швов: стачных и краевых. | 1 | | |
30 | Конструкция швов, их условное обозначение, технология выполнения. | 1 | | |
31 | Подготовка ткани к раскрою. Приемы раскладки выкройки на ткани. | 1 | | |
32 | Раскрой юбки. | 1 | | |
33 | Подготовка ткани к раскрою. Технология раскроя. | 1 | | |
34 | Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. | 1 | | |
35 | Подготовка деталей кроя к обработке. | 1 | | |
36 | Обработка деталей кроя. | 1 | | |
37 | Порядок проведения примерки, исправление недочетов. | 1 | | |
38 | Скалывание и сметывание деталей кроя. | 1 | | |
39 | Обработка вытачек, плечевых и боковых срезов. | 1 | | |
40 | Соединение деталей изделия машинными швами. | 1 | | |
41 | Способы обработки выреза горловины изделия. | 1 | | |
42 | Обработка горловины подкройной обтачкой. | 1 | | |
43 | Способы обработки пройм изделия. | 1 | | |
44 | Обработка пройм косой бейкой. | 1 | | |
45 | Обработка срезов рукавов и нижнего среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом. | 1 | | |
46 | Обработка срезов рукавов и низа изделия. | 1 | | |
47 | Влажно-тепловая обработка изделия. | 1 | | |
48 | Проверка качества работы. | 1 | | |
49 | Оформление теоретической части творческого проекта «Ночная сорочка». Аналитический этап. | 1 | | |
50 | Оформление теоретической части творческого проекта «Ночная сорочка». Технологический этап. | 1 | | |
51 | Защита творческих проектов. | 1 | | |
52 | Контрольный этап. (обобщающий урок). | 1 | | |
Декоративно-прикладное творчество. Основы вязания на спицах - 10 часов |
53 | Первоначальные приёмы вязания на спицах. | 1 | | |
54 | Инструменты и материалы для вязания на спицах. | 1 | | |
55 | Основные виды петель. | 1 | | |
56 | Элементы вязания на спицах. | 1 | | |
57 | Вязание полотна. | 1 | | |
58 | Лицевые и изнаночные петли. | 1 | | |
59 | Вязание образцов узоров и рисунков вязания на спицах. Узор «простая английская резинка». | 1 | | |
60 | Вязание образцов узоров и рисунков вязания на спицах. Узор «ёлочка». | 1 | | |
61 | Вязание образцов узоров и рисунков вязания на спицах. Узор «сетка». | 1 | | |
62 | Вязание образцов узоров и рисунков вязания на спицах. Узор «шахматка». | 1 | | |
Повторение - 8 часов |
63 | Повторение темы «Домашнее питание». Мясо и его питательная ценность. | 1 | | |
64 | Повторение темы «Домашнее питание». Мясо и его питательная ценность. | 1 | | |
65 | Повторение темы «Основы материаловедения». Химические волокна. | 1 | | |
66 | Повторение темы «Основы материаловедения». Химические волокна. | 1 | | |
67 | Повторение темы «Основы машиноведения». | 1 | | |
68 | Повторение темы «Основы машиноведения». | 1 | | |
69 | Выставка творческих работ. | 1 | | |
70 | Итоговое занятие. | 1 | | |
Итого: | 70 |