Принято решение «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогического совета Приказ ______ № _____ от _______
______________________________ Директор ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
8 класс
Учитель-составитель программы
Мищенко Станислав Леонидович
Учебный год __________
Общее количество часов - 35
В том числе:
теоретические -10
практические -25
в том числе:
проектная деятельность -11
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по технологии.
Примерная образовательная программа по технологии, рекомендованная Министерством образования и пауки РФ.
Устав МБОУ «Лицей №2I »
Учебный план МБОУ «Лицей № 21»
Программа «Технология». Сасова И.Л., Марченко Л.В.. М : издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ 2006.
Локальный акт «Единый речевой режим» в МБОУ «Лицей № 21»
Аннотация к рабочей программе по технологии для мальчиков 8 класс
Программа является модифицированной, ная программа,000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 разработана на основе федеральной типовой программы «Технология. 5-8 классы» Министерства образования и науки РФ (под ред. Сасова И.А., Марченко А.В. , на основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 34 учебных часов в 8 классе (1учебный часа в неделю).
Программа основана на использовании метода проектов в технологическом образовании школьников, способствующем формированию у учащихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивающем творческое мышление, самостоятельность, инициативность и ответственность за принятые решения.
Программа составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в 5, 6, 7 классах.
Программа включает разделы: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Основы материаловедения», «Технология ведения дома», «Технология художественной обработки материалов», «Черчение и графика», «Электротехнические работы», «Современное производство и профессиональное образование».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Сущность творческих проектов. Процесс творчества, творческая деятельность, творческие способности, творческая личность. Свобода творчества.
Этапы выполнения творческих проектов: организационно-подготовительный, технологический, заключительный. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование проектов. Последовательность выполнения проекта. Использование ИКТ при разработке творческих проектов. Экономическое обоснование проекта, оценивание результатов проектирования. Защита выполненного проекта.
Методика выполнения творческих проектов. Темы проектов, особенности их выполнения, необходимые материалы, возможности использования и реализации. Групповые и индивидуальные консультации. Защита проектов.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. При изготовлении наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и экономическим требованиям.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет расширить политехнический кругозор учащихся, раскрыть свои индивидуальные способности.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Технология, Учебник для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2010.
Технология, Методические рекомендации Ю.В.Крупская, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
УМК Тесты, Технология Обслуживающий труд 5-7 классы, Москва, Издательство «Экзамен» 2006.
Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. (Серия “Учебно-методический комплект”)
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Рабочая программа, подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников. В нем заложены межпредметные связи с образовательными дисциплинами.
Эффективное использование метода проектов, в котором обучающиеся видят социальную, личностную значимость своего труда. Этот метод направлен на подготовку к самостоятельной жизни.
Пояснительная записка
Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность.
Значительные возможности для этого имеет школьный курс «Технология», включенный в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1993 году.
Технология - это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.
Основные задачи обучения
• Ознакомление обучающихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
• Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их ' удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
• Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
В решении коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000г. №2043).
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения {ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности школьников, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности (письмо Министерства образования РФ №585/11 - 13 от 12.04 2000г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»).
Программа предусматривает выполнение трех-четырех проектов в год. Учитель вправе изменить количество выполняемых проектов. Каждый проект имеет свой «фокус», т.е. ориентацию на усвоение учащимися обязательного минимума содержания общего образования и определенных компонентов проекта. В процессе выполнения проекта и по его завершении учитель осуществляет контроль и оценивает качество работы обучающегося.
Опираясь на свой опыт и учитывая региональные особенности, учитель и школьники могут выбирать другие, не перечисленные в программе объекты для проектирования. Возможно и изменение порядка изучения тем внутри разделов.
Программа представляет собой организационное единство целей, ценностей и содержания технологического образования детей 5-8 классов, а также условий организации образовательного процесса.
В соответствии с новым базисным учебным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю). Кроме того, предусмотрена возможность выделения часов на технологическое образование из компонента образовательного учреждения (вариативная часть). Это позволит обучающимся 8 классов выполнять комплексные межпредметные проекты, в том числе и связанные с профессиональным самоопределением. В программу включены целевые установки, очерчен базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности, охарактеризованы требования к подготовке школьников.
В программе фиксируются возможности выполнения проектов с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов международной сети Интернет.
Особенностью программы является то, что овладение обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности детей, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.
Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:
Выявление потребностей людей и общества;
Определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;
Разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;
Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;
Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;
Исследования процесса планирования и изготовление изделия или услуги;
Изготовление изделия или оказание услуги;
Проведение испытания в реальной ситуации;
Оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.
В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям обучающиеся должны: знать /понимать
как определять потребности людей;
какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
3. как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь
кратко формулировать задачу своей деятельности;
отбирать и использовать информацию для своего проекта;
определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличие времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
выполнять упражнение для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;
планировать изготовление изделий и изготовлять их;
определять затраты на изготовление изделий, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
испытывать изделие на практике;
анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;
формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни элементы маркетинга для продвижения своего товара, разрабатывать рекламу своего изделия.
Программой отводится 60-70% учебного времени на изготовление изделий (включая учебный труд - упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т.п.).
Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.
Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками (см. Приложение 1).
Работая по методу проектов, учитель должен помнить, что этот метод органически включает в себя ряд специальных воспитательных приемов.
Формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов). Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащегося с целью формирования у них взглядов и убеждений личности, которая будет жить в демократическом обществе.
Формирование творческих начал (способностей, активности, самостоятельности, инициативности).
Мотивация и стимулирование деятельности. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику право на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.
Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.
Контроль, самоконтроль и самооценка учеником деятельности.
В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование курса технологии и предметов естественно-математического цикла; оптимизация учебной нагрузки учащихся.
При составлении содержания образовательной области «Технология» использованы общедидактические принципы (научность, доступность, связь с жизнью, преемственность, последовательность, культуросообразность, фундаментальность, личностная ориентация содержания, учет возрастных особенностей детей, интеграция содержания и его дифференциация и др.), политехнический и диалектический принципы развития в обучении, предполагающие возвращение на новом этапе к уже изученному для перехода на более высокий уровень.
Большинство проектов не требует дополнительных ресурсов, сверх имеющихся в школах.
В программе имеются следующие разделы.
«Вводное занятие».! час В этом разделе школьники знакомятся с правилами внутреннего распорядка в мастерской и распределением общественных обязанностей между учениками, правилами безопасного труда, организацией труда на рабочем месте, рациональном размещении инструментов, охраной окружающей среды и экономным расходованием всех видов ресурсов, основными разделами программы обучения, по которым учащиеся будут выполнять проекты, с проектными изделиями, изготовленные учащимися в предшествующие годы.
«Основы проектирования» 11 часов учит детей творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой, раздел является комплексным и объединяет все содержание технологического образования учащихся в предыдущих классах.
Этот раздел делится на две части: теоретическую (1часа) - в начале года и практическую (10 часов) - в конце года. Обучающиеся должны усвоить общие способы организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени. В течение года происходит накопление материала, творческих идей и находок, поэтому практическая часть творческого проекта перенесена в конец года.
Работа по методу проектов может быть реализована как индивидуально, так и коллективно. Учитывая преемственность технологии и трудового обучения, в период освоения метода проектов на изготовление изделия следует отводить примерно 70% учебного времени.
В результате изучения раздела «Основы проектирования» школьник должен: знать/понимать
что такое учебный проект;
основные компоненты проекта;
с чего начинается технологический проект; уметь
определять потребности людей и общества;
проводить опрос (интервью) для определения потребностей;
осуществлять дизайн-анализ изделий;
обосновывать выбор изделия для проекта;
формулировать задачу проекта;
разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;
представлять результаты проектной деятельности;
• проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов; изготовления изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.
Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства» (10 часов) - готовит к использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства. В содержании этого раздела значительное место занимает получение знаний об основных видах современной бытовой техники, функциональных зонах, а также умение выполнять ремонтно-отделочные работы в доме.
Одним из ведущих направлений данного раздела программы должно стать ознакомление с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.
В результате изучения этого раздела школьник должен:
знать/понимать
характеристики основных функциональных зон и виды ремонтно-отделочных работ;
материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;
средства оформления интерьера;
• назначение основных видов современной бытовой техники; уметь
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;
подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;
соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;
анализировать бюджет семьи;
• рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
«Электротехнические работы» (5ч.) - ознакомление с элементами электротехники, необходимыми для выполнения проектов и обусловленными самой жизнью. В процессе теоретического обучения обучающиеся знакомятся с электрификацией быта, назначением, устройством электротехнических и электробытовых приборов.
В результате изучения раздела «Электротехнические работы» школьник должен:
знать/понимать
правила безопасной эксплуатации бытовой техники;
пути экономии электрической энергии в быту; уметь
рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной эксплуатации электротехнических и
электробытовых приборов.
«Современное производство и профессиональное образование» (7часов) - знакомит с основами современного производства и предпринимательства и формирует у обучающихся готовность к обоснованному выбору своего жизненного пути, продолжению образования в избранной сфере деятельности с учетом потребностей рынка труда.
В результате изучения данного раздела школьник должен:
знать/понимать
сферы современного производства;
разделение труда иа производстве;
понятие о специальности и квалификации работника;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
пути получения профессионального образования;
• необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь
• находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства;
• сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагается посредством выполнения проектов.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся VIIIкласса должны:
Учащиеся должны знать:
возможность использования ПЭВМ в организации работы предприятия, виды технологий строительных отделочных работ;
основы технологий оклейки стен обоями, штукатурных и малярных работ; принципы работы санитарно-водопроводной сети.
уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
значение Правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств, требования к интерьеру жилых помещений; принципы ухода за одеждой и обувью;
основы гигиены мальчиков, выбора прически и эстетики одежды;
принципы поведения в семье и проявление уважения к другим людям;
обязанности мужчин в семье;
правила поведения в гостях и приема гостей;
правила переписки.
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы устройства и действия защитной и пусковой аппаратуры; устройство электроизмерительных и электронагревательных приборов; устройство электрических двигателей переменного и постоянного токов; принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн; элементная база радиотехнических устройств, назначение и принцип действия усилителей и автогенераторов на транзисторах; принцип
действия и состав устройств автоматического регулирования технологических параметров;
основные сведения о системности мира, потребностях человека и общества, их
глобальных и частных (индивидуальных) проблемах;
зависимость развития техники (техносферы) от потребностей человека; перспективу развития техники;
влияние техники на интеллектуальное и духовное развитие человека; устройство технического объекта как системы, понятие подсистемы, надсистемы и элемента системы;
законы и закономерности строения и развития техники; модели технических систем;
функции технического объекта и его элементов; требования к техническому объекту; недостатки технического объекта; понятие технической задачи;
понятие технического творчества как вида технологии;
методы технического творчества;
виды и структура технологических процессов.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самоанализ развития своей личности,
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить
требования
использовать возможности ПЭВМ в деловой переписке, рекламе, финансовых
операциях, ведении документации.
профессий к человеку с его личными достижениями, планировать и оформлять интерьер жилых помещений; убирать квартиру;
стирать и чистить одежду, утюжить брюки, чистить обувь; выполнять правила гигиены, выбирать прическу и одежду; проявлять внимание и уважение к членам семьи и другим людям;
участвовать в жизни семьи; принимать гостей и вести себя в гостях; дарить цветы и подарки и принимать подарки; писать письма и поздравительные открытки.
оклеивать стены обоями; выполнять простейшие штукатурные и малярные работы;
ремонтировать водопроводный кран, соединять провода;
подключать электрические элементы; составлять простейшие электрические схемы; производить измерения тока, напряжения, сопротивления; собирать простейшие электрические цепи;
читать простейшие электрические схемы на транзисторах, составлять структурные схемы автоматических регуляторов технологических параметров,
провести анализ технического объекта;
определите его функции, структуру, сформулировать требования и найти недостатки;
сформулировать техническую задачу совершенствования или создания нового объекта техники;
применять методы технического творчества; разработать конструкцию несложных объектов техники; разработать технологический маршрут изготовления технического объекта и определить необходимые средства технологического оснащения;
изготовить несложные технические объекты.
Тематический план
8 класс
Разделы программ, темы | Количество часов |
1. Вводное занятие | 1 |
2. Основы проектирования 2.1. Теоретическая часть | 11 1 |
3. Технология ведения домашнего хозяйства 3.1.Домашняя экономика. 3.2. Технология ремонтно – строительных работ. | 10 5 5 |
4. Электротехнические работы. | 5 |
5. Профессиональное самоопределение и современное производство. 5.1.Основы профессионального самоопределения. 5.2. Сфера современного производства и их составляющие. 5.3. Профессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении. | 7 4 2 1 |
2. Основы проектирования 2.2. Практическая часть | 11 10 |
ВСЕГО | 34 |
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 1 |
ИТОГО | 35 |
Учебно-тематический план (8 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Содержание | Практическая работа |
1. 2. 2.1. 2.1.1. 3. 3.1. 3.1.1. | Вводное занятие. 1 ч. Основы проектирования 11ч. Теоретическая часть (1 ч.) Основные и дополнительные компоненты проекта. 1ч. Технология ведения домашнего хозяйства. 10 ч. Домашняя экономика 5 ч Я и наша семья. 1ч. | Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Основные разделы и темы, по которым учащиеся будут выполнять проекты: . электротехнические работы, технология ведения домашнего хозяйства, современное производство и профессиональное образование. Дизайн. Связь дизайна и технологии. Дизайн-подход при выполнении проектов. Современное понятие дизайна. Дизайн как результат серии решений. Дизайн-анализ изделий. Дизайн и качество. Техника изображения объектов. Домашняя экономика и её задачи. Функции семьи. Экономические функции семьи. Потребности, ресурсы семьи. | Просмотр проектов, выполненных учащимися в предшествующие годы. Формы презентации проектов. Описать стандартные ресурсы семьи. Предложить возможности их увеличения. |
№ п/п | Разделы, темы | Содержание | Практическая работа |
3.1.2 3.1.3 3.1.4 3.1.5 | Семья и бизнес. 1ч. Потребности семьи 1ч. Бюджет семьи. 1ч. Маркетинг. Реклама товара. 1ч. | Уровень благосостояния семьи. Предпринимательская деятельность её виды. Бизнес. Прибыль. Лицензирование. Виды потребностей. Разделение по степени важности. Правила и требования к покупке товара. Самореализация. Престиж. Гигиена. Бюджет семьи его виды. Расход. Доход. Структура семейного бюджета. Обязательные платежи. Подоходный налог и его расчет. Коммунальные услуги. Кредит и его условия получения. Маркетинг и его основные цели. Этапы совершения покупок. Реклама товара. Виды и задачи рекламы. Требования к рекламе. Штриховой код на товарах. Расшифровка и чтение информации скрытой в штриховом коде. | Предложить перечень товаров и услуг, которые можно производить в школьных мастерских и в условиях семьи. Определить положительные и отрицательные качества приобретённых ( к примеру – школьных принадлежностей, инструментов в школьной мастерской и т.д.) вещей. Разработать предложения по экономии тепловой и электрической энергии в быту и снижения затрат на коммунальные услуги. Определить страну - изготовитель и гарантийность качества товара по штриховому коду. (Как итоговое задание по прой-денным темам на дом можно предложить разработать товар или услугу в условиях производства семьи и придумать рекламу к нему оформить задание на листах А4 с необходимыми пояснениями, схемами, иллюстрациями и т.д. ). |
№ п/п | Разделы, темы | Содержание | Практическая работа |
3.2 3.2.1 3.2.2 3.2.3 3.2.4 3.2.5 | Технология ремонтно – строительных работ. 5 ч. Ремонтные и отделочные работы 1ч. Ремонт дверей и установка замков 1ч. Утепление дверей и окон 1ч. Отделка внутреннего пространства в помещениях 1ч. Преображение интерьера 1ч. | Ознакомление с видами ремонтных и отделочных работ. Формулировка задачи проекта по ремонтным и отделочным работам в конкретном помещении. Состав дверного блока и коробки. Этапы ремонта дверного блока. Укрепление петель. Общее понятие и устройство накладного и врезного замков. Технология установки врезного и накладного замков. Материалы для утепления дверей и окон. Способы и технологии утепления окон и дверей. Основы технологии малярных работ. Разновидности малярной отделки (внутренняя, наружная). Виды малярных составов. Качества обоев, их особенности. Выбор обоев в зависимости от освещения геометрии и функционального использования помещения. Понятие интерьера. Благоустройство жилого помещения. Требования предъявляемые к оформлению интерьера. Стили в современном интерьере. Работа художника – дизайнера. | Формулировка задач по ремонту и отделки помещения. Проанализировать и выявить стандартные возможные дефектные места дверной коробки. Разобрать и собрать, установить (на учебном стенде) врезной и накладной замки. Разработать варианты утепления дверей и окон в школьной мастерской. Расчет количества краски и обоев для ремонта (школьной мастерской) и расчёт примерных затрат на их приобретение. Разработка интерьера помещения и составление плана ремонтно- отде-лочных работ в соответствии со стилем помещения. (Как итоговое задание по пройденным темам на дом можно предложить изготовить объёмный макет интерьера помещения выполнить задание можно в коробках используя для оформления аппликацию, рисование, лепку, и т.д. ). |
№ п/п | Разделы, темы | Содержание | Практическая работа |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 | Электротехнические работы. 5ч. Однофазный и трёхфазная система переменного тока 1ч. Квартирная электропроводка 1ч. Электромагниты и их применение 1ч. Электрические двигатели 1ч. Бытовые нагревательные приборы и светильники 1ч. Профессиональное самоопределение и современное производство 7ч. Основы профессионального самоопределения. 4 ч. Сфера современного производ-ства и их составляющие. 2 ч. Профессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении 1 ч. | Параметры переменного тока. Однофазный и трёхфазная система электрического тока. Преимущества трёхфазного тока перед однофазным. Явление тока на котором основано действие трансформатора, их использование. Влияние сечения провода на коэффициент трансформации. Типы трансформаторов. Схема квартирной электропроводки. Способы соединения потребителей эл.энергии. Предохранители и их устройство. Маркировка и типы эл. проводов и шнуров. Скрутка и лужение проводов. Роль сердечника в электромагните. Типы электромагнитов (прямолинейный, дугообразный). Электромагнитное реле, его устройство. Контактор. Коллекторный и асинхронный двигатели их принцип работы и устройство. Вращающееся магнитное поле. Схемы подключения эл.двигателей. Применение эл. двигателей в бытовом оборудовании. Проводниковые материалы для нагревательных элементов бытовых электроприборов. Основные элементы утюга. Нагревательный элемент. Терморегулятор. Биметаллическая пластинка. Электрические источники света. Лампы накаливания, люминесцентные лампы их устройство и принцип работы. Роль выбора профессии в жизни человека. Влияние на выбор профессии. Возможные ошибки при выборе профессии. Правила выбора профессии. Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека: «человек-человек», «человек-техника», «человек- природа», «человек -знаковая система», «человек - художественный образ». Потребности и причины смены профессии. Новые требования к современному специалисту. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся, предъявляемых к человеку профессией и рынком труда. Профессия. Специальность. Квалификация. Производство и окружающая среда. Ознакомление с различными видами предприятий, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. Классификация предприятий по формам собственности. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие организации. Эффективность производства. Бизнес-план, основные источники информации для его составления. Производственный план. Производительность труда. Профессиональная проба. Проба сил. Источники информации о профессии. Профессиональные образовательные учреждения. | Изучение устройства и эл.схемы трансформатора. Составление схемы цепи состоя-щей из двух предохранителей, двухполюсного выключателя, розетки, двух ламп. (зарисовать схему квартирной электропровод-ки, как домашнее задание). Изучение электромагнитного реле с контактной группой Изучит и описать электродвигатели на оборудовании в школьных мастерских. Изучение устройства утюга. Психологическое тестирование. Тест «Определение типа будущей профессии» методика Е.А. Климова. Составление профессиограммы интересующей профессии. Разработка бизнес плана для фирмы Выполнение теста «Опросник профессиональной готовности» (О П Г). |
№ п/п | Разделы, темы | Содержание | Практическая работа |
2 2.2 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 | Основы проектирования 11 ч. Практическая часть. 10 ч. Исследовательский и конструкторский этапы учебного проекта. 2 ч. Технологический этап учебного проекта. 2 ч. Изготовление проектируемого изделия. 2 ч. Технологический этап. Изготовление изделия. 2 ч. Формирование и оформление результатов. Оценка результатов проектной деятельности. Защита учебного проекта. 2 ч. | Сбор и уточнение информации. Проработка одной или нескольких идей. Решение промежуточных задач. Разработка конструкторской документации. Разработка технологических карт. Способы изготовления изделия. Потребительские качества (физиологические, безопасность, эстетические, экономические). Дизайн. Совершенствование трудовых умений и навыков обучающихся. Окончательное выполнение проекта Анализ информации. Формирование выводов. Испытание и оценка изделия. Анализ выполнения учебного проекта. Эстетика (цвет, стиль). Презентация проекта. Защита проекта по плану: тема проекта, обоснование выбора, преимущества данного варианта по сравнению с другими, описание проекта, собственная оценка выполненной работы. | Выполнение эскиза проектируемого изделия и упражнений по разработке конструкторской документации. Разработка технологической документации (инструкционные карты работы над изделием). Изготовление проектируемого изделия. Изготовление проектируемого изделия. Оформление учебного проекта. Оценка проекта. Обсуждение проектов. |
Резервное время 1 час. ИТОГО: 35 ч.
Список литературы
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - №6.
Жураковская В.Д., Симоненко В.Д. Десять творческих проектов. - Брянск: БГПУ, 1997.
Илаева Л.М., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. - Брянск, 1995.
Казакевич В.М. О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство. - 1998. - №6.
Капустин В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в 5-7 классах // Школа и производство. - 1998. - №1.
Карачёв А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. - 1997. — №2.
Кругликов Г.И. Как обучать технологии: О методах обучения и проверки знаний // Школа и производство. - 1998. - №6.
Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. -М.,2001.
Леонтьев А.В. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» в I–ХI классах средней школы // Школа и производство. - 1997. - №6.
Лернер П.С. Поговорим о дизайне // Школа и производство. - 1993. - №2.
Ляукина М.В., Кузьмина М.А. Основы художественного ремесла. - М., 1999.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.
Марченко А.В. Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по «Технологии» и особенностях профессиональной подготовки обучающихся // Школа и производство. - 1999. - №5.
Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования // Педагогика. -2000. - №4.
Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология»: Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 №8-11/14-12 // Вестник образования. - 1998. - №10.
Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»: Письмо Министерства образования РФ №585/11-13 от 12.04.2000.
Полякова С.Г. Метод проектирования. 5-9 классы. - М., 1998.
Программа основного общего образования по образовательной области «Технология»./ Под ред. Полякова В. А., Атутова П.Р. - М., 1998, 2001.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. I-IV, V-ХI классы. - М., 1996; 2001.
Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998. Временные требования к обязательному минимуму содержания образования образовательной области «Технология» (технология, трудовое обучение, черчение) // Сборник нормативно-методических материалов по технологии. - М.: Вентана-Граф, 2002.
Программно-методические материалы «Технология. 5-11 классы» / Сост. А.В.Марченко. - М., 1999.
Сасова И.А. Курсом на «Технологию» // Школа и производство. - 1998. - №2.
Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. - 1993. - №5.