СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (девочки) для 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (девочки) для 5 классов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №159»



«Р а с с м о т р е н о»

Руководитель МО

_____________ Н.Н. Гатиятуллина

Протокол №

от « » _________ ______г.


«С о г л а с о в а н о»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Лицей №159»

____________ С.М. Галимуллина



«У т в е р ж д е н о»

Директор МБОУ «Лицей №159»

_____________ С.Х. Загидуллина

Приказ № ___ «__» ________ _____ г.







Рабочая программа по технологии (девочки)

для 5 классов








«П р и н я т о»

на заседании педагогического

совета

Протокол №__

от «___» _________ ____ г.







2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена для учащихся 5 классов общеобразовательной школы.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ «Лицей №159».


На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 70 ч. за учебный год.


Цели рабочей программы:

  • Обеспечение понимания учащимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

  • Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся.

  • Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения учащимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.


Перечень учебно-методического и учебно-технического обеспечения


  • Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, 5 класс, учебник для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Вентана-Граф, 2016.

  • О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э.Маркуцкая 5 класс, учебник для учащихся общеобразоват. учреждений – ООО «Дрофа», 2015.

  • Самородский, П. С. Технологии ведения дома в 5-8 классах : Технический труд : метод, пособие / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2016.

  • Самородский, П. С. Технологии ведения дома в 5-8 классах : Технический труд : метод, пособие / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2015.

  • Технология : программы начального и основного общего образования / М. В. Хохлова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2015.

  • Интернет-рессурсы: http://www.openclass.ru/user55 55 http://www/it-n.ru http://eidos.ru http://www.botic.ru http://www.cnso.ru/tehn http://files.school-collection.



Результаты изучения предмета:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

  • формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • освоение социальных норм, правил поведения;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.


Планируемые результаты освоения учебного курса:


  • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;

  • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

  • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

  • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

  • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

  • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

  • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

  • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

  • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

  • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

  • конструирует модель по заданному прототипу;

  • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

  • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

  • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

  • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

  • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.


Содержание тем курса по технологии в 5 классах:


Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии.

Потребности. Иерархия потребностей. Здоровое питание.

Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий.

Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.

Понятие технологии, цикл жизни технологии. Интерьер кухни-столовой.

Материальные, информационные, социальные технологии

История развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технолизация научных идей. Оборудование кухни.

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимосвязь ресурсов.

Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса

Технология в контексте производства..

Промышленные технологии.

Технологии сельского хозяйства.

Технология в сфере быта.

Культура потребления.

Потребительские свойства товара. Санитария и гигиена на кухне.

Выбор продукта и услуги.

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание.

Технические условия. Эскизы и чертежи.

Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Техники проектирования, конструирования, моделирования.

Способы выявления потребностей.

Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Порядок действий по сборке конструкции/механизма, удовлетворяющего заданным условиям. Швейные и ручные работы.

Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы.

Конструкции. Основные характеристики конструкций.

Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей заданным условиям.

Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.

Простые механизмы как часть технологических систем. Виды движения. Кинематические схемы.





















Тематическое планирование по технологии для 5классов


Тема

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата


по плану

п роведения

по факту

Примечание



Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития







Потребности и технологии





1

Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии.


Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий: мотивация к учебной деятельности.


1




2

Потребности. Иерархия потребностей. Здоровое питание.

Определение тематики новых знаний; разъяснение содержания понятия «потребности»; выявление личных потребностей; постройка иерархии потребностей; анализ учебной ситуации.


1




3-4

Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий.

Анализ потребности ближайшего социального окружения; составление программы изучения потребностей;

объяснение способов применения/хранения произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки).

Практическая работа: составление сбалансированного меню на завтрак.

2




5-6

Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.

Характеристика рекламы; анализ уровень влияния рекламы на формирование потребностей; разработка рекламного продукта; сохранение информации в формах описания, схем, эскизах, фотографиях, презентациях

2




7-8

Понятие технологии, цикл жизни технологии. Интерьер кухни-столовой.

Нахождение информации о технологиях; формулировка понятия «технология»; выявление отличия понятий «техника» и «технология»; выделение цикла жизни технологий; приведение примеров влияния технологий на общественное развитие.

2




9-10

Материальные, информационные, социальные технологии


Работа с источниками информации; выбор материальных, информационных, социальных технологий; раскрытие роли

техники и технологий для прогрессивного развития общества;

работа в парах. Практическая работа: планировка кухни в масштабе 1:5.

2






История развития технологий.





11-12

История развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технолизация научных идей. Оборудование кухни.

Определение источников развития технологий; оформление результатов своего труда.


2




13-14

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Сбор информации развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; называть источники развития технологий; выявление закономерности технологического развития; взаимодействие в мини группах.

2






Технологический процесс.





15-16

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимосвязь ресурсов.

Применение понятия «технологический процесс»; использование материалов учебника, ЭОР о технологических процессах; раскрытие условий реализации технологического процесса; чтение технологических карт.


2




17-18

Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса

Объяснение и приведение примеров, характеризующие негативные эффекты; описание побочных эффектов реализации технологического процесса.

2




19-20

Технология в контексте производства..

Различие видов технологий; работа с учебником;

выбор предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий;

объяснение сущности взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг.

2






Производственные технологии.





21-22

Промышленные технологии.

Приведение примеров производственных технологий; характеристика особенности технологий различных отраслей;

работа на компьютере, нахождение информации.

2




23-24

Технологии сельского хозяйства.

Приведение примеров технологии сельского хозяйства; объяснение отличия от других технологий; приведение примеров эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции; анализ проблемы технологии сельского хозяйства.

2






Технология в сфере быта.





25-26

Технология в сфере быта.

Приведение примеров технологий в сфере быта; объяснение отличия от других технологий; характеристика технологии сервиса и социальной сферы; выделение характерных особенностей современных технологий сервиса и социальной сферы; подбор информацию об услугах по печатным изданиям; анализ представленных технологий в сфере быта.

2




27-28

Культура потребления.

Потребительские свойства товара. Санитария и гигиена на кухне.

Определение правил выбора и покупки товаров для дома; определение и нахождение, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; анализ предложения товаров для дома на основе выработанной спецификации на основе информации, представленной в Интернете. Практическая работа: составление технологической карты по гигиене и санитарии кухни.

2




29-30

Выбор продукта и услуги.

Определение правил выбора и покупки товаров для дома; определение и нахождение, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; анализ предложения товаров для дома на основе выработанной спецификации на основе информации, представленной в Интернете. Практическая работа: сервировка стола к завтраку.

2






Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.







Способы представления технической и технологической информации.





31-32

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание.

Работа с учебником; определение способов представления технической и технологической информации; чтение технической и технологической информации; анализ прочитанной информации.


2



Повторить технику безопасности.

33-34

Технические условия. Эскизы и чертежи.

Выполнение эскизов; сравнение чертежей и эскизов; использование различных источников информации.

Практическая работа: изучение свойств ткани из хлопка и льна.

2



Принести цветную бумагу, А-3, скотч, канцелярский нож, ножницы.

35-36

Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Составление технологической карты; описание системы и процесса с помощью блок-схем; оформление результатов деятельности. Практическая работа: снятие мерок для построения чертежа изделия.

2



Принести атласные тонкие ленты,игла для вышивки атласными лентами, ножницы,пяльцы.



Техники проектирования, конструирования, моделирования.





37-38


Техники проектирования, конструирования, моделирования.

Раскрытие техники проектирования, конструирования, моделирования; изготовление информационного продукта по заданному алгоритму; анализ опыта изготовления информационного продукта. Практическая работа: конструирование фартука.

2



Принести атласные тонкие ленты,игла для вышивки атласными лентами, ножницы,пяльцы.

39-40


Способы выявления потребностей.

Определение способов выявления потребностей; выявление методов принятия решений. Практическая работа: моделирование фартука.

2




41-42


Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Анализ альтернативных ресурсов; работа в минигруппах.

Практическая работа: построение и раскрой выкройки изделия.

2




43-44

Порядок действий по сборке конструкции/механизма, удовлетворяющего заданным условиям. Швейные и ручные работы.

Объяснение понятия «конструкции», «механизм»; адекватное пользование этими понятиями; определение порядка действий по сборке конструкции. Практическая работа: соединение детали кроя.

2




45-46

Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Объяснение понятия «технологический узел», «модель»;

осуществление сборки моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; оказание помощи в сборке, затрудняющимся детям.

2




47-48

Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы.

Разъяснение содержания понятия «анализ», «синтез» и адекватное пользование этими понятиями. Описание технологического решения с помощью текста, рисунков, графического изображения; анализ возможных технологических решений, определение их достоинств и недостатков в контексте заданной ситуации.

2




49-50

Конструкции. Основные характеристики конструкций.

Объяснение понятия «конструкции»; адекватно пользование этими понятиями; определение основных характеристик конструкций.

2




51-52

Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей заданным условиям.

Определение порядка действий по проектированию; проектирование заданных объектов; сохранение продукта.

2




53-54

Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.

Описание способов моделирования продукта; выбор способов моделирования; называние функций моделей и способов использования.


2




55-56

Простые механизмы как часть технологических систем. Виды движения. Кинематические схемы.

Оперирование понятиями «простые механизмы»;

называние признаков классификации простых механизмов; называние видов движения, перечисление видов кинематических схем; чтение кинематических схем.

Практическая работа: подготовка швейных машин к работе, устранение неполадок.

2






Опыт проектирования , конструирования, моделирования.





57-58

Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Декоративно прикладное искусство.

Объяснение понятия «технологический узел», «модель»; осуществление сборки моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; проектирование и конструирование модели по заданному прототипу; выполнение порядка действий по сборке конструкции или механизма; выполнение различных способов соединения деталей.


2




59-60

Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта.

Орнамент. Символика в орнаменте.

Получение и анализ опыта проведения испытания,

анализа, модернизации модели; анализ опыта проведения испытания, анализа, модернизации модели; планирование и корректировка своей индивидуальной образовательной траектории. Постройка позитивных отношений в процессе учебной и познавательной деятельности.

2




61-62

Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения.

Цветовое сочетание в орнаменте.

Получение и анализ опыта разработки оригинальных

конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов,

отбор решений, проектирование и конструирование,

испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные

решения; выбор из предложенных вариантов и самостоятельно ищут средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; корректно и аргументированно отстаивают свою точку

зрения, в дискуссии. Анализ опыта разработки конструкций: нахождение вариантов, проектирование и конструирование, анализ. Практическая работа: создание цветочной композиции.

2




63-64

Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов. Лоскутное шитье.

Разработка материального продукта на основе технологической документации; составление карты простых механизмов; применение элементарны (не требующие регулировки) рабочих инструментов.

2




65

Разработка вспомогательной технологии.

Технология изготовления лоскутного изделия.

Оптимизация базовых технологий (затратность-качество), проводят анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения.

Практическая работа: изготовить образцы лоскутных узоров.

1




66-67

Разработка/оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Анализ возможных технических решений, определение их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации самостоятельно указывают на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагают и применяют способ проверки достоверности информации. Практическая работа: создание творческого проекта.

2




68

Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.

Получение и анализ опыта планирования

(разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и

разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

Разработка и изготовление материального продукта.

Установка связей между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и

по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

1




69-70

Планирование (разработка)

материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности

(включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных

исследований потребительских интересов

(тематика: дом и его содержание,

школьное здание и его содержание).

Получение и анализ опыта изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих

регулирования) рабочих инструментов. Изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных инструментов. Систематизация критериев планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбор инструментов для оценивания своей деятельности, осуществление самоконтроля своей

деятельности в рамках предложенных условий и

требований.

2