Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии, авторской программы Н.А.Цирулик«Технология», Самара, «Издательский дом «Фёдоров», 2014 год, с учетом меж предметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цель: оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно- нравственное, эстетическое) средствами предметной практической деятельности.
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмета «Технология» предполагается решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских и технологических задач;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценку;
- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Технология» в 4 классе согласно учебному плану в МАОУ «Гимназия №14» выделяет 1 час в неделю. Общий объём учебного времени в 4 классе на 2017-2018 учебный год составляет 34 часа.
Национально-региональный компонентна уроках технологии реализуется через знакомство с декоративно-прикладным искусством, национальными костюмами, традициями бурятского народа, посещение выставок, музеев, мастер-классов.
Содержание учебного курса «Технология»
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:
Виды художественной техники: лоскутная мозаика, вышивание, папье- маше, роспись ткани, вязание)
Моделирование и конструирование: конструирование из растений, букеты и композиции из живых растений)
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона: объемные поделки из бумаги.
Конструирование и моделированиеиз разных материалов: соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий, разные способы изготовления кукол из ниток, конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура
Объемное моделирование из ткани: объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом, объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.
Планируемые результаты изучения курса «Технология»
Предметные:
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно - декоративных и других изделий;
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Обучающиеся научатся:
Называть наиболее распространённые в своем регионе профессии (профессии своих родителей) описывать их особенности;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность) прочность), эстетическую выразительность- руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Уважительно относиться к труду людей;
Понимать культурно- историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, уважать их;
Понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукте, демонстрировать готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги)
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности»
Обучающиеся научатся:
На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материала для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
Применить приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль) режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Раздел «Конструирование и моделирование»
Обучающиеся научатся:
Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Соотносить объёмную конструкцию. Основанную на правильных геометрических формах. С изображениями их развёрток;
Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Обучающиеся овладеют умениями:
самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
под контролем учителяреализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Личностные результаты
В ходе преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия,организованности, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Обучающиеся получат первоначальный опыт трудового самовоспитания:
научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома;
элементарно ухаживать за одеждой и обувью;
помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать(эмпатия);
чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско- технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования, вычитывать все виды текстовой информации;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
3.5. Распределение часов по темам.
Виды художественной техники- 14 часов.
Моделирование и конструирование- 4 часов.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона- 8 часов.
Моделирование и конструирование из разных материалов - 4 часа.
Объемное моделирование из ткани - 4 часа.
Итого 34 часа
Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата | УУД | Оборудование урока |
План | Факт |
Моделирование и конструирование. 3ч |
1. | Художественное конструирование из растений. Композиции из живых растений. | 1ч | | | | |
2. | Букеты из сухих растений. | 1ч | | | Уметь извлекать информацию из различных источников. | |
3. | Композиции из живых растений. | 1ч | | | Знать об особенностях японского искусства при изготовлении композиций. | Плакаты |
Моделирование и конструирование из разных материалов. 3ч |
4. | Соломенная скульптура. | 1ч | | | Выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановки. | Готовые образцы |
5. | Изготовление кукол из ниток. | 1ч | | | | DVD «Музей кукол» |
6. | Конструирование из проволоки, проволочная скульптура. | 1ч | | | Уметь соединять проволоку различными способами, получать объемные фигуры. | |
Лоскутная мозаика. 3ч |
7. | Лоскутные рисунки. | 1 ч | | | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия | Презентация «Техника безопасности» |
8. | «Карман – лакомник». Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты. | 1ч | | | Уметь работать, соблюдая инструкцию. Сочетание формы и цвета различных материалов. | |
9. | Декоративное панно. Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу. | 1ч | | | | Готовые образцы. |
Вышивание. 5ч |
10. | Из истории вышивки. Виды вышивки. | 1ч | | | Уметь контролировать исполнение собственного плана и регулировать свою деятельность. | |
11. | Выщивание крестом на разреженной ткани. «Одуванчик». | 1ч | | | | DVD |
12.. | Выщивание крестом на разреженной ткани по схеме. «Ежик». | 1ч | | | Уметь работать, соблюдая инструкцию. Сочетание формы и цвета различных материалов. | |
13.. | Шов «вприкреп». «Теплая осень». | 1ч | | | | |
14. | Шов «петельки». «Открытка». | 1ч | | | Прогнозировать конечный практический результат | Готовые образцы |
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. 5ч |
15-16. | Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов. | 2ч | | | | |
17. | Ажурные игрушки. | 1ч | | | Уметь работать с таблицами и схемами | Готовые образцы |
18. | Старинный город. | 1ч | | | Прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы | Энциклопедия СД |
19. | Рыцарский замок. | 1ч | | | | DVD |
Объемные поделки из бумаги, полученные приемом «складывание по кривой». 2ч |
20. | Украшения для праздника | 1ч | | | Уметь создавать свои изделия с использованием различных модулей. | |
21. | Кувшинка на озере.(Открытка, украшенная элементами, выполненными в технике криволинейного складывания) | 1ч | | | Уметь контролировать исполнение собственного плана и регулировать свою деятельность. | Презентация «Кувшинки» |
Конструирование из объемных тел. 2ч | |
22. | «Говорящие животные». Игрушка из картонных коробок с подвижными деталями. | 1ч | | | Прогнозировать конечный практический результат | DVD |
23. | Мастерим из пирамидок. | 1ч | | | Прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы. | |
Роспись ткани.3ч |
24. | Свободная роспись. Коллаж «Аквариум». | 1ч | | | Уметь работать с таблицами и схемами | |
25. | Роспись по соли. Узоры Деда Мороза. | 1ч | | | | |
26. | Холодный батик «Бабочка». | 1ч | | | Уметь работать с наглядными пособиями | Презентация «Батик» |
Вязание крючком и на спицах.5ч |
27. | Виды пряжи. Приемы вязания крючком. Цепочка. «Цветы». | 1ч | | | Уметь применять полученные знания на практике. | Плакат «Вязание воздушных петель» |
28. | Вязание крючком. Пояс. | 1ч | | | | |
29. | Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. | 1ч | | | | |
30-31. | Чулочная вязка, вязка«резинка». Шапочка и шарфик. | 2ч | | | Прогнозировать конечный практический результат | |
Папье – маше. 2ч |
32. | Слоистое папье - маше. «Посуда». | 1ч | | | Прогнозировать конечный практический результат | DVD |
33. | Папье-маше из размельченной бумажной массы. Картон ручной работы. | 1ч | | | | |
34. | Проверь себя. Итоги работы в 4 классе. 1ч |
21