Согласовано:____________________С.А. Борохина Утверждено:____________________В.И. Кононова
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
№ п/п | Дата | Тема урока Вид работы (изделие) | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты освоения материала |
по плану | по факту | Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты |
Раздел 1. Давайте познакомимся (3 ч.) |
1 | 05.09.19 | | Как работать с учебником. Я и мои друзья. | Что надо знать и уметь, чтобы стать мастером? Что изучают на уроках технологии? | Условные и графические обозначения, анкета. | Учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, записывать символами информацию (заполнять анкету). | Контролировать свою деятельность по ориентированию в учебнике и рабочей тетради. Освоение знаний о содержании предмета, об условных и графических обозначениях, умение получать информацию в знаковой форме. Уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы. | Понимать значимость предмета «Технология» в жизни. |
2 | 12.09.19 | | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила безопасной работы на уроках технологии. | С какими материалами мы будем работать на уроках? Какие инструменты нам потребуются? Как сделать работу безопасной? | Материалы, инструменты, приспособления, свойства материалов. | Учащиеся научатся различать и называть инструменты и приспособления, организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Систематизировать знания о материалах и инструментах, осваивать способы организации рабочего места. Слушать учителя, задавать вопросы, с целью уточнения информации. | Понимать значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности. |
3 | 19.09.19 | | Что такое технология. Человек, природа, техника. Профессии. | Что такое технология? Что вокруг нас сделано руками человека и создано природой? Какие существуют профессии? | Технология, профессия, орудия труда. | Учащиеся узнают о видах деятельности человека. | Оценивать качество и уровень усвоения знаний. Соотнесение связи человека с природой и предметным миром. Слушать учителя и сверстников, вступать с ними в диалог. | Понимать роль трудовой деятельности в развитии общества. |
Раздел 2. Человек и земля (20 ч.) |
4 | 26.09.19 | | Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». | Что такое природные материалы и материалы, созданные человеком? | Аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы. | Учащиеся научатся заготавливать природный материал и подготавливать его к работе, выполнять поделку из природного материала. | Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления. Обобщать известную информацию. Слушать учителя и сверстников. | Соблюдать правила безопасного и здорового образа жизни. |
5 | 03.10.19 | | Пластилин. Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | Какие инструменты и приспособления нужны для работы с пластилином? | Композиция. | Учащиеся научатся приемам работы с пластилином. | Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы. Работать в паре. | Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу. |
6 | 10.10.19 | | Пластилин. Изделие «Мудрая сова». (региональный компонент) | Какими свойствами обладает пластилин и что из него можно сделать? | Пластилин, приемы работы, эскиз, сборка, отделка, разметка. | Учащиеся научатся приемам работы с пластилином. | Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы. Работать в паре. | Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу. |
7 | 17.10.19 | | Растения. Получение и сушка семян. | Как вырастить растение? | Земледелие. | Учащиеся научатся получать семена растений. | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Сотрудничать с одноклассниками. | Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека. |
8 | 24.10.19 | | Проект «Осенний урожай». Лепка. «Овощи из пластилина». Региональный компонент: «Овощи из нашего огород» | Какие садовые и огородные растения мы знаем? | Проект, композиция. | Учащиеся научатся приемам работы с пластилином. | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Сотрудничать с одноклассниками. | Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека. |
9 | 07.11.19 | | Бумага. «Волшебные фигуры» | Из чего и как делают бумагу? Какими свойствами обладает бумага? | Берёста, волокно. | Учащиеся научатся организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шаблоном, усвоят безопасные приемы работы с ножницами, закрепят навыки разрезания бумаги ножницами. | Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике. Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе. | Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда. |
10 | 14.11.19 | | Бумага. «Закладка из бумаги» Региональный компонент: «Символ Амги-сардана» | Какие инструменты нужны для работы с бумагой? | Шаблон, симметрия, правила безопасной работы. | Учащиеся научатся организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шаблоном, усвоят безопасные приемы работы с ножницами, закрепят навыки разрезания бумаги ножницами. | Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике. Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе. | Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда. |
11 | 21.11.19 | | Насекомые. Работа с пластилином и природным материалом. «Пчелы и соты». | Где живут пчёлы и какую пользу они приносят человеку7 | Пчеловод, улей. | Учащиеся научатся приемам работы с пластилином, соединять детали при помощи пластилина. | Планировать свою деятельность. Осуществлять поиск информации. Вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним. |
12 | 28.11.19 | | Дикие животные. Работа с пластилином. Региональный компонент: «Животные Якутии» | Где живут дикие звери? Приносят ли они человеку пользу? Что такое коллаж? | Коллаж. | Учащиеся научатся новым приемам лепки из пластилина, составлять коллаж. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Выполнять поиск информации. Вступать в коллективное учебное сотрудничество (проектная деятельность). | Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним. |
13 | 05.12.19 | | Домашние животные. Работа с пластилином. Региональный компонент: «Лепка домашнего любимца» | Кто живёт рядом с нами? Когда приручили животных? | Профессии, связанные с животными. | Учащиеся научатся различать домашних животных, новым приемам работы с пластилином. | Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений. Слушать учителя, одноклассников. | Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к природе. |
14 | 12.12.19 | | Такие разные дома. Работа с картоном и природным материалом. Региональный компонент: «Якутский балаган» | Кто где живёт? | Жилище, макет, гофрированный картон. | Учащиеся научатся делать макет дома из гофрированного картона. | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия. Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли. | Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности. |
15 | 19.12.19 | | Посуда. Работа с пластилином. Региональный компонент: «Чорон» | Чем отличается убранство современного дома от убранства русской избы? Для чего нужна посуда? | Виды посуды. | Учащиеся научатся новым приемам лепки, познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом. | Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Относить предмет к группе на основе заданного признака. Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров. | Проявлять положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. |
16 | 26.12.19 | | Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Работа с бумагой. «Украшение на окно» | Что такое праздник? | История празднования Нового года. | Учащиеся научатся новым приемам работы с бумагой, изготавливать новогодние украшения. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения. Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности. |
17 | 16.01.20 | | Посуда. Проект «Чайный сервиз» | Зачем нужно знать правила сервировки стола? | Сервировка, сервиз, правила поведения за столом. | Учащиеся научатся новым приемам лепки, познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом. | Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Относить предмет к группе на основе заданного признака. Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров. | Проявлять положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. |
18 | 23.01.20 | | Свет в доме. Работа с бумагой и картоном. «Торшер». | Какие существуют осветительные приборы? | Старинные и современные способы освещения жилища. | Учащиеся научатся вырезать детали круглой формы. | Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления. Слушать учителя, задавать вопросы, с целью уточнения информации. | Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности. |
19 | 30.01.20 | | Мебель. Работа с бумагой и картоном. «Стул» Региональный компонент: «Тальниковая табуретка (талахолоппос)» | Какую функцию выполняет мебель? Кто её придумывает? | Предметы мебели, дизайнер. | Учащиеся научатся размечать детали из бумаги, пользоваться копировальной бумагой. | Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Анализировать объект с целью выделения признаков, изменять дизайн, добавлять украшающие детали. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности. |
20 | 06.02.20 | | Одежда. Ткань. Нитки. «Кукла из ниток» | Из чего шьют одежду? Как получают ткань и нитки? | Ткань, выкройка, модель. | Учащиеся научатся выполнять поделку из ниток. | Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. | Адекватная самооценка собственных учебных достижений, соблюдение правил бережного отношения к одежде. |
21 | 20.02.20 | | Учимся шить. Выполняем швы. «Закладка с вышивкой» | Зачем нужно уметь шить? Какие инструменты нужны для шитья? | Игла, наперсток, шов, правила безопасной работу с иглой. | Учащиеся научатся выполнять простейшие швы. | Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы. Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков. Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог. | Ориентироваться на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. |
22 | 27.02.20 | | Учимся шить. Пришиваем пуговицы. | Как правильно пришить пуговицу? | Способы пришивания пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. | Учащиеся научатся пришивать пуговицы. | Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы. Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков. Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог. | С вниманием относиться к своему внешнему виду. |
23 | 05.03.20 | | Передвижение по земле. «Тачка». | Как человек передвигается по земле? | Виды наземного транспорта, конструктор, детали, приёмы соединения деталей. | Учащиеся научатся приемам работы с конструктором, выполнять изделия из деталей конструктора. | Планировать и последовательно выполнять работу. Соблюдать последовательность и правильность технологических операций. Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения. | Овладение культурой поведения и общения. |
Раздел 3. Человек и вода (4 ч.) |
24 | 12.03.20 | | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян. | Без чего не могут прожить человек и растение? | Значение воды в жизни человека и растений, рассада. | Учащиеся научатся производить посадку семян. | Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы. Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Проявлять интерес к окружающему миру, понимать необходимость бережного отношения к воде. |
25 | 19.03.20 | | Питьевая вода. Изделие «Колодец» | Откуда появляется вода в нашем доме? | Питьевая вода, колодец, макет. | Учащиеся научатся делать макет колодца. | Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы. Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения. | Проявлять интерес к изучению окружающего мира. |
26 | 02.04.20 | | Передвижение по воде. Работа с бумагой. Изделие «Кораблик из бумаги» | Как человек передвигается по воде? | Виды водного транспорта, оригами. | Учащиеся научатся различать виды водного транспорта, выполнять изделия из бумаги. | Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, проговаривать в слух последовательность производимых действий. Формулировать ответы на вопросы учителя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Проявлять интерес к изучению окружающего мира. |
27 | 09.04.20 | | Передвижение по воде. Работа с бумагой. Изделие «Плот» | Каким было первое плавательное средство человека? | Вид водного транспорта, макет. | Учащиеся научатся делать макет плота. | Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы. Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Проявлять интерес к изучению окружающего мира. |
Раздел 4. Человек и воздух (3 ч.) |
28 | 16.04.20 | | Использование ветра. Конструирование из бумаги. «Вертушка» . | Где используется сила ветра? | Флюгер. | Учащиеся научатся выполнять изделие «Вертушка». | Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы. Соблюдать последовательность технологических операций. Строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог. | Проявлять интерес к изучению окружающего мира. |
29 | 23.04.20 | | Полеты птиц. Аппликация Региональный компонент: «Птицы, обитающие в окрестностях Амги» | Как отличить птиц от зверей? Приносят ли птицы пользу? | Мозаика. | Учащиеся научатся выполнять мозаику в новой технике. | Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона. Осуществлять поиск информации. Задавать вопросы на понимание и уточнение, допускать существование различных точек зрения. | Понимать, что охрана природы – это дело каждого человека, соблюдать основные моральные нормы поведения. |
30 | 30.04.20 | | Полеты человека. Работа с бумагой в технике «оригами». «Самолет» | На чём летает человек? | Виды летательных аппаратов, оригами | Учащиеся научатся проводить эксперимент с бумагой и делать выводы. | Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона. Владеть логическими действиями сравнения, анализа. Работать в группе. | Адекватное эмоционально-оценочное отношение к сверстникам. |
Раздел 5. Человек и информация (3ч.) |
31 | 07.05.20 | | Способы общения. | Где и как можно получить информацию? | Глина, код, шифр. | Учащиеся научатся использовать различные способы и материалы для передачи всевозможной информации. | Ориентироваться в информационном пространстве. Понимать вопросы, в соответствии с ними строить ответы. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Проявлять интерес к информацион-ной и коммуникацион-ной деятельности. |
32 | 14.05.20 | | Важные телефонные номера, Правила движение. Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. | Как можно передавать информацию? | Правила дорожного движения, дорожные знаки, телефон службы спасения. | Учащиеся научатся ориентироваться в информации различного вида. | Ориентироваться в информационном пространстве. Получать и сохранять информацию в знаковой форме. Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения. | Проявлять интерес к информацион-ной и коммуникацион-ной деятельности. |
33 | 21.05.20 | | Итоговой урок | | | | | |
| Итого: 33 часа |