Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»
| РАССМОТРЕНО на заседании ШМО начальных классов Руководитель ШМО Подпись_________/Ф.М.Ижаева/ Протокол №____________ от «____»_________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /З.Х-Б. Темирбулатова/ «_____»___________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ /А.А. Яцына/ Приказ №_____ от «_____»________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
4 КЛАСС
ФГОС НОО
НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ технологии
КЛАСС 4 Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ Гедиева Файзурат Магометовна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Авторская программа «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. — М. : Просвещение, 2014»
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций «Технология/ Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. – М.: Просвещение, 2019»
п.Мирный, 2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение технологии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных и метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик научится:
-называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного
мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность- и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте;
- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Ученик научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественными конструктивным свойствам в соответствии
с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами:
чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Ученик получит возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем
замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Ученик научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Ученик получит возможность научиться:
- соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных
геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Ученик научится:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным
компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и PowerPoint.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой,
визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а так же познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение курса «Технология» 4 классе обеспечивает достижение следующих
личностных результатов:
овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
предметными результатами изучения технологии в четвёртом классе являются:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники без опасности;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Как работать с учебником (1ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля (22ч)
Вагоностроительный завод (2ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Полезные ископаемые (2ч)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.
Автомобильный завод (2ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыка работы с различными видами конструкторов.
Монетный двор (2ч)
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приёмом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика (2ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Обувное производство (2ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемые для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.
Деревообрабатывающее производство (2ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Кондитерская фабрика (2ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Бытовая техника (2ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство (1ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Человек и вода (3ч)
Водоканал (1ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды , определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Порт (1ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Узелковое плетение(1ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».
Самолётостроение. Ракетостроение (3ч)
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация (5ч)
Создание титульного листа (1ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Работа с таблицами (1ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Создание содержания книги (1ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы (2ч)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Итоговый урок (1ч)
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
Тематическое планирование
| № п\п | Название раздела | (кол-во часов) |
| 1 | Давайте познакомимся | 1 |
| 2 | Человек и земля | 22 |
| 3 | Человек и вода | 4 |
| 4 | Человек и воздух | 3 |
| 5 | Человек и информация | 5 |
| ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № урока | № раздела и темы | Тема урока | Дата проведения урока | Домашнее задание | Примечание Причина корректировки |
| По плану | По факту |
| Раздел I. Давайте знакомиться (1ч) |
| 1 | 1.1 | Как работать с учебником. | 02.09 | | Подготовить эскиз к следующему занятию | |
| Раздел II. Человек и земля (22ч) |
| 2 | 2.1 | Вагоностроительный завод | 09.09 | | Сделать эскиз вагона | |
| 3 | 2.2 | Создание модели вагона из бумаги и картона | 16.09 | | Подготовить эскиз буровой вышки, водонапорной башни | |
| 4 | 2.3 | Полезные ископаемые | 23.09 | | Подготовить картонные коробочки, эскиз шкатулки | |
| 5 | 2.4 | Изготовление модели буровой вышки | 30.09 | | Вспомнить упоминания малахитовой шкатулки в литературе | |
| 6 | 2.5 | Изделие «Малахитовая шкатулка» | 07.10 | | Принести модели грузовых машин (игрушки) | |
| 7 | 2.6 | Автомобильный завод | 14.10 | | Подготовить эскиз грузового автомобиля «КамАЗ» | |
| 8 | 2.7 | Изделие из конструктора «КамАЗ» | 21.10 | | Принести разные монеты | |
| 9 | 2.8 | Монетный двор | 28.10 | | Принести, если есть, медали, значки | |
| 10 | 2.9 | Изделие из фольги «Медаль» | 11.11 | | Узнать, какие изделия производятся из фаянса | |
| 11 | 2.10 | Фаянсовый завод | 18.11 | | Подготовить эскиз вазы | |
| 12 | 2.11 | Изделие из пластилина «Ваза» | 25.11 | | Закончить поделку | |
| 13 | 2.12 | Швейная фабрика | 02.12 | | Принести эскиз прихватки, кухонную прихватку, фетр, нитки, иголки | |
| 14 | 2.13 | Работа с текстильными материалами «Прихватка» | 09.12 | | Подготовить эскиз птички | |
| 15 | 2.14 | Мягкая игрушка «Птичка» | 16.12 | | Узнать, как выглядят детские сандалики, туфельки, пинетки | |
| 16 | 2.15 | Обувное производство | 23.12 | | Доделать эскиз | |
| 17 | 2.16 | Изделие из бумаги «Модель детской летней обуви» | 30.12 | | Доделать изделие | |
| 18 | 2.17 | Деревообрабатывающее производство | 13.01 | | Принести деревянные палочки, напильники. | |
| 19 | 2.18 | Изделие «Лесенка-опора для растений» | 20.01 | | Узнать рецепт любого кондитерского изделия | |
| 20 | 2.19 | Кондитерская фабрика. | 27.01 | | Принести необходимые ингредиенты | |
| 21 | 2.20 | Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья | 10.02 | | Подготовить эскиз настольной лампы | |
| 22 | 2.21 | Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» | 17.02 | | Подготовиться к проекту | |
| 23 | 2.22 | Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы» | 24.02 | | Подготовить эскиз водостока, фильтра | |
| Раздел III. Человек и вода (3ч) |
| 24 | 3.1 | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» | 03.03 | | Принести толстые нитки | |
| 25 | 3.2 | Порт. Изделие «Канатная лестница» | 10.03 | | Принести пряжу, толстые нитки | |
| 26 | 3.3 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет» | 17.03 | | Подготовить скиз самолётов | |
| Раздел IV. Человек и воздух (3ч) |
| 27 | 4.1 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изготовление модели самолета из конструктора | 31.03 | | Подготовить эскиз ракеты | |
| 28 | 4.2 | Изготовление модели ракеты из картона и бумаги | 07.04 | | Подготовить эскиз воздушного змея | |
| 29 | 4.3 | Конструкция воздушного змея | 14.04 | | Доделать поделку | |
| Раздел V. Человек и информация (5 ч.) |
| 30 | 5.1 | Создание титульного листа | 21.04 | | Узнать про виды таблиц | |
| 31 | 5.2 | Работа с таблицами | 28.04 | | Узнать про требования к оформлению содержания | |
| 32 | 5.3 | Создание содержания книги | 12.05 | | Подготовить эскиз переплета книги | |
| 33 | 5.4 | Переплетные работы | 19.05 | | Доработать поделку | |
| 34 | 5.5 | Изделие: Книга «Дневник путешествий». Обобщение. | 26.05 | | | |
| | Итого за год 34_часа |
31