Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №159»
«Р а с с м о т р е н о» Руководитель МО _____________ Н.Н. Гатиятуллина Протокол № от « » _________ ______г. | «С о г л а с о в а н о» Заместитель директора по УР МБОУ «Лицей №159» ____________ С.М.Галимуллина | «У т в е р ж д е н о» Директор МБОУ «Лицей №159» _____________ С.Х. Загидуллина Приказ № ___ «__» ________ _____ г. |
Рабочая программа по технологии (девочки)
для 8 классов
«П р и н я т о»
на заседании педагогического
совета
Протокол №__
от «___» _________ ____ г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ «Лицей №159».
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, итого 35 ч. за учебный год.
Цели рабочей программы:
Обеспечение понимания учащимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся.
Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения учащимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Перечень учебно-методического и учебно-технического обеспечения
Костикова И.Ю. Школа Лоскутной техники / И.Ю. Костикова – М: Мир книги, 2010.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы-М.:Просвещение,2011.
Технология (для девочек). 5-8 классы: тесты / авт.-сост. Г.А. Гордиенко. – Волгоград: Учитель,2010.
Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,2015.
Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,2016.
Технология: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. 8 классы / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2016.
Интернет-ресурсы:
Библиотека методических материалов для учителя: www. krestom.ru
Вышиваем крестом: http://vishivalochka.com.ua
Образовательный портал: http:// www.ucheba.com/pos_rus/index.htm
Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library
Школа и труд: http://school-trud.ru
Результаты изучения предмета:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
освоение социальных норм, правил поведения;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Содержание тем курса по технологии в 8 классах:
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. |
Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии. |
Проектирование как сфера профессиональной деятельности. |
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. |
Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. |
Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. |
Бюджет семьи. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. |
Способы выявлений потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. |
Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей |
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес проект, социальный проект. Технология ведения бизнеса. |
Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. |
Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания/спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей. |
Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. |
Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. |
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. |
Технологии домашнего хозяйства. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. |
Инженерные коммуникации в доме. Системы водоснабжения и канализации: конструкция и элементы. |
Электротехника. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. |
Составления карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. |
Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие работы. |
Электрический ток и его использование. Электрические цепи. |
Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Организация рабочего места для электромонтажных работ. |
Электрические провода. Монтаж электрической цепи. |
Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности». |
Электроосветительные приборы. Бытовые электронагреватели. Цифровые приборы. |
Построение образовательной траекторий и планов в области профессионального самоопределения. |
Профессиональное образование. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. |
Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. |
Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. |
Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба. |
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. |
Классификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. |
Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». |
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. |
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса. |
Технология исследовательской деятельности. |
Работа над творческим проектом. Изготовление дизайн - папки |
Работа над творческим проектом. Изготовление изделия. |
Работа над творческим проектом. Изготовление изделия. |
Работа над творческим проектом. Изготовление изделия. |
Презентация проекта. |
Тематическое планирование по технологии для 8классов
№ | Тема | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата по плану | п роведения по факту | Примечание |
| | Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. | | | | |
1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии. | Правила поведения в кабинете повышенной опасности. Изучение правил поведения на уроках технологии. | 1 | | | |
2 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. | Изучение последовательности проектирования. Изучение конструкторского и технологического этапа. Выбор объекта проектирования. Создание пояснительной записки. Просмотр презентации. | 1 | | | |
3 | Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. | Изучение истории возникновения нанотехнологий, нанотехнологий в космосе. Нанотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности. Знакомятся с нанотехнологиями. Называют наиболее известные наноматериалы. | 1 | | | |
4 | Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. | Называют и характеризуют технологии в области электроники, тенденции их развития. Называют и характеризуют технологии в области фотоники, тенденции их развития. | 1 | | | |
5 | Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. | Изучение нанотехнологий: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Знакомство с актуальными и перспективными медицинскими технологиями. Знакомство с информатизацией о здравоохранении региона. Исследование потребности в медицинских кадрах в регионе. Знакомство с генетикой и генной инженерией, с возможностями генной инженерии. Просмотр презентации | 1 | | | |
| | Бюджет семьи. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. | | | | |
6 | Способы выявлений потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. | Изучение способов выявления потребностей семьи. Выполнение анализа необходимости покупки, проведение исследования потребительских свойств товара. | 1 | | | |
7 | Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей | Изучение способов определения качества товара, где можно найти информацию о товаре, о том, как защищаются права потребителей. | 1 | | | |
8 | Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес проект, социальный проект. Технология ведения бизнеса. | Изучение технологического проекта (ресторана). Изучение плана размещения производственных цехов и торгового зала в структуре здания (теплохода), обеспечивающих последовательность технологических процессов обработки продуктов, изготовления изделий и обслуживания клиентов при минимальной протяженности функциональных связей и максимального избегания пересечения технологических потоков. | 1 | | | |
9 | Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. | Получение и анализ опыта разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, | 1 | | | |
10 | Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания/спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей. | Исследование рынка и собственных возможностей. Перечесление критериев, которым должно удовлетворять изделие. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. | 1 | | | |
11 | Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. | В зависимости от ситуации оптимизирует базовую технологию (запретность- качество), проведение анализа альтернативных ресурсов, соединение в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта. | 1 | | | |
12 | Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. | Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике | 1 | | | |
13 | Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. | Создание дизайна упаковки продукта. Создание рекламы продвижения продукта. | 1 | | | |
| | Технологии домашнего хозяйства. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. | | | | |
14 | Инженерные коммуникации в доме. Системы водоснабжения и канализации: конструкция и элементы. | Получение представления об инженерной коммуникации в многоквартирном доме. Принципах центрального отопления, газоснабжения, электроснабжения, информационных коммуникациях, системах безопасности жилья. | 1 | | | |
| | Электротехника. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. | | | | |
15 | Составления карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. | Конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов. | 1 | | | |
16 | Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие работы. | Следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта. Изучение наклонной плоскости, винта, рычага, ворота, блока, колеса, поршня. | 1 | | | |
17 | Электрический ток и его использование. Электрические цепи. | Изучение видов источников электрической энергии, принципе их действия, проводниках, изоляторах. Закрепление знаний о силе тока. Электрической цепи. Различие приемника и потребителя. | 1 | | | |
18 | Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Организация рабочего места для электромонтажных работ. | Расширение представлений о потребителях и источниках электроэнергии, их параметрах. Изучение устройств защиты электрических цепей (предохранителях) и их функциях. | 1 | | | |
19 | Электрические провода. Монтаж электрической цепи. | Расширение представлений об электрических проводах и электроизоляционных материалов, видах проводов, соединениях проводов и способах их выполнения. Изучение инструментов для паяльных работ, технологии паяния. Различие видов проводов. | 1 | | | |
20 | Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности». | Разработка плаката. | 1 | | | |
21 | Электроосветительные приборы. Бытовые электронагреватели. Цифровые приборы. | Расширения представления об электроосветительных приборах. Создание электроосветительного прибора по своему проекту. | 1 | | | |
| | Построение образовательной траекторий и планов в области профессионального самоопределения. | | | | |
22 | Профессиональное образование. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. | Изучение системы профессиональной подготовки кадров, алгоритмов выбора профессий, классификация профессий. Составление профессиограммы и психограммы для выбранной профессии. | 1 | | | |
23 | Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. | Изучение типов темперамента, особенностей характера и взаимодействия с окружающим миром. Прохождение тестирования. | 1 | | | |
24 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | Изучение психических процессов, важных для профессионального самоопределения. Прохождение теста. Понятие, что психические процессы важны в жизнедеятельности человека. | 1 | | | |
25 | Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба. | Представление о мотивах выбора профессии, пригодности, профессиональной пробе. | 1 | | | |
26 | Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. | Знакомство с массовыми профессиями. Анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда. | 1 | | | |
27 | Классификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. | Получил опыт поиска, извлечения структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживающего. | 1 | | | |
28 | Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». | Разъяснение социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда. | 1 | | | |
29 | Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. | Анализ своих возможностей и предпочтений , связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности. | 1 | | | |
30 | Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса. | Получение опыта поиска, извлечения структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания , а так же информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда, получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб. | 1 | | | |
| | Технология исследовательской деятельности. | | | | |
31 | Работа над творческим проектом. Изготовление дизайн - папки | Изготовление творческой папки изделия. | 1 | | | |
32 | Работа над творческим проектом. Изготовление изделия. | Изготовление изделия. | 1 | | | |
33 | Работа над творческим проектом. Изготовление изделия. | Изготовление изделия. | 1 | | | |
34 | Работа над творческим проектом. Изготовление изделия. | Изготовление изделия. | 1 | | | |
35 | Презентация проекта. | Защита пректа. | 1 | | | |