Согласовано:____________________С.А. Борохина Утверждено:____________________В.И. Кононова
Образовательная область "Технология" - составная часть содержания среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений для полноценного самоопределения и адаптации к современным условиям.
В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки обучающихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу обучающимся некоего запаса знаний, но и формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа составлена на основе учебника «Технология : 10-11 классы : Базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / В. Д. Симоненко, О.П. Очинин, 3-е изд., испр. - М. : Вентана-Граф, 2016, - 208 с.: ил.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Введение (1ч.) |
1 | Вводный урок | | | 1 | 04.09.19 | |
Раздел 2. Технология в современном мире (4ч.) |
2 | Технология как часть общественной культуры. Технологическая культура | Виды культуры, взаимосвязь материальной и духовной культуры | Знать: понятия «культура»; основные виды культуры; определение понятия «технология»; определение понятия «технологическая культура»; Структуру технологических укладов. Уметь: характеризовать основные компоненты технологической культуры; приводить примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры; приводить примеры влияния технологий на общественное развитие. | 1 | 11.09.19 | |
3 | Понятие технология | Виды промышленных технологий, технологические мысли древности | 1 | 18.09.19 | |
4 | Технологические уклады | Технологические уклады и их основные технические достижения, | 1 | 25.09.19 | |
5 | Связь технологии с наукой | Техносфера, современное материальное производство | 1 | 02.10.19 | |
Раздел 3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества (17ч) |
6 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | Технологии биосферы, основные производственные задачи | Знать: основные производственные задачи; Характерные особенности энергетической отрасли. Уметь: находить основные достоинства и недостатки различных способов получения энергии; Приводить примеры способов экономии энергии | 1 | 09.10.19 | |
7 | Энергетика и энергоресурсы | Тепловые электростанции, гидроэлектростанции, использование гидроресурсов, атомные электростанции | Знать: основные виды энергии; определения «захоронение отходов», «метод кальцинации»; сущность работы ТЭС, ГРЭС, ГЭС, АЭС. Уметь: определять достоинства и недостатки различных способов получения энергии, приводить примеры способов экономии энергии. | 1 | 16.10.19 | |
8 | Промышленные технологии и транспорт | Промышленное потребление воды и минеральных ресурсов, промышленная эксплуатация лесных ресурсов, промышленные отходы и атмосфера | Знать: основные виды ресурсов современных промышленных технологий; Определение понятий «парниковый эффект», «озоновая дыра»; степень влияния промышленности на окружающую среду. Уметь: приводить примеры отрицательного влияния производства на окружающую среду | 1 | 23.10.19 | |
9 | Сельское хозяйство в системе природопользования | Мировое сельское хозяйство, продовольственная безопасность, средства защиты растений, животноводческие технологии | Знать: определение понятий «интенсивное ведение» и «экстенсивное ведение с/х»; виды изменений природной среды под влиянием с/х деятельности человека. Уметь: приводить примеры последствий применения интенсивных технологий. | 1 | 06.11.19 | |
10 | Природоохранные технологии | Экологический мониторинг | Знать: определение понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; Способы утилизации мусора; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Уметь: приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | 1 | 13.11.19 | |
11 | Применение экологически чистых и безотходных производств | Промышленные отходы, безотходная технология | 1 | 20.11.19 | |
12 | Использование альтернативных источников энергии | Солнечная энергия, энергия ветра, энергия приливов, геотермальная энергия, термоядерная энергетика, нетрадиционные источники энергии | Знать: виды альтернативных источников энергии; преимущества термоядерной энергетики. Уметь: приводить примеры достоинств и недостатков данных способов получения энергии; проводить оценку уровня радиации в помещении | 1 | 27.11.19 | |
13 | Экологическое создание и экологическая мораль в техногенном мире | Экономия ресурса и энергии | Знать: определение понятий «устойчивое развитие», «экологическая мораль»; сущность понятия «неэгоцентричное экологическое сознание». Уметь: приводить примеры экономии ресурсов и энергии, Объяснить необходимость ограничения потребностей человека | 1 | 04.12.19 | |
14 | Перспективные направления развития современных технологий. От резца до лазера | Виды технологических процессов обработки материалов, методы магнитной очистки, метод прямого нагрева, электрическая сварка | Знать: историю развития обработки материалов; понятие «наукоемкие технологии»; 6 видов ТП. Уметь: приводить примеры трансформаций в каждом ТП. | 1 | 11.12.19 | |
15 | Современные электротехнологии | 1 | 18.12.19 | |
16 | Лучевые технологии | Лазерная обработка, электро-лучевая обработка | Знать: понятия – лазерная обработка, электронно-лучевая сварка, резание и прошивка, электронно-лучевая плавка. Уметь: приводить примеры применения лучевых технологий в различных отраслях н/х. | 1 | 25.12.19 | |
17 | Ультразвуковые технологии | Размерная обработка, ультразвуковая очистка, сварка, дефектоскопия | Знать: понятия – ультразвуковая размерная обработка, ультразвуковая сварка, УЗ очистка, УЗ дефектоскопия. Уметь: приводить примеры применения УЗ технологий в различных отраслях н/х. | 1 | 15.01.20 | |
18 | Плазменная обработка | Нанесение покрытий, плазменная резка, сварка, порошковая металлургия, механическая обработка | Знать: понятия – плазменная резка и сварка, плазменное нанесение покрытий, плазменно-механическая обработка. Уметь: делать выводы – почему нужно охлаждать плазмотрон, можно ли использовать плазмотроны прямого действия для плазменной обработки неэлектродных материалов. | 1 | 22.01.20 | |
19 | Технологии послойного прототипирования | Лазерная и масочная стереолитография, ламинирование, метод трехмерной печати | Знать: понятия – прототипирование, лазерная и масочная стереолитография, ламинирование, метод трехмерной печати, примение в различных отраслях пр-ти | 1 | 29.01.20 | |
20 | Нанотехнологии | История нанотехнологии, наноматериал | Знать: понятия – нанотехнологии, наноматериал, ассемблер, дизассемблер, нанотехника. Уметь: объяснить, что представляет собой наноматериал, перспективы применения нанотехнологий. | 1 | 05.02.20 | |
21 | Новые принципы организации современного производства | Индустриальное общество | Знать: понятия – индустриальное общество, массовое производство, гибкие производственные системы, фордизм, конвейер, постфордизм, глобальная система мирового хозяйства. | 1 | 12.02.20 | |
22 | Автоматизация технологических процессов | Автоматизация и компьютеризация производства | Знать: понятия – волоконная оптика, микропроцессор, автомат, автоматика, автоматизация производства, гибкое автоматизированное производство, АСУТП. Уметь: приводить примеры видов обработки конструкционных материалов, как и чем помогает человеку компьютер в автоматизированном производстве. | 1 | 19.02.20 | |
Раздел 3. Методы решения творческих задач (13ч.) |
23 | Понятие творчества. Творческий процесс | Техническое творчество, проектирование, конструирование | Знать: - сущность понятий «творчество», «творческий процесс»; - виды творческой деятельности(художественное, научное, техническое творчество); - изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ. | 1 | 26.02.20 | |
24 | Защита интеллектуальной собственности | Патентный поиск, критерии патентноспособности | Знать: - сущность понятия «интеллектуальная собственность»; Что может являться объектом интеллектуальной собственности; - понятие « авторское право»; - существующие формы защиты авторских прав; - что такое патент; Как осуществляется патентование изделия; - суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания. | 1 | 04.03.20 | |
25 | Логические и эвристические методы решения задач | Творческая задача, логические методы анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции | Знать: - сущность и особенность методов активизации поиска решения задач; -методы поиска оптимального варианта и их применение. - способы применения ассоциативных методов решения творческих задач. Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности | 1 | 11.03.20 | |
26 | Как ускорить решение творческих задач. Мозговая атака | Метод мозговой атаки, прямой мозговой штурм | Знать: - суть метода в психологическом эффекте. Уметь: - стимулировать участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей | 1 | 18.03.20 | |
27 | Метод обратной мозговой атаки | Метод обратной мозговой атаки, разновидность обратной МА | Знать: -суть метода обратной мозговой атаки, | 1 | 01.04.20 | |
28 | Метод контрольных вопросов | Список контрольных вопросов | - знать суть метода контрольных вопросов Уметь: - осознать проблему более целенаправленно, системно | 1 | 08.04.20 | |
29 | Синектика | Метод поиска творческих решений, качества синектора, аналогия | Знать: - необходимые качества синектора Уметь: - определять типы аналогий, используемых синекторами | 1 | 15.04.20 | |
30 | Как найти оптимальный вариант. Морфологический анализ | Морфологическая матрица, двумерная матрица | Знать: - суть метода, Уметь: - представить поисковое поле решения задач | 1 | 22.04.20 | |
31 | Функционально-стоимостный анализ (ФСА) | Главные принципы ФСА, последовательные процедуры ФСА | Знать: - суть метода морфологического анализа Уметь: -составить морфологическую матрицу | 1 | 29.04.20 | |
32 | Эвристические методы, основанные на ассоциации | Ассоциация, прием генерирования ассоциаций | Знать: - прием развития ассоциативного мышления Уметь: - установить ассоциативный переход | 1 | 06.05.20 | |
33 | Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциассий | Пошаговая реализация МФО Реализация метода | Знать: - суть метода - значение слова «фокальный» - сущность «гирлянды ассоциаций» Уметь: - разработать конструкцию предмета с помощью метода фокальных объектов -отличать метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов | 1 | 13.05.20 | |
34 | Резерв | | | 1 | 20.05.20 | |
35 | Резерв | | | 1 | 27.05.27 | |
| Итого | 35ч. | |
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Введение (1ч.) |
1 | Вводный урок | | | 1 | 06.09.19 | |
Раздел 2. Технология проектирования изделий |
2 | Особенности современного проектирования | Тенденции современного проектирования | Знать: понятия дизайн, дизайнер, дизайн-форма, предметная среда. Уметь: - объяснить сущность дизайна в различных сферах: архитектуре, технике, прикладном исскустве, одежде; - доказать влияние форм, линий, цвета на психику человека. | 1 | 13.09.19 | |
3 | Законы художественного конструирования | Симметричные, несимметрические изделия. Формы изделия. Цвета изделия | 1 | 20.09.19 | |
4 | Экспертиза и оценка изделия | Качества изделий. Критерии качеств | 1 | 27.09.19 | |
5 | Алгоритм дизайна | Последовательность действий. | 1 | 04.10.19 | |
6 | Банк идей | Формирование банка идей и предложений. | 1 | 11.10.19 | |
7 | Дизайн отвечает потребностям | Анализ существующих изделий | Знать понятия дизайн, имидж. Иметь представление о дизайнах и имидже. | 1 | 18.10.19 | |
8 | Мысленное построение нового изделия. Мечта и реальность | Постановка целей и изыскание средств проектирования. Бизнес-план | Уметь: - пользоваться необхо-димой литературой; - подбирать все необходимое для выполнения идеи | 1 | 25.10.19 | |
9 | Научный подход в проектировании изделий | Источники информации для дизайна. Составляющие технологического планирования | Уметь: - пользоваться необхо-димой литературой; - подбирать все необходимое для выполнения идеи | 1 | 08.11.19 | |
10 | Приступим к материализации проекта | Стоимость проектов. Моделирование | Уметь конструировать и моделировать, вы-полнять намеченные планы | 1 | 15.11.19 | |
Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера |
11 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства | Профессиональная деятельность. Основные функции. Специализация труда. Формы разделения труда. Отраслевая специализация | Знать: понятия техн-ологическая среда, са-моопределение, речевой этикет, техника речи. Уметь: - определять основы жизненного и профес-сионального самоопределения; | 1 | 22.11.19 | |
12 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности | Сфера материального производства. Предмет труда. Предпринимательство. Процесс профессиональной деятельности. Средства труда. Орудия производства. Автоматические устройства | Знать: понятия конфликт, диалог, эстети-ка, культура. Уметь:- определять сферы эстетической культуры; - выявлять в себе эстетические способ-ности и потребности в соответствии с общей культурой человека | 1 | 29.11.19 | |
13 | Нормирование и оплата труда | Тарификация. Нормы труда. Виды норм труда. Система оплаты труда | Знать: формы оплаты труда на предприятии. Контрактные формы найма и оплаты труда. Уметь: Определять достоинства и недостатков различных форм оплаты труда | 1 | 06.12.19 | |
14 | Культура труда и профессиональная этика. Понятие «культура труда» | Эффективность производства. Техника безопасности | Знать / понимать: что такое профессиональная деятельность, её цели и функции; что является факторами успеха в профессиональной деятельности; понятия разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; различие между понятиями профессии и специальности; понятие перемены труда | 1 | 13.12.19 | |
15 | Профессиональная этика | Управленческо-административная профессиональная этика. Медицинская этика. Правовая этика. Этика ученых. Педагогическая этика. | 1 | 20.12.19 | |
16 | Профессиональное становление личности. Этапы профессионального становления | Профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство | Знать / понимать: основные этапы профессионального становления; значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»; сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»; из чего складывается профессиональная подготовка. Уметь: планировать будущую профессиональную карьеру; правильно оценивать собственные профессиональные данные | 1 | 27.12.19 | |
17 | Профессиональная карьера | Должностной рост | 1 | 17.01.20 | |
18 | Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий | Рынок труда и профессий, виды профессионального образования. | Знать/ понимать: что такое рынок труда и профессий; что понимается под конъюнктурой рынка труда и профессий; способы изучения рынка труда и профессий — источники информации о рынке труда и профессий. Уметь: — находить и анализировать информацию о ситуации на рынке труда и профессий | 1 | 24.01.20 | |
19 | Виды профессионального образования | Начальное, среднее, высшее профессиональные образования | Знать /понимать:— в чём отличие общего и профессионального образования; — виды профессионального об разования ;формы получения профессионального образования; — что входит понятие «рынок образовательных услуг». Уметь: — находить нужную информацию о рынке образовательных услуг | 1 | 31.01.20 | |
20 | Трудоустройство. С чего начать? Профессиональное резюме | Резюме, пример составления | Знать /понимать: — какие существуют виды самопрезентации;— сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии; — правила поведения при собеседовании. Уметь: составлять профессиональное резюме, написать автобиографию | 1 | 07.02.20 | |
21 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | Самопрезентация, автобиография | 1 | 14.02.20 | |
Раздел 3. Методы решения творческих задач (13ч.) |
22 | Понятие творчества. Творческий процесс | Техническое творчество, проектирование, конструирование | Знать: - сущность понятий «творчество», «творческий процесс»; - виды творческой деятельности(художественное, научное, техническое творчество); - изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ. | 1 | 21.02.20 | |
23 | Защита интеллектуальной собственности | Патентный поиск, критерии патентноспособности | Знать: - сущность понятия «интеллектуальная собственность»; Что может являться объектом интеллектуальной собственности; - понятие « авторское право»; - существующие формы защиты авторских прав; - что такое патент; Как осуществляется патентование изделия; - суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания. | 1 | 28.02.20 | |
24 | Логические и эвристические методы решения задач | Творческая задача, логические методы анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции | Знать: - сущность и особенность методов активизации поиска решения задач; -методы поиска оптимального варианта и их применение. - способы применения ассоциативных методов решения творческих задач. Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности | 1 | 06.03.20 | |
25 | Как ускорить решение творческих задач. Мозговая атака | Метод мозговой атаки, прямой мозговой штурм | Знать: - суть метода в психологическом эффекте. Уметь: - стимулировать участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей | 1 | 13.03.20 | |
26 | Метод обратной мозговой атаки | Метод обратной мозговой атаки, разновидность обратной МА | Знать: -суть метода обратной мозговой атаки, | 1 | 20.03.20 | |
27 | Метод контрольных вопросов | Список контрольных вопросов | - знать суть метода контрольных вопросов Уметь: - осознать проблему более целенаправленно, системно | 1 | 03.04.20 | |
28 | Синектика | Метод поиска творческих решений, качества синектора, аналогия | Знать: - необходимые качества синектора Уметь: - определять типы аналогий, используемых синекторами | 1 | 10.04.20 | |
29 | Как найти оптимальный вариант. Морфологический анализ | Морфологическая матрица, двумерная матрица | Знать: - суть метода, Уметь: - представить поисковое поле решения задач | 1 | 17.04.20 | |
30 | Функционально-стоимостный анализ (ФСА) | Главные принципы ФСА, последовательные процедуры ФСА | Знать: - суть метода морфологического анализа Уметь: -составить морфологическую матрицу | 1 | 24.04.20 | |
31 | Эвристические методы, основанные на ассоциации | Ассоциация, прием генерирования ассоциаций | Знать: - прием развития ассоциативного мышления Уметь: - установить ассоциативный переход | 1 | 08.05.20 | |
32 | Метод фокальных объектов. | Пошаговая реализация МФО | Знать: - суть метода - значение слова «фокальный» Уметь: - разработать конструкцию предмета с помощью метода фокальных объектов | 1 | 15.05.20 | |
33 | Метод гирлянд случайностей и ассоциассий | Реализация метода | Знать: - сущность «гирлянды ассоциаций» Уметь: -отличать метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов | 1 | 22.05.20 | |
34 | Итоговой урок | | | 1 | 29.05.20 | |
35 | Резерв | | | 1 | | |
| | 35ч | |