ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8», в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ «Лицей № 8», программы курса «Технология» автор Н.А. Цирулик (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
Цель курса – создать условия для оптимального общего развития каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Программа реализуется в 1 – 4 классах.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.
Формы контроля – критериальное оценивание, выставка работ (промежуточная аттестация).
На реализацию программы по технологии в федеральном базисном учебном плане предусмотрено
в 1 классе 33 часа (33 недели по 1 часу в неделю), во 2-4 классе 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Раздел | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 13 | 22 | 20 | 16 | 71 |
Конструирование и моделирование | 19 | 10 | 10 | 14 | 53 |
Практика работы на компьютере (использование ИКТ) | - | - | 2 | 2 | 4 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 4 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
- проявляет способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- проецирует моральные нормы на собственные поступки;
- понимает чувства других людей;
- проявляет устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- решает моральные проблемы на основе учета позиции партнеров в общении;
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.Основы культуры труда. Самообслуживание | Культурно-историческая ценность в предметах, бережное отношение к ним. Использование наиболее важных правил дизайна. Анализ задания, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы. Отбор и анализ информации из учебника, других печатных и электронных источников. Задания разных типов - от точного повторения образца до создания собственного образа. Исследовательская работа. Проектная деятельность. Использование полученных знаний и умений для самообслуживания и благоустройства своего дома. | 2 | - относится бережно к ценностям материальной культуры; - понимает общие правила создания предметов рукотворного мира; - понимает особенности проектной деятельности; - выполняет доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. - относится уважительно к труду людей; - понимает культурно-историческую ценность традиций; - осуществляет элементарную проектную деятельность в малых группах. | Регулятивные универсальные учебные действия - сохраняет учебную задачу; - следует установленным правилам в планировании и контроле способа действия; - осуществляет пошаговый и итоговый контроль по результату; - отбирает адекватные средства достижения цели деятельности; - вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - действует в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; - воспринимает адекватно оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - самостоятельно находит несколько вариантов решения учебной задачи; - адекватно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы; - проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Познавательные универсальные учебные действия - осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строит рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях; - строит речевое высказывание в устной и письменной форме; - работает с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа; - анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществляет синтез; - проводит сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям; - обобщает, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов; - подводит анализируемые объекты под понятие; - устанавливает аналогии; - владеет рядом общих приемов решения задач; - осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - строит логическое рассуждение; - преобразовывает модели и схемы для решения задач; - осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные универсальные учебные действия - использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строит монологическое высказывание, используя в т. ч. средства и инструменты ИКТ; - допускает возможность существования у людей различных точек зрения; - учитывает разные мнения при сотрудничестве; - контролирует действия партнера; - строит понятные для партнера высказывания; - задаёт вопросы; - координирует свою позицию с позициями партнеров при выработке общего решения; - передаёт партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществляет взаимный контроль; - оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 2.1. Многообразие материалов. Бумага разных видов, нитки, ленты, проволока, пластилин, картон, природные материалы, различные предметы для наполнителя, бусинки и бисер, краски. Новые свойства материалов: бумага: складывание по кривой, получение бумажного «теста»; ткань: роспись красками; нитки, проволока, солома: использование пластических свойств для конструирования и вязания. | 16 | - подбирает материалы для изделий по свойствам в зависимости от цели; - выполняет технологические приемы обработки материалов при разметке, сборке, отделке; - применяет приемы безопасной работы ручными инструментами; - работает с простейшей технической документацией; - изготавливает плоскостные и объемные изделия по чертежам, эскизам, схемам, рисункам; -комбинирует художественные технологии в одном изделии; - выполняет символические действия моделирования и преобразования модели; - проявляет творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки материалов. |
Разметка: на глаз, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля. Сборка и соединение: клеем, нитками, проволокой. Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием. Виды художественной техники Лоскутная мозаика Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу или сшиты. Вышивание Вышивание крестом. Швы «петельки» и «вприкреп». Папье-маше Слоистое папье-маше. Папье-маше из размельченной бумажной массы. Роспись ткани Свободная роспись. Роспись по соли. Холодный батик. Вязание Виды пряжи. Виды крючков и спиц. Вязание крючком. Приемы вязания - цепочка из воздушных петель, столбики без накида и с накидом.Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка». |
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами. Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисункам, эскизам, схемам, чертежам. |
3. Конструирование и моделирование | Соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов. Художественное конструирование из растений Композиции из сухих растений. Букеты и композиции из живых растений. | 14 | - выделяет в изделии детали, их форму, виды соединения деталей; - решает задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции; - анализирует конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным заданным условиям; - размечает развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу; -изготавливает несложные конструкции по рисунку, чертежу, эскизу, развертке. -соотносит объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки; - создаёт мысленный образ конструкции; - воплощает его в материале. |
Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов. Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой». Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями. |
Конструирование и моделирование из разных материалов Разные приемы выполнения соломенных изделий. Изготовление кукол из ниток. Конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура. Объемное моделирование из ткани Моделирование бесшовных кукол. Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом. Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются. |
4. Практика работы на компьютере | Выполнение базовых действий на компьютере с использованием безопасных приемов работы. Использование компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации, для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами. Клавиатурное письмо. Работа с клавиатурным тренажером. Электронные таблицы, их назначение. Компьютерные программы: MS Word, MS Power Point. | 2 | - оформляет тексты с помощью текстового редактора MS Word; - представляет информацию в виде рисунка, таблицы; - выводит документ на принтер; - составляет таблицу; - создаёт презентацию в программе MS PowerPoint; - соблюдает режим и правила работы на компьютере. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ | Дата | Тема урока |
1 | | Использование дополнительных материалов в композиции. |
2 | | Композиции из сухих растений. |
3 | | Соломенная скульптура. |
4 | | Куклы из ниток. |
5 | | Мастерим из проволоки. |
6 | | Нанизывание на проволоку. |
7 | | Лоскутная мозаика на бумаге. |
8-9 | | Шьем лоскутную мозаику (работа над проектом) |
10-11 | | Вышивание крестом. |
12-13 | | Шов «вприкреп» или шов «петельки». |
14 | | Объемные изделия с надрезами. |
15 | | Криволинейное складывание. |
16 | | Контрольная работа по итогам 1 полугодия |
17 | | Объемные игрушки с подвижными деталями. |
18 | | Конструирование из объемных тел. |
19 | | Свободная роспись или роспись по соли. |
20-21 | | Холодный батик (работа над проектом) |
22-23 | | Вязание крючком. Цепочка из воздушных петель. Картинки из вязаных цепочек. |
24-25 | | Приемы вязания крючком. |
26 | | Слоистое папье-маше. |
27 | | Герб класса (работа над проектом) |
28-29 | | Папье-маше из бумажной массы. |
30 | | Моделирование бесшовных кукол (на выбор). |
31 | | Выставка детских работ (промежуточная аттестация) |
32-33 | | Объемные игрушки из плотной (тонкой) ткани. |
34 | | Моделирование (конструирование) из деталей конструктора. Устройство пылесоса. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
1 Учебно- методический комплект:
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Умные руки». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Проснякова Т.Н., Мухина ЕА. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!». 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Ручное творчество». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Электронное приложение к учебникам для 1.2,3,4 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Интернет-ресурсы.
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные, линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, дощечки для лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками.
- материалы для изготовления изделий: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор»;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- мультимедийный проектор.
- персональный компьютер;
7