
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии ориентирована на обучающихся 9 класса, разработана на основе следующих документов:
Основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённой приказом №55 от 30.08.2015 (с изменениями и дополнениями, утверждёнными приказом по МБОУ «Доманичская ООШ» от 29.08.2018г. №65).
Примерной программы основного общего образования по технологии
3. Программы по технологии для 5-8(9) классов / (универсальная линия) Алгоритм успеха. ФГОС. /Н.В.Синица, П.С.Самородский, М:.Вентана-Граф, 2013
полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями от 29 декабря 2014 г. №1644
Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2014/15 учебный год. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N 253 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего".
Приказа Департамента образовании и науки Брянской области от 27.04.18 г. №709 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2018 – 2019 уч.г.»
Устава МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённым Постановлением администрации Почепского района от 21.12.2015 г. №80, изменениями и дополнениями от 12.10.2017 г. №787 и от 22.03.2018 г. №189.
Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № 63 от 29 августа 2018 г
Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденного приказом №64 от 29 августа 2018 г.
Общая характеристика предмета
На изучение технологии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».
Практические занятия включают в себя профориентационные дискуссии, викторины, игры, диагностические методики, заполнение таблиц, карт, оформление творческого проекта «Мой выбор» и т.д.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
.Значительная часть занятий отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
опросник профессиональной готовности (ОПГ);
анкета мотивов выбора профессии;
шкала потребностей в достижении;
опросник темперамента;
методика «Мой характер»;
методика определения склонностей;
тест Дж. Холланда «Тип личности»;
карта здоровья;
тест «Уровень самооценки»;
карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределени
.В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие как мышление, восприятие, наблюдательность.
Мнемосхемы желательно выполнять в электронном виде.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
Цели и задачи
Цель курса — оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем , личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов и итоговая в форме защиты творческого проекта.
Содержание учебного материала
Основы жизненного и профессионального самоопределения (6 часов)
Жизненное самоопределение человека (1)
2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития (1).
3. Значение, ситуация и правила выбора профессии (1).
4. Типичные ошибки при выборе профессии (1).
5. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура (1).
6. Тестовый контроль знаний по разделу (1).
II. Мир труда и профессии (6 часов).
1. Профессия и специальность: происхождение и сущность (1).
2. Многообразие мира труда(1).
3. Классификация профессий. Формула профессии (1).
4. Профессиональная деятельность и карьера человека (1).
5. Рынок труда и его требования к профессионалу (1).
6. Тестовый контроль знаний по разделу (1).
III. Человек и профессия (10 часов).
1. Профессионально важные качества человека (1).
2. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии (1).
3. Особенности психических процессов и выбор профессии (1).
4. Темперамент и выбор профессии (1).
5. Характер и выбор профессии
6. Роль способностей в профессиональной деятельности (1).
7. Тип личности и выбор профессии (1).
8.Профессиональная деятельность и здоровье (1).
9Профессиональная пригодность и самооценка (1).
10. Тестовый контроль знаний по разделу (1).
IV. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (12 часов).
1. Анализ профессиональной деятельности (1).
2. Профессиональные пробы и творческие проекты (1).
3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка (1).
. Пути получения профессионального образования (1).
Профессиональная консультация (1).
Профессиональное самоопределение и самовоспитание (1).
Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе (1).
Тестовый контроль знаний по разделу (1).
Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита (4).
Итого: 34 часа.
3. Творческий проект «Мой выбор»
В процессе изучения курса
«Профессиональное самоопределение школьников» необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой выбор».
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Творческий проект «Мой выбор» состоит из следующих разделов.
1. Обоснование выбора профессии:
тип, класс, отдел, группа, формула профессии;
мотив выбора профессии (почему выбрана именно эта профессия);
кто оказал наибольшее влияние на. этот выбор;
2. Профессиограмма профессии:
содержание труда;
условия труда;
— необходимые знания, умения и личностные качества;
-возможные способы приобретения профессии.
-изготовление различных изделий;
4. Профессиональная пригодность:
соответствие профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям;
отсутствие медицинских противопоказаний к профессии;
сформированность профессионально важных личностных качеств;
5. Профессиональное намерение и карьера:
— способ приобретения профессии (куда поступить учиться);
— профиль обучения в старших классах;
— перспективы профессионального роста;
6. План подготовки к приобретению профессии:
— уточняющая профдиагностика;
— профориентационные экскурсии;
профессиональные консультации;
углубленное изучение предметов;
подготовительные курсы и т.д.
7. Готовность к профессиональному самоопределению:
— сформированность жизненного плана и профнамерения;
— знание будущей профессии;
— знание своих профессиональных способностей.
8. Литература:
Список литературы, которая была использована при выполнении проекта.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Оформленный проект допускается к защите.
Для оценивания проектов создаётся жюри.
Защита проектов проводится в следующем порядке:
— оценивание защиты
Оценивание проектов проводится по следующим критериям:
Полнота проекта (представленность всех компонентов).
Качество оформления пояснительной записки.
Наличие электронной презентации проекта.
Качество доклада.
5. Аргументированность ответов на вопросы.
6. Уровень выполнения и качество показа результатов профпробы.
4. Рекомендуемая литература
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему;
обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
планировать этапы выполнения работ;
составлять технологическую карту изготовления изделия;
выбирать средства реализации замысла;
осуществлять технологический процесс;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации;
готовить пояснительную записку к проекту;
оформлять проектные материалы;
представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений;
планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке;
разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Выпускник научится:
построению двух-трёх вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать профессиональную карьеру;
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
УМК учителя и учащихся
1. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. —
Брянск: Изд-во БГУ, 2005. — 183 с.
2. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для уч-ся 9 класса общеобр. школы. — М.: Вентана-Граф, 1999.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
| Основы жизненного и профессионального самоопределения | 6 |
1. | Жизненное самоопределение человека | 1 |
2. | Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития | 1 |
3. | Значение, ситуация и правила выбора профессии | 1 |
4. | Типичные ошибки при выборе профессии | 1 |
5. | Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура | 1 |
6. | Тестовый контроль знаний по разделу | 1 |
| Мир труда и профессии | 6 |
7. | Профессия и специальность: происхождение и сущность | 1 |
8. | Многообразие мира труда | 1 |
9. | Классификация профессий. Формула профессии | 1 |
10. | Профессиональная деятельность и карьера человека | 1 |
11. | Рынок труда и его требования к профессионалу | 1 |
12. | Тестовый контроль знаний по разделу | 1 |
| Человек и профессия | 10 |
13. | Профессионально важные качества человека | 1 |
14. | Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии | 1 |
15. | Особенности психических процессов и выбор профессии | 1 |
16. | Темперамент и выбор профессии | 1 |
17. | Характер и выбор профессии | 1 |
18. | Роль способностей в профессиональной деятельности | 1 |
19. | Тип личности и выбор профессии | 1 |
20. | Профессиональная деятельность и здоровье | 1 |
21. | Профессиональная пригодность и самооценка | 1 |
22. | Тестовый контроль знаний по разделу | 1 |
| Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении | 12 |
23. | Анализ профессиональной деятельности | 1 |
24. | Профессиональные пробы и творческие проекты | 1 |
25. | Профильное обучение и предпрофильная подготовка | 1 |
26. | Пути получения профессионального образования | 1 |
27. | Профессиональная консультация | 1 |
28. | Профессиональное самоопределение и самовоспитание | 1 |
29. | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе | 1 |
30. | Тестовый контроль знаний по разделу | 1 |
31-34 | Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита | 4 |