Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для совместного обучения мальчиков и девочек в 6-7 классах.
Программа включает в себя базовые и перспективные технологии, предполагающие творческое развитие — обучающихся, приобретение общетрудовых и частично специальных знаний и умений, а также обеспечение интеллектуальное, эстетическое, этическое развитие учащихся и адаптацию их к социально-экономическим условиям. Ведущими видами деятельности учащихся на уроках является дизайн — анализ изделий и услуг, творческие проекты. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения. Апробация данной программы в нашей школе прошла успешно. На уроках комфортно себя чувствуют и мальчики и девочки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетная роль учебного предмета “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Программа по направлению «Технология» для неделимых классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Предмет “Технология” в 6-8 классах включен в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
На ступени основного общего образования на изучение технологии в 6-7 классах выделено 2 часа в неделю выделено из школьного компонента.
Требования к уровню подготовки учащихся 6-7 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Главная идея курса.
Изучение образовательной области «Технология» включает в себя базовые и перспективные технологии, предполагающие творческое развитие — обучающихся, приобретение общетрудовых и частично специальных знаний и умений, а также обеспечение интеллектуального, эстетического, этического развития и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Технологическое образование направлено на развитие каждого учащегося как сознательного, открытого к изменениям, творческого, критически мыслящего человека, умеющего принимать обоснованные решения, разрабатывать и изготавливать объекты и системы, способные наиболее полно удовлетворять потребности людей.
Ведущими видами деятельности учащихся на уроках является дизайн — анализ изделий и услуг, творческие проекты. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения, поэтому в каждом классе на выполнение проектной работы отводится от 9 до16 часов.
2. Цели и задачи.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Для достижения данной цели необходимо уделять внимание политехническому, экономическому и экологическому образованию, самообразованию, сохранению национальных и семейных традиций.
Это предполагает:
1. формирование технологических знаний и умений;
2. подготовку к сознательному профессиональному самоопределению;
3.формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
4. развитие разносторонних качеств личности и способностей профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентно способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Для решения этих задач в содержании программы с 5 по 11 класс для неделимых классов выделяются следующие разделы.
Раздел. Материаловедение (5,6,7,8 класс).
В данном разделе учащиеся получают знания основных видов и свойств различных материалов (текстиля, металла, дерева, пластмассы и др.) необходимых при конструкторской разработке и изготовлении изделий.
Раздел. Технология ведения дома (6,7 класс).
При изучении данного направления учащиеся знакомится с основами домашней экономики, в разделе изучаются не только навыки ремонта одежды, но и правила её эксплуатации в зависимости от назначения и сырьевого состава, а также правила ухода за домом, мебелью и эксплуатация электро оборудования.
Раздел. Эстетика и экология жилища (6,7 класс).
Разделы дают сведения из истории архитектуры и интерьера. Показывают связь архитектуры с природой. Учащиеся учатся разрабатывать эскизы интерьера комнат различных назначений, грамотно использовать цвет и свет.
Раздел. Конструирование с элементами моделирования. (6,7класс).
Раздел дает возможность обучающимся узнать о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применять знания, полученные на занятиях, научиться строить чертежи, ознакомиться с особенностями строения фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями, отследить направления современной моды.
Из-за отсутствия материально технической базы раздел изучается только теоретически, включает в себя обучение приготовления пищи наиболее простыми способами — варкой и жарением, а также ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, молока и др. продуктов, с правилами сервировки стола и этикета.
Раздел. Гигиена и здоровье (6,7 класс).
При изучении раздела учащиеся знакомится с гигиеническими требованиями по уходу за кожей, волосами, ногтями. Основными сведениями о личных средствах гигиены. Положительным и отрицательным воздействием солнечного загара, профилактическими мероприятиями по защите кожи. Учащиеся знакомятся с профессией врача-косметолога.
Раздел. Декоративно прикладное творчество. (6,7класс).
При его изучении учащиеся знакомятся с новыми и возрождающимися видами народно–прикладного творчества. Содержание раздела предусматривает ознакомление не только с народными художественными промыслами, но и с основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки.
Критерии отбора творческих проектов
В процессе выполнения проектов реализуется определённая часть программы, которая предусматривает самостоятельную комплексную работу учащихся на протяжении четвёртой четверти, а в десятых и одиннадцатых классах по необходимости и желанию учащихся проект может выполняться в течение любой четверти. Поэтому руководствуюсь рядом социальных, организационно-педагогических, психолого-физиологических и технолого-экономических требований:
- комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течение года;
- соответствие уровню подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям;
- общественная и личностная значимость;
- обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
- учёт интересов детей (занимательность)
- творческая направленность;
- учёт специфики местных условий;
- возможность реализации учащимися изделий.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения технологии учащиеся 5 класса должны:
Знать/ понимать
технику безопасности во время работы;
виды древесных пород, строение древесины;
понятия об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе;
правила выполнения чертежей;
общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
основные этапы проекта.
Уметь
соблюдать требования безопасности труда;
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани;
определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани;
распознавать виды древесных пород;
В результате изучения технологии учащиеся 6 класса должны:
Знать/ понимать
технику безопасности во время работы;
пороки и свойства древесины;
технологию отделки изделий из древесины;
виды проволоки и приёмы работы с ней;
правила построения шаблонов и изготовления изделий в технике айрис;
способы перевода рисунка, увеличение и уменьшение рисунка;
общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма;
виды бытовых электрических приборов;
стили в интерьере;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
технологию создания рекламы на заключительном этапе проекта.
Уметь
соблюдать требования безопасности труда;
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
умело пользоваться стилевыми и цветовыми решениями при создании интерьера;
выполнять эскиз комнаты в цвете;
выполнять уход за одеждой и обувью;
выполнять чистку и влажно-тепловую обработку поясных изделий;
В результате изучения технологии учащиеся 7 класса должны:
Знать/ понимать
технику безопасности во время работы;
технологию изготовления изделий в технике оригами;
классификацию и роль комнатных растений в жизни человека, правила ухода за растениями, размещение их в интерьере;
технологию утилизации и переработки бытовых отходов;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
Уметь
соблюдать требования безопасности труда;
находить необходимую информацию в различных источниках;
рационально организовывать рабочее место;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
находить и устранять допущенные дефекты;
В результате изучения технологии учащиеся 8 класса должны:
Знать/ понимать
технику безопасности во время работы;
ассортимент, производство и свойства нетканых материалов;
правила ухода за неткаными материалами;
технологию производства бумаги, ассортимент, свойства, варианты применения бумаги в декоре;
технологию плетения объёмных изделий из газетных трубочек для оформления интерьера;
технологию плетения изделий из бисера;
виды соединения электрических проводов;
виды ламп в электроосветительных приборах;
виды отделки и освещения квартиры;
причины и признаки пищевых отравлений, оказание первой помощи;
классификация продуктов питания по калорийности;
правила рационального питания;
значение торговых символов;
структуру, распределение и планирование семейного бюджета;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
основы экономики и маркетинга.
Уметь
соблюдать требования безопасности труда;
находить необходимую информацию в различных источниках;
рационально организовывать рабочее место;
распознавать нетканые материалы и ухаживать за ними;
выполнять объёмные изделия из газетных трубочек для оформления интерьера;
выполнять изделия из бисера;
правильно размещать осветительные приборы в квартире;
выбирать материал и ткани для отделки квартиры;
составлять меню с учётом рациональности питания;
:
Знать/ понимать
технику безопасности во время работы;
особенности различных стилей, используемых для оформления предметов интерьера;
технологию декорирования поверхности утюгом, ниткой, свечой, гофрированной бумагой;
технологию изготовления рисовой бумаги;
виды коллажа, технологию создания изделий в технике коллаж;
технологию изготовления изделий в технике вытынанка (резьба по бумаги), туннель, декупаж;
основы предпринимательства, историю становления предпринимательства, ресурсы и факторы производства, структуру предпринимательской фирма, понятие менеджмент, маркетинг в деятельности предприятия;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
соблюдать требования безопасности труда;
находить необходимую информацию в различных источниках;
рационально организовывать рабочее место;
Знания и умения, приобретаемые учащимися после изучения данного курса
Знать/ понимать
основные технологические понятия;
назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
отрасли современного производства и сферы услуг;
основные направления инновационной деятельности на предприятиях;
сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности;
структуру бизнес-плана;
Уметь
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
ориентироваться в сферах современного производства и сферах услуг;
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя рекламную информацию;
находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
создавать эскизы композиции ландшафта, применять стили ландшафтного дизайна, классифицировать зелёные насаждения, готовить к посадке растения, почву, осуществлять посадку растений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда;
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
построения планов профессионального образования и трудоустройства,
Список литературы:
Основная литература для учащихся:
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2003г.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2002г.
Дополнительная литература для учащихся:
Шитьё и рукоделие. Энциклопедия, Москва, научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1994г.
Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики», Брянск НПК, 1995г
Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение школьников», Брянск НПК, 1995г
www. edu. of. ru
Основная литература для учителя:
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2003г.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2002г.
Дополнительная литература для учителя:
Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка. Первые шаги» «ЭКСМО», 1998г.