
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам технологии;
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
• уважительного отношения к людям труда, к разным профессиям;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
• эмоционально - ценностного отношения к результатам труда.
Предметные
• определять и называть виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
• понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило)
• использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.);
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку и пр.);
• использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;
• сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять неподвижные соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
• организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
• выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов «вперёд иголка» и пр.);
• удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приемы с разными материалами и инструментами;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную практическую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объемные фигуры, виды работ и др.;
находить нужную информацию в учебнике;
выявлять особенности обработки и оформления;
наблюдать , сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
характеризовать материалы по их свойствам;
группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
конструировать объемные изделия из бумаги, пластилина, природного материала.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и со взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя.
II. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. «Кладовая природы » (5 ч)
Знакомство с учебником, его структурой, маршрутными картами, организация рабочего места.
Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Причудливые формы, созданные природой. Скрепляющие материалы, материалы для декорирования. Использование силуэтов растений и цветов для создания художественного образа. Правила безопасной работы с семенами растений и ягодами. Продумывание замысла: от образа к материалу; от материала к образу. Способы скрепления природных материалов. Скульптуры из природных материалов. Объёмная аппликация из природных материалов. Сравнение плоскостных материалов – листа бумаги и листа засушенного растения. Свойства листа засушенного растения. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. Листовая крошка, её свойства и применение. Аппликация из листовой крошки на объёмном предмете. Способы создания аппликации из семян (конструктивный, мозаичный, комбинированный). Плоскостные аппликации из семян. Изготовление пособия для уроков математики. Имитация наскальной росписи. Объёмное конструирование. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Раздел 2. « Бумажная страна» (4 ч)
Работа с бумагой без помощи ножниц.
История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изготовлением мозаики. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Применение свойств бумаги при изготовлении поделок из неё. Мятая бумага и поделки из неё. Скручивание бумаги. Скатывание из мятой бумаги. Мозаика. Витраж. Калейдоскоп. Правила безопасной работы с клеем. Приёмы работы с бумагой и клеем. Обрывная мозаичная аппликация. Приёмы обрыва по контуру. Техника обрыва по намётке. Отделение от общего листа. Обрывная аппликация по контуру. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Раздел 3. «Пластилиновая страна» (5ч)
Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке. Отпечатывание. Процарапывание. Приёмы лепки (скатывание). Способы скрепления. Сравнительные характеристики приёмов лепки (раскатывание, заострение, вытягивание, сплющивание, складывание волной). Способы лепки (скульптурный, конструктивный и комбинированный). Каркасный способ создания поделок. Вырезание из пластины. Создание кубических форм. Конструктивное создание макета. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Раздел 4 «Страна волшебных ножниц»(4ч)
Работа с бумагой при помощи ножниц.
История возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правильное обращение с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами. Секреты работы с ножницами. Прямая линия разреза. Изогнутая линия разреза. Длинные и короткие линии разреза. Ломаные и кривые линии разреза. Вырезание крупных и мелких фигур. Поделки из вырезанных деталей. Плоскостная аппликация. Аппликация на объёмном предмете. Витраж. Бумажный конструктор. Танграм. Аппликация из полукругов. Экспресс-метод вырезания. Аппликация из различных геометрических фигур. Аппликация из кругов. Объёмные украшения из бумаги. Растяжные украшения из бумаги. Растяжные украшения из бумаги с прорезами. Симметричные прорезные украшения из бумаги. Комбинированная аппликация. Профессии людей, связанные с применением ножниц.
Раздел 5. «Город ткачей» (5)
Работа с текстильными материалами.
Ознакомление с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Изготовление нитей и верёвок ручным методом. Особенности работы с ватой. Знакомство с иглой, шилом, их практическое назначение, навыки работы с ними. Технология завязывания узелков, вдевание нити в иголку, вышивания, пришивания пуговиц на картонной основе. Первичные сведения о роли узлов и пуговиц. Освоение последовательности технологических операций при шитье и пришивании пуговиц. Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенности их изготовления и обработки. Определение лицевой и изнаночной сторон. Изготовление плоскостной аппликации из текстильных материалов, моделирование из ткани и нитей в технике лоскутной пластики. Осуществление разметки и раскроя ткани по шаблону – выкройке. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора.
Раздел 6. «Страна оригами» (4ч)
История развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изделий из неё. Линия сгиба – «гора» и «долина». Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Летающие и плавающие модели. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Воспитание аккуратности и точности при изготовлении поделки. Рассмотрение свойств бумаги, позволяющих применять её для техники оригами. Базовые приёмы техники оригами, деление прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. Самостоятельное прочтение чертежей к первым этапам работы. Продолжение традиций патриотического воспитания. Актуализация роли каждого члена общества в защите отечества, своей семьи, заботливого отношения к окружающим, любви и внимания к близким, помощи членам своей семьи и соотечественникам. Совершенствование навыков техники оригами, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Установление пространственных отношений между частями плоского листа бумаги и их расположением на объёмном готовом изделии. Самостоятельное декорирование и доработка поделок по собственному замыслу. Ознакомление учащихся с традициями праздника 8 Марта. Обобщение знаний, умений и навыков по технике оригами. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами из различных видов бумаги и их декоративное оформление в технике мозаичной обрывной аппликации и обрывной аппликации по контуру. Самостоятельный произвольный раскрой деталей, продумывание последовательности этапов работы, разработка композиции и воплощение этого плана в жизнь. Самоконтроль и оценка своей работы.
Раздел 7. «Страна фантазии» (6ч)
Отработка технологии работы с новыми материалами. Приёмы закрепления бумажного цилиндра. Наблюдение за сочетаемостью и контрастом круп, исходя из их размера, формы, фактуры. Технология оклеивания скорлупы крупой по одному зёрнышку и поточным методом. Изготовление объёмной поделки на основе куриного яйца и различных природных искусственных материалов небольшого размера. Технология складывания бумаги гармошкой. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами из различных видов бумаги.
III. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт. |
I триместр (7ч) Раздел 1. «Кладовая природы» (5ч) |
-
| Вводный инструктаж.ТБ при работе с разным материалом. Конструктор – природа. «Загадочные листочки деревьев нашего края». | 07.09 | | |
-
| Конструктор – природа. Поделка «Придумай сам». | 14.09 | | |
-
| Кружево листьев. Поделки «Ваза с осенним букетом», «Фантазия из листьев», «Подставка для карандашей из листовой крошки». | 21.09 | | |
-
| Мозаика семян. Поделки «Осенний пейзаж», «Фантазии из семян», «Наскальные росписи». Коллективная работа «Математическая пицца». | 05.10 | | |
-
| Проверочная работа. «Мастерская природы». Поделка «Дерево времён года». | 12.10 | | |
Раздел 2. «Бумажная страна» (4ч) |
-
| ТБ при работе с бумагой. Законы бумажного мира. Поделки «Одноцветная бабочка», «Двухцветная бабочка». | 19.10 | | |
-
| Обрывная мозаичная аппликация. Мозаика бумажной мостовой. Поделка «Поздравительная открытка». | 26.10 | | |
| II триместр (14ч) | | | |
-
| Обрывная аппликация по контуру. Бумажные силуэты. Поделки «Улитка – Торопыжка», «Облака – белогривые лошадки», «Цыплёнок». | 09.11 | | |
-
| Проверочная работа «Бумажная история». «Морское царство». | 16.11 | | |
Раздел 3. «Пластилиновая страна» (5ч) |
-
| ТБ при работе с пластилином. Пластилиновый мир и его законы. Поделка «Забавная рожица». | 23.11 | | |
-
| ТБ при работе с пластилином. Пластилиновый мир и его законы. Поделка «Одуванчик». | 30.11 | | |
-
| ТБ при работе с пластилином. Волшебные превращения комочка пластилина. «Волшебные превращения шара и валика». «Мешочек», «Весёлые зверята», «Чудо-дерево». | 07.12 | | |
-
| ТБ при работе с пластилином. Пластилин – строитель. «Средневековый замок» (коллективная работа). | 14.12 | | |
-
| ТБ при работе с пластилином. Проверочная работа «Пластилиновая сказка». Поделка «Домик поросёнка». | 21.12 | | |
Раздел 4. «Страна волшебных ножниц» (4 ч) |
-
| ТБ при работе с ножницами. Золотые ножницы. Поделка «Весёлая маска». | 28.12 | | |
-
| Повторный инструктаж по технике безопасности. Вырезной конструктор. Поделки «Бумажный конструктор» | 11.01 | | |
-
| Зимняя сказка из бумаги. Поделки «Волшебная снежинка», «Гирлянда-растяжка», «Цепочка из бумажных колец». | 18.01 | | |
-
| Проверочная работа. Бумажный карнавал. Поделка «Весёлая гусеница». | 25.01 | | |
Раздел 5. «Город ткачей» (5ч) |
-
| ТБ при работе с разным материалом. На улице прядильщиков. Поделки «Пушистый барашек». Коллективная работа «Барашки на лугу». | 01.02 | | |
-
| ТБ при работе с колющими предметами. Иголка-вышивальщица. Пришивание пуговиц. | 08.02 | | |
-
| Иголка-вышивальщица. Поделки «Кисточка», «Совята в зимний день». | 15.02 | | |
III триместр (12ч) |
-
| Царство тканей. Поделка «Зимняя картина». | 01.03 | | |
-
| Проверочная работа. Поделки «Сердечный сувенир», «Праздничные сердечки». | 08.03 | | |
Раздел 6. «Страна оригами» (4ч) |
-
| Работа с бумагой. Волшебный квадрат. Поделки «Конвертик «Письмо солдату», «Пароходик», «Самолётик». | 15.03 | | |
-
| Цветочное оригами. Поделка «Тюльпан». | 22.03 | | |
-
| Цветочное оригами. Поделка «Бабочка». | 29.03 | | |
-
| Проверочная работа. «Бравая бумага». Самостоятельное изготовление поделки «Треуголка», украшение на треуголку «Кокарда». | 05.04 | | |
Раздел 7. «Страна фантазии» (6ч) |
-
| Весёлые проделки бумаги. Поделки «Многоликая маска», «Говорящие игрушки». | 19.04 | | |
-
| Работа с разным материалом. «Выход в открытый космос». Поделка «Галактика на шарике». | 26.04 | | |
-
| Работа с крупами. Подарок курочки Рябы. Поделки «Бисерное яйцо», «Драгоценное яйцо». | 03.05 | | |
-
| Работа с крупами. Подарок курочки Рябы. Поделка «Праздничная открытка». | 10.05 | | |
-
| Бумажные вестники мира. Поделки «Губная гармошка», «Солдатская пилотка». | 17.05 | | |
-
| Праздничные поделки «До свидания, первый класс!» | 24.05 | | |