СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 7 классов общеобразователь­ных учреждений подготовлена в соответствии с Федеральным ком­понентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 7 класс»

Принято решение «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогического совета Приказ ______ № _____ от _______

______________________________ Директор ___________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии


7 класс







Учитель-составитель программы

Мищенко Станислав Леонидович













Учебный год __________




Общее количество часов - 70

В том числе:

теоретические -20

практические -50

в том числе:

проектная деятельность -13




ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:


Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по технологии.


Примерная образовательная программа по технологии, рекомендованная Министерством образования и пауки РФ.


Программа «Технология». Сасова И.Л., Марченко Л.В.. М : издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ 2006.









































Аннотация к рабочей программе по «Технологии» 7 класс

Рабочая программа по технологии для 7 классов общеобразователь­ных учреждений подготовлена в соответствии с Федеральным ком­понентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.

Программа основана на использовании метода проектов в тех­нологическом образовании школьников, способствующем форми­рованию у учащихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивающем творческое мышление, самостоятель­ность, инициативность и ответственность за принятые решения.

Программа является модифицированной, ная программа,000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 разработана на основе федеральной типовой программы «Технология. 5-8 классы» Министерства образования и науки РФ (под ред. Сасова И.А., Марченко А.В. на основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 68 учебных часов в 7 классе (2 учебных часа в неделю).

Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» в 7- ом классе –обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий , материаловедения, в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Основной формой организации учебного процесса в 7-ом классе является сдвоенный урок Основными методами в обучении технологии являются познавательно- трудовые упражнения, практические и лабораторно-практические работы Это позволяет организовать практическую творческую деятельность в полном объеме. Проекты могут выполняться учащимися как в специально отведенное в программе, так и интегрироваться с другими разделами программы. По окончании курса технологии в 7-ом классе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями промышленных и производственных предприятий.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Проверка знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных работ ( контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов и т.д.). По каждому разделу программы разработаны контрольные задания в форме тестов: по технологии обработки конструкционных материалов, конструированию и моделированию, машиноведению, ведению домашнего хозяйства и т.д.

Проверка умений учащихся проводится в виде практических, лабораторных работ, тестов, упражнений, которые предусмотрены на уроке.






Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Технология, Учебник для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2010.

  2. Технология, Методические рекомендации Ю.В.Крупская, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2006

  3. УМК Тесты, Технология Обслуживающий труд 5-7 классы, Москва, Издательство «Экзамен» 2006.

  4. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. (Серия “Учебно-методический комплект”)

  5. Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”

  6. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009

  7. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.



































Рабочая программа, подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников. В нем заложены межпредметные связи с образовательными дисциплинами.

Эффективное использование метода проектов, в котором обучающиеся видят социальную, личностную значимость своего труда. Этот метод направлен на подготовку к самостоятельной жизни.


Пояснительная записка


Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность.

Значительные возможности для этого имеет школьный курс «Технология», включенный в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1993 году.

Технология - это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.

Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

  • Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.

Основные задачи обучения

  • Ознакомление обучающихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.

  • Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

  • Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.

  • Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.

  • Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

• Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации. В решении коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000г. №2043).

Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения {ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь , технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности школьников, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности (письмо Министерства образования РФ №585/11 - 13 от 12.04 2000г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»).

Программа предусматривает выполнение трех-четырех проектов в год. Учитель вправе изменить количество выполняемых проектов. Каждый проект имеет свой «фокус», т.е. ориентацию на усвоение учащимися обязательного минимума содержания общего образования и определенных компонентов проекта. В процессе выполнения проекта и по его завершении учитель осуществляет контроль и оценивает качество работы обучающегося.

Опираясь на свой опыт и учитывая региональные особенности, учитель и школьники могут выбирать другие, не перечисленные в программе объекты для проектирования. Возможно и изменение порядка изучения тем внутри разделов.

Программа представляет собой организационное единство целей, ценностей и содержания технологического образования детей 5-8 классов, а также условий организации образовательного процесса.

В соответствии с новым базисным учебным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю). Кроме того, предусмотрена возможность выделения часов на технологическое образование из компонента образовательного учреждения (вариативная часть). Это позволит обучающимся 8-9 классов выполнять комплексные межпредметные проекты, в том числе и связанные с профессиональным самоопределением. В программу включены целевые установки, очерчен базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности, охарактеризованы требования к подготовке школьников.

В программе фиксируются возможности выполнения проектов с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов международной сети Интернет.

Особенностью программы является то, что овладение обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности детей, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.

Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:

  • Выявление потребностей людей и общества;

  • Определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;

  • Разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;

  • Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;

  • Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;

  • Исследования процесса планирования и изготовление изделия или услуги;

  • Изготовление изделия или оказание услуги;

  • Проведение испытания в реальной ситуации;

  • Оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.


В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям обучающиеся должны: знать /понимать

  1. как определять потребности людей;

  2. какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;

3. как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь

  1. кратко формулировать задачу своей деятельности;

  2. отбирать и использовать информацию для своего проекта;

  3. определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;

  4. оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличие времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;

  5. выполнять упражнение для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;

  6. планировать изготовление изделий и изготовлять их;

  7. определять затраты на изготовление изделий, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;

  8. испытывать изделие на практике;

  9. анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;

  10. формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;

И. определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни элементы маркетинга для продвижения своего товара, разрабатывать рекламу своего изделия.


Программой отводится 60-70% учебного времени на изготовление изделий (включая учебный труд - упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т.п.).

Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.

Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками (см. Приложение 1).

Работая по методу проектов, учитель должен помнить, что этот метод органически включает в себя ряд специальных воспитательных приемов.

  1. Формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов). Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащегося с целью формирования у них взглядов и убеждений личности, которая будет жить в демократическом обществе.

  2. Формирование творческих начал (способностей, активности, самостоятельности, инициативности).

  3. Мотивация и стимулирование деятельности. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику право на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.

  4. Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.

  5. Контроль, самоконтроль и самооценка учеником деятельности.


В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование курса технологии и предметов естественно-математического цикла; оптимизация учебной нагрузки учащихся.

При составлении содержания образовательной области «Технология» использованы общедидактические принципы (научность, доступность, связь с жизнью, преемственность, последовательность, культуросообразность, фундаментальность, личностная ориентация содержания, учет возрастных особенностей детей, интеграция содержания и его дифференциация и др.), политехнический и диалектический принципы развития в обучении, предполагающие возвращение на новом этапе к уже изученному для перехода на более высокий уровень.

Большинство проектов не требует дополнительных ресурсов, сверх имеющихся в школах.

В программе имеются следующие разделы.

«Вводное занятие». 1 час В этом разделе школьники знакомятся с правилами внутреннего распорядка в мастерской и распределением общественных обязанностей между учениками, правилами безопасного труда, организацией труда на рабочем месте, рациональном размещении инструментов, охраной окружающей среды и экономным расходованием всех видов ресурсов, основными разделами программы обучения, по которым учащиеся будут выполнять проекты, с проектными изделиями, изготовленные учащимися в предшествующие годы.

«Основы проектирования» 13 часов учит детей творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой, раздел является комплексным и объединяет все содержание технологического образования учащихся в предыдущих классах.

Этот раздел делится на две части: теоретическую (1часа) - в начале года и практическую (12 часов) - в конце года. Обучающиеся должны усвоить общие способы организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени. В течение года происходит накопление материала, творческих идей и находок, поэтому практическая часть творческого проекта перенесена в конец года.

Работа по методу проектов может быть реализована как индивидуально, так и коллективно. Учитывая преемственность технологии и трудового обучения, в период освоения метода проектов на изготовление изделия следует отводить примерно 70% учебного времени.

В результате изучения раздела «Основы проектирования» школьник должен: знать/понимать

  • что такое учебный проект;

  • основные компоненты проекта;

  • с чего начинается технологический проект; уметь

  • определять потребности людей и общества;

  • проводить опрос (интервью) для определения потребностей;

  • осуществлять дизайн-анализ изделий;

  • обосновывать выбор изделия для проекта;

  • формулировать задачу проекта;

  • разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;

  • представлять результаты проектной деятельности;

• проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов; изготовления изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.

Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства» (10 - *8 часа) - готовит к использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства. В содержании этого раздела значительное место занимает получение знаний об основных видах современной бытовой техники, функциональных зонах, а также умение выполнять ремонтно-отделочные работы в доме.

Одним из ведущих направлений данного раздела программы должно стать ознакомление с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.

В результате изучения этого раздела школьник должен:

знать/понимать

  • характеристики основных функциональных зон и виды ремонтно-отделочных работ;

  • материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;

  • средства оформления интерьера;

• назначение основных видов современной бытовой техники; уметь

  • планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;

  • подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;

  • соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

  • анализировать бюджет семьи;

• рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» (44 -

*42 ч.) в нем говорится об организации самостоятельной творческой завершенной работы по изготовлению изделий из наиболее распространенных материалов (древесины, металла, пластика и др.) Ученики знакомятся со свойствами конструкционных материалов и осваивают технологии их обработки.

Реализация проекта связана с постоянным решением задач, одни из которых сопряжены с усвоением новых знаний и умений по обработке конструкционных материалов, другие - с использованием на практике ранее приобретенных знаний и умений, третьи - с поиском и выбором конкретных решений по преобразованию материалов в конечный потребительский продукт.

Выбор объектов проектирования должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, их интересам, материально-техническим условиям школьных мастерских, педагоги­ческим, санитарно-гигиеническим требованиям и имел потребительский спрос.

Важно, чтобы на примере технологической обработки выбранного материала учащиеся овладели целостной системой умственных и практических действий, предусмотренных государственным стандартом по технологии и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Работа над проектом по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов включает школьников в процессы разработки конструкции изделия; освоение технологий обработки материалов; выбора и наладки оборудования, инструментов, при­способлений; изготовления, контроля и оценки качества изделия.

Особое внимание учащихся обращается на правила безопасного труда.

Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения и материаловедения. Обучающиеся знакомятся с устройством и работой токарного станка по обработке древесины, токарно-винторезного, сверлильного и фрезерного станков.

Часы, отводимые в учебном плане на изучение способов художественной обработки материалов и овладение ими, могут быть использованы для оформления изделий из древесины и металла или отведены на самостоятельный проект.

На этих занятиях дети получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно-художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.

Важно, чтобы было создано завершенное изделие, отвечающее как функциональным, так и эстетическим требованиям. При этом выбор объектов труда основывается па политехническом обучении и традиционных видах художественной обработки материалов.

Выполняя проекты в 7 классе углубляют знания и умения конструировать несложные изделия из простых деталей, составлять технологические карты, определять последовательность изготовления детали по технологической карте, выполнять технологические операции, связанные с обработкой материалов резанием и пластическим формованием.

Наличие в учебных мастерских (или в школе) компьютеров позволяет использовать их для создания и редактирования изображений изделий, предусмотренных проектом; моделирования и конструирования изделий; проведения расчетов, оформления рекламных буклетов; разработки фирменных знаков (логотипов); выбора оптимальных размеров заготовок; изготовления рисунков и чертежей с использованием графического редактора; для управления техническими устройствами и т. д.

В результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученик должен:

знать/понимать

  • способы защиты материалов от воздействия окружающей среды;

  • виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов;

  • традиционные виды ремесел, народных промыслов;

уметь

  • обосновывать функциональные качества изготовленного изделия (детали);

  • выполнять разметку деталей на основе технологической документации;

  • проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием;

  • осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);

  • осуществлять монтаж изделий;

  • выполнять отделку изделий;

  • освоить один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработ­ки материалов;

«Электротехнические работы» (4ч.) - ознакомление с элементами электротехники, необходимыми для выполнения проектов и обусловленными самой жизнью. В процессе теоретического обучения обучающиеся знакомятся с электрификацией быта, назначением, устройством электротехнических и электробытовых приборов.

В результате изучения раздела «Электротехнические работы» школьник должен:

знать/понимать

  • правила безопасной эксплуатации бытовой техники;

  • пути экономии электрической энергии в быту; уметь

  • рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделоч­ных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды; выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагается посредством выполнения проектов.




ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся VIIкласса должны:


иметь представление о современных технологиях;

иметь общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;

знать роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства; * знать классификацию машин по выполняемым ими функциям;

иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения

технологии обработки деталей; уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных

поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;

знать общие принципы технического и художественного конструирования изделий;

иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и

роботов, об особенностях гибких технологий;

уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;

уметь рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда; работать, распределяя и согласовывая совместный труд;

уметь составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;

уметь конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и

проволоки типа игрушек-сувениров и т. п.;

владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.


Список литературы

  1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - №6.

  2. Жураковская В.Д., Симоненко В.Д. Десять творческих проектов. - Брянск: БГПУ, 1997.

  3. Илаева Л.М., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. - Брянск, 1995.

  4. Казакевич В.М. О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство. - 1998. - №6.

  5. Капустин В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в 5-7 классах // Школа и производство. - 1998. - №1.

  6. Карачёв А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. - 1997. — №2.

  7. Кругликов Г.И. Как обучать технологии: О методах обучения и проверки знаний // Школа и производство. - 1998. - №6.

  8. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. -М.,2001.

  9. Леонтьев А.В. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» в I–ХI классах средней школы // Школа и производство. - 1997. - №6.

  10. Лернер П.С. Поговорим о дизайне // Школа и производство. - 1993. - №2.

  11. Ляукина М.В., Кузьмина М.А. Основы художественного ремесла. - М., 1999.

  12. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.

  13. Марченко А.В. Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по «Технологии» и особенностях профессиональной подготовки обучающихся // Школа и производство. - 1999. - №5.

  14. Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования // Педагогика. -2000. - №4.

  15. Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология»: Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 №8-11/14-12 // Вестник образования. - 1998. - №10.

  16. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»: Письмо Министерства образования РФ №585/11-13 от 12.04.2000.

  17. Полякова С.Г. Метод проектирования. 5-9 классы. - М., 1998.

  18. Программа основного общего образования по образовательной области «Технология»./ Под ред. Полякова В. А., Атутова П.Р. - М., 1998, 2001.

  19. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. I-IV, V-ХI классы. - М., 1996; 2001.

  20. Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998. Временные требования к обязательному минимуму содержания образования образовательной области «Технология» (технология, трудовое обучение, черчение) // Сборник нормативно-методических материалов по технологии. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  21. Программно-методические материалы «Технология. 5-11 классы» / Сост. А.В.Марченко. - М., 1999.

  22. Сасова И.А. Курсом на «Технологию» // Школа и производство. - 1998. - №2.

  23. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. - 1993. - №5.






Тематический план

(7 класс)


Разделы программ, темы

Количество часов

1. Вводное занятие

1 (*1)

2. Основы проектирования (теоретическая часть)

1 (*1)

3. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов


3.1. Технология обработки древесины с элементами машиноведения.


    1. Технология обработки металла с элементами машиноведения

44(*42)



22(*22)



22(*20)

4.Технология ведения домашнего хозяйства


4.1. Основы технологии ремонтно-строительных работ


10(*8)


10(*8)



* 4.2. Электротехнических работ в быту

(*4)

2. Основы проектирования (практическая часть)

12 (*12)

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

ИТОГО

2

68 (*68)


* – вариант планирования с электротехническими работами




Учебно-тематический план

(7 класс)


№ п/п

Разделы, темы

Содержание

Практическая работа

1.











2.


2.1.


Вводное занятие. (1 ч.), (*1ч.)










Основы проектирования.

(13 ч.), (*13ч.)

Теоретическая часть (1 ч.), (*1ч.)


Школьные учебные мастерские - правила внутреннего распорядка в мастерской. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Организация труда и оборудование рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Рациональное размещение инструмента. Правила безопасного труда. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 7 класса в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между учащимися.







Просмотр проектов, выполненных учащимися в предшествующие годы.
















2.1.1.

Подготовка и планирование работы над проектом (проект, потребности, задачи, этапы проекта) – урок систематиза-ции обобщения изученного материала в 6 классе. 1ч. (*1ч.)

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Первичное определение темы и цели проекта, потребностей в изделиях, которые могут изготовить обучающиеся. Краткая формулировка задачи, оценка возможностей для выполнения проекта. Набор первоначальных идей. «Банк проектов». Определение источников информации, способов её сбора, критериев оценки.

Корректировка материалов накопительной папки за предыдущий год и создание накопительной папки на 6 класс, выбор её названия. Знакомство с «Банком проектов» и обсуждение его тематики.

3.




3.1




3.1.1













3.1. 2









Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов 44(*42) ч.


Технология обработки древесины с элементами машиноведения 22(*22)ч.


Разработка конструкции деталей из древесины. 2ч. (*2ч.)












Разработка технологической карты на изготовление детали из древесины. 2ч. (*2ч.)









Основные этапы разработки конструкции изделия. Организация этой работы в промышленности. Содержание чертежей деталей, имеющих сочетание цилиндрических, конических и фасонных поверхностей. Назначение и условия работы изделия. Разновидности конструкций однотипных изделий. Конструктивные элементы деталей. Технические и геометрические формы, типовые детали и соединения. Правила выбора технических форм в соответствии с принципами конструирования и назначением детали. Общность в конструкциях. Последовательность выполнения чертежей деталей при конструировании.


Задачи планирования. Этапы и содержание работы. Назначение и виды технологических карт. Требования к технологическим картам в условиях промышленного производства. Функции технолога. Содержание технологической карты, применяемой в школе. Последовательность её разработки.









Изучение конструкций деталей и их соединений. Выбор материала, определение форм и размеров деталей, способов их соединения. Выбор способов отделки. Выполнение эскизов деталей.








Изучение чертежей и эскизов деталей, которые будут изготовляться при изучении темы. Определение этапов работы, названия операций и их распределение в логике технологического процесса. Содержание графических изображений в технологической карте, наименования технологических инструментов и приспособлений для выполнения операций. Проверочный анализ технологической карты.

3.1.3









Заточка деревообрабатывающих инструментов. 2ч. (*2ч.)






Заточка инструментов в условиях промышленного производства. Заточные станки и приспособления. Зависимость углов заточки инструментов от породы, свойств древесины и вида обработки. Правила и приёмы заточки деревообрабатывающих инструментов в условиях школьной мастерской. Приёмы самоконтроля и меры предупреждения брака. Правила безопасности труда.

Подготовка рабочего места. Определение вида режима заточки. Установка и закрепление инструментов в приспособлениях для заточки. Испытание инструмента. Уборка рабочего места.


3.1.4







Изготовление изделий, содержащих детали с коническими и фасонными поверхностями. 6ч. (*6ч.)





Токарный станок по дереву как технологическая машина. Общность в устройстве станков (сверлильного и токарного). Разновидности конструкций однотипных узлов станков. Механизмы главного движения и подачи. Кинематическая схема станка. Прогрессивные технологии в деревообрабатывающем производстве. Режим экономии сырья и электроэнергии в процессе производства. Правила и приёмы разметки, выполнения операций с помощью деревообрабатывающих инструментов.


Изучение технологической карты. Выбор заготовки. Организация рабочего места. Разметка, обработка ручными инструментами и на токарном станке по дереву. Контроль качества работы с применением штангенциркуля.

3.1.5

Сборка деталей. 4ч. (*4ч.)



Способы соединения деталей в условиях промышленного деревообрабатывающего производства. Последовательность и приёмы работы при сборке деталей из древесины в школьной мастерской. Меры предупреждения брака и способы его исправления. Правила безопасности труда при сборке.

Подготовка рабочего места. Разметка деталей. Сборка их с помощью столярных соединений. Склеивание. Контроль качества соединения.

3.1. 6


Отделка изделия. 2ч. (*2ч.)


Способы отделки изделий из древесины в промышленном производстве. Виды лакокрасочных покрытий. Последовательность и приёмы отделки изделий из древесины в условиях школьной мастерской. Правила организации рабочего места и безопасности труда.

Зачистка, шлифование, выжигание и т.д. Покрытие масляными лаками и красками. Просушивание изделия. Отбор лучших работ для школьной выставки.

3.1.7










Художественная отделка изделий из древесины. 4ч. (*4ч.)









Развитие народных промыслов художественной обработки древесины. Отделка древесины в промышленности. Художественное оформление выжиганием, росписью, инхрустация, резьбой по дереву (контурная, геометрическая, прорезная, по фону и т.д.). Элементы и технология резьбы, инхрустации, росписи, выжигания. Инструменты и приспособления. Правила организации рабочего места, безопасные приёмы труда.




Разработка эскизов резьбы, инхрустации, росписи, выжигания (по выбору учащихся). Перенос, копирование на изделие. Подготовка рабочего места. Выполнение художественной отделки изделия с соблюдением и выполнением безопасных приемов труда. Окончательная отделка изделия лакокрасочными материалами, соблюдение техники безопасности при работе.


3.2




3.2.1

Технология обработки металла с элементами машиноведения 22(*20)ч.


Чтение чертежей цилиндрических деталей. 1ч.(*1ч.)






Порядок чтения чертежей, содержащих цилиндрические детали. Обозначение уклона и конусности на чертеже. Назначение и функции детали, изделия.





Изучение образцов деталей, изделий. Чтение чертежей и технологических карт.

3.2.2

Разработка технологической карты. 1ч. (*1ч.)

Требования к изделию. Этапы конструирования. Приёмы и правила определения материала, формы, размеров, расположения конструктивных элементов детали. Приёмы выполнения эскиза детали. Последовательность разработки технологической каты. Способы рационализации технологического процесса.

Разработка конструкций деталей ( выбор материала, формы, размеров, расположения и размеров конструктивных элементов детали, выполнение эскизов). Разработка технологической карты ( возможно как домашнее задание).

3.2.3

Устройство токарно-винторезного станка. 2ч. (*2ч.)

Токарно-винторезный станок – технологическая машина.Операции, выполняемые на токарно-винто-резном станке (обтачивание, растачивание, сверление, зенкерование, развёртывание, нарезание резьбы и др.). Передача главного движения и движения подачи. Устройство и назначение станины, основания, коробки скоростей, передач, суппорта, задней бабки. Органы управления станком. Способы и приёмы управления (изменение частоты вращения шпинделя, скорости подачи и т.д.). Современные токарно-винторезные станки. Правила безопасности труда при работе на токарном станке. Правила ухода за ним.


Упражнения в установке частоты вращения шпинделя, включении и выключении станка при минимальной частоте вращения, ручном и механическом перемещении суппорта вдоль станины.



3 .2.4









Виды и назначение токарных резцов. 2ч (*2ч.)

Назначение токарных резцов, их виды. Общее устройство, поверхности резания и основные элементы резца: передняя, главная задняя, вспомогательная задняя, главная режущая кромка, вспомогательная кромка, вершины, углы резца: задний, передний, заострения, резания, главный угол в плане. Зависимость качества обработки поверхности от величины углов резца.

Ознакомление с внешним видом резцов. Определение типов резцов, их элементов, углов заточки ( с помощью угломера). Установка резцов в резцедержателе.

3.2.5



Приёмы работы на токарно-винторезном станке. 4ч. (*4ч.)

Органы управления станком. Понятие о режимах резания. Правила установки и закрепления заготовки, резцов, свёрл. Приёмы подрезания торцов, точения уступов и фасок, отрезания, сверления и т.д. Применение технологических приспособлений при точении. Приёмы контроля и меры предупреждения брака. Правила безопасности труда.

Осмотр, проверка исправности станка. Подготовка рабочего места. Упражнения по управлению станком (установка резца, закрепление заготовки, продольное и поперечное перемещение резца, механическое перемещение суппор

та, пуск и остановка). Установка подрезного резца. Подрезание тор-цов детали. Установка проходного резца. Обтачивание поверхности заготовки. Протачивание выступов фасок, канавок. Установка сверла и сверление. Отрезание заготовки. Контроль изделия.

3.2.6









3.2.7


Нарезание наружной и внутренней резьбы. 4ч. (*4ч.)








Устройство горизонтально-фрезерного станка. 2ч. (*2ч.)

Приёмы использования таблиц при выборе диаметра сверла, стержня для получения отверстий под метрическую резьбу. Нарезание резьбы плашкой на токарном станке. Последовательность и приёмы нарезания резьбы. Способы контроля качества резьбы. Меры предупреждения брака. Правила безопасности труда.



Назначение и виды фрезерных станков. Операции, выполняемые на горизонтально-фрезерном станке. Основные его части. Сходство и различие в принципе работы и конструкции различных металлорежущих станков (двигатель, передаточный механизм, исполнительный орган). Кинематическая схема станка. Виды фрез (цилиндрическая, дисковая и др.). Режущая часть фрезы и её элементы. Процесс фрезерования и использование фрезерных работ в современном производстве. Органы и приёмы управления станком.

Подготовка рабочего места. Изучение чертежа, техноло-гической карты. Разметка загото-вки. Сверление отверстий, снятие фаски. Подготовка инструмента для нарезания резьбы. Закрепление заготовки. Нарезание резьбы. Контроль качества работы.


Изучение расположения рукояток управления станком. Установка различных частот вращения по схеме. Пуск и остановка станка при минимальной и максимальной частотах вращения шпинделя. Упражнения в перемещении консоли, стола, салазок, установке и закреплении заготовок.

3 .2.8




Приёмы работы на горизонтально-фрезерном станке. 2ч. (*2ч.)




Приёмы подготовки станка к работе (проверка исправности, комплектность приспособлений, инструментов и т.д.). Выбор режимов резания. Правила установки фрез и закрепления заготовок. Приёмы фрезерования плоскостей. Меры предотвращения брака. Правила безопасности труда.

Подготовка станка к работе. Выбор оптимального режима резания. Закрепление заготовки и пробное фрезерование. Обработка поверхности. Контроль качества фрезерования.

3 .2.9





Классификация сталей. Термическая обработка сталей. 4ч. (*2ч.)

Изменение свойств стали в зависимости от содержания углерода. Сталь. Чугун. Количество углерода содержащегося в углеродистой стали. Отличие углеродистой стали от легированной. Применение и обозначение инструментальной углеродистой стали, легированной. Виды термической обработки сталей. Цвета каления при закалке заготовок. Изменение свойств стали при закалке. Цвета побежалости при нагреве заготовок. Отпуск и отжиг стали. Чтение технологической карты термической обработки стали. Определение материала, размеров и формы заготовок. Расчёт припусков и времени термообработки детали. Сущность и изменение свойств стали в зависимости от режима термообработки.

Изготовление изделия с применением комплекса усвоенных слесарных операций и последующей закалкой (отпуском).

4.


4.1


4.1.1



Технология ведения домашнего хозяйства 10 (*8) ч.

Основы технологии ремонтно-строительных работ 10ч. (*8ч.)

Основы технологии оклейки помещений обоями. 2ч. (*2ч.)









Виды обоев. Клеи и способы их приготовления. Филёнка, бордюр, фриз, гобелен. Подготовка стен к оклейке обоями. Последовательность оклейки стен обоями.





Рассмотреть образцы обоев и определить их тип. Изучить образцы клеев для наклейки обоев. Потренироваться отмечать на стене вертикальную линию с помощью отвеса и горизонтальную с помо-щью шнура. Придумать и нари-совать в рабочей тетради в цвете свой вариант оклейки стен обоями (возможно как домашнее задание).

4.1.2








4.1.3



Основы технологии малярных работ. 2ч. (*2ч.)







Основы технологии плиточных работ. 2ч. (*2ч.)


Малярные работы, как способ отделки помещений. Зависимость цвета и внутреннее пространство окрашиваемого помещения. Олифа, эмаль, лаки. Их использование. Подготовка поверхности перед окрашиванием, меры безопасной работы. Инструменты и приспособления для малярных работ. Трафареты и перенос рисунка на поверхность.


Виды плитки, выпускаемые промышленностью для отделки помещений. Глазурь. Инструменты, растворы и материалы применяемые для наклейки плиток. Этапы плиточных и ремонтных работ, в случае, когда облицовочные плитки вываливаются. Резка плиток. Безопасные приёмы труда.


Рассмотреть инструменты для малярных работ и записать назначение каждого из них в рабочую тетрадь. Изготовить трафарет для нанесения в рабочей тетради рисунка в виде бордюра



Подготовка рабочего места. Приготовление раствора для укладывания плитки. Упражнения по укладыванию плиток на учебном стенде. Безопасные приёмы труда.




4.1.4


Простейший ремонт в жилом помещении. 4ч. (*2ч.)

Способы уплотнения (утепления) деревянных рам и дверей. Устройство и технологии установки мебельных и дверных замков. Безопасные приёмы труда.








Организация рабочего места, подготовка материалов, инструментов. Упражнения по замене и установке, на учебном стенде, мебельных и дверных замков.

*4.2

Электротехнические работы в быту. *4 ч.








*4.2.1


Ознакомление с автоматическими устройствами и элементами автоматики.*2ч.





Устройства называемые автоматами. Основные элементы автоматических устройств. Действие устройства автоматического контроля, защиты управления и регулирования. Принцип действия, устройство и назначение электромагнита, реле, звонка и других типичных автоматических устройств.

Составить схему автоматического устройства. Составить план сборки изделия. Выбрать необходимые инструменты и материалы. Собрать изделие. Проверить качество собранной цепи.

*4.2.2



Монтаж электрической цепи. *2ч.



Устройство паяльника. Техника безопасной работы. Приёмы зачистки, лужения и пайки проводов. Правила проверки электрических цепей с помощью омметра (пробника). Последовательность монтажа электрической цепи изделия, содержащего элементы автоматики.

Зачистка, лужение и пайка проводов. Монтаж электрической цепи изделия. Проверка качества цепи омметром.






2.

Основы проектирования. 12 ч. (*12 ч.)



2.2

Практическая часть. 12 ч. (*12ч.).



2.2.1

Организационно-подготовительный этап учебного проекта. 1ч. (*1ч.)

Сбор, изучение и обработка информации. Анализ проблемы, оригинальность выбранной темы. Планирование проектной деятельности. Определение необходимых материальных затрат. Сбор и уточнение информации. Перечень идей, обоснования выбранной темы проекта.

Выбор темы проектной работы. Формулировка целей и задач. Составление плана работы над проектом.

2.2.2

Конструкторский этап учебного проекта. 1 ч. (*1ч.)

Разработка конструкторской документации. Государственные стандарты – ЕСКД и ЕСТД. Решение промежуточных задач. Экологические требования к техническим решениям и процессам.

Выполнение эскиза проектируемого изделия и упражнений по разработке конструкторской документации.

2.2.3

Технологический этап учебного проекта. 7 ч. (*7ч.)



2.2.3.1

Разработка технологической документации. 1 ч. (*1ч.)

Разработка технологических карт. Способы изготовления изделия. Потребительские качества (физиологические, безопасность, эстетические, экономические). Дизайн.

Разработка технологической документации (инструкционной карты работы над изделием).





2.2.3.2

Изготовление проектируемого изделия. 6ч. (*6ч.)

Совершенствование трудовых умений и навыков обучающихся.

Изготовление проектируемого изделия.

2.2.4

Формирование и оформление результатов. 1 ч. (*1ч.)

Анализ информации. Формирование выводов. Испытание и оценка изделия. Эстетика (цвет, стиль, эргономичность).

Оформление учебного проекта, оценка проекта.

2.2.5

Защита учебного проекта. Оценка результатов проектной деятельности. 2ч. (*2ч.)

Презентация проекта. Защита проекта по плану: тема проекта, обоснование выбора, преимущества данного варианта по сравнению с другими, описание проекта. Анализ выполнения учебного проекта. Собственная оценка выполненной работы.

Обсуждение проектов.


Резервное время 2 часа

ИТОГО : 68 (*68 ) часов

* – вариант планирования с электротехническими работами


14