Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 8 класса на основе следующих документов:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Программы ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. 5-11 кл.2007 года под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д., рекомендованной Министерством образования России
Комплексная программа по технологии для неделимых 5-7, 8 классов. Авторы-Ю.В.Крупская, В.Д Симоненко. (журнал «Школа и производство» №3,4 /2005г.)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) 8 класс.
Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 8 класса для основной общеобразовательной школы.
Структура программы:
Пояснительная записка;
Основное содержание;
Тематический план;
Поурочное планирование;
Требования к уровню подготовки выпускников,
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Цели изучения предмета «Технология» на ступени основного общего образования
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Виды общеучебной деятельности
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Разделы программы
Основы ведения домашнего хозяйства
Культура питания
Электротехника, электротехнические работы
Бытовая техника
Фантазии на тему рукоделия
Художественная обработка древесины
Современное производство и профессиональное образование
Окружающая среда.
Содержание данных разделов позволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки, развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.
Данная программа не нацеливает на изготовление швейных изделий, т.к сложно подобрать их ассортимент, который был бы одинаково приемлем для мальчиков и девочек этого возраста.
Программно-методическое обеспечение практических занятий по сельскохозяйственному труду носит характер учебного и одновременно общественно-полезного производительного труда, сохранившего свои позиции в условиях практико-ориентированного обучения сельских школьников и решающего учебные и воспитательные задачи.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Самостоятельные и практические задания творческого характера и темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.
Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел «Основы ведения домашнего хозяйства»
Знать/ понимать
Экономические функции семьи. Ресурсы семьи. Понятие «домашняя экономика
Источники доходов семьи. Бюджет семьи. Планирование
Штриховой код потребительского товара, правила его расшифровки
Уметь:
Описывать источники доходов семьи. Рассчитывать затраты на приобретение необходимых вещей
Расшифровывать штриховые коды, определять качество продуктов питания
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноправного участия в рациональном ведении домашнего хозяйства
Раздел «Культура питания»
Знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определятьдоброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Раздел «Электротехника. Электротехнические работы
Знать/понимать
назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
Уметь
объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
Раздел « Фантазии на тему рукоделия»
Знать/понимать
Наиболее распространенные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, батик, мягкая игрушка, аппликация из соломки,
Технология изготовления изделий с использованием различных видов рукоделия
Уметь:
Изготавливать декоративные изделия с использованием любого вида рукоделия(по выбору)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для украшения интерьера оригинальными изделиями, выполненными своими руками
Раздел «Художественная обработка древесины»
Знать/понимать:
Варианты обустройства современного интерьера квартиры своими руками
Уметь:
Разрабатывать творческий проект оформления квартиры
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для украшения интерьера оригинальными изделиями, выполненными своими руками
Раздел «Современное производство и профессиональное образование»
Знать/понимать
сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь
находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Раздел «Окружающая среда»
Знать/понимать
принципы планировки приусадебных участков,
способы обустройства пришкольного участка,
Уметь
создавать переносные цветники, миниатюрные сады, элементы альпийской горки, водоемы; использовать различные виды художественного оформления композиции из ваз, цветников, скульптуры из засохших стволов деревьев.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
озеленения территории с учетом современных тенденций в ландшафтном дизайне.
Творческие, проектные работы (приложение)
Примерные темы:
Художественная обработка материалов:
обрезки ткани для пользы дела,
тайны бабушкиного сундука,
веселые лоскутки,
панно для украшения кухни (ткань, использование народных промыслов и т.п.)
подарок подруге
оформление интерьера школы
обеспечение уюта и комфорта в интерьере дома
Изготовление изделий:
игрушки – объемные или плоские (ткани, наполнитель),
прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань – лоскутная техника)
Электробытовые приборы – наши помощники.
Ресурсное обеспечение программы
Литература основная
Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2007. – 192 с.: ил.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
Технология. 5-11 классы; проектная деятельность. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко.- 2-е издание, -Волгоград:Учитель,2008.
Литература дополнительная
Журналы «Школа и производство»
Технология. 5-11 классы; проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А.Пономарева. -Волгоград:Учитель,2010.
Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры/ авт.-сост. О.В.Павлова .- Волгоград: Учитель,2007.
Литература для учащихся
Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2006. – 192 с.: ил.
Интернет-ресурсы
Основное содержание
8 класс-34 часа
Основы ведения домашнего хозяйства – 6 часов
Элементы домашней экономики
Основные теоретические сведения:
Экономические функции семьи. Ресурсы семьи
Понятие «домашняя экономика
Источники доходов семьи.
Бюджет семьи. Планирование
Штриховой код потребительского товара, правила его расшифровки
Практические работы:
Расчет стоимости продукции приусадебного участка
Расшифровка штрихкодов
Правила покупки
Варианты объектов труда:
Рабочая тетрадь, символы, этикетки схемы
Культура питания -3 часа
Готовим на скорую руку
Основные теоретические сведения:
Причины порчи продуктов, способы их сохранения.
История появления консервов. Сроки хранения консервов
Ассортимент блюд с использованием консервов
Классификация супов в зависимости от состава и технологии приготовления ( заправочные, молочные и др)
Понятие десерт. Продукты. Требования к качеству сладких блюд
Сервировка стола
Практические работы:
Приготовление блюд по выбору учащихся
Варианты объектов труда:
Салаты, бутерброды с использование консервов
Супы
Фруктовые салаты, коктейли, шашлыки
Электротехника и электротехнические работы -3 часа
Потребители электрической энергии
Электронагревательные и электроизмерительные приборы
Основные теоретические сведения:
Электрические источники света( лампы накаливания)
Электронагревательные приборы: утюг и электропечь
Устройство, принципиальная электрическая схема, правила эксплуатации, приемы безопасной работы.
Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры
Практические работы:
Изучение устройств лампы накаливания (моноспиральные, биспиральные криптоновые) ,
утюга (чайника, плитки) амперметра
Варианты объектов труда:
Утюг, амперметр
Бытовая техника -2 часа
Безопасное использование электрической техники в быту
Основные теоретические сведения:
Правила электробезопасности. История появления и устройство холодильника. Принцип работы.
Техническая характеристика работы терморегулятора холодильника.
Практические работы:
Изучение руководства по эксплуатации бытового холодильника
Изучение и запись его технических характеристик
Варианты объектов труда:
Руководство по эксплуатации
Фантазии на тему рукоделия-9 часов
Изготовление аксессуаров для дома
Основные теоретические сведения:
Виды рукоделия: вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, батик, мягкая игрушка, аппликация из соломки,
Технология изготовления изделий с использованием различных видов рукоделия
Практические работы:
Изготовление изделий с использованием различных видов рукоделия
Варианты объектов труда:
Чехлы для табуретов, на диванные подушки, саше, комплекты для кухни, панно, мягкие игрушки
Художественная обработка древесины- 6часов
Мозаичные работы по дереву
Основные теоретические сведения:
Основные виды мозаики
Технология выполнения мозаичных наборов из торцевых спилов тонких веток, бересты
Практические работы:
Изготовление простых изделий с использованием мозаики из срезов ветвей, бересты.
Варианты объектов труда:
Декоративные панно, подставка
Современное производство и профессиональное образование – 2 часа
Сферы производства и разделение труда 1 час
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.
Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности.
Влияние техники и технологий на виды и содержание труда.
Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.
Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы
Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.
Экскурсия на предприятие своей местности
Варианты объектов труда
Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации работников.
Пути получения профессионального образования -1 час
Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса.
Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика.
Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы
Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности.
Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности.
Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда.
Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.
Окружающая среда - 3часа
Проектирование зеленых насаждений
Основные теоретические сведения:
История развития «зеленого строительства».Стили садово-паркового искусства
Содержание труда цветовода
Практические работы:
Разработка проекта по созданию клумбы .Выращивание рассады декоративных растений
Варианты объектов труда:
Эскизы, рассада, цветники
Тематический план 8 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
| | раздел | тема |
1 | Основы ведения домашнего хозяйства | 6 | |
| Элементы домашней экономики Экономические функции семьи | | 1 |
| Семья как экономическая ячейка общества Практическая работа№1 Ресурсы семьи. | | 1 |
| Потребности семьи Практическая работа№2: Правила покупки. | | 1 |
| Информация о товарах. Символы, этикетки, штрихкоды | | 1 |
| Практическая работа№3: Изучение информации на упаковке товаров. Расшифровка штрихкодов | | 1 |
| Бюджет семьи. Расходы на питание Практическая работа№4: Расчет стоимости продукции приусадебного участка. | | 1 |
2 | Культура питания | 3 | |
| Готовим на скорую руку Секреты консервной банки. Практическая работа№5: Приготовление блюд с использованием консервированных продуктов по выбору учащихся ( бутерброды, салаты) | | 1 |
| Быстрый супчик. Сервировка стола к обеду. Практическая работа№6: Приготовление супа (по выбору уч-ся) Сервировка стола к обеду. | | 1 |
| Десерт. Холодные напитки. Сладкие салаты. Практическая работа№7: Приготовление блюда по выбору учащихся Сервировка стола. | | 1 |
3 | Электротехника. Электротехнические работы | 3 | |
| Потребители электрической энергии | | 1 |
| Электронагревательные, эл.измерительные приборы | | 1 |
| Практическая работа№8: Изучение устройств лампы накаливания, утюга (чайника, плитки) амперметра | | 1 |
4 | Бытовая техника | 2 | |
| Безопасное использование электрической техники в быту Правила электробезопасности. | | 1 |
| Практическая работа№9: Изучение руководства по эксплуатации бытового холодильника. | | 1 |
5 | Фантазии на тему рукоделия | 9 | |
| Изготовление декоративных аксессуаров для дома. Практическая работа№10-17: Изготовление предметов быта для дома (по выбору учащихся) | | 9 |
6 | Художественная обработка древесины | 6 | |
| Мозаичные работы по дереву. Практическая работа№18-22: Изготовление простых изделий с использованием мозаики из срезов ветвей, бересты. | | 6 |
6 | Современное производство и профессиональное образование | 2 | |
| Сферы производства и разделение труда | | 1 |
| Пути получения профессионального образования. | | 1 |
7 | Окружающая среда. Дизайн пришкольного участка | 3 | |
| Проектирование зеленых насаждений. Содержание труда цветовода | | 1 |
| Практическая работа№23-24 Выращивание рассады декоративных растений | | 2 |
| ИТОГО: | 34 | 34 |
Календарно –тематический план |
№ п/п | Наименование раздела , темы 8 класс | кол-во час | Тип урока | Форма контроля | Материалы, оборудование | Варианты объектов труда | дата |
план | факт |
| ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА-6часов | | | | | | | |
1 | Элементы домашней экономики Экономические функции семьи | 1 | Новый материал | Работа по карточкам | Учебник. тетрадь, | Таблицы | | |
2 | Семья как экономическая ячейка общества Практическая работа№1 Ресурсы семьи. | 1 | | Работа по карточкам | Учебник. тетрадь | | | |
3 | Потребности семьи Практическая работа№2: Правила покупки. | 1 | Практический | Фронтальный опрос | Учебник. тетрадь | | | |
4 | Информация о товарах. Символы, этикетки, штрихкоды | 1 | | Работа по карточкам | Учебник. тетрадь | | | |
5 | Практическая работа№3: Изучение информации на упаковке товаров. Расшифровка штрихкодов | 1 | практический | Проверочная работа | Учебник. тетрадь | | | |
6 | Бюджет семьи. Расходы на питание Практическая работа№4: Расчет стоимости продукции приусадебного участка. | 1 | Закрепление знаний | Тест | Учебник. тетрадь | | | |
| КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ – 3часа | | | | | | | |
7 | Готовим на скорую руку Секреты консервной банки. Практическая работа№5: Приготовление блюд с использованием консервированных продуктов по выбору учащихся ( бутерброды, салаты) | 1 | практикум | дегустация | Учебник, т-цы, продукты, с\одежда, посуда, инвентарь. ТК и ИК | Готовое блюдо | | |
8 | Быстрый супчик. Сервировка стола к обеду. Практическая работа№6: Приготовление супа (по выбору уч-ся) Сервировка стола к обеду. | 1 | практикум | дегустация | Учебник, т-цы, продукты, с\одежда, посуда, инвентарь. ТК и ИК | Готовое блюдо | | |
9 | Десерт. Холодные напитки. Сладкие салаты. Практическая работа№7: Приготовление клюквенного морса. Сервировка стола. | 1 | практикум | Дегустация + тест | Учебник, т-цы, продукты, с\одежда, посуда, инвентарь. ТК и ИК | Готовое блюдо | | |
| ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ -3часа | | | | | | | |
10 | Потребители электрической энергии | 1 | Новый материал | | Учебник. тетрадь | | | |
11 | Электронагревательные, эл.измерительные приборы | 1 | Новый материал | | Учебник. Тетрадь приборы | приборы | | |
12 | Практическая работа№8: Изучение устройств лампы накаливания, утюга (чайника, плитки), | 1 | практикум | | Учебник. Тетрадь приборы | приборы | | |
| БЫТОВАЯ ТЕХНИКА -2часа | | | | | | | |
13 | Безопасное использование электрической техники в быту Правила электробезопасности. | 1 | Новый материал | Правила ТБ | Плакаты | Плакаты | | |
14 | Практическая работа№9: Изучение руководства по эксплуатации бытового холодильника. | 1 | практикум | | Технический паспорт | Технический паспорт | | |
| Фантазии на тему рукоделия -9 часов | | | | | | | |
15-23 | Изготовление декоративных изделий для дома. Практическая работа№10-17: Изготовление предметов быта для дома( по выбору учащихся) 8п/р | 9 | Практикум | проект | Ткань ,журналы, изделия Инструменты и приспособления, ИК и ТК | Готовое изделие( по выбору) | | |
| Художественная обработка древесины- 6 часов | | | | | | | |
24-29 | Мозаичные работы по дереву. Практическая работа№18-22: Изготовление простых изделий с использованием мозаики из срезов ветвей, бересты. 5 п/р | 6 | Практикум | проект | Пиломатериалы, спилы разных пород | Панно, подставка | | |
| Современное производство и профессиональное образование – 2 часа | | | | | | | |
30 | Сферы производства и разделение труда 1 час | 1 | | | | | | |
31 | Пути получения профессионального образования. | 1 | Нов. мат. | анкетирование | | | | |
| Окружающая среда - 3часа | | | | | | | |
32 | Проектирование зеленых насаждений. Содержание труда цветовода | 1 | Нов. мат | Фронтальный опрос | Журналы, буклеты | Эскизы | | |
33-34 | Практическая работа№23-24 Выращивание рассады декоративных растений | 2 | Практикум | Контроль качества выполняемой работы | | Рассада растений | | |
| Итого Из них: Практических работ | 34 24 | | | | | | |