Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топкановская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА:
Директор МБОУ «Топкановская ООШ»
___________________ И.И.Ширяева
приказ от 01.09.2017 года № 105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
на 2017-2018 учебный год
8 класс
(1 час в неделю)
Составил: Нехаева Л.Н. , учитель технологии
высшая квалификационная категория
Топканово
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по технологии по направлению «Технология» - Технология: программы начального и основного общего образования / (М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко). – М.: Вентана-Граф, 2010.
Программа подготовлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.), обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.
Программа реализуется в учебниках по технологии для 5-9классов, подготовленных авторским коллективом под руководством профессора В.Д.Симоненко.
Согласно школьному базисному плану, общий минимальный объем учебного времени в 8 классе составил 35 часа в год; один час в неделю.
Федеральный базисный учебный плана для образовательных учреждений РФ отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе: в 5, 6 и 7 классах по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 8 классе — 34 ч.- 1 час в неделю. В календарно-тематическое планирование внесены изменения т.к. выпадает 1 час ( 01.05.2018 – праздничный день)
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Цели: Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественная обработка материалов, информационные технологии;
Овладение способами деятельностей по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
Освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; Способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами , тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Под технологией понимается совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией называют определенную последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества.
В задачу технологии входит выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
В 8 классе осуществляется знакомство с основами домашней экономики, некоторыми видами декоративно-прикладного творчества, электротехническими и ремонтными работами.
Главной задачей является, освоение технологических приёмов и формирование знаний и умений выполнения различных технологических операций, в особенности применяемых для бытового назначения. Овладение учащимися теоретическими и практическими, современными, прогрессивными и востребованными технологическими процессами, навыками использования технических средств, ремонтно-бытовых инструментов, электронной аппаратуры, умениями своевременно и грамотно устранить возникшие неполадки в бытовом столярно-слесарном оборудовании.
Обязательный минимум содержания по учебному предмету технология
Семейная экономика
Рациональное планирование расходов
Основные теоретические сведения: источники семейных доходов и бюджет семьи; потребности человека; минимальные и оптимальные потребности членов семьи; потребительская корзина одного человека и семьи; рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи; оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета; выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах; потребительские качества товаров и услуг; планирование расходов семьи; правила поведения при совершении покупки; права потребителя и их защита; подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи; формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен; правила безопасного пользования бытовой техникой.
Практические работы: оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи; планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава; изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи; анализ качества и потребительских свойств товаров; выбор способа совершения покупки; усвоение положений законодательства по правам потребителей; планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование.
Варианты объектов труда: рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли.
Художественная обработка материалов Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, приспособления, инструменты для вышивки. История и современность народных художественных промыслов: мстерская вышивка, торжокское золотое шитье.
Понятия « натюрморт», « пейзаж». Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.
Ремонтно-отделочные работы
Простейшие работы по ремонту оконных и дверных блоков. Инструменты и материалы для ремонта. Правила безопасной работы. Разновидности замков. Особенности установки разных видов замков. Технология установки дверного замка. Правила безопасности труда. Материалы, применяющиеся для утепления дверей и окон. Способы утепления дверей и окон.
Электротехнические работы Электрическая энергия - основа современного технического прогресса. Типы электростанций. Типы гальванических элементов. Изображение источников получения и потребления электрической энергии на схемах. Простейшие электрические схемы. Правила безопасности труда. Электроизмерительные приборы: их типы и область применения. Устройство и назначение вольтметра, амперметра, омметра. Правила пользования электроизмерительными приборами. Условные обозначения на электрических схемах. Назначение авометра. Принцип работы авометра. Однофазный переменный ток: получение и основные параметры. Трансформаторы: устройство и назначение. Трёхфазный переменный ток: способ его получения. Устройство генератора трёхфазного тока. Способы соединения обмоток генератора с потребителем. Назначение и принцип действия выпрямителя. Свойства проводников и изоляторов. Диоды, конденсаторы, их обозначение на электрических схемах. Осциллограф и область его применения. Схема квартирной электропроводки. Правила подключения к сети светильников и бытовых приборов. Установочные, обмоточные и монтажные провода. Виды изоляции проводов. Назначение предохранителей. Принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников, их назначение. Виды нагревательных элементов. Виды ламп. Правила безопасной работы. Виды, назначение и устройство бытовых электропечей. Рациональное использование бытовых электроприборов, обеспечивающее экономию электроэнергии. Правила безопасной работы. Принцип действия и область применения электромагнитов. Электромагнитные реле. Применение электродвигателей в быту, промышленности и на транспорте. Общие представления о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Схемы подключения к источнику тока. Правила безопасности труда. Электроприборы, оберегающие домашний труд. Их устройство, назначение и принцип работы. Правила эксплуатации электроприборов. Правила безопасности труда. Назначение, сфера применения, конструкция холодильника. Принцип работы. Виды холодильников. Правила эксплуатации холодильника. Правила безопасности труда. Устройство и принцип действия электрической швейной машины. Правила эксплуатации и ухода за швейной машиной. Правила безопасности труда.
Творческая, проектная деятельность
Основные теоретические сведения: творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод локальных объектов; методы сравнения вариантов решений; применение ЭВМ при проектировании изделий; классификация производственных технологий; технологическая и трудовая дисциплина на производстве; соблюдение стандартов на массовые изделия; производительность труда; цена изделия как товара; содержание проектной документации; формы проведения презентации проекта.
Практические работы: выбор вида изделия на основе анализа потребностей; дизайнерская проработка изделия (при наличии компьютера с использованием информационных технологий); защита проекта будущего изделия; составление чертежей деталей и технологических карт их изготовления; изготовление деталей; сборка изделия; отделка изделия (по выбору); контроль качества работы; определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара; подготовка пояснительной записки; презентация проекта.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
цели и значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
• принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использование типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
как строится дом;
профессии строителей;
как устанавливается врезной замок;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
собирать простейшие электрические цепи;
читать схему квартирной электропроводки;
определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
установить врезной замок;
утеплять двери и окна;
анализировать графический состав изображения;
читать несложные архитектурно-строительные чертежи.
Должны владеть компетенциями:
информационно коммуникативной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
учебно-познавательной;
профессионально-трудовым выбором;
личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
собирать модели простых электротехнических устройств.
Учебно-тематический план
№ п /п | Тема | Количество учебных часов |
1 |
Семейная экономика | 10 |
2 | Художественная обработка материалов | 2 |
3 | Технология ведения дома | 2 |
4 | Электротехнические работы | 16 |
5 | Творческая, проектная деятельность | 4 |
| ВСЕГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Семейная экономика – 10 часов
п/п № | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт | теория | практика |
1 | 05.09 | | Инструктаж по т/б Введение в курс технология 8 класс | 1 | |
2 | 12.09 | | Семья как экономическая ячейка общества | 1 | |
3 | 19.09 | |
Предпринимательство в семье | 1 | |
4 | 26.09 | | Потребности семьи | 1 | |
5 | 03.10. | | Информация о товарах | 1 | |
6 | 10.10. | | Торговые символы, этикетки, штрихкод | 1 | |
7 | 17.10 | | Бюджет семьи. Расходная и доходная части бюджета | 1 | |
8 | 24.10 | | Расходы на питание | 1 | |
9 | 07.11 | | Сбережения. Личный бюджет | 1 | |
10 | 14.11 | | Экономика приусадебного участка | 1 | |
Художественная обработка материалов – 2 часа
п\п № | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
| план | факт | | теория | практика |
11 | 21.11 | | Художественная вышивка | 1 | |
12 | 28.11 | | Домашний компьютер в вышивке | 1 | |
Ремонтно-отделочные работы – 2 часа
п/п № | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
| план | факт | | теория | практика |
13 | 05.12 | | Ремонт оконных и дверных блоков | 1 | |
14 | 12.12 | | Утепление дверей и окон | 1 | |
Электротехнические работы – 16 часов
п/п № | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
| план | факт | | теория | практика |
15 | 19.12 | | Электротехническая энергия – основа современного технического прогресса | 1 | |
16 | 26.12 | | Электрический ток и его использование | 1 | |
17 | 16.01 | | Принципиальные и монтажные электрические схемы | 1 | |
18 | 23.01 | | Параметры потребителей и источника электроэнергии | 1 | |
19 | 30.01 | | Электроизмерительные приборы | 1 | |
20 | 06.02 | | Правила безопасности и организация рабочего места для эл. тех. работ | 1 | |
21 | 13.02 | | Электрические провода | 1 | |
22 | 20.02 | | Виды соединения проводников | 1 | |
23 | 27.02 | | Монтаж электрической цепи | 1 | |
24 | 06.03 | | Электромагниты и их применение | 1 | |
25 | 13.03 | | Электроосветительные приборы | 1 | |
26 | 20.03 | | Лампа накаливания | 1 | |
27 | 03.04 | | Люминесцентное и неоновое освещение | 1 | |
28 | 10.04 | | Бытовые электронагревательные приборы | 1 | |
29 | 17.04 | | Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами | 1 | |
30 | 24.04 | | Электроэнергетика будущего | 1 | |
Творческий проект – 3часа
п\п № | Дата проведения | Тема урока | Кол-во |
| план | факт | | теория | практика |
31-32 | 08.05 15.05 | | Что такое творческий проект? Этапы выполнения проекта | 2 | |
33 | 22.05 | | Проекты на темы: Разработка плаката по электробезопасности «Ремонт велосипеда» « Теплица на подоконнике» ( на выбор) | | 1 |
Всего: 33 часа
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО протокол от ________ 2017 года № ____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________ М.Н.Базина «_____» ___________ 2017 года |