СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для 9 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для преподавания курса Самоопределение в 9 классе. 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 9 класса»




Пояснительная записка


Рабочая программа по технологии ориентирована на обучающихся 9 класса, разработана на основе следующих документов:


  1. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённой приказом №55 от 30.08.2015 (с изменениями и дополнениями, утверждёнными приказом по МБОУ «Доманичская ООШ» от 29.08.2018г. №65).

  2. Примерной программы основного общего образования по технологии

3. Программы по технологии для 5-8(9) классов / (универсальная линия) Алгоритм успеха. ФГОС. /Н.В.Синица, П.С.Самородский, М:.Вентана-Граф, 2013

полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.


Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:


  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями от 29 декабря 2014 г. №1644

  3. Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  4. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2014/15 учебный год. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N 253 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего".

  6. Приказа Департамента образовании и науки Брянской области от 27.04.18 г. №709 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2018 – 2019 уч.г.»

  7. Устава МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённым Постановлением администрации Почепского района от 21.12.2015 г. №80, изменениями и дополнениями от 12.10.2017 г. №787 и от 22.03.2018 г. №189.

  8. Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № 63 от 29 августа 2018 г

  9. Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденного приказом №64 от 29 августа 2018 г.



Общая характеристика предмета

На изучение технологии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Курс «Профессиональное само­определение школьников» являет­ся составным компонентом предпрофильной подготовки выпускни­ков основной школы.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».

Практические занятия вклю­чают в себя профориентационные дискуссии, викторины, игры, диа­гностические методики, заполне­ние таблиц, карт, оформление творческого проекта «Мой выбор» и т.д.

В процессе выполнения творче­ского проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профес­сиональные пробы, моделирую­щие в той или иной степени их бу­дущую профессиональную дея­тельность. В качестве профпроб могут выступать материальные из­делия, информационные продук­ты, доклады, номера художествен­ной самодеятельности, воспита­тельные мероприятия и др.

.Значительная часть занятий отводится на развива­ющую профдиагностику, которая предполагает использование ком­плекса психологических методик, обеспечивающих, с одной сторо­ны, диагностирование профессио­нально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

В процессе изучения курса ис­пользуются следующие профдиагностические методики:

  • опросник для выявления уров­ня готовности школьников к про­фессиональному самоопределе­нию;

  • карта интересов;

  • опросник профессиональной готовности (ОПГ);

  • анкета мотивов выбора про­фессии;

  • шкала потребностей в дости­жении;

  • опросник темперамента;

  • методика «Мой характер»;

  • методика определения склон­ностей;

  • тест Дж. Холланда «Тип лично­сти»;

  • карта здоровья;

  • тест «Уровень самооценки»;

  • карта самоконтроля готовности к профессиональному самооп­ределени

.В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. При­менение мнемосхем дает возмож­ность не только оперативно разви­вать память учащихся, но и другие психические процессы, такие как мышление, восприятие, наблюда­тельность.

Мнемосхемы желательно вы­полнять в электронном виде.

По каждому разделу курса про­водится тестовый контроль знаний с помощью специально разрабо­танных контрольно-измерительных материалов.

Цели и задачи

Цель курса — оказать учащимся 9 класса общеобразовательных уч­реждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склоннос­тями, профессиональными способ­ностями и возможностями и с уче­том потребностей рынка труда в кадрах.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем , личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов и итоговая в форме защиты творческого проекта.


Содержание учебного материала


  1. Основы жизненного и про­фессионального самоопределе­ния (6 часов)

  1. Жизненное самоопределение человека (1)

2. Сущность и структура процесса профессионального самооп­ределения и развития (1).

3. Значение, ситуация и прави­ла выбора профессии (1).

4. Типичные ошибки при выбо­ре профессии (1).

5. Творческий проект «Мой вы­бор»: сущность и структура (1).

6. Тестовый контроль знаний по разделу (1).

II. Мир труда и профессии (6 часов).

1. Профессия и специальность: происхождение и сущность (1).

2. Многообразие мира труда(1).

3. Классификация профессий. Формула профессии (1).

4. Профессиональная деятель­ность и карьера человека (1).

5. Рынок труда и его требования к профессионалу (1).

6. Тестовый контроль знаний по разделу (1).

III. Человек и профессия (10 часов).

1. Профессионально важные ка­чества человека (1).

2. Интересы и склонности. Мо­тивы выбора профессии (1).

3. Особенности психических процессов и выбор профессии (1).

4. Темперамент и выбор про­фессии (1).

5. Характер и выбор профессии

6. Роль способностей в профес­сиональной деятельности (1).

7. Тип личности и выбор про­фессии (1).

8.Профессиональная деятель­ность и здоровье (1).

9Профессиональная пригод­ность и самооценка (1).

10. Тестовый контроль знаний по разделу (1).

IV. Слагаемые успеха в про­фессиональном самоопределе­нии (12 часов).

1. Анализ профессиональной деятельности (1).

2. Профессиональные пробы и творческие проекты (1).

3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка (1).

. Пути получения профессио­нального образования (1).

  1. Профессиональная консуль­тация (1).

  2. Профессиональное самооп­ределение и самовоспитание (1).

  3. Готовность к профессиональ­ному самоопределению. Принятие решения о профессиональном вы­боре (1).

  4. Тестовый контроль знаний по разделу (1).

  5. Творческий проект «Мой вы­бор»: оформление и защита (4).

Итого: 34 часа.

3. Творческий проект «Мой выбор»

В процессе изучения курса

«Профессиональное самоопреде­ление школьников» необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой выбор».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Творческий проект «Мой вы­бор» состоит из следующих разде­лов.

1. Обоснование выбора профес­сии:

  • жизненные ценности, смысл и цель жизни;

  • предпочитаемая профессия (основной и запасной варианты);

  • тип, класс, отдел, группа, формула профессии;

  • мотив выбора профессии (почему выбрана именно эта про­фессия);

  • кто оказал наибольшее влия­ние на. этот выбор;

  • профессиональный идеал.

2. Профессиограмма профес­сии:

  • общая характеристика про­фессии;

  • содержание труда;

  • условия труда;

  • требования профессии к че­ловеку;

— необходимые знания, уме­ния и личностные качества;

-возможные способы приобретения профессии.

-изготовление различных из­делий;

  • выполнение творческих про­ектов;

  • участие в профессионально-трудовой деятельности и т.д.

4. Профессиональная пригод­ность:

  • соответствие профессии ин­тересам, склонностям, способнос­тям и возможностям;

  • отсутствие медицинских про­тивопоказаний к профессии;

  • сформированность профес­сионально важных личностных ка­честв;

  • наличие необходимых зна­ний и умений.

5. Профессиональное намере­ние и карьера:

— способ приобретения про­фессии (куда поступить учиться);

— профиль обучения в старших классах;

— перспективы профессио­нального роста;

  • предполагаемая должность;

  • предполагаемый заработок в месяц.

6. План подготовки к приобрете­нию профессии:

уточняющая профдиагностика;

— профориентационные экс­курсии;

  • профессиональные консуль­тации;

  • углубленное изучение пред­метов;

  • подготовительные курсы и т.д.

7. Готовность к профессиональному самоопределению:

— сформированность жизнен­ного плана и профнамерения;

— знание будущей профессии;

— знание своих профессио­нальных способностей.

8. Литература:

Список литературы, которая была использована при выполне­нии проекта.


ЗАЩИТА ПРОЕКТА


Оформленный проект допуска­ется к защите.

Для оценивания проектов со­здаётся жюри.

Защита проектов проводится в следующем порядке:

  • краткий доклад учащегося;

  • ответы на вопросы;

— оценивание защиты

Оценивание проектов прово­дится по следующим критериям:

  1. Полнота проекта (представ­ленность всех компонентов).

  2. Качество оформления пояс­нительной записки.

  3. Наличие электронной пре­зентации проекта.

  4. Качество доклада.

5. Аргументированность ответов на вопросы.

6. Уровень выполнения и качес­тво показа результатов профпробы.

4. Рекомендуемая литература

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы




Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему;

обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;

планировать этапы выполнения работ;

составлять технологическую карту изготовления изделия;

выбирать средства реализации замысла;

осуществлять технологический процесс;

контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации;

готовить пояснительную записку к проекту;

оформлять проектные материалы;

представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений;

планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке;

разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Выпускник научится:

построению двух-трёх вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

планировать профессиональную карьеру;

рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.







УМК учителя и учащихся

1. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самооп­ределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобра­зовательных учреждений. —
Брянск: Изд-во БГУ, 2005. — 183 с.

2. Симоненко В.Д. Профессио­нальное самоопределение // Тех­нология: Учебник для уч-ся 9 клас­са общеобр. школы. — М.: Вентана-Граф, 1999.






























Тематическое планирование


Тема раздела, урока

Кол-во часов


Основы жизненного и про­фессионального самоопределе­ния

6

1.

Жизненное самоопределение человека

1

2.

Сущность и структура процесса профессионального самооп­ределения и развития

1

3.

Значение, ситуация и прави­ла выбора профессии

1

4.

Типичные ошибки при выбо­ре профессии

1

5.

Творческий проект «Мой вы­бор»: сущность и структура

1

6.

Тестовый контроль знаний по разделу

1


Мир труда и профессии

6

7.

Профессия и специальность: происхождение и сущность

1

8.

Многообразие мира труда

1

9.

Классификация профессий. Формула профессии

1

10.

Профессиональная деятель­ность и карьера человека

1

11.

Рынок труда и его требования к профессионалу

1

12.

Тестовый контроль знаний по разделу

1


Человек и профессия

10

13.

Профессионально важные ка­чества человека

1

14.

Интересы и склонности. Мо­тивы выбора профессии

1

15.

Особенности психических процессов и выбор профессии

1

16.

Темперамент и выбор про­фессии

1

17.

Характер и выбор профессии

1

18.

Роль способностей в профес­сиональной деятельности

1

19.

Тип личности и выбор про­фессии

1

20.

Профессиональная деятель­ность и здоровье

1

21.

Профессиональная пригод­ность и самооценка

1

22.

Тестовый контроль знаний по разделу

1


Слагаемые успеха в про­фессиональном самоопределе­нии

12

23.

Анализ профессиональной деятельности

1

24.

Профессиональные пробы и творческие проекты

1

25.

Профильное обучение и предпрофильная подготовка

1

26.

Пути получения профессио­нального образования

1

27.

Профессиональная консуль­тация

1

28.

Профессиональное самооп­ределение и самовоспитание

1

29.

Готовность к профессиональ­ному самоопределению. Принятие решения о профессиональном вы­боре

1

30.

Тестовый контроль знаний по разделу

1

31-34

Творческий проект «Мой вы­бор»: оформление и защита

4