Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым в 2009 г., приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373; Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Н.И. Роговцевевой, Н.В. Богдановой.; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 345 от 29.12.2018 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2022-2023 учебный год»; Учебного плана общеобразовательного учреждения на 2022-2023 учебный год; Положения о рабочей программе школы; Примерной программы начального общего образования потехнол, с учётом авторской программы по технологии.
УМК «Школа России», «Технология. Начальные классы» - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. «Просвещение,2018 г.», в двух частях.
План рассчитан на 34 часа. В 4 классе на обучение предмету «Технология» отводится 34 недели (34 часа, в неделю 1 час).
Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитания МКОУ «Успенская СОШ»
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание рабочей программы.
Как работать с учебником. (1ч)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Человек и земля . (21ч)
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Человек и вода. (3ч)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Человек и воздух. (3ч)
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Человек и информация. (6ч)
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | .Как работать с учебником | 1 |
2. | .Человек и земля | 21 |
3. | .Человек и вода | 3 |
4. | .Человек и воздух | 3 |
5. | .Человек и информация | 6 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Д/З | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Как работать с учебником. | 1 | Нет заданий | | |
2- 3 | Вагоностроительный завод. Ходовая часть. Кузов вагона. Пассажирский вагон. | 2 | Нет заданий | | |
4 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. | 1 | Нет заданий | | |
5 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. | 1 | Нет заданий | | |
6- 7 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 2 | Нет заданий | | |
8 | Монетный двор. Проект №1 «Медаль» Изделие «Стороны медали». | 1 | Нет заданий | | |
9 | Монетный двор. Проект №2«Медаль» Изделие «Медаль». | 1 | Нет заданий | | |
10- 11 | Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», « Ваза». | 2 | Нет заданий | | |
12 | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка». | 1 | Нет заданий | | |
13 | Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», « Птичка». | 1 | Нет заданий | | |
14- 15 | Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви». | 2 | Нет заданий | | |
16 | Изделие «Лесенка-опора для растений». | 1 | Нет заданий | | |
17 | Изделие «Лесенка- опора для растений» | 1 | Нет заданий | | |
18 -19 | Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» | 2 | Нет заданий | | |
20 | Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа». | 1 | Нет заданий | | |
21 | Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы. | 1 | Нет заданий | | |
22 | Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы». | 1 | Нет заданий | | |
23 | Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер». | 1 | Нет заданий | | |
24 | Порт. Изделие: «Канатная лестница» | 1 | Нет заданий | | |
25 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет». | 1 | Нет заданий | | |
26 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет». | 1 | Нет заданий | | |
27 | Ракета – носитель. Изделие «Ракета - носитель» | 1 | Нет заданий | | |
28 | Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» | 1 | Нет заданий | | |
29 | Издательское дело. Изделия «Титульный лист». | 1 | Нет заданий | | |
30 | Издательское дело. Изделия «Таблица» | 1 | Нет заданий | | |
31 | Создание содержания книги. Практическая работа №1«Содержание» | 1 | Нет заданий | | |
32-34 | Переплетные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника»». | 3 | Нет заданий | | |
6