СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа основного общего образования потрудовому обучению для учащихся 5-8 классов (мальчики и девочки) составлена согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
(Ф.И.О.) ________________
«____» ______________ 2018 г.
РЕКОМЕНДОВАНО
педагогическим советом
протокол
«____» ______________ 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от___________№_____:
Директор МОУ «СШ № »
_____________________
(Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению
для 5-8 классов
(смешанные классы)
Составитель(и) рабочей программы:
учитель __________
____________________
(ФИО полностью)
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования ( пр. МОН ДНР от 30.07.2018 г. No 678), примерной программы для образовательных организаций Донецкой Народной Республики по предмету « Трудовое обучение» для 5-8 классов (составители Кулик М.С, Беликова И.Г., Денисенко А.Н., Козлова Е.М., Саяпина Т.А., Колисниченко В.Н., Лошак Л.В., Федюнина Е.А., Чишко П.Н., Золотая Л.В., Сиваченко Н.М., Болотина Е.С., Мальцева А.В., Живагина Л.В., Фоменко А.А.) рекомендованной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).
Главной целью трудовой подготовки является формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества для реализации творческого потенциала учащихся. Содержание предмета имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм организации занятий, требует специальной подготовки по охране труда.
Задачами трудового обучения являются:
1. формирование целостного представления о материальном производстве, роль техники, проектировании и технологий в развитии общества;
2. приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;
3. формирование технологических умений и навыков учащихся;
4. ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;
5. формирование способности развивать достояние родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства;
6. содействие осознанию учащимися значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний;
7. реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности и технического творчества;
8. приобщение учащихся к достижениям родной культуры через практическое изучение традиционных ремесел и различных видов декоративно - прикладного искусства;
9. создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого ученика;
10. овладение умениями оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированости ключевых и предметных компетенций.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Трудовое обучение» для 5-8 класса (мальчики и девочки) разработана в соответствии с Примерными учебными планами основного общего образования, согласно которым на изучение «Трудового обучения» во всех общеобразовательных организациях отводится по 1 часу в неделю (33 недели в год).
Планируемые результаты
При изучении трудового обучения обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты :
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов по руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремлении внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов |
| Вводный урок | 1 |
1 | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 4 |
| Тема 1.1. Осенние работы | 2 |
| Тема 1.2. Весенние работы | 2 |
2 | Раздел 2. Кулинария | 5 |
3 | Раздел 3. Черчение и графика | 2 |
4 | Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 7 |
| Тема 4.1. Швейные материалы | 1 |
| Тема 4.2. Бытовая швейная машина | 1 |
| Тема 4.3. Конструирование и моделирование | 1 |
| Тема 4.4. Раскройные работы | 1 |
| Тема 4.5. Технология швейных работ | 3 |
5 | Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 8 |
| Тема 5.1. Технология создания изделия из древесины. Элементы машиноведения. | 4 |
| Тема 5.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения | 4 |
6 | Раздел 6. Декоративно-прикладное творчество Проектирование и изготовление изделий Творческий проект | 5 |
7 | Раздел 7. Технология ведения дома | 1 |
| Тема 7.1. Уход за одеждой | 1 |
| Всего | 33 |
6 класс
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов |
| Вводный урок | 1 |
1 | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 4 |
| Тема 1.1. Осенние работы | 2 |
| Тема 1.2. Весенние работы | 2 |
2 | Раздел 2. Кулинария | 5 |
3 | Раздел 3. Черчение и графика | 2 |
4 | Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 8 |
| Тема 4.1. Швейные материалы | 1 |
| Тема 4.2. Бытовая швейная машина | 1 |
| Тема 4.3. Конструирование и моделирование | 1 |
| Тема 4.4. Раскройные работы | 1 |
| Тема 4.5.Технология швейных работ | 4 |
5 | Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 7 |
| Тема 5.1. Технология изготовления изделия из древесины. Элементы машиноведения. | 3 |
| Тема 5.2. Технология изготовления изделий из металлов. Элементы машиноведения | 4 |
6 | Раздел 6. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | 5 |
7 | Раздел 7. Технология ведения дома | 1 |
| Тема 7.1 Уход за одеждой и обувью | 1 |
| Всего | 33 |
8 класс
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 1 |
| Тема 1.1. Осенние работы | 1 |
2 | Раздел 2. Кулинария | 4 |
| Тема 2.1. Значение плодов и овощей в питании человека. Технология заготовки и хранения продуктов | 4 |
3 | Раздел 3. Черчение и графика | 2 |
| Тема 3.1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 2 |
4 | Раздел 4. Электротехнические работы | 3 |
| Тема 4.1. Электротехнические устройства | 3 |
5 | Раздел 5. Технология ведения дома. Семейная экономика | 6 |
| Тема 5.1. Бюджет семьи | 3 |
| Тема 5.2. Ремонтно-отделочные работы | 3 |
6 | Раздел 6. Профессиональное самоопределение | 3 |
7 | Раздел 7. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | 14 |
| Всего | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ по п/п | № урока в теме | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Домашнее задание | ||
1 | 1 |
|
| Вводный урок. Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 5 классе. Содержание предмета. |
| ||
Учащиеся должны знать: цели и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 5 классе, содержание предмета; пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье; санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских; уметь: рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ. | |||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии (2 часа) | |||||||
2 | 1 |
|
| Осенние работы Отрасли сельского хозяйства. Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая) Вводный инструктаж, ин. № |
| ||
3 | 2 |
|
| Осенняя обработка почвы под овощные растения. Инструктаж БЖ, ин. № |
| ||
Учащиеся должны знать: особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы; о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; распознавать основные сорта овощных и цветочных культур; выращивать рассаду овощных и цветочных культур, осуществлять контроль качества выполняемых работ. | |||||||
Раздел 2. Кулинария (5 часов) | |||||||
4 | 1 |
|
| Рациональное питание. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Кухонная посуда и уход за ней. Инструктаж БЖ, ин. № |
| ||
5 | 2 |
|
| Питательные вещества и витамины - их значение и функции в организме. Значение овощей в питании человека. Обработка и нарезка овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. |
| ||
6 | 3 |
|
| Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц. Виды бутербродов. Подача бутербродов к столу. |
| ||
7 | 4 |
|
| Технология приготовления горячих напитков. Подача к столу горячих напитков. |
| ||
8 | 5 |
|
| Меню завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. |
| ||
Учащиеся должны знать: Понятие «кулинария», «питание», «культура питания». Рациональное питание. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газовых плит, при работе с горячими жидкостями. Общие сведения о питании, процессе пищеварения, усвояемости пищи. Питательные вещества. Витамины, их значение и функции в организме. Значение овощей в питании человека. Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей. Механическая обработка овощей. Виды тепловой обработки. Виды нарезки, инструменты и приспособления для нарезки. Блюда из сырых и вареных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы варки и жарения яиц. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов, украшение бутербродов. Подача бутербродов к столу. Горячие напитки, посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления горячих напитков. Подача к столу чая, кофе и какао. Меню завтрака. Расчёт количества и состав продуктов. Приготовление завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды для завтрака. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. уметь: готовить посуду и инвентарь к приготовлению пищи, определять доброкачественность продуктов по внешнему виду, готовить блюда из сырых и вареных овощей, яиц; готовить бутерброды и горячие напитки; оценка качества; составлять меню завтрак; сервировать стол к завтраку. | |||||||
Раздел 3. Черчение и графика (2 часа) | |||||||
9 | 1 |
|
| Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы и инструменты для построения чертежа изделия. |
| ||
10 | 2 |
|
| Последовательность построения чертежей. Понятие «эскиз». Виды эскизов |
| ||
Учащиеся должны знать: понятие «эскиз», виды эскизов, линий; масштаб; что такое текстовая и графическая информация; правила организации рабочего места и правила безопасного труда при работе с чертёжными инструментами; уметь: читать чертежи, технологические карты, схемы. Выполнять чертёжные и графические работы от руки. | |||||||
Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (7 часов) | |||||||
11 | 1 |
|
| Тема 4.1. Швейные материалы (1 час) Производство ткани. Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Инструктаж БЖ, ин. № |
| ||
Учащиеся должны знать: технологические процессы производства волокон, пряжи, нитей, ткани; виды переплетения нитей; виды растительных волокон; свойства тканей; виды тканей; уметь: определять в ткани нити основы и нити утка, лицевую и изнаночную сторону ткани; выбирать ткань для изделия, определяет дефекты ткани. | |||||||
12 | 2 |
|
| Тема 4.2. Бытовая швейная машина (1 час) Назначение и устройство бытовой швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Заправка верхней и нижней ниток. Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
Учащиеся должны знать: требования к оборудованию рабочего места; правила работы на швейной машине; технологию выполнения ручных и машинных швов; виды профессий швейного производства; правила безопасности при работе на швейной машине с электрическим приводом; уметь: выполнять заправку верхней и нижней нитей, производить замену иглы, намотку нитей на шпульку, регулировать натяжение нитей, длину стежка; выполнять различные швы; | |||||||
13 | 3 |
|
| Тема 4.3. Конструирование и моделирование(1 час) Снятие мерок. Последовательность построения чертежа фартука без нагрудника. |
|
| |
Учащиеся должны знать: Понятие снятие мерок; моделирование; конструктивные линии; мерки для построения чертежа изделия; уметь: снимать мерки; построить чертёж швейного изделия; моделировать выкройки; подготавливать выкройку к раскрою; соблюдает правила безопасной работы. | |||||||
14 | 4 |
|
| Тема 4.4. Раскройные работы (1 час) Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани. Последовательность раскроя швейного изделия. Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
Учащиеся должны знать: понятие раскроя и выкраивания; правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя; уметь: готовить ткань к раскрою, экономно раскладывать выкройки на ткани; выкраивает изделие; соблюдает правила безопасной работы при раскрое. | |||||||
15 | 5 |
|
| Тема 4.5. Технология швейных работ(3 часа) Виды стежков и строчек. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
16 | 6 |
|
| Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: обметывание, застрачивание, стачивание. |
|
| |
17 | 7 |
|
| Оборудование для влажно - тепловой обработки. Технология выполнения операций влажно - тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
Учащиеся должны знать: виды и классификацию стежков и строчек; классификация ручных стежков и строчек; требования, предъявляемые к выполнению ручных и влажно-тепловых работ; технологию выполнения ручных операций (перенесение линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать деталь, сметать детали); выполнение машинных операций: обмётывание, застрачивание, стачивание. Классификацию машинных швов; уметь: выполнять различные виды ручных и машинных швов; производить влажно-тепловую обработку; соблюдать последовательность технологической обработки швейных изделий; организовывать рабочее место; | |||||||
Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (8 часов) | |||||||
18 | 1 |
|
| Тема 5.1. Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения(4 часа) Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы. Графическое изображение деталей из древесины. Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
19 | 2 |
|
| Этапы планирования работы по изготовлению изделия. Разметка. Склеивание. Зачистка. Фанера и ДВП. Подготовка заготовок к работе. |
|
| |
20 | 3 |
|
| Технология работы лобзиком. Отделка изделий. |
|
| |
21 | 4 |
|
| Понятие о механизмах и машинах. Устройство и принцип работы сверлильного станка. |
|
| |
Учащиеся должны знать: виды пиломатериалов; какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке; основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; общее устройство столярного верстака; назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусло); уметь: выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно - технологическим картам; соединять детали склеиванием; владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка готового изделия), осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. | |||||||
22 | 1 |
|
| Тема 5.2. Технология создания изделий из металлов (4 часа) Элементы машиноведения. Рабочее место для ручной обработки металла. Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
23 | 2 |
|
| Металлы: их основные свойства и область применения. Виды и способы получения листового металла. Проволока и способы её получения. |
|
| |
24 | 3 |
|
| Правка, гибка, резание заготовок из тонколистового металла и проволоки. |
|
| |
25 | 4 |
|
| Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии. Правила безопасного труда при обработке металлов и проволоки. |
|
| |
Учащиеся должны знать: виды тонколистового металла проволоки; основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки; приемы гибки и рубки тонколистового металла и проволоки; способы соединения деталей; правила безопасного труда при обработке металлов и проволоки. Правила безопасного труда при обработке металлов и проволоки; уметь: производить сборку - разборку столярных тисков; распознавать виды тонколистового металла и проволоки по образцам; выполнять разметку тонколистового металла с помощью чертилки; гнуть тонколистовой металл и проволоку с помощью круглогубцев; осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. | |||||||
Раздел 6. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект (5 часов) | |||||||
26 | 1 |
|
| Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
27 | 2 |
|
|
|
|
| |
28 | 3 |
|
|
|
|
| |
29 | 4 |
|
|
|
|
| |
30 | 5 |
|
|
|
|
| |
Учащиеся должны знать: источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации; правила безопасного труда уметь: находить необходимую техническую информацию; применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности; набирать и редактировать текст; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов; осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. | |||||||
Раздел 7. Технология ведения дома (1час) | |||||||
31 | 1 |
|
| Тема 7.1. Уход за одеждой Ремонт одежды. Уход за одеждой хлопчатобумажных и льняных тканей |
|
| |
Учащиеся должны знать: способы ремонта одежды; основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных волокон, положительные и отрицательные качества тканей из натуральных волокон, отличия тканей по внешнему виду; правила безопасной работы при выполнении работ по уходу за одеждой; уметь: объяснять значение символов на ярлыках одежды; ухаживать за одеждой и обувью. | |||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии (2 часа) | |||||||
32 | 1 |
|
| 1.2. Весенние работы Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений и их применение. Инструктаж БЖ, ин. № |
|
| |
33 | 2 |
|
| Сроки и способы посева семян зеленных культур. Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур. |
|
| |
Учащиеся должны знать: способы выращивания овощных культур, о понятии «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур. |
КЛАСС 6
№ по плану | № по факту | Дата по плану | Дата по факту | Содержание урока | Домашнее задание | Примечание |
1 | 10.09 |
|
| Вводный урок Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Правила поведения в мастерских. Организация рабочего места. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: Требования к оборудованию рабочего места; правила поведения в мастерских. | ||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии (4) | ||||||
2 |
|
|
| 1.1. Осенние работы Основы овощеводства. Понятие о сорте. Овощи из семейства паслёновых. Селекция растений. Знакомство с однолетними растениями из семейства паслёновых (баклажан, перец, томат, картофель).. |
|
|
3 |
|
|
| Семеноводство овощных культур. Овощи из семейства тыквенные. Краткая характеристика растений: тыква, кабачок, патиссон, огурец. Семена и гибриды. Агротехника возделывания. Правила безопасной работы сельскохозяйственным инструментом. Варианты объектов труда. Отбор семенного материала. Составление коллекции различных видов семян овощных культур. Сбор семян и подготовка их к хранению |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: виды овощей; понятия семеноводства и семенного материала; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; распознавать семена по внешнему виду, способы их хранения, убирать урожай | ||||
Раздел 2. Кулинария (5) | ||||||
4 |
|
|
| Понятие «минеральные вещества», «макроэлементы» и «микроэлементы», их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Источники основных минеральных веществ. Суточная потребность в минеральных веществах. |
|
|
5 |
|
|
| Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Первичная обработка молока. Технология приготовления молочных супов и каш. Требования к качеству готовых блюд. |
|
|
6 |
|
|
| Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Признаки доброкачественности рыбы и сроки хранения рыбных продуктов и консервов. Характеристика рыбы живой, охлажденной, мороженой и соленой. Инструменты и приспособления для обработки рыбы. Способы тепловой обработки рыбы. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу. |
|
|
7 |
|
|
| Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки каш. Запеканки, пудинги, котлеты и биточки. Пищевая ценность и механическая обработка муки. Отличительные особенности в рецептуре блинчиков и оладий. Технология выпечки. Роль сладких блюд в питании. Технология приготовления киселей и компотов. Прохладительные напитки. |
|
|
8 |
|
|
| Меню ужина; расчёт количества и состав продуктов. сервировки стола к ужину. Правила безопасности при работе с горячими жидкостями, электронагревательными приборами, колющими и режущими предметами. Профессиональная ориентация на рабочие профессии. Варианты объектов труда: приготовление блюд из молока и молочных продуктов, рыба свежемороженая, солёная, блюда из рыбы; блюда из круп, блюда из жидкого теста; макаронные изделия, сладкие блюда; сервировка стола к ужину; оценка качества; меню ужина и блюда для ужина и т.д. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: Понятие «минеральные вещества», «макроэлементы» и «микроэлементы», их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Источники основных минеральных веществ. Суточная потребность в минеральных веществах. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Первичная обработка молока. Технология приготовления молочных супов и каш. Требования к качеству готовых блюд. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Признаки доброкачественности рыбы и сроки хранения рыбных продуктов и консервов. Характеристика мяса живой, охлажденной, мороженой и соленой рыбы. Инструменты и приспособления для обработки рыбы. Способы тепловой обработки рыбы. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки каш. Запеканки, пудинги, котлеты и биточки. Пищевая ценность и механическая обработка муки. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления теста для блинов, блинчиков и оладий. Технология выпечки. Роль Особенности сладких блюд в питании. Технология приготовления киселей и компотов. Прохладительные напитки. Меню ужина; расчёт количества и состав продуктов. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов для ужина. Правила безопасности при работе с горячими жидкостями, электронагревательными приборами, колющими и режущими предметами. Учащиеся должны уметь: готовить блюда из молока и молочных продуктов, блюда из рыбы; блюда из круп, блюда из жидкого теста; макаронные изделия, сладкие блюда; сервировать стол к ужину; оценивать качеств; разрабатывать меню ужина и блюда для ужина. | ||||
Раздел 3. Черчение и графика (2) | ||||||
9 |
|
|
| Условно-графическое изображение формы, структуры объектов и процессов. |
|
|
10 |
|
|
| Условные графические обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Правила безопасного выполнения чертёжных работ. Варианты объектов труда: выполнение чертёжных и графических работ с использованием чертёжных инструментов. Эскизы, чертежи изделий. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: что такое технический рисунок, эскиз, чертёж, схема, правила безопасного выполнения чертёжных работ; уметь: выполнять эскизы, чертежи, схемы. | ||||
Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (8) | ||||||
11 |
|
|
| Тема 4.1. Швейные материалы Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения, первичная обработка. Виды шерстяных и шелковых тканей. Виды ткацких переплетений. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Механические, гигиенические и технологические свойства тканей из волокон животного происхождения. Прокладочные материалы. Способы их соединения с тканью. Понятие «фурнитура». Виды фурнитуры. Выбор материалов для изготовления юбки, шорты с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Варианты объектов труда: Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия. Образцы шерстяных и шелковых тканей, прокладочных материалов, фурнитуры. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: технологические процессы производства волокон животного происхождения: пряжи, нитей, ткани; Учащиеся должны уметь: определять в ткани нити основы и нити утка, лицевую и изнаночную сторону ткани; выбирать ткань для изделия, определять дефекты ткани | ||||
12 |
|
|
| Тема 4.2. Бытовая швейная машина Регуляторы натяжения верхней и нижней ниток. Причины возникновения и способы устранения дефектов машинной строчки. Устройство и установка машинной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной.. Правила безопасной работы на швейной машине. Варианты объектов труда: Бытовая швейная машина. Машинная игла. Образцы машинной строчки. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: Правила работы на швейной машине и способы устранения дефектов строчки; правила подбора машинной иглы; правила безопасной работы на швейной машине. Учащиеся должны уметь: Выполнять регулировку и наладку швейной машины, её чистку и смазку, производить замену иглы, намотку нитей на шпульку, выполнять различные образцы машинной строчки. | ||||
13 |
|
|
| Тема 4.3. Конструирование и моделирование Понятие «одежда», «проектирование», «конструирование». Эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к одежде. Ассортимент женской одежды. Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбки. Последовательность построения чертежей прямой юбки или шорты. Способы моделирования юбок, шорт. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Чертежи и выкройки прямой юбки или шорт и т.д. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: Понятие «одежда», проектирование и конструирования одежды, основные требования к одежде (эксплуатационные, гигиенические, экономические, эстетические); правила снятия мерок; последовательность построения чертежа, моделирования; Учащиеся должны уметь: снимать мерки с фигуры человека, выполнять построение чертежа поясного изделия, моделирование, подготовка выкройки к раскрою | ||||
14 |
|
|
| Тема 4.4. Раскройные работы Раскладка выкройки юбки на ткани. Припуски на швы. Раскрой поясного изделия. Правила безопасности при раскрое изделия. Варианты объектов труда. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: раскладку выкройки поясного изделия на ткани . Припуски на швы. Правила безопасности при раскрое изделия. Учащиеся должны уметь: выполнять раскладку выкроек на ткань, припуски на швы, раскраивать поясное изделие. контроль качества изделия. | ||||
15 |
|
|
| Тема 4.5. Технология швейных работ Технология выполнения машинных операций: притачивание деталей; застрачивание шва, складок, вытачек; Способы обработки нижнего среза поясного изделия. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки. |
|
|
16 |
|
|
| Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка к примерке. Проведение примерки .Исправление недочетов после примерки. Обработка после примерки.
|
|
|
17 |
|
|
| Обработка застежки; притачного пояса; верхнего среза; нижнего среза. Отделка и окончательная обработка изделия.
|
|
|
18 |
|
|
| Выполнение влажно-тепловых работ. Презентация изделия. Способы контроля качества готового изделия. Расчет стоимости изделия. Правила безопасности при изготовлении изделия. Варианты объектов труда. Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки .Исправление недочетов в юбке после примерки. Обработка юбки после примерки. Обработка застежки; притачного пояса; верхнего среза; нижнего среза юбки. Отделка и окончательная обработка изделия. Выполнение влажно-тепловых работ. Презентация творческого проекта. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: Технология выполнения машинных операций: притачивание деталей; застрачивание шва, складок, вытачек; настрачивание шва; подшивание детали. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: сутюживание деталей, отпаривание швейного изделия. Правила безопасности при изготовлении швейного изделия. Учащиеся должны уметь: Технология обработки вытачек, складок, застежки тесьмой-молнией, верхнего среза юбки притачным поясом. Типовая последовательность изготовления поясного изделия с проведением примерки. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Критерии оценки изделия. Расчет стоимости изделия. | ||||
Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (7) | ||||||
19 |
|
|
| Тема 5.1. Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Пороки древесины. Производство и применение пиломатериалов. Основы технической графики: типы линий, масштаб, нанесение размеров, эскиз. Измерительный и разметочный инструмент: столярный угольник, рейсмус. Припуск на обработку. |
|
|
20 |
|
|
| Основы конструирования и моделирования изделий из дерева. Соединение брусков. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120 и его назначение. |
|
|
21 |
|
|
| Художественная обработка изделий из древесины. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Правила безопасной работы на станке СТД-120 и с инструментами по обработке древесины. Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии. Варианты объектов труда: разделочная доска, ступка, пестик, качалка, подсвечник, игрушки, подставка под цветы, предметы бытового назначения и т.д. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: виды и применение пиломатериалов; пороки древесины; какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке; основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой поверхности; устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120 и его назначение; правила безопасной работы на станке СТД-120 и с инструментами по обработке древесины. уметь: выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами и на станке СТД – 120; различать пороки древесины; изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам; соединять бруски; владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины; осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. | ||||
22 |
|
|
| Тема 5.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. Механические свойства металлов и сплавов. Свойства черных и цветных металлов. Сортовой прокат. |
|
|
23 |
|
|
| Разметка заготовки. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей штангенциркулем. |
|
|
24 |
|
|
| Назначение и устройство слесарной ножовки. Резание металла слесарной ножовкой. Опиливание металла, рубка металла. Отделка изделий из металла. Изучение устройства и кинематической схемой станка ТВ-4 (ТВ-6). Правила безопасной работы на станке ТВ-4 (ТВ-6) и инструментами по обработке металлов. |
|
|
25 |
|
|
| Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии. Варианты объектов труда: оконный уголок, дужки для навесного замка и т.д. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: виды и свойства черных и цветных металлов; основные приёмы резания металла слесарной ножовкой; приемы опиливания; правила безопасной работы на станке ТВ-4 (ТВ-6) и инструментами по обработке металлов; уметь: отличать черные металлы от цветных; измерять штангенциркулем; производить разметку заготовки; осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. | ||||
Раздел 6. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект. (5) | ||||||
26 |
|
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Раздел 7. Технология ведения дома (1) | ||||||
31 |
|
|
| Тема 7.1 Уход за одеждой и обувью Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Химическая чистка изделий. Значение символов, встречающихся на ярлыках одежды. Ремонт одежды. Уход за обувью. Варианты объектов труда. Расшифровка символов на ярлыках одежды из шелка и шерсти. Ярлыки от одежды из шерстяных и шелковых тканей. Образцы ремонта одежды. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Химическая чистка изделий. Значение символов, встречающихся на ярлыках одежды. значение символов, встречающихся на ярлыках одежды. Учащиеся должны уметь: делать ремонт одежды, уход за обувью различными способами, расшифровывать значение символов на ярлыках одежды из шелка и шерсти. | ||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии | ||||||
32 |
|
|
| 1.2. Весенние работы Выращивание рассады овощных культур. Значение выращивания рассады. Виды защищённого грунта; особенности выращивания рассады в сооружениях защищённого грунта (теплицы, парники, плёночных рассадниках). Выращивание томата, капусты, огурца в условиях защищенного грунта.. |
|
|
33 |
|
|
| Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии. Практическая работа: подготовка грунта к посадке семян; проращивание семян овощных культур; посев семян на рассаду; посев семян овощных культур в грунт. |
|
|
|
| Учащиеся должны знать: правила выращивания рассады; виды защищённого грунта: правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарём; уметь: выращивать рассаду в защищённом грунте; определять виды сооружений для защиты грунта; производить расчет потребности рассады для посадки; осуществлять контроль качества выполняемых работ. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ по п/п | № урока в теме | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Домашнее задание | |
Раздел 1. Основы аграрной технологии (1 час) | ||||||
| 1 |
|
| Осенние работы Сбор, учёт и хранение урожая в садоводстве. Осенняя обработка почвы. Уход за плодовыми деревьями. Вводный инструктаж, ин. № | Подготовить информацию о профессиях в садоводстве | |
Учащиеся должны знать: современные профессии в садоводстве; оптимальные условия хранения плодов; учёт урожая плодов; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; вносить удобрение; закладывать на хранение плоды; осуществлять контроль качества выполняемых работ. | ||||||
Раздел 2. Кулинария (4 часа) | ||||||
2 | 1 |
|
| Значение плодов и овощей в питании человека. Причины порчи продуктов. Пищевые отравления. Тара и инвентарь для консервирования. | Выучить причины порчи продуктов | |
3 | 2 |
|
| Технология заготовки и хранения продуктов. Консервирование пищевых продуктов растительного происхождения | Подготовить рецепт «Мое любимое варенье» | |
4 | 3 |
|
| Маринование плодов, ягод, овощей. Стерилизация овощей и фруктов | Подготовить рецепты маринованных овощей | |
5 | 4 |
|
| Соление, квашение овощей, мочение фруктов и ягод. Условия, необходимые для квашения, соления, мочения. Рабочие профессии консервных заводов. Инструктаж, БЖ ин. № | Подготовить сообщение «Рабочие профессии консервных заводов» | |
Учащиеся должны знать: общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу, о профилактике инфекций, рабочие профессии консервных заводов; правила безопасной работы; уметь: определять вид тары для консервирования; организовывать рабочее место; соблюдать личную гигиену, определять качество продуктов; подбирать посуду для соления, квашения, маринования и приготовления консервов; выполнять подготовку, переработку продуктов; соблюдать соотношение продуктов и консервантов; | ||||||
Раздел 3. Черчение и графика (2 часа) | ||||||
6 | 1 |
|
| Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | Выучить основные понятия | |
7 | 2 |
|
| Принципы нанесение размеров на чертежах. | Повторить тему «Электричество» изученную по физике | |
Учащиеся должны знать: технику выполнения чертежей и правила их оформления. Учащиеся должны уметь: строить чертеж с натуры, достраивает третий вид по двум данным. | ||||||
Раздел 4. Электротехнические работы (3 часа) | ||||||
8 | 1 |
|
| Тема 4.1.Электротехнические устройства. Электрическая цепь и её элементы, условные обозначения. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Виды соединения проводов. | Выучить основные понятия | |
9 | 2 |
|
| Виды электроосветительных приборов. Современная лампа накаливания, люминесцентное и неоновое освещение. Устройство и требования к нагревательным элементам. | Выучить устройство современной лампы накаливания | |
10 | 3 |
|
| Учёт потреблённой электроэнергии. Электросчётчик. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами | Повторить правила безопасного пользования бытовыми электроприборами | |
Учащиеся должны знать: Электрическая цепь и её элементы, условные обозначения. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Назначение и устройство электрических проводов. Виды соединения проводов. Виды электроосветительных приборов. Устройство современной лампы накаливания, люминесцентные и неоновые лампы. Электросчётчик. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Уметь: учитывать потреблённую электроэнергию. | ||||||
Раздел 5. Технология ведения дома. Семейная экономика (6 часов) | ||||||
11 | 1 |
|
| Тема 5.1. Бюджет семьи (3 часа) Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды расходов и доходов семьи. | Выучить основные понятия | |
12 | 2 |
|
| Виды потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Правила покупки. Виды сертификатов. Штриховое кодирование и его функции. | Выучить правила, которые следует соблюдать при покупке | |
13 | 3 |
|
| Сбалансированное, рациональное питание. Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Приусадебный участок и его влияние на семейный бюджет. | Составить бюджет школьника на год | |
Учащиеся должны знать: Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды расходов и доходов семьи. Понятие «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы. Понятие «потребность». Классификация покупок. Понятие «информация о товарах», «сертификация». Понятие «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде. Понятие «бюджет семьи», «доход», «расход». Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи. Понятие «культура питания». Рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Учащиеся должны уметь: составлять перечень товаров и услуг – источников доходов школьников. Рассчитывать затраты на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Составлять список расходов семьи. Оценивать затраты на питание семьи на неделю. | ||||||
14 | 1 |
|
| Тема 5.2. Ремонтно-отделочные работы (3 часа) Классификация инструментов по назначению. Классификация домов. Строительные материалы. Технология установки врезного замка. | Выучить основные понятия | |
15 | 2 |
|
| Назначение обивки двери. Теплоизоляционные, облицовочные материалы для обивки двери. | Выучить основные понятия | |
16 | 3 |
|
| Материалы и способы утепления окна. Укрепление и герметизация стёкол. | Выучить основные понятия | |
Учащиеся должны знать: классификацию инструментов по назначению; правила безопасной работы с ручными инструментами; классификацию домов и строительных материалов; технологию установки врезного замка; назначение обивки двери; теплоизоляционные, облицовочные материалы; уметь: устанавливать врезной дверной замок; утеплять окна; осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. | ||||||
Раздел 6. Профессиональное самоопределение (3 часа) | ||||||
17 | 1 |
|
| Профессиональное самоопределение. Отрасли экономики. Виды производства. | Выучить основные понятия | |
18 | 2 |
|
| Классификация профессий. Формула профессии. | Составить формулы профессий родителей | |
19 | 3 |
|
| Профессионально важные качества. Профессиограмма. | Составить профессиограммы профессий родителей | |
Учащиеся должны знать: Профессиональное самоопределение. Отрасли экономики. Виды производства. Классификация профессий. Формула профессии. Профессионально важные качества. Профессиограмма. Учащиеся должны уметь: составлять профессиограммы | ||||||
Раздел 7. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект (14 часов) | ||||||
20 | 1 |
|
| Варианты проектов и его структура. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения творческого проекта. | Составить план работы над проектом | |
21 | 2 |
|
| Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Выбор модели проектного изделия. | Работа с источниками информации. Выбрать изделие для проектирования. | |
22 | 3 |
|
| Разработка чертежей изделия. Определение технологической последовательности работ. | Пополнить портфолио проекта | |
23 | 4 |
|
| Выполнение проекта. Инструктаж БЖ, ин № | Подобрать материалы и инструменты для работы | |
24 | 5 |
|
| Работа над проектом |
| |
25 | 6 |
|
| Выполнение проекта. | Повторить правила безопасной работы при вышивании | |
26 | 7 |
|
| Работа над проектом | Повторить правила безопасной работы при вышивании | |
27 | 8 |
|
| Выполнение проекта. | Повторить правила безопасной работы при вышивании | |
28 | 9 |
|
| Работа над проектом | Повторить правила безопасной работы при вышивании | |
29 | 10 |
|
| Выполнение проекта. | Повторить правила безопасной работы при вышивании | |
30 | 11 |
|
| Работа над проектом | Повторить правила безопасной работы при вышивании | |
31 | 12 |
|
| Выполнение проекта. | Повторить правила безопасной работы при вышивании | |
32 | 13 |
|
| Экономическое и экологическое обоснование проекта | Пополнить портфолио проекта | |
33 | 14 |
|
| Презентация и защита творческого проекта. |
| |
Учащиеся должны знать: источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации; правила безопасной работы с ручным и механическим инструментом; уметь: находить необходимую техническую информацию; выполнять творческий проект, осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия |
Оценочные и методические материалы
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии, по которым осуществляется оценивание учебных достижений учащихся, имеют комплексный характер. К ним относятся:
уровень и качество применения знаний и умений в практической работе;
умение пользоваться различными видами конструкторско-технологической документации и другими источниками информации;
соблюдение технических требований в процессе выполнения работ (качество изделия); умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы; уровень сформированности трудовых приемов и умений выполнять технологические операции;
соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований;
уровень самостоятельности в процессе организации и выполнении работы (планирование трудовых процессов, самоконтроль и т.п.), выявление элементов творчества.
Напоминаем, что все баллы, которыми оцениваются учебные достижения учащихся по «Трудовому обучению» и «Технологиям», являются положительными, и определяют реальные достижения учащихся.
КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений учеников. |
1 | Учащийся распознает некоторые объекты изучения (материалы, модели, схемы и т.п.) и называет их (на бытовом уровне); знает правила безопасности при работе в учебных мастерских. |
2 | Учащийся описывает некоторые технологические объекты; распознает инструменты и оборудование для выполнения практических работ; имеет фрагментарные представления по предмету изучение (знаком с некоторыми технологическими понятиями); может использовать по назначению рабочие инструменты и оборудование. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
3 | Учащийся знает отдельные факты, касающиеся технологических объектов; может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала; придерживается технологи изготовления изделия; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся определенных этапов проектной деятельности. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
4 | Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит фактический и теоретический материал, приводит примеры, выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; может самостоятельно и обоснованно выбирать конструктивные элементы изделия. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
5 | Учащийся обладает усвоенными знаниями, навыками и аргументированно применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений (теоретическая часть) | Критерии оценивания учебных достижений (практическая часть) |
5 | Учащийся обладает усвоенными знаниями и аргументировано применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. | Учащийся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задания; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, материалами и другими средствами; соблюдает правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями. Соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока. Самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Умеет творчески продемонстрировать изделие |
4 | Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит теоретический материал; приводит примеры; в ответах допущены незначительные пробелы, ошибки; материал изложен не точно; применялись дополнительные наводящие вопросы. Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, подтверждает ответ конкретными примерами. | Учащийся выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Однако к качеству выполненной работы имеются замечания, и изделие частично не соответствует технологическим требованиям. |
3 | Самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала, однако имеются существенные пробелы; допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами; ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами. | Учащийся может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; если работа выполнена правильно только наполовину, неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; соблюдает требования правил безопасной работы. Качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. |
2 | Учащийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя | Учащийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание. Не всегда соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Учащийся работу не выполнил. |
1 | Учащийся полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя. | Учащийся не может спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; отказывается выполнять задание. |
Перечень используемой литературы
Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек / И. П. Арефьев. – М.: Школьная пресса, 2005.
Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы: метод. пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2007.
Васильченко, Е. В. Кулинарные работы и методика их проведения / Е. В. Васильченко // Школа и производство. – 1991. - № 4.
Винокурова, И. А. Правильное использование овощей в кулинарии / И. А. Винокурова // Школа и производство. – 1989. - № 4.
Гилева, Е. А. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа и производство. – 2001. - № 4.
Гуревич, Р. С. Кроссворды по трудовому обучению / Р. С. Гуревич // Школа и производство. – 1989. - № 9.
Кожина, О. А. Определение качества пищевых продуктов на уроках кулинарии / О. А. Кожина, Е. Н. Филимонова // Школа и производство. – 2008. - № 4.
Кругликов, Г. И. Методика проведения занятий по технологии обработки ткани. 5 класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. – 2001. - № 2.
Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. – Брянск: НМЦ «Технология», 2000.
Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях Волгоградской области «Технология». – Волгоград: Учитель, 2006.
Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы / авт. – сост. Л. Д. Карачевцева, О. П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
Уроки по курсу «Технология». 5-9 классы / под ред. Е. Н. Перова. – М.: 5 за знания, 2008.
Усова, Н. В. Швейная машина: история создания / Н. В. Усова // Школа и производство. – 1990. - № 4.
Хаханова, Л. П. Из истории интерьера жилого дома / Л. П. Хаханова // Школа и производство. – 1996. - № 1.
Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. – М.: Просвещение, 1981.
Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И. В. Яркова // Школа и производство. – 2001. - № 5.
Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208 с.: ил.
Симоненко, В.Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В.Д.Симоненко, А.Н.Богатырев, О.П.Очинин и др.; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 288 с.
Технология. 8 класс / под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Интернет – источники
Планируемы результаты освоения учебного предмета
В результате изучения трудового обучения ученик получает возможность:
познакомится:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания ценности материальной культура для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
построение планов профессионального образования и трудоустройства.