Рабочая программа по технологии составлена для учащихся 5 классов общеобразовательной школы.
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 70 ч. за учебный год.
Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии .: 5 класс : учеб.. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Технология : 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / В. Н. Правдюк [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Карабанов, И. А. Технология обработки древесины : учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / И. А. Карабанов. - б-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
Самородский, П. С. Технологии ведения дома в 5-8 классах : Технический труд : метод, пособие / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2015.
Самородский, П. С. Технологии создания изделий из металла : 5-7 классы : метод, пособие / П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Технология : программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вен- тана-Граф, 2016.
Интернет-рессурсы: http://www.openclass.ru/user55 55 http://www/it-n.ru http://eidos.ru http://www.botic.ru http://www.cnso.ru/tehn http://files.school-collection.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии. |
Потребности. Иерархия потребностей |
Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. |
Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. |
Понятие технологии, цикл жизни технологии |
Материальные, информационные, социальные технологии |
История развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технолизация научных идей. |
Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. |
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимосвязь ресурсов. |
Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса |
Технология в контексте производства. |
Промышленные технологии. |
Технологии сельского хозяйства. |
Технология в сфере быта. |
Культура потребления. Потребительские свойства товара. |
Выбор продукта и услуги. |
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. |
Технические условия. Эскизы и чертежи. |
Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. |
Техники проектирования, конструирования, моделирования. |
Способы выявления потребностей. |
Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. |
Порядок действий по сборке конструкции/механизма, удовлетворяющего заданным условиям. |
Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. |
Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. |
Конструкции. Основные характеристики конструкций. |
Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей заданным условиям. |
Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. |
Простые механизмы как часть технологических систем. Виды движения. Кинематические схемы. |
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. |
Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. |
Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. |
Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов. |
Разработка вспомогательной технологии. |
Разработка/оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. |
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. |
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание). |
№ | Тема | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата по плану | п роведения по факту | Примечание |
| | Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития | | | | |
| | Потребности и технологии | | | | |
1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии. | Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий: мотивация к учебной деятельности. | 1 | | | |
2 | Потребности. Иерархия потребностей | Определение тематики новых знаний; разъяснение содержания понятия «потребности»; выявление личных потребностей; постройка иерархии потребностей; анализ учебной ситуации. | 1 | | | |
3-4 | Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. | Анализ потребности ближайшего социального окружения; составление программы изучения потребностей; объяснение способов применения/хранения произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки). | 2 | | | |
5-6 | Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. | Характеристика рекламы; анализ уровень влияния рекламы на формирование потребностей; разработка рекламного продукта; сохранение информации в формах описания, схем, эскизах, фотографиях, презентациях. | 2 | | | |
7-8 | Понятие технологии, цикл жизни технологии | Нахождение информации о технологиях; формулировка понятия «технология»; выявление отличия понятий «техника» и «технология»; выделение цикла жизни технологий; приведение примеров влияния технологий на общественное развитие. Практическая работа: классификация инструментов. | 2 | | | |
9-10 | Материальные, информационные, социальные технологии | Работа с источниками информации; выбор материальных, информационных, социальных технологий; раскрытие роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; работа в парах. | 2 | | | |
| | История развития технологий. | | | | |
11-12 | История развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технолизация научных идей. | Определение источников развития технологий; оформление результатов своего труда. Практическая работа: последовательность развития ремесел в промышленное производство. | 2 | | | |
13-14 | Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. | Сбор информации развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; называть источники развития технологий; выявление закономерности технологического развития; взаимодействие в мини группах. | 2 | | | |
| | Технологический процесс. | | | | |
15-16 | Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимосвязь ресурсов. | Применение понятия «технологический процесс»; использование материалов учебника, ЭОР о технологических процессах; раскрытие условий реализации технологического процесса; чтение технологических карт. Практическая работа: технология ручной обработки древесины и древесных материалов. | 2 | | | |
17-18 | Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса | Объяснение и приведение примеров, характеризующие негативные эффекты; описание побочных эффектов реализации технологического процесса. | 2 | | | |
19-20 | Технология в контексте производства. | Различие видов технологий; работа с учебником; выбор предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий; объяснение сущности взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг. | 2 | | | |
| | Производственные технологии. | | | | |
21-22 | Промышленные технологии. | Приведение примеров производственных технологий; характеристика особенности технологий различных отраслей; работа на компьютере, нахождение информации. | 2 | | | |
23-24 | Технологии сельского хозяйства. | Приведение примеров технологии сельского хозяйства; объяснение отличия от других технологий; приведение примеров эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции; анализ проблемы технологии сельского хозяйства. | 2 | | | |
| | Технология в сфере быта. | | | | |
25-26 | Технология в сфере быта. | Приведение примеров технологий в сфере быта; объяснение отличия от других технологий; характеристика технологии сервиса и социальной сферы; выделение характерных особенностей современных технологий сервиса и социальной сферы; подбор информацию об услугах по печатным изданиям; анализ представленных технологий в сфере быта. | 2 | | | |
27-28 | Культура потребления. Потребительские свойства товара. | Определение правил выбора и покупки товаров для дома; определение и нахождение, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; анализ предложения товаров для дома на основе выработанной спецификации на основе информации, представленной в Интернете. | 2 | | | |
29-30 | Выбор продукта и услуги. | Определение правил выбора и покупки товаров для дома; определение и нахождение, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; анализ предложения товаров для дома на основе выработанной спецификации на основе информации, представленной в Интернете. Практическая работа: проект бытовая техника в современной квартире. | 2 | | | |
| | Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. | | | | |
| | Способы представления технической и технологической информации. | | | | |
31-32 | Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. | Работа с учебником; определение способов представления технической и технологической информации; чтение технической и технологической информации; анализ прочитанной информации. | 2 | | | |
33-34 | Технические условия. Эскизы и чертежи. | Выполнение эскизов; сравнение чертежей и эскизов; использование различных источников информации. | 2 | | | |
35-36 | Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. | Составление технологической карты; описание системы и процесса с помощью блок-схем; оформление результатов деятельности. Практическая работа: снятие мерок для построения чертежа изделия. | 2 | | | |
| | Техники проектирования, конструирования, моделирования. | | | | |
37-38 | Техники проектирования, конструирования, моделирования. | Раскрывать техники проектирования, конструирования, моделирования; изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму; анализировать опыт изготовления информационного продукта. Практическая работа: проект «Конструкция машины», моделирование. | 2 | | | |
39-40 | Способы выявления потребностей. | Раскрытие техники проектирования, конструирования, моделирования; изготовление информационного продукта по заданному алгоритму; анализ опыта изготовления информационного продукта. | 2 | | | |
41-42 | Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. | Анализ альтернативных ресурсов; работа в минигруппах. | 2 | | | |
43-44 | Порядок действий по сборке конструкции/механизма, удовлетворяющего заданным условиям. | Объяснение понятия «конструкции», «механизм»; адекватное пользование этими понятиями; определение порядка действий по сборке конструкции. Практическая работа: Машины и механизмы. Таблица видов механизмов. | 2 | | | |
45-46 | Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. | Объяснение понятия «технологический узел», «модель»; осуществление сборки моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; оказание помощи в сборке, затрудняющимся детям. | 2 | | | |
47-48 | Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. | Разъяснение содержания понятия «анализ», «синтез» и адекватное пользование этими понятиями. Описание технологического решения с помощью текста, рисунков, графического изображения; анализ возможных технологических решений, определение их достоинств и недостатков в контексте заданной ситуации. | 2 | | | |
49-50 | Конструкции. Основные характеристики конструкций. | Объяснение понятия «конструкции»; адекватно пользование этими понятиями; определение основных характеристик конструкций. | 2 | | | |
51-52 | | Определение порядка действий по проектированию; проектирование заданных объектов; сохранение продукта. | 2 | | | |
53-54 | Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. | Описание способов моделирования продукта; выбор способов моделирования; называние функций моделей и способов использования. Практическая работа: проект летательного аппарата из картона (воздушный змей). | 2 | | | |
55-56 | Простые механизмы как часть технологических систем. Виды движения. Кинематические схемы. | Оперирование понятиями «простые механизмы»; называние признаков классификации простых механизмов; называние видов движения, перечисление видов кинематических схем; чтение кинематических схем. | 2 | | | |
| | Опыт проектирования, конструирования, моделирования. | | | | |
57-58 | Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. | Объяснение понятия «технологический узел», «модель»; осуществление сборки моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; проектирование и конструирование модели по заданному прототипу; выполнение порядка действий по сборке конструкции или механизма; выполнение различных способов соединения деталей. Практическая работа: модель из проволоки. Способы соединения деталей из проволоки. | 2 | | | |
59-60 | Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. | Получение и анализ опыта проведения испытания, анализа, модернизации модели; анализ опыта проведения испытания, анализа, модернизации модели; планирование и корректировка своей индивидуальной образовательной траектории. Постройка позитивных отношений в процессе учебной и познавательной деятельности. Практическая работа: модель из проволоки. Способы соединения деталей из проволоки. | 2 | | | |
61-62 | Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. | Получение и анализ опыта разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; выбор из предложенных вариантов и самостоятельно ищут средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; корректно и аргументированно отстаивают свою точку зрения, в дискуссии. Анализ опыта разработки конструкций: нахождение вариантов, проектирование и конструирование, анализ. Практическая работа: создание цветочной композиции. Практическая работа: примеры соединений из тонколистового металла. | 2 | | | |
63-64 | Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов. | Разработка материального продукта на основе технологической документации; составление карты простых механизмов; применение элементарны (не требующие регулировки) рабочих инструментов. Практическая работа: разработка оригинальной конструкции подставки для канцелярских изделий. | 2 | | | |
65 | Разработка вспомогательной технологии. | Разработка материального продукта на основе технологической документации; составление карты простых механизмов; применение элементарны (не требующие регулировки) рабочих инструментов. | 1 | | | |
66-67 | Разработка/оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. | Оптимизация базовых технологий (затратность-качество), проводят анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения. Практическая работа: творческий проект. | 2 | | | |
68 | Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. | Получают и анализируют опыт планирования (Анализ возможных технических решений, определение их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации самостоятельно указывают на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагают и применяют способ проверки достоверности информации. Практическая работа: творческий проект. | 1 | | | |
69-70 | Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание). | Получение и анализ опыта планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Разработка и изготовление материального продукта. Установка связей между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта. Практическая работа: творческий проект. | 2 | | | |