Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования инауки РФ от 17.12.2010г. №1897) с изменением и дополнением, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШК №33 им. генерал-полковника И.Т.Коровникова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Обслуживающий труд. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред.О.А Кожиной
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, создает механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности.
Информация о количестве учебных часов. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа имеет целью формирование представлений обучающихся о составляющих техносферы, о современном производстве и распространённых в нём технологиях. Способствует решению следующих задач обучения:
- ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
- обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
- формирование общетрудовых действий по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требования дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатами их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Культура эргономика и эстетика труда;
Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
Основы черчения, графики и дизайна;
Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
Знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровья человека;
Творческая, проектно-исследовательская деятельность;
Технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространенные технологии современного производства
Новизна данной программы определяется тем, что в ней предусмотрено формирование и развитие универсальных учебных действий.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея_тельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
* трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
* умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучае_мым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
* навыками применения распространённых ручных инстру_ментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры тру_да, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независи_мо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:
* с основными технологическими понятиями и характери_стиками;
* технологическими свойствами и назначением материалов;
* назначением и устройством применяемых ручных инстру_ментов, приспособлений, машин и оборудования;
* видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
* видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных техноло_гий обработки материалов и получения продукции на окру_жающую среду и здоровье человека;
* профессиями и специальностями, связанными с обработ_кой материалов, созданием изделий из них, получением про_дукции;
* со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; выполнять по установленным нормативам следующие
трудовые операции и работы:
* рационально организовывать рабочее место;
* находить необходимую информацию в различных источ_никах;
* применять конструкторскую и технологическую докумен_тацию;
* составлять последовательность выполнения технологи_ческих операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
* выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инстру_менты и оборудование для выполнения работ;
* конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
* выполнять по заданным критериям технологические опе_рации с использованием ручных инструментов, приспособ_лений, машин, оборудования, электроприборов;
* соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользова_ния ручными инструментами, приспособлениями, машина_ми, электрооборудованием;
* осуществлять визуально, а также доступными измеритель_ными средствами и приборами контроль качества изготов_ляемого изделия или продукта;
* находить и устранять допущенные дефекты;
* проводить разработку творческого проекта по изготов_лению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
* планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и усло_вий;
■ распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практи_
ческой деятельности и повседневной жизни в целях:
* понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
* развития творческих способностей и достижения высо_ких результатов преобразующей творческой деятельности;
* получения технико-технологических сведений из разно_образных источников информации;
* организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
* создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
* изготовления изделий декоративно-прикладного искус_ства для оформления интерьера;
* контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
* выполнения безопасных приёмов труда и правил электро_безопасности, санитарии, гигиены;
* оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
■ построения планов профессионального самоопределения
и трудоустройства.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 68 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В 6 классах —2 ч в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 6 классе
Личностные результаты:
* бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
* готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
* проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметные результаты :
* алгоритмизированное планирование процесса познава_тельно-трудовой деятельности;
* определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
* комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
* выражение желания учиться и трудиться в промышлен_ном производстве для удовлетворения текущих и перспектив_ных потребностей;
* развитие трудолюбия и ответственности за качество сво_ей деятельности;
* овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
* самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
* становление самоопределения в выбранной сфере буду_щей профессиональной деятельности;
* осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
* проявление инновационного подхода к решению учеб_ных и практических задач в процессе моделирования изделия ;
* поиск новых решений возникшей технической или ор_ганизационной проблемы;
* самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
* виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
* приведение примеров, подбор аргументов, формулиро_вание выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письмен_ной форме результатов своей деятельности;
* выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
* выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энцикло_педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
* использование дополнительной информации при про_ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познаватель_но-трудовой деятельности с другими ее участниками;
* объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
* оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани_ям и принципам;
* диагностика результатов познавательно-трудовой дея_тельности по принятым критериям и показателям;
* обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
* соблюдение норм и правил культуры труда в соответ_ствии с технологической культурой производства;
* соблюдение норм и правил безопасности познаватель_но-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
* рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро_вания и создания объектов труда;
* оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
* ориентация в имеющихся и возможных средствах и тех_нологиях создания объектов труда;
* владение алгоритмами и методами решения организа_ционных и технико-технологических задач;
* классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объек_тов живой природы и социальной среды, а также соответству_ющих технологий промышленного производства;
* распознавание видов, назначения материалов, инстру_ментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
* владение кодами и методами чтения и способами гра_фического представления технической, технологической и инструктивной информации;
* применение общенаучных знаний по предметам естест_венно-математического цикла в процессе подготовки и осу_ществления технологических процессов для обоснования и ар_гументации рациональности деятельности;
В трудовой сфере:
* планирование технологического процесса и процесса труда;
* подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
* проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
* подбор инструментов и оборудования с учетом требова_ний технологии и материально-энергетических ресурсов;
* проектирование последовательности операций и состав_ление операционной карты работ;
* выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
* соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар_ной безопасности, правил санитарии и гигиены;
* соблюдение трудовой и технологической дисципли_ны;
* обоснование критериев и показателей качества проме_жуточных и конечных результатов труда;
* подбор и применение инструментов, приборов и обо_рудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова_нием контрольных и измерительных инструментов;
* выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
* документирование результатов труда и проектной дея_тельности;
* расчет себестоимости продукта труда;
*
В мотивационной сфере:
* оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
* оценивание своей способности и готовности к пред_принимательской деятельности;
* выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждени_ях начального профессионального или среднего специального обучения;
* выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
* согласование своих потребностей и требований с по_требностями и требованиями других участников познаватель_но-трудовой деятельности;
* осознание ответственности за качество результатов труда;
* наличие экологической культуры при обосновании объ_екта труда и выполнении работ;
* стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
* дизайнерское проектирование изделия или рациональ_ная эстетическая организация работ;
* моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
* разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
* эстетическое и рациональное оснащение рабочего мес_та с учетом требований эргономики и научной организации труда;
* рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со_держание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
* формирование рабочей группы для выполнения проек_та с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
* оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
* публичная презентация и защита проекта изделия
В физиолого-психологической сфере:
* развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
* достижение необходимой точности движений при вы_полнении различных технологических операций;
* соблюдение требуемой величины усилия, приклады_ваемого к инструменту, с учетом технологических требований;
* сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Тематическое планирование
Разделы и темы программы | Кол-во часов | Виды контроля |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | |
Элементы материаловедения | 4 | Практические работы |
Элементы машиноведения | 4 | Практические работы |
Конструирование и моделирование швейных изделий | 6 | Практические работы |
Технология изготовления швейных изделий | 14 | Практические работы |
Рукоделие. Художественные ремесла | 10 | Практические работы |
Творческий проект | 10 | Защита проекта |
Кулинария | 16 | |
Физиология питания | 2 | Практические работы |
Сервировка стола,этикет | 2 | Практические работы |
Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 4 | Практические работы |
Блюда из круп ,бобовых и макаронных изделий | 2 | Практические работы |
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря | 2 | Практические работы |
Приготовление обеда в походных условиях | 2 | Практические работы |
Заготовка продуктов | 2 | Практические работы |
Технология ведения дома | 2 | |
Уход за одеждой и обувью | 2 | Практические работы |
Электротехнические работы | 2 | |
Бытовые электроприборы | 2 | Практические работы |
| | |
ИТОГО | 68 | |
| | |
Поурочное тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. | Практическая часть программы | Виды деятельности |
1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38ч) |
1.1 | Элементы материаловедения | 4 | | |
| Натуральные волокна растительного и животного происхождения. Шерстяные и шелковые ткани. | | Знакомство со способами получения шерстяных и шелковых тканей. | Познавательные: -осуществлять расширенный поиск информации; -переводить информацию в разные формы предъявления; -создавать творческий продукт. Регулятивные: -принимать и сохранять учебное задание; -соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным; Коммуникативные: - оценивать собственные возможности для выполнения задания. |
| Свойства шерстяных и шелковых тканей. Лицевая и изнаночная стороны. Дефекты тканей. | | Знакомство со свойствами шерстяных и шелковых тканей. |
| П.р. "Исследование волокнистого состава натуральных тканей." | | Определение вида тканей. |
| Ткацкие переплетения (атласное, саржевое, сатиновое) | | Знакомство с атласным, саржевым и сатиновым переплетениями. |
1.2 | Элементы машиноведения | 4 | | |
| Машиноведение . Регуляторы ШМ. | | Знакомство с регуляторами швейной машины. | Познавательные: -выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений. - планирование технологического процесса и процесса труда; - выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Регулятивные: - организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;- соблюдение безопасных приёмов труда, трудовой и технологической дисциплины; Коммуникативные: -способность к коллективному решению творческих задач; -способность бесконфликтного общения в коллективе. |
| Дефекты машинной строчки и способы их устранения. | | Устранение различных дефектов машинной строчки. Установка игл. |
| Машинные швы | | Выполнение образцов настрочного и расстрочного швов. |
| Машинные швы | | Выполнение образца двойного шва. |
1.3 | Конструирование и моделирование | 6 | | |
| Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. | | Снятие мерок для построения. | Познавательные: -рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; -осуществлять расширенный поиск информации; -определять значение и смысл термина; -владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; Регулятивные: -оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. - умение самостоятельноконтролировать своё время и управлять им; - осознание ответственности за качество результатов труда Коммуникативные: -выбирать знаковые системы и средства для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; -овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; -уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы. |
| Расчет величин для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Построение чертежа плечевого изделия в М1:4. | | Построение чертежа плечевого изделия в масштабе. |
| Построение чертежа плечевого изделия с цельное родным рукавом в натуральную величину. | | Построение чертежа плечевого изделия в натуральную величину. |
| Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом.Особенности построения обтачки. | | Построение обтачки. |
| Моделирование плечевого изделия с цельнокроенным рукавом. | | Выполнение моделирования изменением длины, моделированием какетки. |
| Моделирование горловины. Построение обтачки. | | Выполнение моделирования изменением формы выреза горловины. Построение обтачки по выбранной форме. |
1.4 | Технология изготовления | 14 | | |
| Подготовка выкройки и ткани к раскрою. | | Оформление выкройки. ВТО ткани. | Познавательные: -оценка технологических свойств материалов и областей их применения; -распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; -владеть методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; -соблюдение безопасные приёмов труда, правил санитарии и гигиены; -выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений. Регулятивные: - организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; -стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов; - уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; -уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осознание ответственности за качество результатов труда Коммуникативные: -способность бесконфликтного общения в коллективе |
| Раскладка выкройки на ткани . Раскрой изделия. | | Раскладка выкройки на ткани . Раскрой изделия. |
| Подготовка деталей кроя к обработке. | | Прокладывание контурных и контрольных линий. |
| Примерка и устранение дефектов. | | Устранение дефектов после примерки. |
| Обработка плечевых швов. | | Поузловая обработка. |
| Подготовка обтачки горловины. | | Поузловая обработка. |
| Соединение обтачки с горловиной. | | Поузловая обработка. |
| Соединение обтачки с горловиной. | | Поузловая обработка. |
| Обработка низа рукавов. | | Поузловая обработка. |
| Обработка боковых швов. | | Поузловая обработка. |
| Обработка боковых швов. Обработка низа изделия. | | Поузловая обработка. |
| Обработка низа изделия. | | Поузловая обработка. |
| Окончательная отделка изделий. | | Определение качества готового изделия. |
| Особенности ВТО. Контроль и оценка качества готового изделия. | | ВТО. Расчет себестоимости. |
1.5 | Рукоделие.Художественные ремесла | 10 | | |
| Лоскутное шитьё. Материалы, инструменты, приспособления,шаблоны. | | Знакомство с историей возникновения лоскутного шитья, материалами, инструментами и приспособлениями. | Познавательные: -распознавание видов лоскутного шитья, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в лоскутном шитье; -соблюдение норм и правил безопасности труда; Регулятивные: - использовать приобретённые знания в практической деятельности; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - представлять результат своей деятельности; Коммуникативные -способность прийти на помощь товарищу; -публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии; -способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива. Познавательные: - рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; -оценка технологических свойств материалов и областей их применения; -распознавание видов инструментов и их технологических возможностей. - самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства Регулятивные: - организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; -стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов; - уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; -осознание ответственности за качество результатов труда Коммуникативные: -способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива. |
| П-р. Изготовление шаблонов из картона. | | Изготовление шаблонов. |
| Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. | | Знакомство с технологией соединения деталей. |
| П-р. Раскрой деталей и соединение их между собой. | | Раскрой деталей и их соединение. |
| Выбор и изготовление изделия. | | Выбор изделия. |
| П-р. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья. | | Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. |
| Орнамент.Стилизация.Украшение одежды. | | Знакомство с понятиями орнамент, стилизация, видами орнамента. |
| Изделия из бисера.Вышивка.Виды счетной вышивки. П.р. Перевод рис. на полотно.Шитье впрокол. | | Знакомство с вышивкой биссером. Освоение техники перевода рисунка на полотно. Знакомство с техникой "шитьё в прокол". |
| П.р.Шитье вприкреп. Шитье по счету. | | Освоение техники вышивки "вприкреп" и "по счету". |
| П.р.Бахрома и фестоны из бисера. | | Изготовление бахромы и фестонов из биссера. |
2 | Творческий проект (10ч) | 10 | | |
| Выдвижение идей для продвижения проекта. | | | Познавательные: -выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость; -планирование технологического процесса и процесса труда; - документирование результатов труда и проектной деятельности Регулятивные: -принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным; -планировать свою деятельность; -оценивать результат деятельности и вносить необходимые коррективы; - определять наиболее эффективные способы достижения результата Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию,аргументировать свою точку зрения; -формулировать вопросы, понятные собеседнику; -отображать в речи содержание совершаемых действий; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
| Поиск идей решения поставленной задачи. | | |
| Требования к готовому изделию. | | |
| Выбор модели проектного изделия. | | |
| Экономическая оценка изделия. | | |
| Подсчет материальных затрат на изготовление изделия. | | |
| Разработка технологической карты на изготовление изделия. | | |
| Изготовление изделия. | | |
| Контроль качества изделия. | | |
| Презентация готовых проектов. | | |
3. Кулинария (16ч) |
| Физиология питания. | 2 | | |
| Физиология питания. Микроэлементы | | Знакомство с ролью микроэлементов в жизнедеятельности человека. | Познавательные: -ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни; - составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; -осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; -приготовление кулинарных блюд из овощей, яиц с учетом требований здорового образа жизни; - организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; - осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения; -слышать и слушать собеседника; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; -уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы; - овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; Регулятивные: -согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; -планировать пути достижения целей; -выполнять задания в соответствии с целью; -уметь выполнять учебные действия в соответствии с планом; -проверять учебное задание и вносить корректировку. |
| Поиск информации о содержании микроэлементов в пищевых продуктах | | Составление меню обеспечивающего суточную потребность организма в микроэлементах. |
| Сервировка стола. Этикет. | 2 | |
| Сервировка стола. Этикет. Варианты сервировки праздничного стола | | Знакомство с вариантами сервировки. |
| П.р. Сервировка праздничного стола | | Оформление праздничного стола. |
| Блюда из молока и кисломолочных продуктов. | 4 | |
| Блюда из молока | | Знакомство со значением молока в питании человека и его первичной обработкой. |
| П.р. Приготовление молочного супа | | Освоение технологии приготовления молочных супов. |
| Блюда из кисломолочных продуктов | | Знакомство со значением кисломолочных продуктов в питании человека. |
| П.р. Приготовление блюда из творога | | Освоение технологии приготовления сырников и галушек. |
| Блюда из круп,бобовых и макароных изделий | 2 | |
| Блюда из круп,бобовых и макароных изделий | | Знакомство с видами круп, бобовых и макаронных изделий. |
| П.р. Приготовление гарнира из макаронных изделий | | Освоение технологии приготовления гарнира из макаронных изделий. |
| Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря | 2 | |
| Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря | | Знакомсвто с пищевой ценностью рыбы и нерыбных продуктов моря. |
| П.р. Приготовление блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. | | Освоение технологии первичной обработки рыбы и ее приготовление. |
| Приготовления обеда в походных условиях | 2 | |
| Приготовления обеда в походных условиях | | Знакомство со способами приготовления рыбы в походных условиях. |
| Расчет количества и состава продуктов для похода | | Расчет количества и состава продуктов для похода |
| Заготовка продуктов | 2 | |
| Заготовка продуктов | | Знакомство со способами заготовки продуктов методом квашенья. |
| П.р. Квашение капусты | | Освоение технологии квашения капусты. |
4. Технология ведения дома (2ч) |
| Уход за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. | | Знакомство с различными способами удаления пятен. | Познавательные: - оценка технологических свойств материалов и областей их применения; -распознавание видов инструментов и их технологических возможностей. Регулятивные: -уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; -организовывать рабочее место; Коммуникативные: -овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах; -уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы |
| П.р. Выполнение ремонта накладной заплатой | | Выполнение ремонта накладной заплатой |
5. Электротехнические работы (2ч) |
| Бытовые электроприборы. Пути экономии электроэнергии в быту | | Знакомство с бытовыми электроприборами, правилами их выбора и правилами экономии электроэнергии. | Познавательные: -соблюдение правил безопасности труда и электробезопасности; Регулятивные: -оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; Коммуникативные: -способность бесконфликтного общения в коллективе |
| Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ | | Знакоство с правилами безопасной работы с электроприборами. |
| | | | |
Содержание учебного предмета
6 класс
Раздел 1. Кулинария (16ч)
Тема 1. Физиология питания (2ч)
Основные теоретические сведения
Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработки.
Обмен веществ, пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, органолептические и лабораторные экспресс – методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.
Тема 2. Блюда из молока и кисломолочных продуктов (4ч)
Основные теоретические сведения
Молоко. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока.
Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки (северный олень), самки зебу).
Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока.
Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация).
Приготовление топленого молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого или сгущенного). Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.
Кисломолочные продукты. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана варенец, ряженка, кумыс, йогурт, мацони и др.).
Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Приготовление заквасок из чистых бактериальных культур. Применение заквасок для приготовления простокваши в домашних условиях. Заквашивание молока с помощью простокваши. Соблюдение технологических условий приготовления простокваши (предварительное кипячение молока, соблюдение температурного режима сквашивания, соблюдение правил гигиены). Условия и сроки хранения простокваши.
Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки.
Ассортимент творожных изделий. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога, технология из приготовления.
Практические работы
1. Кипячение и пастеризация молока.
2. Приготовление молочного супа или молочной каши.
3. Приготовление творога из простокваши.
4. Приготовление блюда из творога.
Тема 3. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2ч)
Основные теоретические сведения
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш ( гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.).
Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способ определения готовности.
Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в бобовых витаминов группы В.
Способы варки макаронных изделий. Причина увеличения веса и объема при варке.
Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности блюд. Подача готовых блюд к столу.
Практические работы
1. Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши (по выбору).
2. Приготовление гарнира из макаронных изделий.
Тема 4. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2ч)
Основные теоретические сведения.
Понятие о пищевой ценности рыбных и нерыбных продуктов моря для организма человека.
Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение их содержания в процессе хранения и кулинарной обработки.
Возможности кулинарного использования рыбы разных пород рыбной икры и нерыбных продуктов моря.
Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой свежей мороженой копченой вяленой соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс – методы определения качества рыбы. Шифр на консервных банках.
Механическая обработка рыбы
Санитарные условия механической обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая свежая мороженная соленая рыба. Правила оттаивания мороженой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Способы разделки рыбы в зависимости от породы рыбы размеров и кулинарного использования (очистка отрубание плавников отрезание головы потрошение снятие кожи или удаления чешуи промывка).
Разделка соленой рыбы (вымачивание потрошение снятие кожи удаление костей пластование на чистое филе).
Краткая характеристика оборудования инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической обработки рыбы и приготовления рыбных полуфабрикатов.
Сбор, обработка, хранение и использование рыбных отходов.
Блюда из вареной и жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками.
Знакомство с видами жарения: обжаривание, поджаривание, пассерование, пряжение, жарение во фритюре, жарение в парах масла, на углях.
Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перекаливание масла и его роль в процессе жарения. Оборудование, посуда, инвентарь для жарения. Способы жарения рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жарения. Приготовление панировки (мучной, красной, белой, сухарной) и льезона.
Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Практические работы
1. Определение свежести рыбы органолептическим методом.
2. Определение срока годности рыбных консервов.
3. Оттаивание и механическая обработка свежемороженой рыбы.
4. Механическая обработка чешуйчатой рыбы.
5. Разделка соленой рыбы.
6. Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Тема 5. Сервировка стола, этикет (2ч)
Правила сервировки стола к обеду и ужину. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. «Сезонный стол». Правила этикета.
Практическая работа
Приготовление блюд для праздничного стола.
Тема 6. Приготовление обеда в походных условиях. (2ч)
Основные теоретические сведения
Расчет количества и состав продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практическая работа
Расчет количества и состава продуктов для похода.
Тема 7. Заготовка продуктов (2ч)
Основные теоретические сведения
Квашение капусты. Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.
Механическая обработка капусты перед квашением (сортировка очистка удаление кочерыжек шинкования. Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты соли и приправ в тару. Пропорция соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты.
Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов средства борьбы с плесенью на поверхности рассола.
Консервирование и маринование овощей. Особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях. Маринование без стерилизации (острые маринады).
Пастеризованные и стерилизованные слабокислые маринады. Состав маринадной заливки (вода, уксусная кислота, соль, сахар). Пряности для приготовления маринадов (душистый и красный перец, укроп, лавровый лист, корица, гвоздика, чеснок и др.).
Механическая обработка овощей и пряностей. Укладка их в банки. Время стерилизации (или пастеризации). Требования к крышкам для укупорки банок. Приготовление смеси маринованных овощей (ассорти).
Условия и срок хранения консервированных овощей. Кулинарное применение консервированных овощей и салатов.
Практические работы
1. Засолка огурцов или томатов.
2. Квашение капусты с клюквой.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38ч)
Тема 1. Элементы материалов (2ч)
Основные теоретические сведения
Натуральные волокна животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
1. Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
2. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений.
Тема 2. Элементы машиноведения (4ч)
Основные теоретические сведения
История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Практические работы
1. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
2. Замена иглы в швейной машине.
3. Чистка и смазка швейной машины.
Тема 3. Конструирование и моделирование плечевого изделия
с цельнокроеным рукавом (8ч)
Основные теоретические сведения
Виды женского лёгкого платья и спортивной одежды. Правила снятие мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность построения основы чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Особенности моделирования плечевых изделий. Муляжный метод конструирования. Зрительные иллюзии в одежде. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе центровых контрастов.
Практические работы
1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
2. Построение основы чертежа.
3. Эскизная разработка модели швейного изделия.
4. Моделирование изделия выбранного фасона.
5. Подготовка выкройки.
Тема 4. Технология изготовления плечевого изделия (14 ч)
Основные теоретические сведения
Способы обработки проймы, горловины застёжек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Выкраивание покровной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. Сборка изделия. Порядок приведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия. Отделка и влажно- тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества контрольного изделия.
Практические работы
1. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком.
2. Прокладка контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
3. Обработка деталей кроя.
4. Складывание и смётывание деталей кроя.
5. Проведение примерки, исправление дефектов.
6. Стачивание деталей и выполнения отделочных работ.
7. Влажно-тепловая обработка изделия.
Примерный перечень изделий: ветровка, ночная сорочка, блузка с цельнокроеным рукавом, платье, халат
Тема 5. Рукоделие. Художественные ремесла (10ч)
Основные теоретические сведения
Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выравнивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Практические работы
1. Изготовление шаблонов из картона и плотной бумаги.
2. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
3. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
Раздел 3. Технология ведения дома (2ч) Тема 1. Уход за одеждой и обувью (2ч)
Основные теоретические сведения
Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными отделочными заплатками ручным и машинным способами.
Выбор технологии и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий.
Влажная уборка дома.
Практические работы
1. Выполнение ремонта накладной заплаткой.
2. Удаление пятен с одежды.
3. Штопка с применением швейной машины.
Раздел 4. Электротехнические работы(2ч)
Тема 1. Бытовые электроприборы (2ч)
Основные теоретические сведения
Общие понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.
Техническая характеристика ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников. Пути экономии энергии в быту.
Практические работы
1.Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ.
2 . Выполнение механического оконцевания, соединения и от ветвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке.
Творческие проекты (10ч)
1. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
2. Изготовление сувениров.
3. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.