СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинск».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии УМК "Школа России"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижнеудинск»

Утверждено

Приказом от 27.12.2020 №172-од

Рабочая программа

Технология

(наименование учебного предмета)

Начальное общее образование

(уровень образования)

4 года

(срок реализации программы)

Составлена:

Сергеенко И.А., Морозова С.В., Кузнецких Н.В., Евстафьева К. О., Ворошилова Н.А., Дольникова С.А., Халюкова В.Н., Воронцова Н.Н.

2019

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1г.

Нижнеудинск»

Планируемые результаты освоения учебного предмета. 1 класс.

Личностные результаты.

  • положительно относиться к учению,

  • проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

  • принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

  • бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

  • осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные

последствия деятельности человека.

Метапредметные результаты.

  • С помощью учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

  • готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно- художественному);

  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

  • ориентироваться в материале на страницах учебника;

  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.

  • слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научится:

Общекультурные и общетрудовые компетенци

и. Основы культуры труда, самообслуживание.

1.

2.

3.

о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира; о профессиях, знакомых детям.

  1. обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

  2. соблюдать правила гигиены труда.


Технология ручной обработки матери

алов. Элементы графической грамоты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

называть изученные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.); последовательно изготавливать несложные изделия: разметку, резание, сборку, отделку; размечать на глаз, по шаблону; образовывать форму сгибанием, складыванием, вытягиванием; соединять детали с помощью клея; отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; называть и иметь представление о ручных инструментах (ножницы, игла) и приспособлениях (шаблон, булавки); применять правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями; безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы).

  1. различать материалы и инструменты по их назначению;

  2. качественно выполнять операции и приѐмы по изготовлению несложных изделий:

а) экономно размечать сгибанием, по шаблону;

б) точно резать ножницами;

в) собирать изделия с помощью клея;

г) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;

  1. использовать для сушки плоских изделий пресс;

  2. с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.


Конструирование

и моделирование

1.

2.

3.

о детали как составной части изделия; о конструкциях – разборных и неразборных; неподвижном клеевом соединении деталей.

  1. различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

  2. конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

Содержание учебного предмета 1 класс


Тема раздела

Кол-во часов

1

Что нас окружает


4 ч

2

Кто, где живет


5 ч

3

Азбука мастерства


12 ч

4

Много и ровно


5 ч

5

Работаем с тканью


7 ч

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

3. Конструирование и моделирование.

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

Тематическое планирование. 1 класс

Тема урока

Что нас окружает. ( 4 часа)

1.

Что ты видишь вокруг?

2.

Мир природы.

3.

Мир рукотворный.

4.

Окружающий мир надо беречь.

Кто где живет. (5 часов)

5.

Кто такой построил дом, чтобы поселиться в нѐм?

6.

Если захочешь – сделаешь.

7.

Готовим праздник.

8.

9.

Подари сказку «Колобок».

Азбука мастерства.(12 часов)

10.

Из чего сделан рукотворный мир?

11.

Подсказывает природа.

12.

Как устроены разные изделия?

13.

Целое и части. Изделие и его детали.

14.

Шаг за шагом. «Пластилин – волшебник».

15.

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?

16.

Как соединить детали.

17.

Что можно сделать из бумаги.

18.

Учимся наклеивать детали.

19.

Фантазия из бумаги.

20.

Какие бывают линии.

21.

Из ниток и верѐвочек.

Много и ровно.(5 часов)

22.

Размечаем круги.

23.

Размечаем прямоугольники.

24.

Размечаем треугольники.

25.

Без инструментов.

26.

Научись несложным приѐмам сгибания.

Работаем с тканью.(7 часов)

27.

Свойства ткани.

28.

Иглы и булавки.

29.

Прямая строчка и еѐ дочка.

30.

31.

Учимся красиво вышивать.

32. 33.

«Книжкина больница».

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2 класс

Личностные результаты.

  • Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;

  • Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; Понимать исторические традиции ремѐсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.

Метапредметные результаты.

  • Формулировать цель деятельности на уроке;

  • Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • Планировать практическую деятельность на уроке;

  • Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • Предлагать конструкторско-технологические приѐмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов);

  • Определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

  • Наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;

  • Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно- прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • Называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

  • Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Предметные результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научится:

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

  1. называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

  2. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

  3. анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

  4. организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

  1. уважительно относиться к труду людей;

понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  1. понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;

  2. демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

1. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  1. отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  2. прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или

2.

3.

4.

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приѐмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки,

формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

применять приѐмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла).

декоративно-художественной задачей.

3. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.


Конструирование и моделирование

1.

2.

3.

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

  1. соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

  2. создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи

определенной художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Содержание учебного предмета

2 класс

Тема раздел

Кол-во часов

1

Художественная мастерская

9 ч.

2

Чертѐжная мастерская

7 ч.

3

Конструкторская мастерская

9 ч.

4

Рукодельная мастерская

9 ч.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).

Тематическое планирование.

2 класс

Тема урока

Художественная мастерская ( 7 ч.)

1

Что ты уже знаешь? Коробочка.

2

Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Цветочная композиция.

3

Какова роль цвета в композиции? Букет в вазе.

4

Как увидеть белое изображение на белом фоне? Утѐнок.

5

Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Соборы и замки.

6

Можно ли сгибать картон? Как? Собачка и павлин.

7

Как плоское превратить в объѐмное? Рыбки.

Чертѐжная мастерская ( 9 ч.)

8

Что такое технологические операции и способы? Игрушки.

9

Что такое линейка и что она умеет? Необычная открытка.

10

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Блокнот.

11

Что такое чертѐж и как его прочитать? Пригласительный билет.

12-13

Можно ли без шаблона разметить круг? Цветок-шестиугольник.

14

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Оригамушки.

15

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Открытка в технике оригами.

16

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Симметричные снежинки.

Конструкторская мастерская ( 9 ч.)

17

Какой секрет у подвижных игрушек? Игрушка-качалка.

18-19

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Обезьянка.

20

Можно ли соединить детали без соедини-тельных материалов? Модель планера.

21

День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Открытка.

22

Как машины помогают человеку? Машина полиции.

23

Поздравляем женщин и девочек. Поздравительная открытка,

24-25

Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. Макет города мечты

Рукодельная мастерская ( 9 ч.)

26

Какие бывают ткани? Цветы.

27

Какие бывают нитки? Как они используются? Помпон.

28

Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Подставка. Ёжик.

29-30

Строчка косого стежка. Есть ли у неѐ «дочки»? Вышивка крестом.

31-32

Как ткань превращается в изделие? Чехол для телефона.

33

Зарядка для ума.

34

Что узнали? Чему научились?

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

3 класс

Личностные результаты

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

  • испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

  • формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • выявлять и формулировать учебную проблему;

  • анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

  • открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты


Ученик научится:

Ученик получит возможность научится:


Общекультурные и общетрудовые к

омпетенции. Основы культуры труда,


самообсл

уживание

1.

узнает о характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства;

2. о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

  1. узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;

  2. соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).


Технология ручной обработки матери

алов. Элементы графической грамоты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

понимать названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

основные линии чертежа (осевая и центровая);

правила безопасной работы канцелярским ножом; косую строчку, ее варианты, их назначение;

названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме, о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

  1. читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

  2. выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

  3. подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

  4. выполнять рицовку;

  5. оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

  6. находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),

  7. решать доступные технологические задачи.


Конструирование

и моделирование

1. простейшим способам достижения прочности конструкций.

  1. конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и

декоративно-художественным условиям;

  1. изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  2. выбирать способ соединения и

соединительного материала в

зависимости от требований конструкции.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

  1. знать названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

  2. знать общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.

  1. включать и выключать компьютер;

  2. пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

  3. выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками

(открывать, читать);

  1. работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

Содержание учебного предмета. 3 класс

Название раздела

Количество часов

1

Информационная мастерская

3

2

Мастерская скульптора

5

3

Мастерская рукодельниц

10

4

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора

10

5

Мастерская кукольника

5

6

Итоговый контроль

1

Всего

34

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника. Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке). Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу). Самообслуживание – пришивание пуговиц.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки. Разметка развѐрток с опорой на их простейший чертѐж. Линии чертежа (осевая, центровая).

Преобразование развѐрток несложных форм (достраивание элементов).

Вырезывание отверстий на деталях.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приѐмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и еѐ вариантами (крестик, ѐлочка).

  1. Конструирование.

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соедини- тельных материалов. Изготовление и конструирование из объѐмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка. 4. Использование информационных технологий.

Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете*, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).

Технологические понятия: эскиз развѐртки, развѐртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).

Тематическое планирование.

3 класс

Название темы

Информационная мастерская (3 ч)

1

Вспомним и обсудим

2

Знакомимся с компьютером

3

Компьютер — твой помощник. Проверим себя

Мастерская скульптора (5 ч)

4

Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов

5

Статуэтки

6

Статуэтки

7

Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем?

8

Конструируем из фольги. Проверим себя

Мастерская рукодельниц (10 ч)

9

Вышивка и вышивание

10

Строчка петельного стежка

11

Строчка петельного стежка

12

Пришивание пуговиц

13

Проект «Подарок малышам “Волшебное дерево”»

14

История швейной машины

15

Секреты швейной машины

16

Футляры.

17

Футляры. Проверим себя

18

Новогодние проекты

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (10ч)

19

Строительство и украшение дома

20

Объем и объемные формы. Развертка

21

Подарочные упаковки

22

Декорирование (украшение) готовых форм

23

Конструирование из сложных разверток

24

Модели и конструкции

25

Наша родная армия

26

Художник-декоратор. Филигрань и квилинг

27

Изонить

28

Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя

Мастерская кукольника (5 ч)

29

Может ли игрушка быть полезной?

30

Что такое игрушка?

31

Театральные куклы. Марионетки

32

Игрушка из носка или перчатки

33

Кукла-неваляшка. Проверим себя

Итоговый контроль (1ч)

34

Что узнали, чему научились

Планируемые результаты освоения учебного предмета. 4 класс

Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

  • Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития • умение определять своѐ отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметые результаты:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;

проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научится:

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

  1. иметь представление о наиболее распространѐнных в своѐм регионе традиционных народных промыслах и ремѐслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

  2. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия

  1. уважительно относиться к труду людей;

  2. понимать культурноисторическую ценность традиций, отражѐнных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и

страны, и уважать их;

  1. понимать особенности проектной деятельности,


обстановке, удобство

(функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

  1. планировать и выполнять практическое задание

(практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые

действия;

  1. выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

1. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  1. отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приѐмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

  2. применять приѐмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертѐжными

(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими

(швейная игла);

  1. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объѐмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

  1. отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  2. прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.


Конструирование и моделирование.

1.

2.

3.

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание , на придание новых свойств конструкции.

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

1.

2.

соотносить объѐмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развѐрток;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определѐнной конструкторской задачи или передачи определѐнной художественно- эстетической информации; воплощать этот образ в материале.


Использование компьютерных технологий (пр

актика работы на компьютере)

3.

4.

1. выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютерами, другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини- зарядку);

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

1. пользоваться доступными приѐмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами еѐ получения, хранения, переработки.

Содержание учебного предмета 4 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Информационная мастерская

4

2

Дружный класс

3

3

Реклама

4

4

Декор интерьера

6

5

Новогодняя студия

3

6

Мода

7

7

Подарки

3

8

Игрушки

4

Всего

34

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного

мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др.

разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка

материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неѐ.

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).

  1. Практика работы на компьютере.

Информация, еѐ отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приѐмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD/DVD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, Power Point.

Тематическое планирование.

4 класс

Тема урока

Информационная мастерская 4 ч

1

Вспомним и обсудим

2

Информация. Интернет

3

Создание текста на компьютере

4

Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.

Дружный класс 3 ч

5

Презентация класса

6

Эмблема класса

7

Папка «Мои достижения». Проверим себя

Реклама 4 ч

8

Реклама и маркетинг

9

Упаковка для мелочей

10

Коробка для подарка

11

Упаковка для сюрприза. Проверим себя

Новогодняя студия 3 ч

12

Новогодние традиции

13

Игрушки из зубочисток

14

Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя

Мода 7 ч

15

История одежды и текстильных материалов

16

Исторический костюм. Одежда народов России

17

Синтетические ткани

18

Твоя школьная форма

19

Объѐмные рамки

20

Аксессуары одежды

21

Вышивка лентами. Проверим себя

Подарки 3 ч

22

День защитника Отечества

23

Плетѐная открытка

24

Весенние цветы. Проверим себя

25

Интерьеры разных времѐн.

26

Художественная техника «декупаж»

27

Плетѐнные салфетки

28

Цветы из креповой бумаги

29

Сувениры на проволочных кольцах

30

Изделия из полимеров. Проверим себя

Игрушки 4 ч

31

История игрушек. Игрушка - попрыгушка

32

Качающиеся игрушки

33

Подвижная игрушка «Щелкунчик»

34

Подготовка портфолио. Проверим себя


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!